Роль наставничества в формировании экологического образования

ФИО: Капкова Т.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3343
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Роль наставничества в формировании экологического образования
Итоговая оценка: 2 место,  74 баллов(-а)



Капкова Т.Г.

МБОУ «Городская гимназия города Димитровграда»

г.Димитровград, Ульяновская обл. 

Роль наставничества в формировании экологического сознания 

Аннотация: Рассматривается роль наставничества в воспитании экологической культуры. Показаны основные направления работы, формы и методы работы с учащимися. 

Ключевые слова: экология, экологический императив, экологическое образование, проектно-исследовательская деятельность 

Наставничество – это устоявшийся, традиционный метод обучения. Для чего же нужно наставничество? В первую очередь для передачи знаний, поддержки наставляемого, раскрытия потенциала и укрепления профессионального мастерства. 

В настоящее время, экологическое образование в школе становится приоритетным направлением в педагогической практике. Однако многие преподаватели не имеют специального экологического образования, следовательно, возникает много вопросов о специфике преподавания экологии.  В данной статье хочу поделиться опытом преподавания экологии в школе.

Что же такое экологическое образование? Каковы его цели и задачи? Каким образом сочетаются экологическое образование и экологическая культура?

Экологическое образование – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками.

Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.

В систему экологического образования заложены следующие принципы: гумманизация, научность, интеграция, непрерывность, систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии.  

Целевые установки работы по экологическому образованию:

– формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

– развитие умений воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и способности к причинному анализу факторов и явлений окружающей действительности;

–  обучение методам познания окружающего мира;

– воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Преподавание экологии в течение многих лет в школе, позволяет мне сделать вывод о том, что именно экология  может являться связующим звеном  между разными предметами и формирует мировоззрение.

 Работа по экологическому образованию и воспитанию ведется мной  по следующим направлениям: 

  • Разработка и реализация программы преподавания экологии в рамках школьного курса
  •  Разработка и внедрение различных форм и методов получения экологических знаний во внеурочное время.
  • Разработка и использование методов, способствующих творческому развитию личности

Вот основные положения, которых я придерживаюсь в своей работе по экологическому образованию:

  1. Экологическое образование является необходимым для формирования адекватного отношения к окружающему миру. Условия нашей жизни зависят от того, как человек влияет на природу. Об этом говорят все средства массовой информации и было бы неправильно, если об этом умалчивали в школе. 
  2. Экология больше, чем другие предметы является межпредметной. Любая экологическая ситуация имеет многоаспектный характер. Прослеживается взаимосвязь между разными учебными курсами – химией, физикой, географией, историей, философией и, конечно, биологией.
  3. В школе мы должны способствовать формированию экологической культуры.  Именно в школе человек осознает свое место в природе, понимает отношение к ней и обретает чувство личной ответственности за последствия своей деятельности. Здесь экологию следует рассматривать как этическое отношение к своему окружению, своему дому и собственно к себе. 
  4. На мой взгляд, вложение средств в экологическое образование экономически целесообразно. Сейчас объясним, что «мусорить» плохо – меньше затратим денег на уборку мусора.
  5. Экология – предмет, который является очень благодатным для развития творческой личности, развития креативных способностей. Для решения любой экологической проблемы нужен комплексный подход, анализ ситуации и поиск решения.
  6. Прослеживается тесная связь экологии и эволюции. Эволюционные изменения в любом организме и биологической системе идут в результате приспособлений к той или иной среде.

          Окружающая среда        биологическая система          эволюция

  1. При существующей тенденции  к сокращению часов биологии и экологии, в экзаменах ЕГЭ много вопросов по экологии
  2. Экология формирует системный подход к познанию мира. Любая живая система на всех уровнях организации живой материи от клетки до биосферы – открытая система, где осуществляется взаимосвязь с окружающей средой 

Очень важное значение имеет непрерывность в обучении экологии. Кроме обязательных уроков экологии в курсе 10 -11 класса, я веду  внеурочную  деятельности. Это работа научного общества «Ноосфера», работа кружков по экологии, научно-исследовательская деятельность учащихся, различные экологические акции. Для развития творческих способностей учащихся применяются  различные методы и формы занятий – метод мозгового штурма, метод 6 шляп Боне, метод ТРИЗ, метод кейс-стади.

Необходимо отдавать предпочтение таким методам, формам и методическим приемам обучения, которые будут:

  • стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (сюжетно-ролевые игры, уроки – конференции, семинары, доклады учащихся, диспуты и викторины).
  • способствовать развитию творческого мышления, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (это методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей)
  • обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения 
  • вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного и регионального значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушений, определение факторов риска в районах проживания, пропаганда экологических знаний)

Особо хочется сказать о проектно-исследовательской деятельности учащихся, которая играет ключевую роль в глубоком понимании проблемы, развитии самостоятельности, формирования творческой личности. Участие в научно практических конференциях разного уровня, в частности Всероссийский конкурс исследовательских работ им. В.И. Вернадского, Российский национальный водный конкурс, Всероссийский конкурс «Первые шаги в науку», позволяет учащимся самореализоваться, почувствовать значимость своих исследований и проектов, обменяться опытом в единомышленниками. 

Вот некоторые темы исследовательских проектов учащихся: «Особо-охраняемые территории Ульяновской области», «Экологическая перспектива прудов на реке Мелекесске», «Экологическое картирование реки Мелекесски», «Влияние формальдегида на атмосферу г.Димитровграда», «Экологическая сукцессия брошенных полей Ульновской области», «Последствия ледяного дождя на экосистемы г.Димитровграда», «Проблема сохранения мелководий Черемшанского залива»

  1. Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования школьников. //, 1999, №1.
  2. Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. М., 1984.
  3. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 1990.
  4. Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. //, 1998,№6.