Методическая разработка урока по подготовке и проведению учебного занятия

ФИО: Тараскина Л.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3345
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка урока по подготовке и проведению учебного занятия
Итоговая оценка: 1 место,  91 баллов(-а)



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ  Государственное бюджетное профессиональное  

образовательное учреждение города Москвы  

«Образовательный комплекс градостроительства «Столица» 115573 г. Москва, Ореховый бульвар, д.22

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 

по подготовке и проведению учебного занятия 

Тема Публицистический стиль речи, его назначение.  Основные жанры публицистического стиля 

Дисциплина ОУД.01 Русский язык 

Профессия 15.01.05 Сварщик (ручной и частично  механизированной сварки (наплавки)) 

Преподаватель Тараскина Л.Н. 

Москва 2022

Методическая разработка учебного занятия составлена в соответствии с  методическими рекомендациями по подготовке и проведению открытого учебного  занятия.  

В методической разработке практического занятия представлены психолого педагогические основы открытого учебного занятия, методические основы открытого  учебного занятия (технологическая карта), методические указания для обучающихся по  выполнению заданий на занятии, оценочные средства по итогам работы на учебном занятии. 

При проведении учебного занятия используются упражнения, опрос, выполнение  анализа текста и лексической работы под руководством преподавателя и самостоятельно. 

ГБПОУ ОКГ «Столица», 2022


Оглавление 

Введение………………………………………………………………………………………………………………..4 Основная часть ………………………………………………………………………………………………………5 1. Психолого-педагогические основы открытого учебного занятия………………………5 2. Методические основы открытого учебного занятия………………………………………..6 Вывод ………………………………………………………………………………………………………………….14 Список используемых источников………………………………………………………………………..15 Приложения …………………………………………………………………………………………………………16


Введение 

Учебное занятие по теме «Публицистический стиль речи, его назначение.  Основные жанры публицистического стиля» проводится в рамках изучения дисциплины  ОУД.01 Русский язык обучающимися по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично  механизированной сварки (наплавки)) . 

Выбор темы учебного занятия обусловлен развитием современного мира, который  постоянно модернизируется и дополняется новыми элементами. Человечество постоянно  наращивает темпы своего интеллектуального, технического совершенствования. Публицистический стиль – один из самых развивающихся и «подвижных». В  публицистических произведениях освещаются проблемы весьма широкой тематики – актуальные вопросы современности, представляющие интерес для общества  (политические, экономические, моральные, философские), вопросы культуры, воспитания.  Публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе,  периодической печати (газетах, журналах), в передачах радио и телевидения, ораторской  речи. 

Содержание учебного занятия – обобщение знаний обучающихся об особенностях публицистического стиля, повторение терминов; знакомство с лексическими и  синтаксическими особенностями стиля, развитие умений различать их, определять роль  внутри текста. 

Сочетание традиционных методов и приемов обучения с инновационными – использование электронных образовательных ресурсов и элементов редакторской работы – способствует повышению эффективности учебного занятия, мотивации обучающихся. 

В ходе учебного занятия каждый из участников образовательного процесса  достигает свои цели: 

1) обучающийся: развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять,  классифицировать и обобщать языковые явления; развитие умения логически  верно излагать мысли; давать определение понятиям;  

2) преподаватель: показывает методы учебной работы, продолжает выстраивать  и реализовывать перспективные линии саморазвития,


Основная часть 

  1. Психолого-педагогические основы открытого учебного занятия 

На современном этапе строительство и производство нуждается в  самостоятельных, творческих специалистах, инициативных, предприимчивых, способных  приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения  и реализовывать экономически выгодные проекты. Без обращения профессионального  образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания  обучающихся достаточно проблематично подготовить специалистов с такими качествами. 

ФГОС нового поколения предусматривает усиление прикладного, практического  характера профессионального образования на всех его уровнях, адекватность его  современным требованиям экономики, науки и общественной жизни. 

Практико-ориентированное обучение в системе профессионального образования – это процесс освоения обучающимися образовательной программы с целью формирования  у обучающихся профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных  практических задач. 

В практико-ориентированном обучении важную роль играет практическая  направленность учебных занятий. 

Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая  выполнение обучающимися заданий самостоятельно или под руководством  преподавателя.  

Практика работы показывает, что основной формой проведения практических  занятий остается практическая работа. 

Дидактическая цель практических работ – формирование у обучающихся  профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения  последующих учебных дисциплин. 

Выполнение обучающимися практических работ позволяет им понять, где и когда  изучаемые теоретические положения, и практические умения могут быть использованы в  будущей практической деятельности. 

 Целью практических работ по русскому языку является закрепление  теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков: языковых,  речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических; формирование  функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической  (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой); совершенствование умений  обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно  использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых  ситуациях; дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к  речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,  осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;  информационных умений и навыков


  1. Методические основы открытого учебного занятия
Общеобразовательная учебная  дисциплина ОУД.01 Русский язык
№ занятия по КТП  9
Тема занятия  Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля.
Тип учебного занятия  практикум
Вид занятия  Учебное занятие
Цели занятия  развивать умения пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического  стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;  

закрепление навыков правописания; 

обучать обучающихся убедительно излагать информацию, обосновывать и аргументировать свою точку  зрения.

Задачи  Образовательные: 

выявление качества и уровня овладения знаниями, полученными при изучении темы; совершенствование умения находить в текстах элементы, указывающие на стиль; 

совершенствование умения использовать изобразительно-выразительные средства публицистического  стиля в собственной устной и письменной речи при создании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ; совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. 

Развивающие: 

развитие коммуникативных навыков: умения учащихся логично, последовательно и выразительно  излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; 

развитие речевой культуры и речевого творчества; 

развитие умения работать в группе и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку. Воспитательные: 

воспитание интереса и уважительного отношения к родному языку; 

формирование позитивное мировоззрение, воспитывать коммуникативные способности.

Планируемые результаты  Личностные: 

развитие системы ценностных отношений к родному языку; совершенствование навыков этичного  межличностного общения; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к  собственной речи. 

Метапредметные:

 

коммуникативные: формирование действий по организации и планированию учебного  сотрудничества, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению  морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; действовать с учётом позиции  другого и уметь согласовывать свои действия; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою  позицию не враждебным для оппонентов образом; 

регулятивные: формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные  цели и задачи, планировать их реализацию; осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения  целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать  правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия,  так и по ходу его реализации;  

познавательные: развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и  обобщать языковые явления; развитие умения логически верно излагать мысли; давать определение понятиям.  Предметные: 

обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, повторить термины; познакомить с  лексическими и синтаксическими особенностями стиля, развивать умения различать их, определять роль  внутри текста.

Материально-техническое  обеспечение учебного занятия компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска
Учебно-методическое  

обеспечение учебного занятия

Презентация по теме урока, рабочие листы самоконтроля, раздаточный материал, учебник по русскому языку Ресурсы сайтов TESTRU.INFO, «Видеотьютор по русскому языку» https://videotutor-rusyaz.ru/.
Педагогические технологии  Технология критического мышления; элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся;  технология проблемного обучения.
Методы и формы обучения  комплексное использование различных форм урока: беседа, наблюдение, языковой анализ текста, применение  ИКТ (презентация, работа на интерактивной доске), индивидуальная, групповая, фронтальная.
Основные понятия  Публицистика, стилистика
Ход учебного занятия
№  

п/п 

Время  Наименование  этапа работы  Деятельность преподавателя  Деятельность обучающихся  Формы контроля

 

7

1.  5 мин.  Организационный  этап. 

Актуализация  

знаний

приветствие, отметка  

отсутствующих в журнале, запись  учебного занятия в журнал;  

подводит обучающихся к  

формулировке темы учебного  занятия и осознанной постановке  цели и задач учебного занятия;  знакомит с критериями оценок на  занятии;

готовность к уроку, включение в  учебную деятельность;  

осознанно входят в пространство  учебной деятельности;  

обсуждают, предлагают варианты  темы учебного занятия;  

формулируют цели и задачи  

учебного занятия;  

слушают и принимают критерии  оценок; 

отвечают на вопросы, обсуждают,  анализируют, обобщают;  

выявляют и фиксируют затруднения,  т.е. конкретные знания, умения,  которых недостает для выполнения  заданий

Наличие записи в журнале  (дата, тема, отметка об  отсутствии обучающихся). Наличие записи на  

учебной доске (дата, тема,  критерии оценок на  

занятии) 

Степень активности  

обучающихся при ответах  на вопросы преподавателя, обсуждении ответов

2.  3 мин.  Мотивация  объясняет основные положения по  выполнению заданий;  

задает вопросы по ходу  

объяснения;  

организует подготовку и  

мотивацию обучающихся к  

самостоятельному выполнению  учебного действия, его  

осуществлению и фиксации. 

Работа с эпиграфом 

– Как вы понимаете слова  

профессора, доктора филологических  наук Григория Яковлевича  

Солганика? 

внимательно слушают, наблюдают за  действиями преподавателя;  

отвечают на вопросы преподавателя; высказывают свое мнение;  

выдвигают свои предложения с  обоснованием.  

Предполагаемые ответы 

Грамотный человек обязан знать  основные функциональные стили текста  и уметь отличать их друг от друга. Расширять круг чтения, пополнять  словарный запас, рассматривать и 

Степень активности  

обучающихся при ответах  на вопросы преподавателя,  обсуждении ответов.

 

8

– Над чем необходимо работать,  чтобы как можно лучше знать  стилистику? создавать самим тексты разных стилей  речи. 

Обучающиеся выполняют тестирование на смартфонах, результат высылают на  почту 3281707@mail.ru

3.  5 мин.  Актуализация  

знаний.

побуждает к высказыванию своего  мнения;  

задает вопросы по ходу  

объяснения;  

Лексическая работа ( слайд 4) наблюдает и по необходимости  оказывает помощь при выполнении  обучающимися практического  задания; 

оценивает выполненное задание;

внимательно слушают;  

высказывают свое мнение;  

определяют причины допущенных  ошибок;  

предлагают способы устранения  ошибок;  

смотрят и анализируют работы  обучающихся;

Степень активности  

обучающихся при ответах  на вопросы преподавателя,  обсуждении ответов

4.  7мин.  Формулировка  

темы и  

постановка целей и задач урока.

обсуждает способы устранения  ошибок;  

предлагает обучающимся  

выставить себе оценки за работу с  обоснованием;  

1. Выразительное чтение текста  №1+беседа 

– К какому стилю речи вы бы отнесли  данный отрывок?  

– Аргументируйте стилевую  

принадлежность текста, определив  цель высказывания, сферу 

высказывают свое мнение;  

определяют причины допущенных  ошибок;  

предлагают способы устранения  ошибок;  

смотрят и анализируют работы  обучающихся. 

Предполагаемые ответы 

Публицистический. 

Цель – сообщение информации,  

воздействие на слушателей или  

читателей. Сфера употребления – в  устной речи: выступления на митингах, 

Степень активности  

обучающихся при  

проведении беседы и  

опроса.

 

9

употребления.  

2. Словарно-орфографическая  работа: публицистический, публика,  публичный, публицист,  

опубликовать, публицистика. 

– Какой общий корень имеют эти  слова?  

3.Формулирование темы и целей  урока. 

– Таким образом, что станет  

ключевым понятием сегодняшнего  урока? 

– Зачем мы возвращаемся к  

повторению этой темы?  

– А еще для какой цели?  

Запись темы урока  

«Публицистический стиль. От  анализа текста-к сочинению». 

4. Приём «Верные – неверные  утверждения».

собраниях, в передачах по радио и  телевидению; в письменной речи:  статьи в газетах и журналах 

публика – народ, люди 

Совершенствовать знания по теме  «ПС»). 

Подготовиться к выполнению задания– проанализировать текст в  

публицистическом стиле и написать  сочинение-рассуждение по этому тексту

5.  17  

минут

Работа по теме  

урока.

побуждает к высказыванию своего  мнения;  

задает вопросы по ходу объяснения; 

1.Организация наблюдения над  текстом №1 

– О каких особенностях  

публицистического стиля речи говорит Михаил Меньшиков русский 

высказывают свое мнение;  

определяют причины допущенных  ошибок;  

предлагают способы устранения  ошибок;  

смотрят и анализируют работы  обучающихся. 

Предполагаемые ответы

Степень активности  

обучающихся при  

проведении беседы и 

опроса.

 

10

публицист, общественный деятель  начала 20 века? Прокомментируйте  ответы примерами из текста.  

2. Работа с текстом № 2 

– Достаточно ли, чтобы понять, в  каком стиле написан текст, знать  цель высказывания, сферу  

употребления, характерные черты?  – Определите стиль текста, тип речи.  

– Аргументируйте свою точку  зрения, проанализировав языковые  средства. 

3. Языковой анализ текста. 

1гр. – Выпишите лексические  языковые особенности. 

2гр. – Выпишите морфологические  языковые особенности. 

3гр. – Выпишите синтаксические  языковые особенности. 

4. Работа с учебником. 

– Основные стилевые черты и  языковые особенности выражаются в  разных жанрах, свойственных  публицистическому стилю. 

– Что говорит нам об этом учебник? 

Призывность, актуальность, логичность,  доходчивость, образность. 

Нет, текст создаётся при помощи  языковых средств. 

Стиль речи – публицистический, тип  речи – повествование с элементами  рассуждения и описания.

 

11

Стр.219-220, дополните информацию  о ПС. 

– Какие ещё жанры  

публицистического стиля вы можете  назвать?  

5. Продолжение работы с текстом. 

– Что выяснить жанровую  

принадлежность текста, определите  его тему.  

– Как можно сформулировать  

проблему? 

– Назовите основные проблемы  текста. 

– Итак, определите жанр,  

аргументируйте.  

– Какая проблема будет главной в  тексте? 

– Запишите её, введя в контекст.  Работа с таблицей на ИД. 

– Найдите в тексте примеры 

иллюстрации, с помощью которых  можно прокомментировать эту  проблему. Работа с текстом на ИД.

Отзыв, рецензия, заметка, интервью,  фельетон, ораторская и судебная речь,  выступление 

Рассказ о полярной экспедиции и  человеческом героизме. 

1. Проблема риска ради познания.  2. Проблема победы над трудностями. 3. Проблема исторической памяти. 

Проблемный очерк, так как автор  излагает социально значимые  

проблемы, делится своим мнением о  них.

 

12

– Какова позиция автора?  

Сформулируйте и запишите.

6.  5 мин.  Домашнее  

задание 

Разделяете ли вы авторскую позицию? Актуальна ли для вас проблема,  поставленная автором? 

– Письменно: свяжите проблему с  авторской позицией и  

комментариями, сформулируйте  свою точку зрения. 

– Устно: подберите аргументы из  публицистической,художественной  литературы о людях, которые  рискуя жизнью, совершили великие  научные открытия.

7.  3 мин.  Подведение  

итогов урока.  

Оценивание.

обмен информацией после 

выполнения исследования, выводы, обобщения, заполнение таблицы; – выставление оценок. 

Приём «Верные – неверные  

утверждения». Проверка, обсуждение  результатов. 

– Оцените свои знания о  

публицистике. 

– Кто не допустил ошибок? 

– Кто сначала сделал ошибки, но  сумел найти их самостоятельно? – Те, кто не сразу заметил свои  ошибки, разобрались в них или у вас  остались вопросы? 

– Достигли ли мы цели, поставленной  сегодня на уроке?

-отвечают на вопросы, обсуждают,  анализируют, обобщают;  

-выявляют и фиксируют затруднения,  т.е. конкретные знания, умения,  которых недостает для выполнения  заданий

Степень активности  

обучающихся при  

проведении беседы и  

опроса.

 

13

Вывод 

Учебное занятие «Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры  публицистического» успешно проведено в соответствии с учебно-планирующей  документацией.  

При проведении занятия были использованы анализ текста, лексическая и  словарно-орфографическая работы, проведен опрос по теме, обучающимися  самостоятельно выполнялось практическое задание. 

Считаю, что в ходе занятия у большинства обучающихся была высокая мотивация,  поддерживался интерес к осваиваемым приемам работы с текстом, самое важное,  выполнение практического задания – высказывание своего мнения, аргументирование ответов. 

Но у отдельных обучающихся не получилось выполнить полностью практические задания самостоятельно, так как владеют неполным набором знаний по данной теме, а так  же имеют затруднения в лексической и словарной работе.

Список используемых источников 

  1. Гольцова Н.А. Русский язык: учебник 10-11 кл. в 2-х ч. – М.: Русское  слово, 2017. 
  2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык 10-11 кл.:  учебник. – М.: Просвещение, 2008 
  3. Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Словарь-справочник. – М.:  Просвещение, 2006.

15 

Приложения 

Приложение 1 

Текст №1 

 Бог их знает, куда девались музы в наш фабричный век. Они попрятались по  музеям, библиотекам, художественным и научным складам. Публицистика – десятая муза и единственная, которая не прячется. Она каждое утро входит к  нам запросто, пьет с вами кофе и беседует оживленно о том, что делается на  свете. Талантливые собратья публициста – ученые и художники – собирают  разум своих познаний, но, пожалуй, только публицисту доступно свести их  разнообразные откровения в общепонятный синтез. Все специальности  центробежны, публицистика, подобно философии, центростремительна.

16 

Приложение 2 

Текст №2 

 (1)– Здесь полюс, поздравляю вас, ребята! – эти слова сказал начальник поляр ной экспедиции Дмитрий Шпаро. (2)Несколько секунд друзья ещё стояли, пошаты ваясь, плотно прижавшись друг к другу. (3)И вдруг они кинулись обниматься, по здравлять друг друга, радуясь нелегко доставшейся победе. (4)Северный полюс  

столбиком не отмечен, на нём ничего нет, кроме льда и снега. (5)Этой точки Земли  не раз достигали на собачьих упряжках, на мотосанях, дирижабле, на самолётах, на  ней всплывали подводные лодки, сюда дошёл отечественный ледокол «Арктика», а  после него ещё более шестидесяти ледоколов из разных стран. (6)А вот пешим  ходом на лыжах полюса впервые достигла экспедиция из семерых человек под руко 

водством Дмитрия Шпаро в 1979 году. (7)Печать большой и необычной дороги ле жала теперь на этой семёрке. (8) Палатка выцвела, до дыр износились бахилы, лыжи  были источены до предела. (9)Ну и, конечно, на лицах запечатлелось всё, что приш лось испытать. (10)Выросшие бороды, порыжевшие носы, обожжённые морозом,  облупленные щёки. (11)Но они радовались, как дети, шутили, смеялись. (12)И в  

один голос готовы были сказать, что могли бы пройти ещё столько же.  (13)Среди множества писем, приходивших в редакцию в те дни, писем с горячей  поддержкой экспедиции и пониманием её задач, был и такой вопрос: (14)«Зачем?»  (15)Вопрос этот столь же старый, как и вся история человечества. (16) Всегда кто-то  шёл по земле, обрекая себя на лишения, даже на гибель. (17)А кто-то, сидя в спокой ном тепле у костра в пещере или у телевизора в квартире, говорил: (18)«Зачем?»  (19)Вопрошающих никто не помнит, так как они не совершили ничего значимого  для будущих поколений. (20)Тех же, кто шёл, история знает. (21)Усилиями легиона  смельчаков были открыты на Земле материки, острова, глубины, проливы, полюса,  покорены горы, нанесены на карту мельчайшие очертания лика Земли. (22)Людям  хочется открывать неизведанное, хотя это всегда рискованно. (23)Человек с колыбе ли своей истории сознательно рисковал своей жизнью, чтобы совершать открытия.  (По В.М. Пескову*) 

*Василий Михайлович Песков – известный советский журналист, писатель, фото корреспондент, путешественник, телеведущий.

17 

Приложение 3 

«Верные – неверные утверждения»

Утверждение  Да  Нет
1.Слово публицистический обозначает «общественный»,  

«государственный».

2.Официальность, точность – характерные черты публицистического стиля.
3. Интерес к общему «роднит » публицистику с научным стилем.
4. Стандартные сочетания слов сближают публицистический стиль с  языковыми шаблонами официально-делового стиля.
5. Характерная черта текстов публицистического стиля- доходчивость.
6. Жанры публицистического стиля: роман, повесть, рассказ, басня, сказка
7. Очерк-жанр, свойственный публицистическому стилю, краткое описание  жизненных событий, обычно социально значимых.
8. Публицистический стиль-это сложное речевое единство, в нем  органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного,  официально-делового, художественного, разговорного.

 

18 

Приложение 3

Электронная презентация 

Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями. Г. Я. Солганик

Бог их знает, куда девались музы в наш фабричный век. Они  попрятались по музеям, библиотекам, художественным и научным  складам. Публицистика – десятая муза и единственная, которая не  прячется. Она каждое утро входит к нам запросто, пьет с вами кофе  и беседует оживленно о том, что делается на свете. Талантливые  собратья публициста – ученые и художники – собирают разум своих  познаний, но, пожалуй, только публицисту доступно свести их  разнообразные откровения в общепонятный синтез. Все  специальности центробежны, публицистика, подобно философии,  центростремительна. 

Михаил Меньшиков русский публицист, общественный деятель начала  

20 века.

Публицистический стиль.  От анализа текста-к сочинению

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Утверждение  Да  Нет
1.Слово публицистический обозначает «общественный», «государственный».
2.Официальность, точность – характерные черты публицистического стиля.
3. Интерес к общему «роднит » публицистику с научным стилем.
4. Стандартные сочетания слов сближают публицистический стиль с языковыми шаблонами официально делового стиля.
5. Характерная черта текстов публицистического стиля- доходчивость.
6. Жанры публицистического стиля: роман, повесть, рассказ, басня, сказка.
7. Очерк-жанр, свойственный публицистическому стилю, краткое описание жизненных событий, обычно  социально значимых.
8. Публицистический стиль-это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных  функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

 

Василий Михайлович Песков – известный  

советский журналист, фотокорреспондент, путешественник,  телеведущий

ТЕКСТ № 2

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ 

– Определите стиль текста, тип речи. 

– Аргументируйте свою точку зрения,  

проанализировав языковые средства: 

1 группа- лексические языковые особенности текста; 2 группа- морфологические языковые особенности  текста; 

3 группа- синтаксические языковые особенности текста.

ЖАНРЫ  

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ 

Статья 

Рецензия 

Эссе 

Очерк: портретный, проблемный, путевой Репортаж

СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ  ПРОБЛЕМЫ 

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС С ПОМОЩЬЮ ИМЕНИ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО  

В Р. П.: ПРОБЛЕМА  

(КОГО? ЧЕГО?)

ЖАНР ТЕКСТА 

Проблемный очерк, задача которого – не просто рассказать о каком- то явлении,  человеке или событии, но и показать в  действии, развитии, доказать его  

общественную значимость.

Проблема  Авторская позиция


ТЕКСТ № 2

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 

Письменно: свяжите проблему с авторской  позицией и комментариями, сформулируйте свою  точку зрения. 

Устно: подберите аргументы из публицистической,  художественной литературы о людях, которые  рискуя жизнью, совершили открытия в области  естественных наук, медицины.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА 

Слово публицистический обозначает «общественный», «государственный». 

Интерес к общему «роднит » публицистику с научным стилем. 

Стандартные сочетания слов сближают публицистический стиль с  языковыми шаблонами официально-делового стиля. 

Характерная черта текстов публицистического стиля- доходчивость.

Очерк-жанр, свойственный публицистическому стилю, краткое описание  жизненных событий, обычно социально значимых. 

Публицистический стиль-это сложное речевое единство, в нем  органически сливаются черты разных функциональных стилей:  научного, официально-делового, художественного, разговорного.