ИСКУССТВО ИСЛАМА В МЕТАФИЗИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ:ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КУРСА

ФИО: Колесова И.С.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3380
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: ИСКУССТВО ИСЛАМА В МЕТАФИЗИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ:ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КУРСА
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)



УДК 37.017.93 + 13+ 7.0 33

ББК 74.26+87+86.38

 

 ИСКУССТВО ИСЛАМА В МЕТАФИЗИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ:ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КУРСА

Колесова Ирина Семеновна,

кандидат философских наук, доцент

Российский государственный

профессионально-педагогический университет,

 Россия, Екатеринбург 620012,

ул Машиностроителей,12,

  Аннотация Данная работа представляет синопсис курса, посвященного метафизике символов искусства ислама. Актуальность и новизна презентуемого материала состоит не только в раскрытии сущности исламского искусства, но и в экспериментальном поиске, в попытке оправдания тех основ, на которых возможно выстраивание диалога между различными культурными и религиозными традициями. С учетом взаимовлияния культурных миров христианства и ислама, имеющих единые авраамические корни, автор выделяет соборность как общую тему, присутствующую и в христианстве, и в исламе. В контексте данных воззрений в последующем тексте с философско-культурологических позиций приводится анализ художественно-религиозных символов ислама. Презетуемые материалы применимы не только в сфере высшего или среднего специального образования. В адаптированном виде они могут быть использованы для духовно-нравственного образования и  воспитания школьников. . 

 Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание и образование, ислам, христианство, искусство, метафизика, соборность

 

Treatise «The art of Islam in the metaphysical dimension»:

main content aspects

Kolesova Irina Semenovna, Cand. Sci. (Philos.), Associate Professor, 

Russian State Vocational Pedagogical University,Yekaterinburg

 

Abstract  The article provides course synopsis about metaphysical symbolism arts of islam. The relevance and novelty of the presented material consists in experimental search, in testing basis for building dialogue between various religious cultures. Author designates a common theme of Christianity and Islam sobornost. However, this topic has different interpretations. Based on this the analysis of the artistic and religious symbols of Islam is given.

 Keywords  Moral education,  Islam, Christianity, Art, Metaphysics, Sobornost

 

   Актуальными задачами современного российского образования являются не только профессиональная подготовка высококлассных специалистов, их интеллектуальное развитие, но и духовно-нравственное воспитание, гармоническое развитие и совершенствование личности. Овладение компетенциями в сфере духовной и художественной культуры, знание важнейших  философских, религиозных, этических учений, формирование уважительного отношения к истории, религии, нравственным ценностям различных этносов и социальных групп у обучающихся, несомненно, не только поможет в решении приоритетных задач, поставленных в области образования и воспитания, но и создаст основы для выработки оригинального мировоззрения, для выстраивания конструктивного творческого взаимодействия между людьми во имя мира и согласия.

  В связи с реализацией данных установок и отсутствием полноценного методического обеспечения по данной проблеме изучение курса «Искусство ислама в метафизическом измерении» чрезвычайно актуально и целесообразно. Тем более, что создавая  данный курс, автор преследовал не только образовательные и воспитательные цели, но и исследовательские, экспериментальные. 

  Теоретической базой для создания представляемого курса послужили классические исследования  Т. Андре,  Т. Буркхарда,  А. Лидова, М. Б. Пиотровского, Е Торчинова, А. Шиммеля, Ш. М. Шукурова, а также научные изыскания самого автора в области русского православного искусства и культуры ислама. 

    Презентуя материалы курса, мы опираемся на культурологический подход. Его применение предполагает рассмотрение религиозной культуры как сакрального текста, требующего определенного навыка прочтения. Осознание метафизических смыслов артефактов, созданных в рамках религиозных культур, обусловило обращение к семантическому анализу, на основе которого осуществлена их интерпретация. 

 Опора на исторический подход позволяет проследить эволюцию мусульманской культуры, показав ее своеобразие в контексте конкретных исторических условий. 

  Стремление к целостному всестороннему раскрытию содержательной наполненности курса, адекватное восприятие которого невозможно без понимания характера взаимодействия, взаимовлияния мусульманской и христианской культур, привело к необходимости выбора «сквозной» темы, ее истолкованию в обеих религиозных традициях. 

   Такой «сквозной» темой, точнее идеей, присутствующей и в христианстве, и в исламе является идея соборности. Приоритетные позиции в ее разностороннем осмыслении, в теснейшем переплетении и неразрывной связи с соборностью православной церкви, безусловно, занимает русская философия. В то же время один из аспектов в толковании соборности, а именно ее понимание как субстанционального начала, как всеохватывающего духовного единства, посредством которого возможно всеобщее спасение верующих, усиливает родство двух более поздних, чем иудаизм, авраамических религий.

 Установка на соборность в перспективном осмыслении мировой целостности в значительной степени определяет образность и формы религиозного искусства и христианства, и ислама. В этом состоит новизна презентуемого материала. Но не только. Она заключается и в том, что идея соборности, отражая древнейшую метафизическую тематику о первоначале и внутреннем устроении бытия, инспирирует иеротопию или творческую деятельность по конструированию сакральных пространств, определяя и направляя весь арсенал доступных человеку образных средств, на актуализацию иерофании. Таким образом в представляемой работе был реализован иеротопический подход, предложенный А. М. Лидовым. Ученый трактует иеротопию как особый вид творчества по созданию и обустройству сакральных пространств, а также изучение конкретных образцов, результатов данной деятельности. При этом здания, изображения или предметы, любые артефакты создаются не в виде изолированных обособленных объектов, а в тесной связи с целым, как взаимодействующие и взаимозависимые части единого сакрального пространства.

 Этот созидательный акт сопровождается усиленной интеллектуальной и духовной работой человека по преображению себя в соответствии с идеальными представлениями о Совершенном человеке в исламе или о Богочеловеке в христианстве. Именно поэтому в раскрытии содержания творений религиозной культуры применялось феноменологическое описание, когда каждый культурный артефакт является суммарным результатом определенного духовного опыта, интеллектуального и физического труда, нашедшего символическое выражение в адекватных художественных формах. 

    Целью курса «Искусство ислама в метафизическом измерении» является формирование духовной культуры личности, ее интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие через знакомство с ценностями ислама, воспитание толерантности. Среди задач, поставленных автором, следует выделить наиболее значимые: формирование представлений об истоках, сути и специфике искусства ислама; анализ общих генетических истоков христианской и мусульманской традиций; обогащение обучающихся знаниями об особенностях мировидения разных народов, необходимых для выстраивания конструктивного взаимодействия между людьми в условиях этнического, конфессионального, социального многообразия современного общества.

  Планируемые результаты освоения курса «Искусство ислама в метафизическом измерении» состоят не только в уяснении истоков авраамических религий и в раскрытии символического мира исламского искусства, но и в овладении навыками уважительного отношения к истории, духовным, нравственным ценностям других народов, различных социальных групп. Воспринимая искусство ислама как уникальное проявление общекультурных закономерностей, слушатели должны научиться выстраивать собственные мировоззренческие установки, формулировать аргументированные суждения и оценки в отношении духовной и культурной жизни современного общества.

   Итак, знакомство с историческим предпосылками возникновения ислама составляет содержание первого тематического блока курса. Отмечая влияние античной культуры на ислам, автор обращает особое внимание на его авраамические корни, на теснейшую связь с иудаизмом и христианством. Дальнейшая логика повествования подводит не только к дескрипции основ исламской веры, ее направлений, но и к раскрытию коранической картины мира, к описанию исламского менталитета.

  Разумеется, что автор курса не мог оставить без внимания суфизм, поскольку через это мистическое направление в ислам проникли идеи  «христианского аскетического благочестия» (Тор Андре) Описывая методологию суфийской мистической практики, оригинатор презентуемого материала во втором разделе фиксирует общие телеологические устремления суфия и христианского аскета к созерцанию Бога, к абсолютному единению с Ним, а также отмечает разницу в путях ее достижения. 

Дальнейшая интеллектуализация суфизма с неизбежностью подводит к возникновению оригинальной философии и развитию специфических художественных форм для выражения ее идей в поэзии, в музыкальной и танцевальной культурах. Разворачивая небольшую галерею знакомства с творчеством особо значимых представителей суфизма, создатель курса касается проблемы влияния суфизма на европейскую и русскую культуры.

   Различные аспекты искусства ислама – предмет рассмотрения третьего, четвертого и пятого разделов представляемого курса. Касаясь вопросов генезиса искусства ислама, автор отмечает исторические, эстетические, интеллектуальные  и другие факторы, повлиявшие на его уникальность. 

Раскрывая такие характерные черты мусульманского искусства как  интеллектуальность, абстрактность, орнаментальность, геометризм, ритмичность, аниконизм, он приходит к выводу, что центральной идеей художественной практики мусульман является идея высшего Божественного Единства. Все формы, художественные приемы и виды искусств в исламе призваны запечатлеть те или иные аспекты данной идеи. 

 Подробное рассмотрение типов и видов орнамента, подводит автора к мысли о близости изобразительных средств арабески к языку поэзии, музыки, танцевальной культуры мусульман. 

 Анализ орнамента как синтеза рационального и творческого начал, зримо являющего трансформированные образы Единого, то есть передающего в символических формах устремленность к единству во множестве, становится аргументом, подтверждающим высказанный ранее тезис о главной идее искусства ислама. 

Обращение к поискам метафизических оснований коранической каллиграфии, предпринятое автором, эксплицировало дополнительный довод в пользу данного предположения. Смысловая направленность куфического письма справа из внешнего чувственного мира налево к миру душевному, когда из скрещенных горизонтальных линий куфического шрифта, подобно сердечной пульсации, вырастает трансцендентная вертикаль – есть символ Единого, собирающего множественность и растворяющегося в этом всемирном множественном многообразии. Ориентация куфического письма, его графический символизм моделируют вектор духовного совершенствования мусульманина, завуалированно выражая его стремление приблизиться к образу Совершенного человека. Таким образом, можно предположить, что и направление, и стиль арабского письма, и сакральная символика букв, пера, чернил, и сочетание каллиграфии с растительным орнаментом (арабеской) – все элементы, составляющие собственно каллиграфию, подчинены идее высшего единства и составляют творческую созидательную деятельность по формированию сакрального пространства (иеротопия). Такая интерпретация исламской каллиграфии подводит к поискам аналогий в христианской иконописи, а также к сравнительному анализу концепций Совершенного человека в исламе и Богочеловека в христианстве.

  В таком же контексте, с учетом общности храмового сознания приверженцев авраамических религий, раскрывается литургический план христианской церкви и мечети,  прослеживается эволюция базиликального культового сооружения в процессе его приспособления к потребностям ислама, указывается важность понимания символики Каабы для проникновения в метафизику художественного наследия ислама. 

   На примере обращения константинопольского храма Святой Софии в соборную мечеть Стамбула отмечается творческое переосмысление мусульманскими мастерами архитектурных форм византийского искусства. Архитектура мечети, ее внешние формы и внутреннее устройство трактуется как иеротопический замысел, как материализация идеи об абсолютном единстве, о проявлении Единого в разнообразном множестве. 

   Действительно, зримое воплощение этой идеи, ее интегрирующую силу можно выявить, распознать и в сакральной символике света, цвета, в образной архитектуре михраба, минраба, минарета. Телеологические установки на моделирование сакрального пространства мечети, оттеняют и подчеркивают, включенные в иеротопию, такие компоненты как одежда, искусство облачения мусульманина, искусство ковроделия, многочисленные декоративные элементы и мотивы. 

     При этом отмечается, что духовный идеал ислама, несмотря на возможное формальное несовершенство, стилевое разнообразие его передачи, не утрачивается. Напротив, обретает жизнеспособную устойчивость благодаря соборному душевному настрою его творцов. Раскрытие данной тематики завершается повествованием о выдающихся памятниках исламской архитектуры, а также обзором современных тенденций в искусстве ислама.

  Итак, попытка подойти к пониманию искусства ислама с позиций метафизики, привела к обозначению предикативных основ для выстраивания диалога между ойкуменами христианства и ислама. И это не только общие авраамические корни. И христианство, и ислам сближает, стягивает в субэкументальный узел понятие о соборности, а также иеротопическая деятельность по созданию сакральных пространств. Несмотря на существенную несхожесть в трактовке соборности, содержащаяся в этом понятии интуиция о целостности мира, о Единой духовной основе бытия совпадают и у христиан, и у мусульман, тем самым расширяя границы возможностей для перехода к диалогу. Возникший интерес к иным культурным ценностям, их взаимное сравнивание во имя поисков общего в кажущимся чужом и противоборствующем, будут способствовать культурному обогащению цивилизаций, формированию взаимоуважения, преодолению конфессиональной ограниченности. Это принесет новые задачи, вероятно, новые трудности, но и новые открытия!

   Заканчивая краткий обзор содержательной составляющей курса «Искусство ислама в метафизическом измерении», отметим и его существенную практическую значимость. Материалы курса могут быть использованы при подготовке лекционных. семинарских и практических занятий по истории и теории культуры, философии культуры, культурологии, искусствоведения, истории искусств, по композиции и анализу произведений изобразительного и декоративного искусства. Его изучение будет полезным, прежде всего, студентам художественных и гуманитарных направлений. В упрощенном формате, отдельные темы предложенного курса будут интересны для изучения в школьном образовании как дополнение к урокам литературы, русского языка, истории, предметам художественно-эстетического цикла, основ духовно-нравственной культуры народов России. 

Список литературы

 

  1. Андре Т. Исламские мистики. СПб.: Евразия, 2003. 240с; 
  2. Буркхард Т. Искусство ислама. Таганрог: Ирби, 2009. 288с
  3. Колесова И. С. Искусство ислама в диалоге культур //Материалы IV Российского философского конгресса М., 2005. Т.2. 
  4. Колесова И. С. Символика русской православной соборности. Екатеринбург: Изд-во УрГАУ, 2005. 112с. 
  5. Колесова И. С. Тема совершенного человека в духовной культуре ислама //  Исламоведение, 2013, №3(17). С.85 -87
  6. Лидов А. М. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси.  М.: Индрик, 2006. С. 9-33
  7. Пиотровский М. Б. О мусульманском искусстве. СПб: Государственный Эрмитаж, 2003. 147с.
  8. Торчинов Е. А. Религии запредельного. Спб: «Азбука-классика» Петербургское востоковедение».2007 540с. 
  9. Шиммель А. Мир исламского мистицизма.  М.: Сандра, 2012. 536 с.

10  Шукуров  Ш. М. Искусство и тайна. М.: Алетейя, 1999. 247с.

  1. Шукуров Ш.М. Архитектура современной мечети. Истоки.  М.: Прогресс-Традиция, 2014. 232 c.