Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №35».
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
«Муравьи и муравейники»
Автор: Рушакова Евгения Александровна, старший воспитатель:1КК, Самойлова Екатерина Михайловна, воспитатель:1 КК.
Конспект занятия разработан в рамках познавательно-исследовательского, краткосрочного проекта «Все о муравья».
Проблема: дети проявили интерес к муравьям, как представителям вида насекомых.
Цель: Создание условий для знакомства с муравьями, как представителями насекомых. Задачи:
1.Углублять знания детей о муравьях, их образе жизни, стадиях развития.
2.Создать условия для формирования представления о роли муравьёв в жизни леса.
3. Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде.
Методы и приемы:
1 . Игровой метод: игра, игровое задание, игровая ситуация. 2.Проблемный метод: вопрос, побуждающий к мыслительной деятельности; вопрос, побуждающий к констатации; 3.Метод проблемно-поисковой ситуации
4.Словесные: вопросы к детям, беседа, чтение А. Теллер «Сказка про маленького муравья»
5. Наглядные: показ картинок
Демонстрационно-дидактические пособия, оборудование
Карта-схема, где спрятаны части лэпбука, лэпбук «все о муравьях», макет муравейника, карточки (питание для муравьев, польза, строение муравейника), знаки-правила, как можно уберечь муравейник от разорения, интерактивная игра «Чем питается муравей?»; мольберт с магнитной стороной, ноутбук.
Предварительная работа.
1.Дидактическая игра «Муравьи спешат домой», «Угадай, кого не стало?»
2. Загадки о насекомых.
3. Показ картинок.
4. Подвижная игра «Собери муравейник»
5. Беседа о пользе насекомых.
Словарная работа:
личинка, труженики, хвойные иголки, муравейник, санитары.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
- Предложить родителям поиграть дома с ребенком в игру «Муравьи – трудяги»
- Рекомендовать родителям совместно с ребенком нарисовать и раскрасить муравья.
- Предложить родителям принять участие в конкурсе рисунков «Самый сильный из зверей – это крошка муравей».
Планируемый результат: дети овладевают представлениями о жизни муравьев, умеют искать полезную информацию,
проявляют доброжелательное отношение к живым существам, делают выводы и умозаключения, конструктивно взаимодействуют со сверстниками.
Ход занятия | ||
1 этап: Организационно-мобилизационный | ||
Методы и приемы | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников.
Планируемые результаты |
ПриветствиеПрием мобилизации внимания
Проблемный вопрос |
-Ребята, сегодня мы с вами пришли в зимний сад поговорить об интересных обитателях леса.
А о каких мы узнаем из лэпбука. Там очень много полезной информации…(лэпбук лежит на столе) -Ничего не понимаю, куда все исчезло? Все карманы пустые… Кажется, кто-то над нами пошутил и все задания лэпбука спрятал. Посмотрите, здесь что-то есть…(показывает детям коробочку) |
Дети встают полукругом возле воспитателя
Здороваются |
2 этап. Поисково-исследовательский | ||
Словесно-наглядный метод
-Прием рассматривания Прием мобилизации внимания -Метод моделирования и конструирования Прием эмоциональной поддержки Проблемный вопрос Словесно-наглядный метод -рассматривание макета муравейника – словарная работа -прием формулировки выводов и умозаключений |
-Как вы думаете, кому в лесу нужны иголки, веточки, мелкие листочки? (Ответы детей, н/р птицам строить гнезда и муравьям для муравейника)
Правильно, наш лэпбук называется (ответы детей) «Все о муравьях» (можно попросить детей прочитать название) (воспитатель поднимает лэпбук, а под ним находится листок со схемой подсказкой, где написаны цифры) А здесь еще какой-то листок, посмотрим. Это схема где могут быть спрятаны части лэпбука Читаем, что должно быть в первом конверте? А теперь посмотрим на нашей схеме, где находится первое задание.) Открывайте(дети открывают коробку и рассматривают содержимое коробки) Первое задание –собери макет муравья. Попробуем, присаживайтесь на ковер. Молодцы, у вас все получилось. Убираем макет в конверт лэпбука. А что должно быть во втором конверте? Читаем. Питание Обратимся к схеме, где находится содержимое этого конверта? (дети изучают схему) Правильно мольберт, выберите карточки где изображено чем питается муравей.(дети выбирают карточки с правильным ответом и сравнивают их с изображением на ноутбуке) –Хорошо, еще один конверт восстановлен, кто-то думал, что вы не справитесь, а у вас все получается. –Посмотрим, что у нас в следующем конверте? –Где находится это задание? Обратимся к схеме.(дети находят конверт и рассматривают картинки) – Интересно какую пользу приносят муравьи? (дети описывают картинки) –Муравьи улучшают почву, сторя нижние ходы муравейника. –Опыляют цветы. –Уничтожают вредных насекомых. – Способствуют распространению растений. – Селятся в мертвых деревьях, помогая их разложению. – Птицы используют муравьев не только как корм, они садятся на муравейник и муравьи чистят перья поедая насекомых. –Молодцы, и с этим заданием вы справились. –Заполняем лэпбук. –Посмотрите, уже половина лэпбука собрана, но еще остались пустые конверты. –Какой следующий конверт –Конверт под №4) –А что для муравья дом?(муравейник) –Совершенно верно, интересно как устроен муравейник внутри? Здесь он изображен на картинке, а я для вас приготовила макет. Давайте рассмотрим его.(показ муравейника в разрезе) –Проходите Строение муравейника: 1. Все входы и выходы охраняет муравей-солдат. 2.Самая верхняя камера-салярий она теплая, в ней муравьи отогреваются после зимней спячки. 3.Камера-кладбище, сюда рабочие муравьи приносят мертвых собратьев и мусор. Как только она заполняется, рабочие уносят содержимое на специальную муравьиную свалку. 4.Камера «коровник» в ней муравьи доят тлю. Они усиками щекочут брюшко тли и она выделяет сладкую жидкость. 5.Камера «мясная кладовка» сюда муравьи приносят насекомых, а называют таких муравьев-фуражиры . 6.Камера «хлебный амбар» 7.Самая нижняя камера «зимовье» в ней муравьи зимуют. 8.Камера «царская» здесь матка откладывает яйца, а ухаживают за ней муравьи-няньки. (дети убирают картинку с изображением муравейника в лэпбук) –Давайте посмотрим все ли конверты собраны? –Следующий конверт называется «Знаки» –Как вы думаете, как можно уберечь муравейник? Мы сможем узнать если найдем конверт под №5 -Где находится это задание?(дети изучают схему и начинают поиск конверта под №5) И этот конверт вы тоже нашли быстро .(дети находят последний спрятанный конверт с картинками) – Посмотрите внимательно на картинки и расскажите для чего нужны эти знаки.(картинки с изображение знаков не сжигать, не топтать, огораживать муравейники, не ворошить палками) -Молодцы, и с этим задание вы справились (дети убирают последнее задание в лэпбук) |
Дети рассматривают содержимое коробки
Ответы детей Дети изучают схему Дети находят коробку Дети садятся на ковер и выполняют макет муравья по образцу Ответы детей Дети находят конверт Каждый ребенок выбирает картинку и описывает ее Дети убирают карточки в лэпбук Ответы детей Дети садятся на стульчики вокруг макета Ответы детей Соглашаются помочь Дети отвечают рассматривая картинки |
3 этап. Рефлексивно-оценочный | ||
Прием повышения эмоциональной активности
Рефлексия |
-Ребята вы настоящие молодцы! Восстановили все задания в лэпбуке.
Сможете ли вы теперь рассказать своим близким и друзьям о жизни муравьев? -А теперь возьмем наш лэпбук и расскажем остальным детям что нового и интересного узнали о муравьях. |
Выводы детей.Планируемый результат
Проявление интереса к поисково- исследовательской деятельности. Развитие познавательной активности, настойчивости в достижении цели. Формирование желания помогать нуждающимся в помощи. |