Дудочкина Лариса Викторовна
учитель начальных классов
ГБОУ г. Москвы «Школа №1568 имени Пабло Неруды»
Характеристика творческой деятельности младших школьников
Усвоение учащимися научных знаний, умений и навыков может протекать двояко. Во-первых, знания могут приобретаться формально, через заучивание, во-вторых, процесс обучения может проходить осмысленно, полученные знания могут творчески перерабатываться.
Обучение учащихся в школе не должно ограничиваться сообщением им необходимых сведений, оно, кроме того, должно формировать и развивать у них способность к самостоятельному приобретению знаний и творческому применению их в познавательной и общественной практике.
Решение данной проблемы напрямую связано с воспроизводящей и творческой познавательной деятельностью младших школьников. Главной задачей воспроизводящей деятельности учащихся является усвоение, накопление знаний, умений и навыков, цель творческой деятельности – не только дальнейшее совершенствование полученных знаний, но и активизация мышления учащихся, развитие их познавательных способностей.
Воспроизводящая и творческая деятельность определённым образом отличаются друг от друга как по содержанию, так и по способам выполнения. Воспроизводящая деятельность большей частью ограничивается программно очерченным кругом знаний и сложившимися методами его изучения. Творческая познавательная деятельность, кроме того, предполагает выявление новых сторон изучаемых явлений, расширение и углубление знаний.
Творчески работающие учащиеся не ограничиваются учебником, а обращаются к научной литературе, справочникам, энциклопедиям. В процессе работы над учебником они находят вопросы, требующие дополнительного изучения, и проводят небольшие самостоятельные исследования. В этом случае учащиеся могут проникать в суть предлагаемых им знаний, раскрывать новые стороны изучаемых явлений, высказывать свои суждения, пользоваться более совершенными методами решения поставленных вопросов. Именно из этих составляющих и складывается творческая деятельность младшего школьника.
Главное в творческой деятельности учащихся – методы овладения знаниями. И.Я. Лернер справедливо утверждал, что учащиеся могут и должны овладеть определённым опытом творческой деятельности, которая отвечает таким исторически сложившимся характеристикам, как осуществление ближнего и дальнего переноса знаний, умений и навыков в новую ситуацию, комбинирование и преобразование известных способов при решении новой проблемы, видение новой проблемы в традиционной ситуации, видение структуры объекта, создание принципиально нового подхода к объекту и т.д.
Для того чтобы учащиеся успешно овладевали этим опытом, чтобы у них постепенно формировались такие качества, как познавательная самостоятельность, способность творчески решать те или иные задачи, необходимо не только рассказывать им о творческом процессе, не только знакомить с результатами исследовательского поиска других людей, но и включать их в такую деятельность, которая побуждала бы их к проявлению активности и самостоятельности самого высокого уровня.
Обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе, чтобы в процессе обучения учащиеся не только овладевали установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивали свои познавательные способности и творческие силы, постоянно совершенствовали методы самостоятельной работы.
И. Э. Унт определяет творческие задания как задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое.
Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Анализ учебных пособий начальной школы показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном, относятся к «условно творческим», продуктом которых являются сочинения, изложения, рисунки и т. п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов.
Таким образом, творческие задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования.