Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Байкальские приключения».

ФИО: Саратовкина В.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3454
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Байкальские приключения».
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №35» город Усолье-Сибирское

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста 

на тему  ««Байкальские приключения».

Саратовкина Валентина Анатольевна, воспитатель

Цель: создание условий для систематизации представлений об озере Байкал у детей старшего дошкольного возраста через организацию квест-игры.

Задачи:

Обучающие: 

  • Систематизировать и закрепить знания о флоре и фауне, эндемиках Байкала и Прибайкалья, проблемах загрязнения.
  • Формировать у детей умение обобщать, анализировать, делать выводы; 
  • Активизировать знания детей, их речь, память, мышление. 
  • Учить отвечать на вопросы распространенными предложениями. 

Развивающие:

  • Развивать наглядно-образное мышление, слуховое и зрительное внимание;
  • Развивать навыки совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость по отношению к окружающей природе и окружающим;

 

Методы и приемы:

  • Наглядные: демонстрация наглядных пособий (слайдов) 
  • Игровые: загадывание загадок, создание игровой ситуации, проблемная ситуация;
  • Словесные: постановка вопросов, беседа, обсуждение, чтение художественной литературы;

 

Образовательные области:

  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Физическое развитие

 

Виды детской деятельности:

    • Познавательно-исследовательская
  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Двигательная

 

Планируемый результат:

  • Закрепляют знания о животном, растительном мире Байкала, эндемиках и о проблемах и защите Байкала;
  • Умеют внимательно слушать, рассуждать, делать выводы;
  • Эмоционально откликаются на происходящие события.

Предварительная работа: 

  • беседы о Байкале, флоре и фауне, проблемах загрязнения ; 
  • с/ролевые игры «Путешествуем на Байкал», «Изучаем подводный мир на батискафе», «Мы экологи» и др;  
  • чтение художественной литературы: Бунтовская, С. «Экологически чистые сказки с берега Байкала», Трофимов М.Е. «Лесная азбука», М. Сергеев «Стеклянная рыбка», «Омуль», «Голомянка», Долбунова Т.Г. «Загадки», С. Бунтовская «Для чего нерпе когти», «Сказка про меткую нерпу», «Нерпенок», В. Стародубов «Ангарские бусы» и  
  • подвижные игры «Раз, два, три – к дереву, цветку беги», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Караси и щука», «Удочка» и др.
  • д/игры «Собери по схеме. Геометрические фигуры (дикие животные)», «Рыбы, птицы, звери», «Будь внимательным» и др.; 
  • просмотр мультфильмов: «Смешарики» – «Озеро Байкал»; видеофильм ……… 
  • рассматривание иллюстраций о Байкале, его флоре , фауне, эндемиках, негативном воздействии человека и др.; 
  • решение проблемных ситуаций: «Что будет если…», «Нужны ли волки (змеи, летучие мыши и т.д.), «Если вода  в Байкале замерзнет, что будет с нерпой», «Туристы забыли мусорные мешки» и др.  
  • Экспериментирование: «Очистка воды»
  • изготовление знаков «Защитники природы»; 
  • разучивание стихотворений.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка, картинки-изображения, записи голосов животных, шум шторма, музыка для проведения игры «Собери рыбок» макеты деревьев, карточки с нарисованными растениями для игры «Собери целое из частей», изображения рыб, 2 ведра (голубое и красное), игрушка или рисунок нерпы, лист ватмана с нарисованным силуэтом Байкала и силуэты эндемиков, атрибуты для игры «Собери мусор» (бумага, бутылки, коробки и т.д.), емкости под «мусор», колонка.

Перечень методической литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. пр. №1155 Министерства образования науки РФ от 17 октября 2013г.
  2. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. Н. А. Рыжова «Волшебница вода», «Я и природа». Москва, ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
  3. Байкал – Жемчужина Сибири : Учебно-методическое пособие – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. – 165 с
Этапы/

длительность

Содержание
Совместная деятельность

педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей
Мотивационно-побудительный этап

 (2 мин)

1. Проблемная ситуация 

Воспитатель:

– Ребята сегодня к нам пришло вот это видеописьмо, но я не знаю от кого оно. Давайте посмотрим. 

Воспитатель:

– Это красавица Ангара, что же она нам хочет рассказать. Послушаем.

(Я Ангара. Я очень люблю своего отца Байкала. И ко дню его рождения решила нарисовать картину для него, где отобразила все красоты озера, все что его окружает и кто обитает. Но злой ветер Култук налетел и разорвал картину на несколько частей. Что мне теперь делать, что подарить папе на день рождения я не знаю?).

2. Мотивация детской деятельности

– Да, ребята, как видите, произошло большое несчастье. Что же делать? (ответы детей) 

– Вы согласны помочь? Как мы можем помочь Ангаре, ребята?  

– Вы правы. Нужно обязательно помочь Ангаре, собрать все кусочки картины, их надо собрать все вместе, но для этого вам надо выполнить задания. Это, наверное, будет трудно, но у вас будут подсказки, по которым вы пойдете на поиски. Вы готовы? Тогда в путь!

Дети заслушивают видеообращение Ангары

Ответы детей

Основной этап

(10-12 мин)

1.»Животные»

Воспитатель:

– Кто это, что за звук? (Ответы детей). Пойдем, посмотрим (дети переходят к месту где звук). 

– Ребята, где мы? (Ответы детей – в лесу, в тайге). 

– Это тайга! Что такое тайга? (ответы детей) Это лес, в основном хвойный, где живут дикие звери, птицы, растут грибы и ягода.

– В тайге очень много животных. На этой остановке нас ждёт много разных загадок. Сейчас ваша задача послушать запись и назвать что за зверь издает такой звук, потом найти картинку с изображением этого животного и рассказать о нем немного (описательный рассказ). Чей же первый звук? (мыши)

Если затрудняются можно загадать загадку.

Мышь – медведь – волк –лиса – заяц – рысь – лось.

1. Маленькая, серенькая, 

А хвостик, как шило. (мышь)

2. Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны (медведь)

3. На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)

4. Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала. (Лиса)

5. Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверёк живёт в тревоге,

От беды уносит ноги… (заяц)

6. Бродит хищный кот в лесах

С кисточками на ушах.

Дальше от него держись —

Быстро нападает…  (рысь) 

7. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув широко. (лось)

2. «Растения» 

Воспитатель: 

– Молодцы, справились с заданием. Вот и первая часть картины. А мы продолжаем путь. Отгадайте загадку и найдите отгадку.

Я из крошки бочки вылез, корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (растение)

Воспитатель: 

– Ребята, сейчас мы поговорим о растениях, произрастающих в Прибайкалье. Вам надо будет собрать целую картинку из частей и назвать растение, которое изображено. Разделимся на две команды. Задания у вас разные: одна команда собирает деревья, вторая дикорастущие растения. А теперь проверим каждая команда проверяет у другой правильность выполнения задания.

Воспитатель

Молодцы, ребята! Вот и вторая часть картины у нас. Ну а мы продолжаем путь.

«Подводный мир озера Байкал».    Слышится плеск воды 

Воспитатель Про кого эта загадка

Ребенок загадывает загадку.

Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (рыба)

Воспитатель

– Ребята, в озере водится много рыб и других разных обитателей. Сейчас мы поиграем в игру «Найди рыбок». Ваша задача собрать силуэты обитателей озера Байкал в голубое ведерко, остальных в красное. 

Воспитатель

-Молодцы! Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.   Говорите название и коротко о том, что вы знаете о ней (н-р, голомянка эндемик, состоит в основном из жира и т.д.). Теперь давайте отправим их обратно – домой в озеро Байкал.

– Смотрит-ка, а здесь еще одна часть картины (на дне ведерка голубого цвета часть картины пазла). Мы продолжаем.

«Нерпа» 

Воспитатель:

На Байкале жил тюлень,

Ел он омуль целый день.

Угощал своих соседей,

Бурых маленьких медведей. 

Медвежата улыбались,

Кланялись, прощались.

– Про кого это стихотворение? 

– Что вы знаете о нерпе? 

(Это одно из самых загадочных животных озера. Байкальская нерпа является типичным эндемиком, поскольку встретить её реально только в этом озере и больше нигде в мире. На берегу это животное передвигается с трудом, шагом человек может её догнать, зато в воде ловкое и быстрое. Оно прекрасно плавает и ныряет. Дышит она воздухом, поэтому каждые 8-12 минут поднимается к поверхности воды, набирая в лёгкие воздух. Питается рыбой. Детёныш этого животного белого цвета и называют его белек». Она делает отверстия во льду (продухи) вокруг своего логовища т.д.)

Воспитатель:

– Молодцы. Вы очень много знаете о нерпе. Смотрите у нерпочки еще часть картины. А мы продолжаем.

«Эндемики»

– Что это за стрелочки, пойдем по ним. Вот вам еще одно задание. Знаете ли вы кто такие эндемики Байкала?

– Эндемики Байкала, это те животные, птицы рыбы, которые живут только около Байкала или в его водах, в других уголках земного шара таких жителей не встретишь.

– Давайте сейчас вместе попробуем их найти. Задание: на листе ватмана нарисован силуэт Байкала. Вокруг, силуэты эндемиков. Задача детей найти в комнате эндемиков и поставить их в нужный силуэт.

(Нерпа, голомянка, омуль, байкальская эпишура, байкальские губки, баргузинский соболь, кабарга, ель сибирская голубая, астрагал ольхонский)

Воспитатель:

– Вот еще один кусочек картины. Нам не хватает одной части, где же ее найти.

«Проблемы озера Байкал»

Воспитатель:

– Что это за шум, грохот? Вы только посмотрите, что это такое: банки, пакеты, коробки, бумага, бутылки. Это видимо Куйтун бушует, не хочет, чтоб мы собрали всю картину, да еще и туристы засоряют берега и сам Байкал. 

– Все это нарушает экологию Байкала. Что может произойти, если это не остановить? Как вы думаете? А человек может помочь озеру? Как? Давайте вспомним правила. Молодцы, вы все правильно сказали.

– Теперь давайте и мы с вами очистим берег и озеро от мусора.

Игра «Убираем мусор». Дети собирают мусор и сортирую его: пластик, бумага, железо. Под мусором находят последнюю часть картины

Воспитатель:

-Молодцы, ребята, мы собрали все части картины. Посмотрите какая она красивая.

– посмотрите нам отправила видеобращение Ангара.

«Спасибо мои дорогие! Вы очень помогли мне! Моему папе Байкалу очень понравилась моя картина! Приезжайте к нам в гости! А в благодарность за ваше доброе дело, я прислала вам книгу о Байкале и сладкие призы. Спасибо огромное еще раз! До свидания, мои друзья!»

Поставить макеты деревьев, елей.

Слышится запись писка мыши.

Высказывания и ответы детей.

Дети выполняют задание.

Дети отгадывают загадки и прикрепляют картинку-отгадку на плакат. Карточки-изображения прикрепляют к ватману

 (после того как ребенок возьмет картинку , на экране появляется такое же изображение)

Дети получают часть пазла-картины.

Дети ищут картинку с изображением поляны, леса с растениями и переходят туда.

Дети выполняют задание в командах (по 3-4 растения для каждой команды). Взаимопроверка.

Получают часть картины пазла.

Дети отгадывают загадку и переходят к тому месту где нарисована рыбка.

Проводится игра – дети, под музыкальное сопровождение А. Климова «Весеннее настроение». После игры садятся.

Ответы детей.

 

Стихотворение читает ребенок.

(появляется на экране изображение нерпы)

Рассказ по цепочке, каждый ребенок говорит по предложению.

Ответы детей.

Дети выполняют задание.

Звучит запись шторма.

Дети переходят .

Рассуждения детей.

(знаки правил поведения на природе появляются на экране, после того как дети о них рассказывают)

Проводится игра

Появляется на экране картина целиком.

Видеописьмо на экране

Рефлексивный этап

(1-2 мин)

Воспитатель:

– Мы совершили с вами хорошее дело – помогли Ангаре. 

– Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Почему?

– Что больше всего запомнилось?

– Было ли вам сложно выполнять задания? Почему?

– Ребята, к нам обратились малыши, ребята из младшей группы, которые хотят узнать о Байкале. Вы готовы познакомить их с озером Байкал?

– Как вы это будете делать?

Ответы и высказывания детей

В свободное время дети делают рисунки, коллажи , папки-раскладушки, передвижки плакаты и т.д.