Конспект урока по окружающему миру по теме «В царстве грибов»

ФИО: Оленина Е.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3489
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Конспект урока по окружающему миру по теме «В царстве грибов»
Итоговая оценка: 2 место,  75 баллов(-а)



 

Описание урока

 

Тип урока: введение новых знаний.

Вид урока: урок – путешествие.

Цель урока: формирование у учащихся стойкий учебно-познавательный интерес к новому материалу на основе представлений о грибах как особом царстве живой природы.

На уроке решались следующие задачи:

 Образовательные: расширить и систематизировать знания о грибах; научить распознавать виды грибов; учить использовать в работе раннее полученные знания на основе личных наблюдений

Развивающие: развивать познавательный интерес, различные каналы восприятия с учётом индивидуальных особенностей детей, совершенствовать навыки самоконтроля, стимулировать любознательность, умения выражать свои мысли, работать с дополнительной литературой. 

Воспитательные: воспитывать толерантное отношение друг к другу, ответственное  отношение к учению, бережное отношение к природе.

УУД:

 Регулятивные

  • Формировать умение в постановке задач к учебной деятельности.
  • Способствовать выполнению пробного учебного действия.
  • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей. 
  • Развивать умение младшего школьника контролировать и корректировать свою деятельность по ходу выполнения задания. 

 Познавательные

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать. 
  • Учить выделять и формулировать познавательную цель. 
  • Развивать умение строить высказывание, работать с разными источниками информации. 
  • Проводить работу над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради. 
  • Развивать умение использовать знаково – символические средства обучения.

Коммуникативные

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 
  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка, работая в паре, группе. 
  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения. 

 Личностные

  • Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. 
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. 
  • Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении. 
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности. 
  • Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Формы работы:

– фронтальная

– групповая

– самостоятельная

– индивидуальная

 Методы:

– наглядный

– диалог

– беседа

-практическая работа

– самостоятельная работа

Технологии: личностно – ориентированная, ИКТ, здоровьесберегающая.

Оборудование: учебник «Окружающий мир»; рабочая тетрадь к учебнику «Учимся познавать мир»; индивидуальные карточки с заданиями; картинки грибов; толковый словарь, презентация.

Ход урока.

Технология проведения  Деятельность 

ученика

Деятельность 

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа Виды УУД
I этап.  Организационный момент.

Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

II этап.  Актуализация знаний.

Цель: развитие познавательного интереса.

Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их.

Участвуют в обсуждении  вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Проводит инструктаж, настраивает детей на работу.

Организует работу в парах.

I этап.  Организационный момент.

Слайд №2.

-Посмотрите, друг на друга; улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке себе и своему соседу.

 -Что необходимо для успешной работы?

Чтобы урок прошел плодотворно, без замечаний, интересно – вспомним законы урока.

II этап.  Актуализация знаний.

Слайд №3.

Звучит аудиозапись пения птиц леса

– Ребята, закройте глаза, послушайте музыку. Что вы себе представляете?

– Вот и мы сейчас с вами под звуки этой удивительной мелодии перенесёмся в лес – в удивительное царство и попробуем проникнуть ещё в одну тайну природы.

– Какими мы должны быть на уроке, чтобы ничего не пропустить, чтобы разгадать все секреты?

– Тогда начинаем исследовать окружающий мир. 

– Итак, мы отправляемся в лес на природу.

– Давайте вспомним, что такое природа? 

(Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)

– Какая бывает природа? (Живая, неживая). 

– Обсудите в парах и назовите признаки живой природы.

Слайд №4.

 (Живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает)

I этап.  Организационный момент.

Личностные УУД.

Мотивация к учебной деятельности.

II этап.  Актуализация знаний.

Познавательные УУД.

Постановка задач учебной деятельности.

Находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД.

Способствовать осуществлению взаимодействия детей, работая в паре.

Регулятивные УУД.

Умение строить высказывание.

Обнаружение и исправление ошибок в совместной деятельности.

III этап.

Сообщение 

темы и целей урока.

Цель:

Определение содержательных  рамок урока.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Работают с информацией, представленной на слайде, с целью  поиска и выделения необходимой информации; 

Работают на карточке.

Проверка выполнения задания.

Организует индивидуальную работу. Организует фронтальную работу по рисунку.

Включает учащихся 

в обсуждение проблемных вопросов.

III этап.  Сообщение темы и целей урока.

– Для того, чтобы узнать о чем мы будем сегодня говорить на уроке, послушайте текст и определите, о чем идет речь, сформулируйте тему нашего урока.

– Эти живые существа любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я?». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашёл. Главное в том, что ученые несколько веков не могли решить, что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным, и, наконец, в 19 веке выделили их в отдельное царство.

Слайд №5.

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой.

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.  (Гриб)

Слайд №6.

 Значит, тема нашего урока «В царстве грибов»

III этап.  Сообщение темы и целей урока.

Познавательные УУД

Находить ответы на вопросы, добывать новые знания из разных источников информации.

Регулятивные УУД.

Планировать свои 

действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности.

IV этап.  

Новый материал.

Цель:

Организовать знакомство с новым материалом.

Участвуют в обсуждении вопросов, учатся аргументировать свой ответ, высказывают свои предположения.

Контролируют правильность собственных записей.

Формулируют на основе анализа ответы на проблемные вопросы.

Фиксируют  результаты «+», «-».

Организует работу со слайдами, на карточке.

Осуществляет контроль выполнения задания.

Организует самостоятельную работу, оказывает помощь и корректирует.

IV этап.   Новый материал.

Слайд №7.

– Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая).

– Докажите своё предположение? 

(Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)

Слайд №8.

– Существует целая наука, посвященная её изучению. Она называется «микология». (в переводе с греческого «микос» – гриб, «логос» – наука). 

– Как вы считаете, зачем она нужна?

-Ребята, что вы знаете о грибах?

в) Игра «Верите ли вы, что…»

– Раз, вы так много знаете, то тогда давайте поиграем в игру «Верите ли вы, что…». У каждого  на парте таблица. Я буду читать вопросы, а вы в первой строчке ставьте плюс, если согласны. Вторая  строка у вас пока останется пустой.

В конце урока мы вернемся к таблице и увидим, насколько вы были правы.

1.Грибы – это растения.

2.Главной частью гриба является плодовое тело. 

3.Шляпка и ножка образуют плодовое тело. 

4.Может ли гриб вырасти на дереве?

5.Животные едят несъедобные грибы.

6.Шампиньон – это ядовитый гриб. 

7.Бледная поганка – это съедобный гриб. 

8.Грибы дружат с деревьями. 

9.Все грибы можно употреблять в пищу.

10.Жёлочный гриб -это съедобный гриб.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
IV этап.   Новый материал.

Коммуникативные УУД. 

Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 

Помочь ребенку в аргументации своего мнения. 

Личностные УУД

 Формировать 

мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

Регулятивные УУД

– Оказывать помощь однокласснику. 

Развивать умение контролировать и корректировать свою деятельность по ходу выполнения задания. 

Личностные УУД

Следовать установке на здоровый образ жизни.

V этап.

Физминутка.

Цель Активизация внимания учащихся и повышение работоспособности к дальнейшей работе.

Выполняют упражнения. Проводит физпаузу. V этап. Физминутка.

Шапки, шарфики наденьте

И шагайте побыстрей-ка!

Вот кустарник, деревцо –

Рядом дышится легко.

Руки к верху поднимите,

На секундочку замрите.

Все загадки разгадаем.

Вместе весело шагаем.

V этап. Физминутка.

Личностного УУД.

Следовать установке на здоровый образ жизни.

Новый материал. Работают с информацией, представленной на слайде и тетради, с целью поиска и выделения необходимой информации. 

Проверка выполнения задания, контролируют правильность выполнения задания.

Формулируют на основе анализа ответы на проблемные вопросы.

Участвуют в обсуждении вопросов, учатся аргументировать свой ответ, высказывают свои предположения.

Работают в группе, формулируют и отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения. 

Составляют и проговаривают план действий с помощью одноклассников.

Выявить цели и задачи субъектов учебной деятельности.

Организует парную и фронтальную работу по рисунку, содержанию прочитанного.

Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Учитывает субъектный опыт учащихся.

Педагогическая оценка результатов действия.

Новый материал.-Наши леса славятся грибами.

-Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами? 

– Из каких частей состоит гриб? 

– Откройте тетради на с. 23 

– Какое задание вам предстоит сделать?

Работа в парах. Проверьте выполнение своей работы по учебнику на с.49.

Слайд №9.

Назовите видимую наземную часть гриба? Шляпка и ножка. 

-Что находится в земле? 

Грибница (мицелий)»? Из чего она состоит? На что похожа? 

(Состоит из нитей, похожа на паутину, корни).

– Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? 

(Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов).

–  Грибница-это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело.

Слайд №10.

Грибница  растет    более 100 лет,  а гриб появляется лишь на 3 – 7 дней.)

– Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела, когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ).

Работа с поговоркой.   Слайд №11.

-Какие названия грибов вы знаете?

– Как понимаете народную поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»?

– Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.

Работа в группах. 

– Нам сейчас предстоит работа в группах. Откройте тетради на с.23. Какое задание вам предложено? 

Заполнить таблицу «Съедобные и несъедобные грибы»

Одна группа работает у доски.

Проверка. Какие грибы съедобные?

Слайд №12.

Допишите названия грибов со слайда.

– Какие грибы несъедобные?

Слайд №13.

– Допишите названия грибов со слайда, из ответов детей.

Слайд №14.

– Как думаете, какой гриб из них самый ядовитый?

– Молодцы! Вот сколько секретов мы открыли на уроке!

– А теперь давайте проверим результаты игры.

Отвечая на вопросы, проверьте правильность своих ответов.

1.Грибы – это растения.

2.Главной частью гриба является плодовое тело. 

3.Шляпка и ножка образуют плодовое тело. 

4.Может ли гриб вырасти на дереве?

5.Животные едят несъедобные грибы.

6.Шампиньон – это ядовитый гриб. 

7.Бледная поганка – это съедобный гриб. 

8.Грибы дружат с деревьями. 

9.Все грибы можно употреблять в пищу.

10.Жёлочный гриб -это съедобный гриб.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Новый материал.Регулятивные УУД.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Обнаружение и исправление ошибок в совместной деятельности.

Формирование адекватной самооценки.

Личностные УУД.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Познавательные УУД.

Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, работать с разными источниками информации.

Коммуникативные УУД.

Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель:

подведение  итога проделанной работы на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои мнения о проделанной работе.

Дают самооценку своей деятельности.

Организует самооценку учебной деятельности, рефлексию. – На этом наше путешествие заканчивается, но мы продолжим с вами разговор о грибах на следующем уроке, а сейчас давайте подведём итоги. Выскажите своё мнение о том, что вы узнали нового, что было для вас интересно, может быть, удивило. 

Слайд №15 – 16.

– Для настоящего грибника поход за грибами – это радостная встреча с лесом. Грибник бережно обращается с каждым встреченным грибком. Такому грибнику и лес радуется, как другу, и грибов для него не жалеет. 

На доске корзинки, у вас у каждого есть “грибы”. Поставьте свой гриб в корзинку.

1. Если вы о грибах знаете ещё не достаточно много, то вы начинающий грибник, и ваше место в первой корзинке. 

2. Если вы знаете основные грибы, умеете отличать их от несъедобных, летом ходите в лес за ними, то вы любитель – прикрепите свой гриб ко второй корзинке. 

3. Кто считает, что он хорошо разбирается в грибах, может рассказать о них, может научить разбираться других, тот поставит свой гриб в третью корзинку – он знаток грибов.

Посмотрите, сколько у нас знатоков грибов. 

Слайд №17.

Учитель: Урок окончен. Спасибо за работу!

Регулятивные УУД

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Личностные УУД

Способность к 

самооценке и взаимооценке на основе успешности учебной деятельности.

Домашнее задание

Цель:

Закрепить знания о грибах.

Сообщает домашнее задание. Домашнее задание

Приготовить сообщение об одном из грибов.

Домашнее задание

Личностные УУД

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.