Описание урока
Тип урока: введение новых знаний.
Вид урока: урок – путешествие.
Цель урока: формирование у учащихся стойкий учебно-познавательный интерес к новому материалу на основе представлений о грибах как особом царстве живой природы.
На уроке решались следующие задачи:
Образовательные: расширить и систематизировать знания о грибах; научить распознавать виды грибов; учить использовать в работе раннее полученные знания на основе личных наблюдений
Развивающие: развивать познавательный интерес, различные каналы восприятия с учётом индивидуальных особенностей детей, совершенствовать навыки самоконтроля, стимулировать любознательность, умения выражать свои мысли, работать с дополнительной литературой.
Воспитательные: воспитывать толерантное отношение друг к другу, ответственное отношение к учению, бережное отношение к природе.
УУД:
Регулятивные:
- Формировать умение в постановке задач к учебной деятельности.
- Способствовать выполнению пробного учебного действия.
- Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей.
- Развивать умение младшего школьника контролировать и корректировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные:
- Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
- Учить выделять и формулировать познавательную цель.
- Развивать умение строить высказывание, работать с разными источниками информации.
- Проводить работу над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради.
- Развивать умение использовать знаково – символические средства обучения.
Коммуникативные:
- Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка, работая в паре, группе.
- Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Личностные:
- Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
- Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
- Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
- Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
- Работать над осознанием ответственности за общее дело.
Формы работы:
– фронтальная
– групповая
– самостоятельная
– индивидуальная
Методы:
– наглядный
– диалог
– беседа
-практическая работа
– самостоятельная работа
Технологии: личностно – ориентированная, ИКТ, здоровьесберегающая.
Оборудование: учебник «Окружающий мир»; рабочая тетрадь к учебнику «Учимся познавать мир»; индивидуальные карточки с заданиями; картинки грибов; толковый словарь, презентация.
Ход урока.
Технология проведения | Деятельность
ученика |
Деятельность
учителя |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Виды УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||
I этап. Организационный момент.
Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; II этап. Актуализация знаний. Цель: развитие познавательного интереса. |
Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их.
Участвуют в обсуждении вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. |
Проводит инструктаж, настраивает детей на работу.
Организует работу в парах. |
I этап. Организационный момент.
Слайд №2. -Посмотрите, друг на друга; улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке себе и своему соседу. -Что необходимо для успешной работы? Чтобы урок прошел плодотворно, без замечаний, интересно – вспомним законы урока. II этап. Актуализация знаний. Слайд №3. Звучит аудиозапись пения птиц леса – Ребята, закройте глаза, послушайте музыку. Что вы себе представляете? – Вот и мы сейчас с вами под звуки этой удивительной мелодии перенесёмся в лес – в удивительное царство и попробуем проникнуть ещё в одну тайну природы. – Какими мы должны быть на уроке, чтобы ничего не пропустить, чтобы разгадать все секреты? – Тогда начинаем исследовать окружающий мир. – Итак, мы отправляемся в лес на природу. – Давайте вспомним, что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека.) – Какая бывает природа? (Живая, неживая). – Обсудите в парах и назовите признаки живой природы. Слайд №4. (Живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает) |
I этап. Организационный момент.
Личностные УУД. Мотивация к учебной деятельности. II этап. Актуализация знаний. Познавательные УУД. Постановка задач учебной деятельности. Находить ответы на вопросы. Коммуникативные УУД. Способствовать осуществлению взаимодействия детей, работая в паре. Регулятивные УУД. Умение строить высказывание. Обнаружение и исправление ошибок в совместной деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||||
III этап.
Сообщение темы и целей урока. Цель: Определение содержательных рамок урока. |
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации; Работают на карточке. Проверка выполнения задания. |
Организует индивидуальную работу. Организует фронтальную работу по рисунку.
Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов. |
III этап. Сообщение темы и целей урока.
– Для того, чтобы узнать о чем мы будем сегодня говорить на уроке, послушайте текст и определите, о чем идет речь, сформулируйте тему нашего урока. – Эти живые существа любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я?». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашёл. Главное в том, что ученые несколько веков не могли решить, что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным, и, наконец, в 19 веке выделили их в отдельное царство. Слайд №5. И на горке, и под горкой, Под берёзой и под ёлкой. Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. (Гриб) Слайд №6. Значит, тема нашего урока «В царстве грибов» |
III этап. Сообщение темы и целей урока.
Познавательные УУД Находить ответы на вопросы, добывать новые знания из разных источников информации. Регулятивные УУД. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД. Формирование мотивационной основы учебной деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||||
IV этап.
Новый материал. Цель: Организовать знакомство с новым материалом. |
Участвуют в обсуждении вопросов, учатся аргументировать свой ответ, высказывают свои предположения.
Контролируют правильность собственных записей. Формулируют на основе анализа ответы на проблемные вопросы. Фиксируют результаты «+», «-». |
Организует работу со слайдами, на карточке.
Осуществляет контроль выполнения задания. Организует самостоятельную работу, оказывает помощь и корректирует. |
IV этап. Новый материал.
Слайд №7. – Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая). – Докажите своё предположение? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…) Слайд №8. – Существует целая наука, посвященная её изучению. Она называется «микология». (в переводе с греческого «микос» – гриб, «логос» – наука). – Как вы считаете, зачем она нужна? -Ребята, что вы знаете о грибах? в) Игра «Верите ли вы, что…» – Раз, вы так много знаете, то тогда давайте поиграем в игру «Верите ли вы, что…». У каждого на парте таблица. Я буду читать вопросы, а вы в первой строчке ставьте плюс, если согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В конце урока мы вернемся к таблице и увидим, насколько вы были правы. 1.Грибы – это растения. 2.Главной частью гриба является плодовое тело. 3.Шляпка и ножка образуют плодовое тело. 4.Может ли гриб вырасти на дереве? 5.Животные едят несъедобные грибы. 6.Шампиньон – это ядовитый гриб. 7.Бледная поганка – это съедобный гриб. 8.Грибы дружат с деревьями. 9.Все грибы можно употреблять в пищу. 10.Жёлочный гриб -это съедобный гриб.
|
IV этап. Новый материал.
Коммуникативные УУД. Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Помочь ребенку в аргументации своего мнения. Личностные УУД Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. Регулятивные УУД – Оказывать помощь однокласснику. Развивать умение контролировать и корректировать свою деятельность по ходу выполнения задания. Личностные УУД Следовать установке на здоровый образ жизни. |
||||||||||||||||||||||||||||||
V этап.
Физминутка. Цель Активизация внимания учащихся и повышение работоспособности к дальнейшей работе. |
Выполняют упражнения. | Проводит физпаузу. | V этап. Физминутка.
Шапки, шарфики наденьте И шагайте побыстрей-ка! Вот кустарник, деревцо – Рядом дышится легко. Руки к верху поднимите, На секундочку замрите. Все загадки разгадаем. Вместе весело шагаем. |
V этап. Физминутка.
Личностного УУД. Следовать установке на здоровый образ жизни. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Новый материал. | Работают с информацией, представленной на слайде и тетради, с целью поиска и выделения необходимой информации.
Проверка выполнения задания, контролируют правильность выполнения задания. Формулируют на основе анализа ответы на проблемные вопросы. Участвуют в обсуждении вопросов, учатся аргументировать свой ответ, высказывают свои предположения. Работают в группе, формулируют и отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения. Составляют и проговаривают план действий с помощью одноклассников. Выявить цели и задачи субъектов учебной деятельности. |
Организует парную и фронтальную работу по рисунку, содержанию прочитанного.
Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Учитывает субъектный опыт учащихся. Педагогическая оценка результатов действия. |
Новый материал.-Наши леса славятся грибами.
-Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами? – Из каких частей состоит гриб? – Откройте тетради на с. 23 – Какое задание вам предстоит сделать? Работа в парах. Проверьте выполнение своей работы по учебнику на с.49. Слайд №9. Назовите видимую наземную часть гриба? Шляпка и ножка. -Что находится в земле? Грибница (мицелий)»? Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину, корни). – Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов). – Грибница-это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело. Слайд №10. Грибница растет более 100 лет, а гриб появляется лишь на 3 – 7 дней.) – Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела, когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ). Работа с поговоркой. Слайд №11. -Какие названия грибов вы знаете? – Как понимаете народную поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»? – Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб. Работа в группах. – Нам сейчас предстоит работа в группах. Откройте тетради на с.23. Какое задание вам предложено? Заполнить таблицу «Съедобные и несъедобные грибы» Одна группа работает у доски. Проверка. Какие грибы съедобные? Слайд №12. Допишите названия грибов со слайда. – Какие грибы несъедобные? Слайд №13. – Допишите названия грибов со слайда, из ответов детей. Слайд №14. – Как думаете, какой гриб из них самый ядовитый? – Молодцы! Вот сколько секретов мы открыли на уроке! – А теперь давайте проверим результаты игры. Отвечая на вопросы, проверьте правильность своих ответов. 1.Грибы – это растения. 2.Главной частью гриба является плодовое тело. 3.Шляпка и ножка образуют плодовое тело. 4.Может ли гриб вырасти на дереве? 5.Животные едят несъедобные грибы. 6.Шампиньон – это ядовитый гриб. 7.Бледная поганка – это съедобный гриб. 8.Грибы дружат с деревьями. 9.Все грибы можно употреблять в пищу. 10.Жёлочный гриб -это съедобный гриб.
|
Новый материал.Регулятивные УУД.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Обнаружение и исправление ошибок в совместной деятельности. Формирование адекватной самооценки. Личностные УУД. Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Познавательные УУД. Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, работать с разными источниками информации. Коммуникативные УУД. Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель: подведение итога проделанной работы на уроке. |
Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают свои мнения о проделанной работе. Дают самооценку своей деятельности. |
Организует самооценку учебной деятельности, рефлексию. | – На этом наше путешествие заканчивается, но мы продолжим с вами разговор о грибах на следующем уроке, а сейчас давайте подведём итоги. Выскажите своё мнение о том, что вы узнали нового, что было для вас интересно, может быть, удивило.
Слайд №15 – 16. – Для настоящего грибника поход за грибами – это радостная встреча с лесом. Грибник бережно обращается с каждым встреченным грибком. Такому грибнику и лес радуется, как другу, и грибов для него не жалеет. На доске корзинки, у вас у каждого есть “грибы”. Поставьте свой гриб в корзинку. 1. Если вы о грибах знаете ещё не достаточно много, то вы начинающий грибник, и ваше место в первой корзинке. 2. Если вы знаете основные грибы, умеете отличать их от несъедобных, летом ходите в лес за ними, то вы любитель – прикрепите свой гриб ко второй корзинке. 3. Кто считает, что он хорошо разбирается в грибах, может рассказать о них, может научить разбираться других, тот поставит свой гриб в третью корзинку – он знаток грибов. Посмотрите, сколько у нас знатоков грибов. Слайд №17. Учитель: Урок окончен. Спасибо за работу! |
Регулятивные УУД
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Личностные УУД Способность к самооценке и взаимооценке на основе успешности учебной деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание
Цель: Закрепить знания о грибах. |
Сообщает домашнее задание. | Домашнее задание
– Приготовить сообщение об одном из грибов. |
Домашнее задание
Личностные УУД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |