Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Правополушарное рисование»для детей класса ТМНР

ФИО: Чернова О.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3493
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Правополушарное рисование»для детей класса ТМНР
Итоговая оценка: 1 место,  92 баллов(-а)



Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Волгоградская школа – интернат №2»

Адаптированная

 дополнительная 

общеразвивающая программа 

художественной направленности
«Правополушарное рисование»

название программы

для детей класса ТМНР

Количество часов в неделю: 1

Возраст обучающихся: 12-17 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                      Автор-составитель: Чернова Ольга Владимировна

                                                                           педагог дополнительного образования

ВОЛГОГРАД

2023

 

Список детей 9 «В» и «10Б» класса на 2023-2024 учебный год

9 «В» класс

1 Агванян Санасар Григорович 03.12.2007 3401124579
2 Дубовиченко Роман  Алексеевич   17.07.2010 3401124471
3 Железняков Алексей Юрьевич 16.12.2007 3401124580
4 Зуева Валерия Александровна 12.04.2007 3401124583
5 Мавлеев Матвей Романович 02.01.2008 3401124575
6 Медведева Мария Витальевна (инд.обуч) 10.05.2008 3416001234
7 Прокопенко Всеволод Андреевич 25.10.2007 3401124584
8 Сейфуллаева Фидан Ялчын кызы 30.04.2007
9 Смелянская Василиса Ильинична  30.04.2010 3401124513

10 «Б» класс

1 Гладышев  Александр Сергеевич ( инд обуч) 28.11.2005 3401124586
2 Иванов Петр Петрович   20.12.2007 3401124589
3 Майнин Георгий Александрович (инд обуч) 27.07.2007 3401124638
4 Мингалеев Камиль  Ринатович 04.03.2008 3401124637
5 Фоминичев  Роман Сергеевич 06.07.2007 3401124592

 

Комплекс основных характеристик АДООП.                 

 Пояснительная записка 

  • Нормативно-правовые основания проектирования адаптированных дополнительных общеразвивающих программ.

 

  1.  Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629.
  3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». // Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28.
  4. Методические рекомендации по реализации адаптированных   дополнительных общеобразовательных программ, способствующих    социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. // Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.03.2016г. № ВК-641/09.
  5. Локальные акты ГКОУ «Волгоградская школа-интернат  № 2», регламентирующие дополнительное образование обучающихся.

 

  1. Уровень освоения программы: стартовый.
  2. Направленность программы: художественная.
  3. Виды деятельности программ: аппликация, бумагопластика, рисование.

 

  1.  Форма обучения: очная.

 

    1. Срок освоения программы: 1 год. 
    2. Объем программы: 34 часа в год, 1 час в неделю.
  • Актуальность программы   заключается в выявлении и развитии творческих способностей ребенка независимо от имеющихся у него изобразительных навыков посредством сочетания традиционных и нетрадиционных техник рисования, помочь детям с интеллектуальными нарушениями развить познавательную активность, любознательность; сформировать правильное отношение к объектам и предметам окружающего мира; освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, художественные, двигательные умения; развить детскую самостоятельность и пробудить стремление к творчеству.   
  1. Адресат программы:  обучающиеся,  воспитанники ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №2»  9 класса для детей с ТМНР в возрасте от 12 до 17 лет. Психика такого ребенка развивается  не так, как у детей без нарушений. Происходит изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях, при выраженной умственной отсталости, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, как правило страдает эмоциональная и волевая сфера.

10.Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия  

Словесные Наглядные Практические
устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста,

анализ структуры музыкального

произведения и др.

показ видеоматериалов и

иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение работа по образцу и др.

тренинг, вокальные упражнения, тренировочные упражнения, лабораторные работы и др.

 

11.Тип занятий: комбинированные, теоретические, практические, индивидуальные.

 

12.Формы проведения занятий: Основные формы работы на занятиях по реализации программы: практические занятие.   

Для подготовки учащихся к освоению программы применяются наиболее эффективные методы:  

  • метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;  
  • метод приучения, упражнение в практических действиях, направленных на преобразование окружающей среды и воспитание культуры поведения;  
  • метод побуждения к сопереживанию, воспитание эмоционально-положительной отзывчивости. 

Практическое применение методов и приемов на занятиях осуществляется дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей всего коллектива и каждого учащегося в отдельности.

На занятиях обязателен наглядный материал: репродукции, фотографии, слайды, книжные иллюстрации.

  1. Цель:  Создание условия для развития творческих способностей у обучающихся с ТМНР,  с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
  • Задачи
  • Создать условия для организованного отдыха детей, укрепления здоровья.
  • Способствовать  развитию творческих способностей.  
  • Способствовать формированию навыков культурного поведения.
  • Способствовать формированию у воспитанников навыков общения и толерантности.
  • Способствовать  расширению кругозора и словаря;
  • Способствовать  развитию зрительного восприятия.

Предметные: 

  • познакомить учащихся с материалами для художественного творчества (кисти,губка, гуашь, акварель);
  • обучить их пользоваться инструментами (кисть,губка, карандаш, ластик);
  • научить выполнять требования по технике безопасности при работе с материалами и инструментами;
  • формировать эстетический вкус, художественное мышление обучающихся, способность воспринимать эстетику природных объектов;
  • формировать опыт создания художественных образов 
  • формировать опыт работы с различными художественными материалами и в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности;

Личностные:

  • воспитать у учащихся стремление к разумной организации свободного времени;
  • научить аккуратности в работе и бережному отношению к вещам;
  • научить работать в коллективе и общению со сверстниками;
  • воспитать устойчивый интерес и желание учащихся сделать свою работу общественно значимой, воспитать у них самостоятельность.

 

  1. Содержание программы.  

 

Художественное направление является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей. 

Данная программа направлена на приобщение детей к миру прекрасного. Возрастные и психологические особенности детей позволяют ставить перед ними посильно сложные  задачи. Развивая у детей творческие способности  необходимо помнить, что  творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно для передачи красоты окружающего мира. На занятиях учащиеся будут учиться бережному отношению к художественным материалам, осваивать способы сотрудничества и взаимодействия при выполнении коллективных работ.

Содержание программы представлено различными видами техник творческой  деятельности, доступных детям с  нарушениями развития.  Программа построена с учетом принципа «от  простого к сложному».  Основная часть времени на занятиях отводится на выполнение действий, лежащих в основе той или иной  техники. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. 

 

Учебно-тематический план

Название разделов, тем Количество часов Формы контроля
Всего Теория Практика -выставки работ учащихся проводятся регулярно;

-конкурсы и их итоги (дипломы, грамоты).

1 Рисование на темы 24 На каждом уроке 

2 Аппликация 10
3 Итого 34

 

  1. Планируемые результаты 

 

Минимальный уровень         Достаточный уровень
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование
– умение проявлять интерес к доступным видам изобразительной деятельности;

– умение освоения доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование

-умение проявления интереса к доступным видам изобразительной деятельности;

-умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация)

2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности
-умение пользоваться положительными эмоциональными реакция (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности

– умение стремиться к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы;

– умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности

3) Готовность к участию в совместных мероприятиях
-умение готовности к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми – умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок

 

Комплекс организационно-педагогических условий.

 

  1. Формы аттестации. Хорошим показателем работы является участие в мероприятиях, конкурсах, выставках. Выбор форм и методов диагностики определяется педагогом самостоятельно в соответствии с индивидуальными возможностями и возрастом учащихся.

В процессе предъявления и выполнения задания учащемуся должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер. 

При оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности учащегося (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной технической помощью, вместе со взрослым).

Переход от одного уровня результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей учащихся с умственной отсталостью.

При подведении итогов освоения материала программы учащимися проводятся тематические выставки работ. 

Оценочные материалы.

В процессе реализации данной программы отслеживаются три вида результатов:

текущий – выявление ошибок и успехов в работах учащихся;

промежуточный – проверяется уровень освоения учащимися программы;

итоговый – определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь период курса обучения.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

выставки работ учащихся проводятся регулярно;

конкурсы и их итоги (дипломы, грамоты).

 

  • Критерии оценки уровня результативности.
  •   высокий уровень успешное освоение обучающимся более 70% содержания АДООП;
  • средний уровень успешное освоение учащимся от 50% до 70% содержания АДООП;
  • низкий уровень – успешное освоение обучающимся менее 50% содержания  АДООП.

 

  • Условия реализации программы. 

Материально-техническое обеспечение: учебная аудитория.

Техническое оснащение: столы; стулья, мольберты.

 

  1. Методические материалы.

Плакаты с изображением цветового круга и цветовых гармоний; 

Предметные картинки или распечатанные изображения.

Видеоматериал: Презентации; Варианты сюжетных рисунков детей.

Раздаточный материал: Листы для акварели (формат А4), простые карандаши, ластик, кисти, стаканчики для воды «непроливайка», гуашь, губки, одноразовые тарелки, салфетки.

 

  1. Список литературы.

Дырда Г.П. Нетрадиционные методы рисования (из опыта работы)// Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015.- С. 69-70.

-Интернет ресурсы (Сайт Манков.онлайн)

-Журнал Мастерилка

-К.К.Утробина, Увлекательное рисование методом тычка с детьми.

-Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

 

  1. Календарный учебный график 

 

№ четверти Начало и конец четверти Количество учебных недель
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

 

  • Календарно-тематическое планирование. 

 

№  Тема занятия Содержание занятий. Кол-во часов Дата
1 четверть
1 Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Теория. Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.  1 01.09
2 Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия) Теория. Просмотр презентации о правополушарном рисовании. Знакомство с образовательной программой. Знакомство с основными цветами. Рассказ об инструментах художника, о технике правополушарного рисования..

Тренировочные упражнения на листах формата А4: горизональный, диагональный и круговой фоны.

1 08.09
3 Создание горизонтального фона картины «Небо» Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Холодная цветовая гамма. Фон. выполнение горизонтального фона с помощью губки  1 15.09
4 Создание горизонтального фона картины «Небо» Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Теплая цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы. выполнение горизонтального фона с помощью губки 1 22.09
5 Создание горизонтального фона картины. «Листопад осенних листьев» Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Холодная цветовая гамма. Фон. выполнение горизонтального фона с помощью губки Практика 1 29.09
6 Создание горизонтального фона картины «Бабочка в небе голубом» Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Холодная цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы. Аппликация из сухих листьев. 1 06.10
7 Создание горизонтального фона картины «Осенний лес» Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Холодная цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы. выполнение горизонтального фона с помощью губки Аппликация из сухих листьев. Практика. 1 13.10
8 Создание горизонтального фона картины «Небо» Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Холодная цветовая гамма. Фон. выполнение горизонтального фона с помощью кисти.  1 20.10
9 Создание горизонтального фона картины«Осень,осень-в гости просим» Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Холодная цветовая гамма. Фон. выполнение горизонтального фона с помощью губки. Практика. 1 27.10
2 четверть
10 Создание горизонтального фона картины. «Осенний лес». Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Теплая цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы.. 1 10.11
11 Создание горизонтального фона картины. «Ежик в осенних листьях». Теория

Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Теплая  и холодная цветовая гамма. Фон..

Практика.

1 17.11
12 Создание горизонтального фона картины. «Космос». Теория

Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Теплая  и холодная цветовая гамма. Фон.

1 24.11
13 Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На море» Грунтование. Холодная цветовая гамма. Линия горизонта. Фон. 

Выполнение рисунка «На море» гуашью: создание грунтовочного слоя, линии горизонта, выполнение горизонтального цветного фона с помощью губки

1 01.12
14 Мир правополушарного рисования «Диагональный фон» Просмотр презентации.

Тренировочные упражнения на листах формата «Диагональный фон»

1 08.12
15 Мир правополушарного рисования «Круговой фон» Просмотр иллюстраций.

Тренировочные упражнения на листах формат «Диагональный фон»

1 15.12
16 Горизонтальный фон картины. «Утята на пруду» Теория. Грунтование. Холодная цветовая гамма. Фон. Выполнение рисунка гуашью: горизонтального цветного фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (травка,утята).  1 22.12
17 Радужный фон картины. «Зима пришла»  Пейзаж. Радужный фон. Передний и дальний планы. Формирование чувства композиции и ритма. 1 29.12
3 четверть
18 «Дельфины» Теплые цвета. Линия горизонта. Передний и дальний планы. Выполнение аппликации «Дельфины» 1 12.01
19 Мир правополушарного рисования  Теория. Тренировочные упражнения на листах формата А4: горизональный, диагональный и круговой фоны. 19.01
20 «Рябина» Теплая и холодная цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы. Выполнение рисунка «Рябина» гуашью: выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти(аппликации) 1 26.01
21 «Зимний пейзаж» Теория. Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы. Тень. Практика. Выполнение рисунка «Осенний пейзаж» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти 1 02.02
22 «Снегири на ветке» Теплая и холодная цветовая гамма. Фон. Выполнение рисунка гуашью: выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти, создание композиции способом тычка (с помощью ватных палочек или аппликации). 1 09.02
23 Радужный фон картины. «Ворона» Пейзаж. Радужный фон. Передний и дальний планы. 

Выполнение рисунка «Ворона» гуашью, выполнение радужного фона с помощью кисти, работа с дальним и передним планами с помощью кисти и пальцев 

1 16.02
24 Круговой фон. Подводный мир Круговой фон. Композиция. Сочетание цветов. Выполнение рисунка «Подводный мир»» гуашью: выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев,  работа с  передним планом с помощью кисти 1 01.03
25 «Цыплята» Теплая и холодная цветовая гамма. Передний и дальний планы. Выполнение рисунка гуашью, горизонтальный  фон с помощью пальцев, работа с  передним планом с помощью кисти. 15.03
26 «Северное сияние». Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой фон.. Набрызг. Тычкование.

Выполнение рисунка «Северное сияние» гуашью: создание грунтовочного выполнение кругового фона с помощью пальцев, набрызг и тычкование (звёзды), работа с передним планом (ели) с помощью кисти 

1 22.03
4 четверть
53 «Цветы для мамы». Теплая и холодная цветовая гамма. Передний и дальний планы. Выполнение рисунка гуашью, работа с  передним планом с помощью кисти, выполнение вертикального фона с помощью губки, работа с передним планом (прорисовка тюльпанов). 05.04
27 «Осьминог» . Теплая и холодная цветовая гамма. Выполнение рисунка «Кот» гуашью: выполнение горизонтального фона с помощью пальцев, 1 12.04
28 «Одуванчики» Теплая и холодная цветовая гамма. Передний и дальний планы. Выполнение рисунка гуашью, горизонтальный  фон с помощью пальцев, работа с  передним планом с помощью кисти. 1 19.04
29 «Весенние деревья» Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. Тычкование.Набрызг.  Теплая и холодная цветовая гамма. Передний и дальний планы. Выполнение рисунка гуашью, горизонтальный  фон с помощью пальцев, работа с  передним планом с помощью кисти.работа с передним планом (рисование кистью стволов деревьев и листьев с помощью тычкования). 26.04
30 «На пруду лебеди» Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. Тычкование.Набрызг.  Теплая и холодная цветовая гамма. Передний и дальний планы. Выполнение рисунка гуашью, горизонтальный  фон с помощью губки, работа с  передним планом с помощью кисти.работа с передним планом 1 03.05
31 «Цветущие сады» Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. Тычкование.Набрызг.  Теплая и холодная цветовая гамма. Передний и дальний планы. Выполнение рисунка гуашью, горизонтальный  фон с помощью пальцев, работа с  передним планом с помощью кисти.работа с передним планом  1 09.05
32 «Волшебный луг» Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. Тычкование.Набрызг.  Теплая и холодная цветовая гамма. Передний и дальний планы. Выполнение рисунка гуашью, горизонтальный  фон с помощью пальцев, работа с  передним планом с помощью кисти.работа с передним планом 1 10.05
33 «Бабочка и радуга » Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы. Выполнение рисунка «Ландыши» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти. 17.05
34 «Березы» Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы.

Выполнение рисунка «Березы» гуашью: выполнение вертикального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти.

1 24.05
Всего 34ч