Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Волгоградская школа – интернат №2»
Адаптированная
дополнительная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Правополушарное рисование»
название программы
для детей класса ТМНР
Количество часов в неделю: 1
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Чернова Ольга Владимировна
педагог дополнительного образования
ВОЛГОГРАД
2023
Список детей 9 «В» и «10Б» класса на 2023-2024 учебный год
9 «В» класс
1 | Агванян Санасар Григорович | 03.12.2007 | 3401124579 |
2 | Дубовиченко Роман Алексеевич | 17.07.2010 | 3401124471 |
3 | Железняков Алексей Юрьевич | 16.12.2007 | 3401124580 |
4 | Зуева Валерия Александровна | 12.04.2007 | 3401124583 |
5 | Мавлеев Матвей Романович | 02.01.2008 | 3401124575 |
6 | Медведева Мария Витальевна (инд.обуч) | 10.05.2008 | 3416001234 |
7 | Прокопенко Всеволод Андреевич | 25.10.2007 | 3401124584 |
8 | Сейфуллаева Фидан Ялчын кызы | 30.04.2007 | |
9 | Смелянская Василиса Ильинична | 30.04.2010 | 3401124513 |
10 «Б» класс
1 | Гладышев Александр Сергеевич ( инд обуч) | 28.11.2005 | 3401124586 |
2 | Иванов Петр Петрович | 20.12.2007 | 3401124589 |
3 | Майнин Георгий Александрович (инд обуч) | 27.07.2007 | 3401124638 |
4 | Мингалеев Камиль Ринатович | 04.03.2008 | 3401124637 |
5 | Фоминичев Роман Сергеевич | 06.07.2007 | 3401124592 |
Комплекс основных характеристик АДООП.
Пояснительная записка
- Нормативно-правовые основания проектирования адаптированных дополнительных общеразвивающих программ.
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629.
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». // Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28.
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. // Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.03.2016г. № ВК-641/09.
- Локальные акты ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 2», регламентирующие дополнительное образование обучающихся.
- Уровень освоения программы: стартовый.
- Направленность программы: художественная.
- Виды деятельности программ: аппликация, бумагопластика, рисование.
- Форма обучения: очная.
-
- Срок освоения программы: 1 год.
- Объем программы: 34 часа в год, 1 час в неделю.
- Актуальность программы заключается в выявлении и развитии творческих способностей ребенка независимо от имеющихся у него изобразительных навыков посредством сочетания традиционных и нетрадиционных техник рисования, помочь детям с интеллектуальными нарушениями развить познавательную активность, любознательность; сформировать правильное отношение к объектам и предметам окружающего мира; освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, художественные, двигательные умения; развить детскую самостоятельность и пробудить стремление к творчеству.
- Адресат программы: обучающиеся, воспитанники ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №2» 9 класса для детей с ТМНР в возрасте от 12 до 17 лет. Психика такого ребенка развивается не так, как у детей без нарушений. Происходит изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях, при выраженной умственной отсталости, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, как правило страдает эмоциональная и волевая сфера.
10.Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия
Словесные | Наглядные | Практические |
устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста,
анализ структуры музыкального произведения и др. |
показ видеоматериалов и
иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение работа по образцу и др. |
тренинг, вокальные упражнения, тренировочные упражнения, лабораторные работы и др. |
11.Тип занятий: комбинированные, теоретические, практические, индивидуальные.
12.Формы проведения занятий: Основные формы работы на занятиях по реализации программы: практические занятие.
Для подготовки учащихся к освоению программы применяются наиболее эффективные методы:
- метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
- метод приучения, упражнение в практических действиях, направленных на преобразование окружающей среды и воспитание культуры поведения;
- метод побуждения к сопереживанию, воспитание эмоционально-положительной отзывчивости.
Практическое применение методов и приемов на занятиях осуществляется дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей всего коллектива и каждого учащегося в отдельности.
На занятиях обязателен наглядный материал: репродукции, фотографии, слайды, книжные иллюстрации.
- Цель: Создание условия для развития творческих способностей у обучающихся с ТМНР, с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
- Задачи:
- Создать условия для организованного отдыха детей, укрепления здоровья.
- Способствовать развитию творческих способностей.
- Способствовать формированию навыков культурного поведения.
- Способствовать формированию у воспитанников навыков общения и толерантности.
- Способствовать расширению кругозора и словаря;
- Способствовать развитию зрительного восприятия.
Предметные:
- познакомить учащихся с материалами для художественного творчества (кисти,губка, гуашь, акварель);
- обучить их пользоваться инструментами (кисть,губка, карандаш, ластик);
- научить выполнять требования по технике безопасности при работе с материалами и инструментами;
- формировать эстетический вкус, художественное мышление обучающихся, способность воспринимать эстетику природных объектов;
- формировать опыт создания художественных образов
- формировать опыт работы с различными художественными материалами и в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности;
Личностные:
- воспитать у учащихся стремление к разумной организации свободного времени;
- научить аккуратности в работе и бережному отношению к вещам;
- научить работать в коллективе и общению со сверстниками;
- воспитать устойчивый интерес и желание учащихся сделать свою работу общественно значимой, воспитать у них самостоятельность.
- Содержание программы.
Художественное направление является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру прекрасного. Возрастные и психологические особенности детей позволяют ставить перед ними посильно сложные задачи. Развивая у детей творческие способности необходимо помнить, что творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно для передачи красоты окружающего мира. На занятиях учащиеся будут учиться бережному отношению к художественным материалам, осваивать способы сотрудничества и взаимодействия при выполнении коллективных работ.
Содержание программы представлено различными видами техник творческой деятельности, доступных детям с нарушениями развития. Программа построена с учетом принципа «от простого к сложному». Основная часть времени на занятиях отводится на выполнение действий, лежащих в основе той или иной техники. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Учебно-тематический план
№ | Название разделов, тем | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | -выставки работ учащихся проводятся регулярно;
-конкурсы и их итоги (дипломы, грамоты). |
||
1 | Рисование на темы | 24 | На каждом уроке
– |
||
2 | Аппликация | 10 | |||
3 | Итого | 34 |
- Планируемые результаты
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование | |
– умение проявлять интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
– умение освоения доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование |
-умение проявления интереса к доступным видам изобразительной деятельности;
-умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) |
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности | |
-умение пользоваться положительными эмоциональными реакция (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности
|
– умение стремиться к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы;
– умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности |
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях | |
-умение готовности к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми | – умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок |
Комплекс организационно-педагогических условий.
- Формы аттестации. Хорошим показателем работы является участие в мероприятиях, конкурсах, выставках. Выбор форм и методов диагностики определяется педагогом самостоятельно в соответствии с индивидуальными возможностями и возрастом учащихся.
В процессе предъявления и выполнения задания учащемуся должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер.
При оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности учащегося (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной технической помощью, вместе со взрослым).
Переход от одного уровня результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей учащихся с умственной отсталостью.
При подведении итогов освоения материала программы учащимися проводятся тематические выставки работ.
Оценочные материалы.
В процессе реализации данной программы отслеживаются три вида результатов:
текущий – выявление ошибок и успехов в работах учащихся;
промежуточный – проверяется уровень освоения учащимися программы;
итоговый – определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь период курса обучения.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
выставки работ учащихся проводятся регулярно;
конкурсы и их итоги (дипломы, грамоты).
- Критерии оценки уровня результативности.
- высокий уровень – успешное освоение обучающимся более 70% содержания АДООП;
- средний уровень – успешное освоение учащимся от 50% до 70% содержания АДООП;
- низкий уровень – успешное освоение обучающимся менее 50% содержания АДООП.
- Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение: учебная аудитория.
Техническое оснащение: столы; стулья, мольберты.
- Методические материалы.
Плакаты с изображением цветового круга и цветовых гармоний;
Предметные картинки или распечатанные изображения.
Видеоматериал: Презентации; Варианты сюжетных рисунков детей.
Раздаточный материал: Листы для акварели (формат А4), простые карандаши, ластик, кисти, стаканчики для воды «непроливайка», гуашь, губки, одноразовые тарелки, салфетки.
- Список литературы.
Дырда Г.П. Нетрадиционные методы рисования (из опыта работы)// Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015.- С. 69-70.
-Интернет ресурсы (Сайт Манков.онлайн)
-Журнал Мастерилка
-К.К.Утробина, Увлекательное рисование методом тычка с детьми.
-Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Календарный учебный график
№ четверти | Начало и конец четверти | Количество учебных недель |
1 четверть | ||
2 четверть | ||
3 четверть | ||
4 четверть |
- Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Содержание занятий. | Кол-во часов | Дата |
1 четверть | ||||
1 | Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. | Теория. Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. | 1 | 01.09 |
2 | Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия) | Теория. Просмотр презентации о правополушарном рисовании. Знакомство с образовательной программой. Знакомство с основными цветами. Рассказ об инструментах художника, о технике правополушарного рисования..
Тренировочные упражнения на листах формата А4: горизональный, диагональный и круговой фоны. |
1 | 08.09 |
3 | Создание горизонтального фона картины «Небо» | Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Холодная цветовая гамма. Фон. выполнение горизонтального фона с помощью губки | 1 | 15.09 |
4 | Создание горизонтального фона картины «Небо» | Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Теплая цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы. выполнение горизонтального фона с помощью губки | 1 | 22.09 |
5 | Создание горизонтального фона картины. «Листопад осенних листьев» | Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Холодная цветовая гамма. Фон. выполнение горизонтального фона с помощью губки Практика | 1 | 29.09 |
6 | Создание горизонтального фона картины «Бабочка в небе голубом» | Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Холодная цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы. Аппликация из сухих листьев. | 1 | 06.10 |
7 | Создание горизонтального фона картины «Осенний лес» | Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Холодная цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы. выполнение горизонтального фона с помощью губки Аппликация из сухих листьев. Практика. | 1 | 13.10 |
8 | Создание горизонтального фона картины «Небо» | Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Холодная цветовая гамма. Фон. выполнение горизонтального фона с помощью кисти. | 1 | 20.10 |
9 | Создание горизонтального фона картины«Осень,осень-в гости просим» | Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Холодная цветовая гамма. Фон. выполнение горизонтального фона с помощью губки. Практика. | 1 | 27.10 |
2 четверть | ||||
10 | Создание горизонтального фона картины. «Осенний лес». | Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Теплая цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы.. | 1 | 10.11 |
11 | Создание горизонтального фона картины. «Ежик в осенних листьях». | Теория
Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Теплая и холодная цветовая гамма. Фон.. Практика. |
1 | 17.11 |
12 | Создание горизонтального фона картины. «Космос». | Теория
Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Теплая и холодная цветовая гамма. Фон. |
1 | 24.11 |
13 | Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На море» | Грунтование. Холодная цветовая гамма. Линия горизонта. Фон.
Выполнение рисунка «На море» гуашью: создание грунтовочного слоя, линии горизонта, выполнение горизонтального цветного фона с помощью губки |
1 | 01.12 |
14 | Мир правополушарного рисования «Диагональный фон» | Просмотр презентации.
Тренировочные упражнения на листах формата «Диагональный фон» |
1 | 08.12 |
15 | Мир правополушарного рисования «Круговой фон» | Просмотр иллюстраций.
Тренировочные упражнения на листах формат «Диагональный фон» |
1 | 15.12 |
16 | Горизонтальный фон картины. «Утята на пруду» | Теория. Грунтование. Холодная цветовая гамма. Фон. Выполнение рисунка гуашью: горизонтального цветного фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (травка,утята). | 1 | 22.12 |
17 | Радужный фон картины. «Зима пришла» | Пейзаж. Радужный фон. Передний и дальний планы. Формирование чувства композиции и ритма. | 1 | 29.12 |
3 четверть | ||||
18 | «Дельфины» | Теплые цвета. Линия горизонта. Передний и дальний планы. Выполнение аппликации «Дельфины» | 1 | 12.01 |
19 | Мир правополушарного рисования | Теория. Тренировочные упражнения на листах формата А4: горизональный, диагональный и круговой фоны. | 19.01 | |
20 | «Рябина» | Теплая и холодная цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы. Выполнение рисунка «Рябина» гуашью: выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти(аппликации) | 1 | 26.01 |
21 | «Зимний пейзаж» | Теория. Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы. Тень. Практика. Выполнение рисунка «Осенний пейзаж» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти | 1 | 02.02 |
22 | «Снегири на ветке» | Теплая и холодная цветовая гамма. Фон. Выполнение рисунка гуашью: выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти, создание композиции способом тычка (с помощью ватных палочек или аппликации). | 1 | 09.02 |
23 | Радужный фон картины. «Ворона» | Пейзаж. Радужный фон. Передний и дальний планы.
Выполнение рисунка «Ворона» гуашью, выполнение радужного фона с помощью кисти, работа с дальним и передним планами с помощью кисти и пальцев |
1 | 16.02 |
24 | Круговой фон. Подводный мир | Круговой фон. Композиция. Сочетание цветов. Выполнение рисунка «Подводный мир»» гуашью: выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа с передним планом с помощью кисти | 1 | 01.03 |
25 | «Цыплята» | Теплая и холодная цветовая гамма. Передний и дальний планы. Выполнение рисунка гуашью, горизонтальный фон с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти. | 1ч | 15.03 |
26 | «Северное сияние». | Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой фон.. Набрызг. Тычкование.
Выполнение рисунка «Северное сияние» гуашью: создание грунтовочного выполнение кругового фона с помощью пальцев, набрызг и тычкование (звёзды), работа с передним планом (ели) с помощью кисти |
1 | 22.03 |
4 четверть | ||||
53 | «Цветы для мамы». | Теплая и холодная цветовая гамма. Передний и дальний планы. Выполнение рисунка гуашью, работа с передним планом с помощью кисти, выполнение вертикального фона с помощью губки, работа с передним планом (прорисовка тюльпанов). | 05.04 | |
27 | «Осьминог» | . Теплая и холодная цветовая гамма. Выполнение рисунка «Кот» гуашью: выполнение горизонтального фона с помощью пальцев, | 1 | 12.04 |
28 | «Одуванчики» | Теплая и холодная цветовая гамма. Передний и дальний планы. Выполнение рисунка гуашью, горизонтальный фон с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти. | 1 | 19.04 |
29 | «Весенние деревья» | Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. Тычкование.Набрызг. Теплая и холодная цветовая гамма. Передний и дальний планы. Выполнение рисунка гуашью, горизонтальный фон с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти.работа с передним планом (рисование кистью стволов деревьев и листьев с помощью тычкования). | 1ч | 26.04 |
30 | «На пруду лебеди» | Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. Тычкование.Набрызг. Теплая и холодная цветовая гамма. Передний и дальний планы. Выполнение рисунка гуашью, горизонтальный фон с помощью губки, работа с передним планом с помощью кисти.работа с передним планом | 1 | 03.05 |
31 | «Цветущие сады» | Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. Тычкование.Набрызг. Теплая и холодная цветовая гамма. Передний и дальний планы. Выполнение рисунка гуашью, горизонтальный фон с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти.работа с передним планом | 1 | 09.05 |
32 | «Волшебный луг» | Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. Тычкование.Набрызг. Теплая и холодная цветовая гамма. Передний и дальний планы. Выполнение рисунка гуашью, горизонтальный фон с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти.работа с передним планом | 1 | 10.05 |
33 | «Бабочка и радуга » | Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы. Выполнение рисунка «Ландыши» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти. | 1ч | 17.05 |
34 | «Березы» | Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы.
Выполнение рисунка «Березы» гуашью: выполнение вертикального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти. |
1 | 24.05 |
Всего | 34ч |