Проект “Зимушка-Зима”

ФИО: Белозерова И.П.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1327
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Проект "Зимушка-Зима"
Итоговая оценка: 2 место,  68 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №109 «Букваренок»

«Зимушка-зима»

краткосрочный познавательный проект

 для детей подготовительной группы

Воспитатель: Белозерова И.П.

Вологда

2022

 

 

 

 

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

 

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

 

Возрастная группа: подготовительная группа

Продолжительность проектас 2.12.2022 г. по 14.12.2022г. 

Актуальность: Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений.

В 6-7 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.

 

Цель: Углубление знаний и представлений детей о живой и неживой природе в зимний период. 

 

Задачи:

-Расширять и углублять знания и представления детей о зимнем времени года.

-Формировать представления о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.

-Воспитывать бережное отношение к природе.

-Знакомить с явлениями неживой природы (снег, метели, морозы, сильные ветра), свойствами снега (белый, пушистый, хрустящий)

-Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.

-Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.

-Знакомить детей с зимними видами спорта.

-Расширять представления детей о зимних играх и забавах.

 

Ожидаемый результат: По окончанию проекта дети смогут устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Бережно относится к природе. Познакомятся с зимними видами спорта. Расширят представления о зимних играх и забавах. 

 

Формы реализации проекта:

1.НОД.

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Беседы.
  3. Наблюдения.
  4. Игровая деятельность.

6.Продуктивная деятельность.

7.Исследовательская деятельность.

8.Досуговая деятельность.

 

 

Этапы реализации проекта:

 

1 этап – подготовительный:

1.Разработка и накопление методических материалов.

2.Создание необходимых условий для реализации проекта.

3.Создание развивающей среды.

4.Подбор художественной литературы по теме проекта.

5.Разработка мероприятий.

 

2- этап – основной (практический)

 

НОД

Художественное творчество:

Рисование«Игрушка на ёлку», «Наш друг снеговик», «Снежинка».

Лепка: «Кормушка для птиц», «Весёлый снеговик».

Аппликация: «Вот на ветках птицы снегири синицы», «Приглашение на ёлку», «Снеговик с метлой», «Снегопад».

Конструирование: «Шапочка для гномиков», «Ждем гостей».

 

Нравственно – патриотическое воспитание:

«Приметы зимы», «Зима в родном городе».

 

Экология:

«Кто живёт в лесу»

 

Экспериментирование:

«Зачем Дед Морозу и Снегурочки Шуба», «Как согреть руки», «Свойства снега».

 

ОБЖ

«Одежда и здоровье».

 

Музыка

Слушание музыкальных произведений

 

Чтение художественной литературы:

«Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Морозко», «Снегурочка», К. Бальмонт «Снежинка», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», И. Суриков «Зима», Ф.Тютчев  «Зима недаром злится», Г. Ладонщиков «Прилетели метели», И. Токмакова «Под Новый год», М. Лапыгин «Снегирь», Е.Русаков «Зима» В. Фитисов «Зима пришла», И. Бурсов «Снежинки».

Развитие речи

Заучивание стихотворений о зиме.

Загадки о зиме.

Рассматривание и рассказывание по картинам: «Река замёрзла», «Зима».

Рассматривание иллюстраций с птицами. 

Рассматривание новогодних игрушек и открыток. 

Рассматривание картинок с зимними видами спорта.

 

Прогулки

«Наблюдение за снежинками», «Наблюдение за ветром», «Наблюдение за погодой», «Свойства снега», «Сравнение ели и тополя», «Наблюдение за обледенением деревьев», «Наблюдение за льдом на лужах», «Наблюдение за почвой в морозную погоду»,  «Наблюдение за изморозью», «Наблюдение за воробьями», «Наблюдение за зимним небом», «Наблюдение за птицами на участке», «Наблюдение за солнцем», «Наблюдение за поведение птиц у кормушки», «Наблюдение за синицами», «Наблюдение за трудом дворника», «Наблюдение за деревьями».

 

Труд

«Уборка дорожек ото льда», «Очищение дорожек от снега», «Кормление птиц».

 

Беседы:

«Какое время года сейчас наступило?», «Что мы знаем о зиме?», «Для кого зима бывает грустным временем года?» «Каково лесным жителям зимой?», «О зиме», «Что бывает зимой? (стало холодно, идет снег, вода замерзла, реки сковало льдом)» «Какие животные живут зимой в лесу, чем питаются», «О снеге», «Что за праздник Новый год», «Без чего не может быть Нового года?» «Кто такая Снегурочка? Из чего она сделана?», «Чем украшают ёлку?» «Что можно делать со снегом? Что можно лепить из снега?», «Что вы ждёте от праздника Новый год?» «Беседа о поведении на Новогоднем утреннике», «О зимней одежде», «О реках зимой»

«Что такое маскарад? Зачем нужны маски?», «Зачем нужны новогодние открытки?», «Как вы будите встречать Новый год дома?», «О птицах зимой» (Чем питаются птицы зимой? Как люди заботятся о птицах зимой?), «Какие зимние забавы вы знаете?» «В какие забавы любите играть?», «Без чего не бывает Зимы?» «В какие игры вы играете зимой?», «Что можно строить из снега и льда?», «Какие вы знаете зимние виды спорта?», «Какая одежда нужна для занятия зимними видами спорта?», «Какие вы знаете зимние игры на участке детского сада?», «О хоккее», «О фигурном катании», «О конькобежном виде спорта».

 

Подвижные игры

«Будь внимателен», «Охотники и зайцы», «Ледяные фигуры», «У медведя во бору», «Передай рукавичку», «Три мороза», «Передай снежок», «Мишка по лесу гулял», «Шире шагай», «Снежки», «Совушка», «У ребят порядок строгий», «Кто выше подбросит снежок», «Трамвай», «Не опаздывай», «Зимующие и перелетные птицы», «Попади в ком», «Передай снежок», «Катание на санках», «Заяц».

 

Динамические паузы:

«Под ёлочкой», «Часы», «Отдых наш – физкультминутка», «Белки», «Разминка», «Будем прыгать, и скакать!», «Прыгают зайчата», «Буратино».

 

Дыхательная гимнастика

«Снежный ком», «Филин», «Сердитый ежик», «Подуем на…», «Ножницы», «Трубач», «Медвежонок», «Снеговик веселится», «Вьюга», «Погрейся», «Снеговик веселится», «Вырасти большой», «Подуем на…».

 

Гимнастика для глаз

«Елка», «Чудеса», «Глазки», «Ветер», «Снежинки», «Волшебный сон».

 

Пальчиковая гимнастика

«Мороз», «Ветер северный подул», «Новогодние игрушки», «Елка», «Ножницы», «Замок», «Добро и зло», «Попрошайка», «Спасаемся от мороза», «Снежок», «Белочка», «Снеговик», «Зимние забавы зверей», «Горка, «Спортсмены».

 

Дидактические игры

«Какое время года», «Сложи новогоднюю открытку», «Так бывает или нет?»,  «Правильно – неправильно», «Что это за птица», «Какой, какая, какое», «Кто быстрее найдет ель или тополь», «Что умеют делать звери?» «Что изменилось?», «Когда это бывает?», «Сложи снежинку».

 

Упражнения

«Как на горке снег, снег», «Зима», «Лепим снежки», «Назови свойства льда», «Дорисуй», «Можно – нельзя», «Покажи Снегурочки как мы умеем умываться», «Нарисуй снежинку».

 

Сюжетно ролевые игры

«Накорми зверей зимой», «Встреча Нового года».

 

Просмотр презентаций

«Зима», «Почему на новый год наряжают ёлку», «Зимние забавы», «Зима в детском саду». «Русская зимушка – зима», «Перелётные птицы», «Зимние виды спорта», «Дед Морозы разных стран», «Труд людей зимой», «Снег», «птицы зимой», «Как звери готовятся к зиме».

 

 

 

 

Просмотр мультфильмов

«Когда зажигаются ёлки», «Новогодняя сказка», «Новогодняя ночь», «Новогоднее путешествие», «Времена года», «Случилось это зимой», «Снеговик почтовик», «Сказка о снегурочки», «Снегурка».

 

Работа с родителями:

Папка передвижка: «Зима», «Что нам нравится зимой?», «Зимние забавы детей», «Детям о снеге», «Зимние приметы», «Когда на улице снег», «Покормите птиц».

 

Памятка: «Безопасность в Новый год», «Установка ёлки», «Искусство наказывать и прощать», «Как воспитать хорошего человека», «Учим ребёнка правилам безопасности».

 

Консультация «Доктора Айболита»: «Зимние травмы» (профилактика детского травматизма), «Зимний рацион детей», «Как одевать ребёнка на зимнюю прогулку», «Прогулки на свежем воздухе».

 

 3-этап заключительный

1.Обработка результатов по реализации проекта

2.Выставка рисунков, поделок, аппликаций «Зимушка-зима».

3.Оформление фотогазеты «Красавица Зима».

 

Выводы: В проекте дети участвовали с удовольствием. Очень понравилась детям продуктивная и исследовательская деятельность, а также наблюдение за живой и неживой природой зимой. Дети с удовольствием готовили корм для  зимующих птиц. В результате проекта дети много узнали о жизни растений и животных зимой. Дети познакомились с зимними видами спорта. Расширили представления о зимних играх и забавах. Родители активно участвовали в выставке поделок и рисунков.