Пластилинография

ФИО: Терпина Н.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1330
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Пластилинография
Итоговая оценка: 3 место,  38 баллов(-а)



СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 

А.А. Казакова

МБДОУ «Детский сад №52 «Телей» г. Новочебоксарск

Н.В. Терпина

МБДОУ «Детский сад №22 «Журавленок» г. Новочебоксарск

 

 

Аннотация. В статье анализируется литературные данные, касающиеся вопроса внедрения инклюзивного образования в России. Приведены данные качественного анализа опроса о готовности принятия детей с ограниченными возможностями здоровья среди воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

 

Стремительной глобализацией образования отмечался XX век, что привело к зависимости Российского образования от зарубежных стран. В это же время развивалась идея гуманизации образования.

Гуманизм – базовая идея развития образования во всем мире. Она предполагает право каждого ребенка получать знания в комфортной и поддерживающей среде. Одной из основных тем, которую затрагивает это идея, является образование лица с особыми образовательными потребностями и их социализация. Решением этой проблемы стало внедрение инклюзивного образование в образовательные учреждения.

По мнению Н. М. Назаровой, «лица с особыми образовательными потребностями» — это люди, имеющие отклонения в развитии, вследствие которых происходит ограничение возможностей их участия в традиционном образовательном процессе, что обуславливает особые потребности в специализированной педагогической помощи, позволяющей преодолевать эти ограничения, затруднения [1 c. 83].

В 1990 году в Москве появилась первая школа инклюзивного образования «Ковчег». После, в 1992 году началась реализация проекта «интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», который положил начало внедрению инклюзии в России. Однако практика показала, что принятие возможности такого образования недостаточно для его успешной реализации. Дети с ОВЗ нуждаются в специальных условиях образовательной среды, в изменении учебных программ и в специальных учебных материалах. Однако, важнейшим моментом в этом вопросе является готовность педагогов работать в условиях инклюзии.  

Специальные адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ включают в себя не только овладение ребенком академическими знаниями, но и социально-бытовыми навыками. По этой причине от педагога требуется должная психологическая подготовка и обучение овладению специальными методами и технологиями работы.

Кандидат педагогических наук И. Н. Хафизуллина в своих трудах раскрывает понятие «инклюзивная компетентность» как «интегративное личностное образование, позволяющее осуществлять в процессе инклюзивного обучения профессиональные педагогические функции с учетом разных образовательных потребностей детей» [2, с. 23].

В настоящее время термины «инклюзия» и «инклюзивное образование» в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях встречаются все чаще благодаря нововведению. Однако в направлении инклюзивной компетенции необходимы не только внешние новшества, но и повышение психологического уровня среди всех участников педагогического процесса, особенно среди учителей и воспитателей.

С целью выявить психологическую и теоретическую готовность воспитателей принять детей с особенностями в развитии нами был проведен опрос среди педагогов дошкольных учреждений. Количество воспитателей, принявших участие в опросе, всего составило 20, из них были те, кто работает в группах инклюзивного образования (30%)  и те, кто не сталкивался с этим в практике (70%).

Результаты опроса показали, что дополнительную подготовку по работе с детьми ОВЗ проходило только 40% из педагогов. О важности внедрения инклюзивного образования отметили 25%, 55% не видят в этом необходимости, а оставшиеся 20% не смогли дать точный ответ.

На вопрос о влиянии инклюзии на общий процесс образования 30% опрошенных ответили положительно, другие 30% – отрицательно и 40% уверены, что инклюзия имеет свои плюсы и минусы.

Самыми популярными ответами на вопрос: «Как вы считаете, какими дополнительными качествами и навыками должен владеть воспитатель, работающий в инклюзивной группе?» – стали «любовь к детям», «терпимость» и «владение специальными знаниями особенностей развития детей с ОВЗ». Половина педагогов выбрали эти варианты ответов.

Так же опрос показал высокий уровень заинтересованности воспитателей в инклюзивном образовании. Многие из них хотели бы узнать про историю и проблемы инклюзивного образования.

Таким образом, 

 

  1. Назарова Н. М. Специальная педагогика. М. : Академия, 2002. 400 с.
  2. Хафизуллина И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: дис. и автореф. канд. пед. наук. Астрахань, 2008.