МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ФИО: Егорова А.Л.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1350
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Интеграция цифровых технологий в образовательные процессы», в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Наименование конкурсной работы: МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)



Егорова А.Л.

МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Статья рассматривает вопрос интеграции мобильных приложений в процесс обучения иностранным языкам. Мобильные технологии повсеместно используются сегодня во всем мире, став значительным социальным явлением. С точки зрения образования принципиально важно превратить мобильные технологии из отвлекающего фактора в полезный образовательный инструмент.

Ключевые слова: иностранные языки, английский язык, информационно-коммуникационные технологии, мобильные приложения.

В современных условиях к процессу обучения иностранным языкам предъявляются все более высокие требования. Новые федеральные образовательные стандарты предполагают организацию проектной деятельности, использование ИКТ для формирования ключевых компетентностей учащихся. 

Основной целью обучения иностранному языку является развитие у учащихся коммуникативной компетенции. На сегодняшний день практически невозможно представить себе эффективное обучение иностранным языкам без применения ИКТ. Их использование на уроках английского языка обогащает урок, делая его более привлекательным, повышает уровень усвоения материала учащимися.

 Применение ИКТ на уроках иностранного языка происходит в основном по следующим ключевым направлениям:

– использование готовых мультимедийных программ и как часть учебно-методического комплекса по английскому языку, и в качестве самостоятельного средства обучения;

– создание педагогами собственных авторских презентаций к уроку в программе Power Point;

– демонстрация различных видео- и аудиоматериалов обучающего характера (видео-уроки, аудио-подкасты и др.);

– поиск и воспроизведение на уроке аутентичных видео- и аудиоматериалов материалов с целью демонстрации учащимся наиболее современных и употребляемых образцов англоязычной речи и выявления новых языковых тенденций;

– использование мобильных приложений для изучения иностранного языка (ими снабжены новейшие учебно-методические комплексы, также они доступны в качестве самостоятельных программ), что  дает учащимся больше возможностей для постоянного доступа к учебным материалам.

Процесс информатизации образовательного процесса постепенно выходит на новый уровень, одно из ключевых направлений которого связано с использованием мобильных технологий для обучения различным предметам, в том числе иностранному языку. 

Живя в современном информационном пространстве, нельзя не принимать во внимание, что мобильные устройства предоставляют собой перспективную площадку для развития нового направления в изучении иностранного языка. Мобильные технологии повсеместно используются сегодня во всем мире, став значительным социальным явлением. Естественно, данные технологии пользуются большой популярностью и среди учащихся, нередко отвлекая их от учебного процесса. С точки зрения образования принципиально важно превратить мобильные технологии из отвлекающего фактора в полезный образовательный инструмент.

Необходимо выделить ряд серьезных преимуществ интеграции мобильных устройств в процесс обучения иностранному языку:

  • свободный доступ к учебным материалам в любом месте и в любое время;
  • возможность применения мобильных программ для тренировки практически многих аспектов речевой деятельности, включая аудирование, без применения дополнительных материалов и устройств;
  • красочная подача материала с иллюстрациями и мультимедийными эффектами;
  • автоматическая и быстрая проверка упражнений, что дает учащимся возможность получать наиболее актуальную информацию об их прогрессе. программа автоматически производит анализ ошибок и предлагает соответствующие упражнения для их устранения;
  • возможность эффективного дистанционного обучения, которое на сегодняшний день является крайне востребованным, позволяющим сделать обучение доступным для таких категорий учащихся как: учащиеся с овз; учащиеся, проживающие в отдалении от базового образовательного учреждения; учащиеся взрослые, не имеющие возможности регулярно посещать очные занятия.
  • являясь одной из новейших разработок в сфере обучения иностранным языкам, мобильные приложения, как правило, создаются на наиболее современном лексическом материале, отражают новейшие языковые и речевые тенденции иностранного языка.

Интеграция этой новейшей технологии в образовательный процесс должно служить исключительно эффективным дополнением к основному курсу изучения иностранного языка под руководством преподавателя. Так как, несмотря на очевидный технический прогресс, живое общение учащегося и преподавателя выполняет ряд важных функций, которые невозможно заменить:

–  мотивация учащегося в ходе живого общения учителя и ученика;

–  создание благоприятного психологического климата в ходе занятий;

– при необходимости, принуждение учащегося к более прилежной и интенсивной работе посредством воспитательной беседы и других методов педагогического воздействия;

– возможность варьировать способ и манеру подачи теоретического материала, в зависимости от индивидуальных особенностей и способности учащегося к обучению;

– возможность воспринимать и выявлять ошибки в устной речи учащегося, включая также произносительный аспект, в то время как практически ни одно мобильное приложение не содержит такой функции, уделяя основное внимание лишь развитию лексического и грамматического навыка учащихся, что создает некоторую «однобокость» обучения иностранному языку; 

– способность преподавателя к моделированию живого диалога на иностранном языке в различных ситуациях общения, воспроизводящих варианты коммуникативных ситуаций. При этом важным для понимания и возможной интерпретации речи является именно понятие коммуникативной ситуации как совокупности условий, в которых развертывается коммуникативный акт высказывания.

Преподаватель может интегрировать мобильные устройства в свою работу, используя:

  • Мобильные приложения;
  • MOOC (англ. Massive open online courses);
  • Виртуальную реальность (Play Station VR, Oculus Rift, VIVE, Google Cardboard).

Обратимся поподробнее к возможностям, которые открывают перед преподавателями английского языка мобильные приложения.

Спектр предлагаемых современному пользователю мобильных приложений невероятно широк и охватывает практически все стороны жизни:

Memrise (Google Play) (App Store) – очень любимое мною приложение, хороший помощник для расширения словарного запаса, использующее метод интервального запоминания. Пользователь изучает слово снова и снова, через определенные промежутки времени. Система определяет слова, которые являются для пользователя сложными и делает акцент на них. Слова озвучиваются носителями языка.

English Grammar in Use Activities (Google Play) (App Store) – приложение от Cambridge University Press, основанное на легендарном учебнике Раймонда Мёрфи «English Grammar in Use». Это приложение поможет усовершенствовать грамматические навыки. Использование артиклей, неправильных глаголов, существительных можно довести до автоматизма.

Easy Ten (Google Play) (App Store) – ещё одно хорошее приложение для пополнения словарного запаса. Все слова разбиты на группы и подгруппы, в каждой подгруппе собранно 5-10 слов. Лексика прорабатывается при помощи нескольких видов заданий: подобрать картинку к слову, перевести его на русский, написать его под диктовку, вставить в него пропущенные буквы и т. п. Каждый день приложение предлагает выучить пользователю 10 новых слов. Имеется система мотивации: прогресс сохраняется в календаре, есть рейтинги и награды.

 LinguaLeo (Google Play) (App Store) – пожалуй, одно из самых популярных приложений среди российских пользователей. Именно с этой образовательной платформы началось и моё увлечение Интернет-ресурсами в изучении английского языка. Бесплатный аккаунт позволит учить новые слова, оттачивать навыки правописания, смотреть видео с субтитрами, разбирать тексты песен и т.д. Особенность приложения — индивидуальный план обучения. Система сама определяет слабые и сильные стороны пользователя, учитывает его возраст, интересы и цели.

Anki (Google Play) (App Store) – отличное приложение для пополнения словарного запаса, построенное по методике флэшкарт. Позволяет запоминать слова в игровом формате на уровне ассоциаций. Пользователь имеет возможность выбирать слова определённой тематики. Также в приложении заложена функция повторения: через определенный интервал времени вам обязательно будут напоминать пройденный материал.

Puzzle English (Google Play) (App Store) – приложение, созданное разработчиками одноименного сайта. Ресурс известен своими видеороликами, которые названы видеопазлами. Все они являются англоязычными. Задача приступившего к обучению пользователя — понять содержание просмотренного видео, после чего составить его суть из предоставленных фраз. Словом, программа тренирует ваши умения распознавать английскую речь на слух. Также Puzzle English помогает освоиться с грамматикой. Всего пользователю предоставляются примерно 400 уроков от уровня для начинающих до продвинутого.

TED-Ed – инициативный проект всеми любимого информационного портала TED. TED-Ed – это образовательный ресурс, содержащий короткие фильмы, созданные при общих усилиях учителей и мультипликаторов. Данные анимированные образовательные видеоуроки созданы, в основном, для средней школы и продолжаются примерно от трех до восьми минут. Все уроки созданы на простом и доступном английском языке, а выбор необходимых субтитров упрощает использование учебного материала на другом языке.

Khan Academy (Google Play) (App Store) – образовательное приложение, в котором собрано более 150 000 интерактивных уроков. Оно «умеет» давать рекомендации на основании навыков, которые продемонстрировал юзер, и распознавать рукописный текст.

English File Pronunciation – приложение для работы над произношением. У пользователей есть возможность слушать, как произносят слова носители, повторять за ними и записывать свое «звучание», после этого сравнивать свое произношение и речь носителя языка.

Электронные словари — лучшие помощники для изучающих английский. Широкий выбор подобных приложений позволяет подобрать идеальный словарь для любого уровня обучения: Merriam-WebsterOxford Dictionary of EnglishCollins English Dictionary и многие другие. Также приложения для изучения фразовых глаголов и идиом English Irregular VerbsThe Phrasal Verbs MachineEnglish Idioms and Phrases и English Idioms Illustrated.

Все перечисленные приложения доступны бесплатно, отлично себя зарекомендовали и успешно используются в практике обучения английскому языку. Данный список отражает лишь малую часть достойных внимания приложений, которые могут оказать огромную помощь и тем, кто обучает английскому языку, и тем, кто его изучает.

Кроме того использование англоязычных приложений, таких как музыка, новости, погода, путешествия, гиды по музеям, карты земли и звёздного неба, онлайн-магазины и т.п. помогаю привнести в учебный процесс аутентичный языковой материал и решить образовательные задачи разных уровней, единственное ограничение – уровень креативного мышления преподавателя. Другими словами – ограничений нет.

При работе с мобильными приложениями важно помнить, что весь процесс работы должен быть проработан преподавателем. Да, безусловно, учащиеся должны работать самостоятельно, но не бесконтрольно. 

При умелом использовании мобильные технологии способны не только обогатить процесс обучения новыми материалами и видами деятельности, но и существенно повысить мотивацию учащихся. От преподавателя зависит, станут технологии его врагом или другом.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Интеграция мобильных приложений в процесс обучения иностранному (английскому) языку: преимущества, недостатки, перспективы развития [Электронный ресурс]. – URL: [https://infourok.ru]
  2. Интеграция мобильных технологий в процесс обучения английскому языку [Электронный ресурс]. – URL: [http://in-formatio.ru]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Егорова Алёна Львовна – к.пед.н., преподаватель иностранного языка ГАПОУ ЧР «Чебоксарский экономико-технологический колледж»   

Иванова Ирина Александровна – студентка 1 курса ГАПОУ ЧР «Чебоксарский экономико-технологический колледж»