Реализация программы «Мозаика движений» в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи.

ФИО: Лапина Н.М.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1357
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Реализация программы «Мозаика движений» в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи.
Итоговая оценка: 1 место,  95 баллов(-а)



Программа Мозаика движений Лапина Н.М.

Реализация программы «Мозаика движений» в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи.

На сегодняшний день актуальная проблема у воспитанников логопедической группы – неполноценная речевая деятельность, которая накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, т.е. глобальное нарушение всех компонентов речевой системы. Кроме того, в структуре дефекта имеются нарушения в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения. В процессе консультирования родителей выяснилось, что все вышеперечисленные проблемы негативным образом влияют на обучение. У детей появляются трудности в планировании и организации сложных видов деятельности, слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях.

На психолого – педагогическом консилиуме нашего ДОУ после обследования детей всеми специалистами и педагогами, выявили, что тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, здесь возникают нарушения высших психических функций. 

Чтобы выйти из этого замкнутого круга, и требуются охраняющие здоровье технологии обучения. Я пришла к выводу, что детям с тяжелыми нарушениями речи необходим этап специальной стимуляции психического развития для созревания зон мозга, ответственных за основные двигательные, речевые навыки, элементарные мыслительные операции, память и эмоции. Среди современных наук о мозге и его работе особое положение занимает нейропсихология, которая является здоровьесберегающей и игровой технологией. 

Ранее, с 2014 года я применяла нейропсихологические игры на всех своих занятиях (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных). Занятия получаются динамичными, насыщенными и дети при этом не устают. Но обследования показывали, что у детей всё ещё оставались проблемы в той или иной психической функции. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции в некоторых случаях оказались малоэффективны.

Появилась необходимость создать систему методов нейропсихологической коррекции с дополнительными занятиями для детей с тяжелым нарушением речи в группе компенсирующей направленности. Дети познают мир через движение. Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. И чем больше движений, тем больше связей. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Поэтому была разработана программа «Мозаика движений» и стала реализовываться с сентября 2016 года через кружок в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Кружок «Мозаика движений» организован с учетом пожеланий родителей (через анкетирование) и не является платным, проводится не в рабочее время руководителями кружка. Далее к кружку «Мозаика движений» присоединился и педагог – психолог, совместно с которым не только разрабатываем календарно – тематическое планирование, но и  ежегодно корректируем программу кружка «Мозаика движений», способствующей достижению  предметных, метапредметных личностных результатов образования. 

При взаимодействии с психологом изменилась форма просветительско-профилактической деятельности нашего кружка. Совместно с педагогом-психологом знакомим родителей с особенностями выполнения упражнений через семинары, тренинги и рекомендуем дальнейшее их закрепление дома. В итоге проводимых в системе семинаров, открытых занятий, мастер – классов родители (законные представители)  с помощью основных технологий программы «Мозаика движений» играют с детьми дома. Так же нами используется технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Цель: коррекция и активизация познавательных и речевых нарушений у дошкольников с тяжелым нарушением речи с помощью метода замещающего онтогенеза (нейропсихологического подхода). 

Задачи:

  • Развивать все высшие психические функции (память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь).
  • Улучшать психофизиологическую базу речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития.
  • Повысить двигательную активность детей через комплекс нейропсихологических игр и упражнений разного направления и характера исполнения в течение занятий на протяжении всего образовательного процесса.
  • Развивать эмоционально-волевую сферу детей через движение.
  • Повысить у воспитанников самооценку, уверенность в собственных силах за счет усвоения им новых навыков.
  • Формировать устойчивые адекватные формы поведения через использование специальных игр, упражнений. 
  • Оптимизировать мышечный тонус с помощью растяжек, реципрокных  упражнений. 

Стабилизация межполушарного взаимодействия и повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Идея заключается в реализации программы «Мозаика движений», разработанной на базе принципа “замещающего онтогенеза”. Это игровой коррекционно-развивающий комплекс упражнений с эффективными оздоровительными технологиями, позволяющий подтянуть запаздывающие в своем развитии функции головного мозга через двигательные упражнения.

Цель данного метода – это мозговое развитие. Специально подобранные упражнения оказывают стимулирующее воздействие на мозговые структуры, на сенсомоторный уровень развития ребенка, и тем самым помогает ему восполнить пробелы в развитии.

Данная работа реализуется логопедом и психологом один раз в неделю в течение 25 минут. При внедрении этой практики учитывалось, что метод замещающего онтогенеза, имеет противопоказания. 

Коррекционно-развивающая программа нейропсихологического сопровождения развития включает 25 занятий и рассчитана на детей от 4 лет до 8 лет. Занимаются дети с тяжелым нарушением речи, с задержкой психического развития, имеющие проблемы со здоровьем, с неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, с эмоционально – волевыми проблемами, с трудностями в поведении, в общении, познавательном, эмоциональном и речевом развитии. А также дети, имеющие трудности в формировании пространственных представлений, с общей моторной неловкостью, снижением внимания, памяти и общей работоспособности. В нашем дошкольном учреждении также осуществляется инклюзивное образование, в процесс которого вводится Программа «Мозаика движений». Исходя из запросов родителей, были включены в кружок и дети – инвалиды. Эти детки со значительными нарушениями и с низкой речевой активностью были интегрированы в среднюю группу нашего детского сада. Из рекомендаций медико – социальной экспертизы они не нуждаются в специальных условиях, медицинских противопоказаний для занятий с нейропсихологическим подходом не имеются. Но им была необходима помощь в социализации через формирование коммуникативных навыков, в развитии познавательной деятельности, сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности. Кроме того, в структуре дефекта выявлены нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования, отставание в развитии). За период реализации Программы «Мозаика движений» практика с детьми – инвалидами имеет положительную  динамику. В результате применения данной технологии общий уровень развития детей стал выше среднего, прослеживается позитивная динамика по всем разделам программы.

Нейрокоррекция оказывает помощь, таким образом, чтобы в дальнейшем ребенок мог самостоятельно обучаться и контролировать свое поведение. Данный вид коррекции позволяет скорректировать особенности развития ребенка, приблизить его к нормальному течению, облегчить вхождение ребенка в обычную социальную среду. 

В основе Программы «Мозаика движений» – практические упражнения из методики Колгановой В.С., Пивоваровой Е.В., которые  направлены на коррекцию и развитие кинестетического и кинетического звеньев сенсомоторного уровня речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Для развития психофизиологической базы речи у детей с нарушениями развития ввела биоэнергопластику в стихах, кинезиологические упражнения (комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие); комплексы нетрадиционных игр и тренировочных упражнений по методике Коноваленко С. В., Кременецкой М. И.

На занятиях используются двигательные и телесно-ориентированные методы, направленные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербальных компонентов общения, а также собственно когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей усвоения знаний и формирование высших психических функций. Обе группы методов применяются в игровом едином комплексе, с их последующей интеграцией и с учетом взаимодополняющего влияния. Основной принцип коррекции – прохождение непройденных этапов. Нами используется технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

 Основной формой работы выбрали групповые занятия. Каждое занятие может отрабатываться повторно, если мы видим, что дети с трудом выполняют упражнения. По нашим рекомендациям родители закрепляют применяемые упражнения в домашних условиях.

Структура занятия включает в себя несколько этапов, способствующих созданию благоприятной атмосферы в группе, хорошего настроения. 

Технологии, используемые в работе:

  1. Дыхательные упражнения. Оптимизируют газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствуют общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Дыхание  успокаивает и способствует концентрации внимания.
  2. Развитие внимания. Развивают фонематический слух, самоконтроль, саморегуляцию и координации движений.
  3. Артикуляционные упражнения/биоэнергопластика в стихотворной  форме. 

Оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные  возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

  1. Упражнения – растяжки. Нормализуют гипертонус (неконтролируемое мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.
  2. Глазодвигательные упражнения. В результате двигательной коррекции, на первом этапе занятий происходит перераспределение и простраивание функциональных связей головного мозга; активизация структур. 
  3. Рисование двумя руками. Базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность. Упражнения направлены на развитие межполушарных связей, расширение поля зрительного восприятия, развитие пространственных представлений, мелкой моторики, способности к произвольному самоконтролю. 
  4. Упражнения двигательного репертуара. Является хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счёта у старших дошкольников.
  5. Кинезеологические упражнения. Игры на формирование межполушарных взаимодействий. Направлены на расширение объема зрительного восприятия, устранения патологических синкинезий.
  6. Релаксация. Снятие внутреннего мышечного напряжения, помочь детям успокоиться, и привести нервную систему и психику в нормальное состояние покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – еще один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.

Используем и рефлексию. Для того чтобы помочь детям осознать, чего они хотели и что чувствовали, задаём вопросы, направленные на понимание того, что результат, достигнут, благодаря вниманию детей. 

На индивидуальных занятиях с детьми использую балансировочную доску Бильгоу для мозжечковой стимуляции. Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет определенные задания логопеда, одновременно пытаясь удержать равновесие, обмениваясь мячом (теннисным мячиком, мешочками). Для автоматизации определенного звука мною подобран речевой материал по лексико-тематическим циклам, включающий чистоговорки, предложения, стихи.

Такая игровая техника полезна для развития ребенка во всех направлениях. С помощью интересного способа закрепления речевых навыков, вовлекая в работу различные анализаторные системы, мы достигаем желаемого результата и улучшаем эффективность логопедических занятий.

 На балансировочной доске у детей быстрее проходит автоматизация и дифференциация звуков, и гораздо легче преодолеваются нарушения слоговой структуры слов. Занятия вызывают эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия. 

Несмотря на то, что вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, однако не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать. Стимуляция базальных ганглий происходит за счет многозадачных упражнений: сначала на координацию движений, а для детей постарше – и в сочетании со звуковыми, речевыми упражнениями.

Нейропсихологическая коррекция является дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. С помощью нашей просветительской работы специалисты (инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель), воспитатели группы в своей работе с воспитанниками используют различные упражнения из данной методики. 

         Наша практика обеспечивает образовательные результаты. Нейропсихологический подход способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций. 

По итогам обследования, у детей отмечается положительная динамика развития всех речевых и познавательных процессов. С предыдущими годами значительно улучшилась психофизиологическая база речи: возросли показатели фонематического восприятия: сформированности артикуляционных движений, движений пальцев, кистей рук, общих движений, ориентировки в пространстве, чувства равновесия, координации движений тела в пространстве. С помощью разработанных комплексов легче ставились и автоматизировались звуки в речи, звукопроизношение у детей пришло в норму; улучшился сенсомоторный базис речи: состояние артикуляционной моторики пришло в норму, положительные изменения произошли слоговой структуре слова, в  грамматическом строе речи; повысился словарь у детей. Применение данного метода позволило улучшить у детей память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю. 

https://infourok.ru/rezultativnost-programmy-mozaika-dvizhenij-s-2014-goda-po-2021-god-6127651.html – Результативность Программы «Мозаика движений» с 2014 года по 2021 год.

Методика коррекционной работы с применением МЗО эффективна, так как улучшились показатели у детей в группе компенсирующей направленности с 2016 года по май 2022 года: 

  • фонематического восприятия у детей на 63%;
  • звукопроизношения на 42%;
  • звуко-слоговая структура слова, предложения на 27%;
  • артикуляционная и мимическая моторика на 55%;
  • грамматический строй речи, словоизменения на 37%;
  • связная речь на 32%;
  • словарный запас на 45%;
  • звуковой анализ и синтез на 1%;
  • состояние общей и мелкой моторики на 44%;
  • неречевые психические функции на 44%.

Сравнительный анализ уровней развития детей с 2016 по 2021 год свидетельствует о положительной динамике: 

В 2021 году детей с высоким уровнем развития стало на 53% больше в 2017 году.

В 2021 году не было детей со средним и низким уровнем развития. 

Мы получили положительные отзывы от родителей и коллег о нашей коррекционной работе с детьми.  

Огромная привлекательность данного метода состоит в его простоте и практичности, то есть мы с детьми выполняем эти упражнения не только на специализированном занятии, но и в любом месте и в любое время, что помогает нам, педагогам, проводить занятия эмоционально, интересно, в атмосфере доброжелательности, не сидя за партой. И в результате, у ребят улучшилось самочувствие, поведение, эмоциональное состояние и, конечно, мотивация к учебе. Самое интересное – детям это нравится! Нас, педагогов, также радует удовлетворенность родителей выбранной методикой и положительной динамикой у детей. В качестве инструмента оценки результативности усвоения программы используется метод сравнения данных входящей и исходящей диагностики психолога, логопеда.

  1. Входящая и итоговая диагностика специалистами, воспитателей.
  2. Отношение детей к занятиям.
  3. Поведение воспитанников в группе. 
  4. Динамика воспитанников на занятиях по математике, развитию речи.
  5. Беседа с родителями и воспитателями.
  6. https://педагогический-ресурс.рф/%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%82/%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/?action=save&result=success

– Отзывы и мнения родителей через заполнение опросных листов, анкетирование. 

  1. https://педагогический-ресурс.рф/%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%82/%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/?action=save&result=success

 Отзывы коллег через заполнение опросных листов, анкетирование.  

  1. https://disk.yandex.ru/d/D75g4_hhNI2m1A Методическая разработка программы «Мозаика движений».
  2. Нейропсихологические игры в работе логопеда. 

  3. https://www.youtube.com/watch?v=YXZKCxGaxNg-

    Опыт использования балансировочной доски Бильгоу в работе логопеда.

11.https://disk.yandex.ru/edit/d/jsKFjhV0fuF5kgpJAkjZjyPegnqahzm72s0qoIz-cKg6Vm1lSTQyZ3p1dw Результативность программы.

  1. https://infourok.ru/seminar-praktikum-dlya-roditelej-v-chem-polza-primeneniya-metoda-zameshayushego-ontogeneza-6400729.html Семинар – практикум для родителей «В чём польза метода замещающего онтогенеза?»
  2. https://disk.yandex.ru/i/MC39eH-zTxYSEw Список использованных источников.
  3. https://урок.рф/library/konspekt_otkritogo_zanyatiya_s_ispolzovaniem_metoda_181127.html

Открытое занятие с использованием метода замещающего онтогенеза для детей старшего дошкольного возраста на районном методическом объединении: «Проектный метод, как способ интеграции образовательной деятельности дошкольников».

  1. https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A%2F%2FEOPY4PWZ80Dx16gg2bVPE9qTQ4OHi%2FOc7lcBNvK3xoekupKX1DZm8nnVPWpPn0Gtq%2FJ6bpmRyOJonT3VoXnDag%3D%3D&name=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%D0%9C%D0%9E%D0%97%D0%90%D0%98%D0%9A%D0%90%20%D0%94%D0%92%D0%98%D0%96%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%99%20%D0%9B%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9D.%D0%9C.%20%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%A0%D0%9C%D0%9E.pptx

 – представление совместной проектной деятельности учителя – логопеда и педагога – психолога (кружок «Мозаика движений») на районном методическом объединении логопедов.

 

 

 

условиях предполагает не только непосредственную работу с детьми и их 

родителями,  но  и  осмысление  психологической  сути  предстоящих  

изменений,  оказание  помощи  педагогам  при  внедрении  стандартов 

нового  поколения,  участие  в  экспертизе  и    проектировании 

образовательной  среды,  разработке  программы,  максимально 

способствующей  достижению  предметных,  метапредметных  и 

личностных  результатов  образования.  Содержательно  иной  становится  

просветительская,  диагностическая,  развивающая,  коррекционная  и 

профилактическая деятельность психолога. 

Удерживая    и  развивая  эти  позиции,  педагогпсихолог 

современной школы должен понимать свою роль в решении актуальных 

задач  системы  образования,  четко  представлять  себе  основные 

направления  своей  деятельности,  владеть  соответствующим  арсеналом 

Большое  количество  мифов,  возникающих  вокруг  фигуры  и 

деятельности  психолога,  трудности  установления  конструктивного 

взаимодействия  с  другими  участниками  образовательного  процесса 

Семинар - практикум для родителей Мозаика движений 1

Список использованных источников к программе «Мозаика движений».

  1. Колганова В.С.,. Пивоварова Е.В «Нейропсихологические занятия с детьми»: в 1ч. Ч. 1/Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М.:АЙРИС – пресс,2016. – 416 с.: ил. – (Культура здоровья с детства).
  2. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»: в 2ч. Ч. 2. Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М.:АЙРИС – пресс,2016. – 416 с.: ил. – (Культура здоровья с детства).
  3. Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. «Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития» – СПб • ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2012 -112 с.
  4. Семенович А.В.  с. 302  «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза»: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. -474 с.
  5. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологическое сопровождение обучения. М.,2003.
  6. Скворцов И.А. Детство нервной системы. М.,1995.
  7. Хомская Е.Д. нейропсихология. М.,1987
  8. Цветкова Л.С Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Юристъ., 1997.-256с. КУРС СТУДИЯ.
  9. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. – М.: Аркти, 1999.-136 с.

10.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.:Центрполиграф,2002.-32