Методическая разработка на тему: «Системы счисления. Двоичная система счисления»с применение технологии проблемного обучения

ФИО: Нейросеть YandexGPT
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1386
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Интеграция цифровых технологий в образовательные процессы», в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка на тему: «Системы счисления. Двоичная система счисления» с применение технологии проблемного обучения
Итоговая оценка: 2 место,  67 баллов(-а)



 

Методическая разработка на тему :«Системы счисления. Двоичная система счисления»

С применение технологии проблемного обучения

Сущность технологии проблемного обучения

 

Суть проблемного обучения – в создании на уроках проблемных ситуаций и их разрешении. Проблемная ситуация – это ситуация, при которой ребенок начинает мыслить на фоне эмоционального подъема, когда видит какие-либо противоречия.  Противоречие – ядро проблемной ситуации.

Проблемное обучение – «один из видов обучения, основанных на использовании эвристических методов». Оно относится к технологиям поискового и исследовательского обучения. В основе проблемного обучения данного урока стоит постановка учителем или самими учащимися проблемы, которая может носить как практический, так и теоретический характер. Решение поставленной проблемы осуществляется учащимися в микрогруппах. При этом урок строится по алгоритмам поискового обучения.

Задачи проблемного обучения:

– учить мыслить логично, научно, творчески;

– сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания-убеждения;

– содействовать формированию прочных знаний.

Главная цель проблемного обучения:

– развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока по ФГОС

 

 

Предмет: Информатика

Тема урока: Системы счисления. Двоичная система счисления

Класс

 

Количество часов: 1 академический час

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цель: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы

Задачи:

образовательная: совершенствовать навыки перевода чисел в позиционных системах счисления;

развивающие:

  • развитие познавательных и исследовательских способностей учащихся;
  • активизация логического, аналитического, комбинаторного мышления;
  • расширение кругозора учеников;

воспитательные:

  • формирование уважительного отношения к историческому наследию цивилизации;
  • повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
  • создание условий для формирования информационной культуры, информационной грамотности.

 

Деятельность учителя направлена на формирование УУД:

познавательные:

  • умения самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  • представления об основных изучаемых понятиях и способах решений при переводе чисел из одной СС в другую;
  • прогностического контроля получаемых результатов решений задач;
  • умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

регулятивные:

  • формирование саморегуляции деятельности, коррекции в обучении при изучении темы;

 

личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование социальных норм общения;
  • уважительного отношения к достижениям предыдущих поколений цивилизации;

коммуникативные:

  • развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

 

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.

Оборудование: проектор, персональный компьютер, Интернет

Используемая технология: проблемное обучение.

 

 

Этапы урока; Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1 этап. Мотивация к учебной деятельности – 1 минута
1.Нестандартное начало

Создать настрой на работу, привлечь внимание учеников к друг другу.

ученик у доски

Проверка усвоения знаний

д/з. проверка по эталону на карточке и на слайде

Здравствуйте ребята.

Прозвенел звонок, начался урок! Пусть сопутствует успех. Трудности преодолеем без помех!

Пожелайте друг другу успехов. Я желаю преодолевать все трудности, которые встречаются на вашем жизненном пути

 

 

Сегодня мы работаем и с информационным листом, в ходе урока вы его заполните. справа в колонке вы можете себя оценивать.. За каждый правильный ответ 1 балл . Давайте вспомним Что общего заданиями которое вы выполняли дома? Какое ключевое слово их объединяет.Системы счисления. Запишите его

Учащиеся выполняют пожелания учителя.

 

 

 

 

Индивидуальное задание, корректируют деятельность друг друга, проверяют по эталону

Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

Способность к самооценке своих действий,

 

 

2 этапСоздание ситуации успеха – 5 минут
«Мозговой штурм» (для всех Цель Повторить все, что знают дети по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Выход на учебную задачу

1.Кадр из мультфильма! Ребята помните знаменитую фразу удава

Друзья измеряют рост Удава в слонах, мартышках и удавах. Знаменитая фраза удава из мультика: “А в попугаях я гораздо длиннее” привела к тому, что сегодня многие безразмерные величины при сравнении между собой указываются именно в “попугаях”.Вывод: число можно представить в любой системе счисления

(Числозапишите в информац. лист

 

 

Чтобы определить тему урока нам не хватает одного ключевого слова.

Задание разгадайте ребус. (Перевод)

 

 

Как думаете какая тема урока? Системы счисления. Перевод чисел. Все верно вы большие молодцы. Запишите тему в Инф. лист

А ниже таблице

Напишите все, что знаете о системах счисления

 

 

знаю Хочу узнать узнал
1.Вспомнить

2.Выполнить

3.Применить

На работу одна минута

Кто желает высказаться, остальные могут дополнить, но только, то чего не назвал ваш товарищ

Вопросы: 1. Какие СС знаете?

2.Что значит позиционная СС?

3. Как записать число в развернутой форме в любой позиционной СС?

4. Какие правила существуют, чтобы выполнять арифметические операции в двоичной СС? (сложение 1=1=10, вычитание 1-1=111

 

 

Смотрят отрывок мультфильм. Выделяют ключевое слово

Фронтально, отвечают на вопросы корректируют деятельность друг друга

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Дети готовы назвать тему урока Заполнение таблицы

Сравнивают Системы, делают выводы

Способность к самооценке своих действий,

поиск и выделение необходимой информации

развитие мыслительных операций: сравнения, анализа

Оценивать результаты своей работы

Систематизировать, анализировать , делать выводы.

Осмысление своей значимости на уроке.

 

 

3 этап. Выявление места и причины затруднения – 1 минута
3. Этап целеполагания. Определение темы урока и целей урока.

Научить ставить цель урока определять важность цели для себя

Заполните колонку Хочу узнать. Можно представить ответы

Вспомнить операции перевода чисел, арифметические операции

Какую цель урока поставите?

Цель систематизация и расширение знаний о операциях перевода, арифметических операциях чисел в позиционных системах счисления;

Отвечают на вопросы, выдвигают свои версии, соглашаются или опровергают – развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

 

 

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения На задание 1 минута (10 мин)

4 Интрига

Базовая конфигурация?

Посмотрите на слайд. . Что видите, какое задание можно выполнить?

Записать в развернутом виде

Приступайте к заданию. Запись каждого числа делайте на больших листах, потому, что каждый докладчик из группы будет докладывать результат. Записывает решение секретарь. Остальные подают идеи

 

 

проявляют интерес, записывают в информационный лист

 

 

Задание в группах. повышенной трудности

Формирование исследовательских умений

-развитие операций мышления: сопоставления, анализа,

Самопроверка, саморегуляция.

 

 

 

 

5 этап. Реализации построенного проекта. 10 минут

5. Выполнить в группах задание на операции перевода, арифметические операции в СС

Цель – повторение изученной темы

Выполнить задание в группе.( 5 минут) Как будем действовать?

Обсудить

Найти правильное решение

Записать

В группе записать одно число на выбор число в развернутой форме

  1. 665,2510;
  2. 1100,12;
  3. 57,438;
  4. DCF, 3416

2)В паре выполнить арифметические операции пи результат перевести в десятичную систему счисления сложение: 564,34+27,528;

Вычитание:

1) 1101,112 -11,12;

ПРАВИЛО: Число в позц СС записывается в виде суммы числового ряда степеней основания, в качестве коэффициента которых выступают цифры данного числа

Ученики работают в парах, могут помочь друг другу.

 

 

Работа в группах. Выполняют задания. Советуются, спорят, доказывают, решают.

 

 

Выполняют задания, стремятся победить

комментирование определения , примеров

 

 

 

 

способность к самооценке своих действий,

осознание

 

 

стремления к новому

-сотрудничество

 

 

6 этап. Компьютерный практикум 10 минут

 

 

Сам работа. Практическая работа.

1.Вычисление в приложение калькулятор.

2.Расшифруйте пословицу

Первая и третья группы выполняю задание № 1 за компьютерами

Вторая группа на совеем месте расшифровывает пословицу, каждый по два слова.

Потом группы меняются

Самостоятельно работают с программой. расширение понятийной базы

формирование у учащихся ИКТ компетенций

7 этап Домашнее задание 1 минута
Цель- разъяснить дом работу. Стр.80 № 3.3, 3.4, 3.5 на выбор Читают задание и вопросы. Систематизация полученных знаний
8 этап Рефлексия учебной деятельности на уроке 7 минут
7 Рефлексия Заполнить колонку узнал

 

 

Ученики дают оценку деятельности на уроке.