«Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся» “Всегда иди дорогою добра”

ФИО: Нейросеть YandexGPT
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1397
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся» "Всегда иди дорогою добра"
Итоговая оценка: 3 место,  50 баллов(-а)



«Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся»

 

 

Меретукова Инна Губедовна, Почетный работник общего образования Российской Федерации, учитель английского языка, Республика Адыгея, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МО «Кошехабльский район» «Средняя общеобразовательная школа №9».

Введение

В настоящее время Российское общество переживает время духовно-нравственный кризис. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость.

         Актуальность духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения определяется тем, что общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но прекрасными чертами личности. Решение этой сложной проблемы и ответственность по воспитанию духовно – нравственной культуры подрастающего поколения возлагается обществом на общеобразовательную организацию и семью при доминирующей роли первой из них. Поэтому духовно – нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы. 

 

. “Всегда иди дорогою добра”

Нельзя только призывать к патриотизму,

                             его нужно воспитывать – 

                                                    воспитывать любовь к родным  местам,

                                         воспитывать духовную оседлость. 

                                                                                                   Лихачев Д.С.

 

       Проблема воспитания детей и молодежи волновала человечество на всех этапах его развития. В каждую эпоху были характерные подходы и методы воспитания, выделялись ценности, присущие этому времени, и определенные идеалы. Времена меняются, приходят новые поколения, все изменяется в соответствии с принципом «То, что было модно вчера, может быть совсем не интересно завтра». Огромные изменения произошли в нашей стране за последние десятилетия. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В итоге, наше общество испытывает духовно-нравственный кризис. Следовательно, важнейшей проблемой и одновременно целью современного общества является необходимость в формировании успешной и одновременно высоконравственной личности. Назрела необходимость пересмотра  основ  духовно-нравственного воспитания. Мы живем в современном мире, работаем в современной школе и учим современных детей,  и поэтому нужен новый  взгляд на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. 

        Стоит отметить, что особая роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности отводится школе, так как она — единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Именно поэтому школа, а в частности учитель, должны не только давать учащимся глубокие и прочные знания, но и сформировать у школьников духовно-нравственные качества.      

         Говоря о духовно-нравственном воспитании, нельзя недооценивать роль семьи в этом деле. Первыми воспитателями должны быть родители. И вправду, в семье, в общении с родителями дети получают свои  первые уроки жизни: уроки добра, порядочности, ответственности… А эти качества затем дальше развиваются в школе. Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье и школа не заменяет, а усиливает этот процесс. И какими бы прекрасными ни были школы, учителя, самыми главными воспитателями являются их родители – мать и отец.

        Но, к сожалению, сейчас, когда семья утратила свою лидирующую позицию в воспитании, только школа осталась тем местом, где в ребенке воспитывается главное – ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Однозначно, решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.      Поэтому приоритетными направлениями в воспитательной работе в нашей школе и в моей работе как классного руководителя являются патриотическое, духовно-нравственное, гражданское, трудовое и эстетическое воспитание. Я как классный руководитель стараюсь прививать интерес  к изучению родного языка, ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян; уважение к символам России и Адыгеи, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в нашей стране. Я  провожу классные часы, уроки нравственности, касающиеся духовно-нравственных качеств учащихся, их моральных и эстетических вкусов, диспуты,  беседы. 

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока.  Иностранный язык как учебный предмет обладает в этом смысле огромными возможностями воспитания учащихся. В результате изучения истории и культуры страны изучаемого языка, её традиций и обычаев, сравнения и сопоставления их с реалиями родной страны у учащихся формируется не только уважение к культурным ценностям страны изучаемого языка, но и чувство любви и гордости за родную землю, за героические свершения своего народа. Уроки иностранного языка позволяют осознавать патриотические ценности, формировать взгляды и убеждения, прививать уважение к культурному и историческому прошлому России. 

 В процессе работы на своих уроках английского языка я стараюсь не только дать учащимся знания, сформировать умения и навыки, но и воспитать у них мировоззрение, чувство патриотизма и национальной гордости. Поэтому, большое значение я придаю также изучению родного края: истории, природе, социальной жизни, быта, хозяйства, культуры, всех сторон деятельности человека в нашем регионе. Краеведческие материалы я использую как средство обучения иностранному языку. Я учу школьников говорить о том, что его окружает, что ему близко и дорого с детства. Включение краеведческого компонента в содержание обучения иностранному языку и культуре повышает не только качество образования, но и благотворно влияет на мотивацию учащихся.

           На наших уроках английского языка обсуждаются проблемы толерантности, современной семьи, благотворительности, национальной культуры. Не последнюю роль играют тематические уроки, проектный метод обучения иностранным языкам, где проявляются большие возможности для формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, а именно уважительного и толерантного отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры среди культур других народов.

         Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности.  В нашей школе мы проводим разные формы деятельности, которые направлены на развитие нравственных качеств личности. Дети посещают  разные кружки, спортивные секции, участвуют в музыкальных праздниках, выставках детских работ, экскурсии, посещение музеев,  разные школьные  соревнования, конкурсы, олимпиады.

 

                                                Заключение

        Патриотическое воспитание – это основа, на которой строится духовность нашего общества и будущее подрастающего поколения. Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений. Если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство.   

    Хотелось бы завершить словами нашего президента: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, а такой фундамент – это патриотизм».