Конспект тематического занятия с элементами логоритмики «Синичкин день»

ФИО: Нейросеть YandexGPT
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1412
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Конспект тематического занятия с элементами логоритмики «Синичкин день»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Орловская основная общеобразовательная школа» 

Конспект тематического занятия с элементами логоритмики

 «Синичкин день»

(старший дошкольный возраст)

Авторы: Байбак Ю.Б. – 

музыкальный руководитель, педагог 

высшей квалификационной категории

Емельянчик Т.А. – педагог-логопед

п. Орловка 2023 г

Конспект тематического занятия с элементами логоритмики

 «Синичкин день»

(старший дошкольный возраст)

Подгрупповое занятие

Возраст воспитанников: 6-7 лет

Цель: познакомить детей с обычаями и традициями русского народа (День Синички), используя элементы логоритмики.

Задачи

Коррекционные: развивать общую и мелкую моторику, голос, дыхание, фонематический слух, просодические компоненты речи, пространственные праксис и гнозис; вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.

Образовательные: формировать двигательные способности; устранять речевые нарушения; закреплять пространственные представления; обучать игре на музыкальных инструментах.

Развивающие: развивать коммуникативные умения и навыки, слуховое внимание и память, развивать творческую активность воспитанников, стремление самостоятельно исполнять песни, логопедические распевки, играть на детских музыкальных инструментах, исполнять имитационные танцы.

Воспитательные: приобщать к миру музыки и пластики; воспитывать интерес и уважение к культурным традициям русского народа, формировать способность ощущать ритмическую выразительность в музыке, движениях и речи, воспитывать сопереживания чувствам и настроениям, выраженных в художественных произведениях.

Форма организации: подгрупповая с использованием личностно-

ориентированного подхода.

Методы: наглядный, словесный, практический, контроля, поощрения.

Используемые педагогические технологии на занятии: игровые,

групповые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.

Оборудование: 

  • фортепиано, металлофон, трещотки, бубны, ложки
  • проектор, музыкальный центр
  • кормушка, костюмы журавлей

Ведущий – музыкальный руководитель,

 Синица – учитель-логопед

 

Ход занятия:

Ведущий с детьми заходят под музыку «Встреча друзей», выстраиваются в хоровод.

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие. Рады мы вас видеть на нашем празднике. С давних пор на Руси в ноябре 12 ноября отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Наши предки встречали его шумно и празднично; развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство – сало; устраивали вечерки. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток.

А какие вы знаете поговорки,  ребята?  (дети отвечают)

 «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». 

«Синичка – воробью сестричка».

 «Хвалилась синица хвостом море зажечь».

 «Невелика синица, голосок востёр».

Ведущий: Каких зимующих птиц вы знаете? Назовите их. 

Ритмическая игра

(Дети отображают пением ритмический рисунок названий птиц (картинки птиц на экране): соРОка, вороБЕЙ, сиНИца).

 

Влетает синица.

 

Синица: Вы меня звали? А вот и я. Здравствуйте, ребята. Жизнь у синичек не очень проста. Хотите узнать, каково это быть синичкой? Тогда превращаемся в синичек!

Превращение детей в синичек с помощью упражнения  на координацию речи с движениями «Синица»:

Скачет шустрая синичка        (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,         (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок,      (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок.        (кружимся на месте)

Вот присела на минутку,        (присели)

Почесала клювом грудку,       (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки – на плетень,     (прыжки на месте на левой ноге)

Тири – тири                             (прыжки на месте на правой ноге)

Тень-тень-тень!                       (прыжки на месте на двух ногах)

 

Синица: Вот мы и превратились в птичек-невеличек! И теперь споем песню. 

Русская народная песня-игра 

«Летали две птички, птички невелички». 

Синица: Но наступила осень, встретил нас первыми морозами ноябрь.

Танец «Птички летали»

Дыхательное упражнение:

Синица: Села на ветку синичка ф-ф, ф-ф (дети взмахивают кистями рук, коротко и активно выдыхают).

Брызнул дождик – промокла птичка  ф-ф, ф-ф (ударяют указательным пальцем по ладони другой, коротко, мягко выдыхают).

Ветерок вдруг закружил, (вдох глубокий, выдох со звуком «У»)

И синичку обсушил (Встряхнуть руками и выдохнуть)

 

Синица: Холодно нам синичкам зимой и голодно, но помогают нам люди. Делают кормушки. Давайте с вами сделаем кормушку с помощью ладошек.

 

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Прилетело.  Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибать по пальцу)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках

Всем хватило зернышек (вытянуть руки вперед).

 

Синица: Смотрите, вот и настоящая кормушка!

Ведущий выносит кормушку.

 

Синица: Давайте подумаем, чем можно угостить птиц. Какой корм предпочитают есть птицы? Ответ будем давать полным предложением.

Синица: Зерно мы дадим кому?

Дети: Зерно мы дадим вороне.

Синица: Семечки мы дадим кому?

Дети: Семечки мы дадим голубю.

Синица: Дадим сало кому?

Дети: Сало дадим синице.

Синица: Рябину дадим кому?

Дети: Рябину дадим снегирю.

Синица: Вы правы, ребята, многие птички любят полакомиться ягодами.

 

Логоритмическая распевка 

(Логопедические песни-распевки Елены Гайдар с использованием металлофона)

Я – го-да ря –би – на, (играем на металлофоне: до-ре-ми-фа-соль-соль)

Ягода калина, (также)

Ягода крыжовник, 

Ягода малина. 

Я – го –да клуб-ни- ка, (играем на металлофоне: соль-фа-ми-ре-до-до)

Еще земляника, (также)

Я – го – да смо-ро-ди -на,

Ну, и ежевика.

 

Появляется слайд «Улетающие журавли», слышны звуки журавлей.

Синичка: Ребята, посмотрите, с нами прощаются журавли.

 

Синица уводит часть детей, которые готовятся к танцу (одевают крылья).

 

Ведущий:  Давайте споем для журавлей прощальную песню.

 

Оставшаяся часть детей поет. Видео на экране улетающих птиц.

 

Попевка «Журавли»

(Логопедические песни-распевки Елены Гайдар)

 

Журавли собираются в стаи

И курлычут, курлычут вдали –

Скоро, скоро они улетают,

Добрый, добрый вам путь, журавли!

 

Танец журавлей

Синица: Прощайте, журавушки. Ну вот, ребята. Теперь вы знаете, каково это быть птицами. А мне пришла пора с вами прощаться. Скажите мне напоследок, что же сегодня вы узнали нового? Чему вы сегодня научились? Что для вас было самым сложным? А что понравилось больше всего? 

Дети отвечают на вопросы.

Синица: Помогайте нам, никогда не забывайте о птицах!  До свидания, дорогие ребята, до свидания, уважаемые гости!

 Синичка улетает.

Ведущий: До свидания синичка! Дети выходят из зала