Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловская основная общеобразовательная школа»
Конспект тематического занятия с элементами логоритмики
«Синичкин день»
(старший дошкольный возраст)
Авторы: Байбак Ю.Б. –
музыкальный руководитель, педагог
высшей квалификационной категории
Емельянчик Т.А. – педагог-логопед
п. Орловка 2023 г
Конспект тематического занятия с элементами логоритмики
«Синичкин день»
(старший дошкольный возраст)
Подгрупповое занятие
Возраст воспитанников: 6-7 лет
Цель: познакомить детей с обычаями и традициями русского народа (День Синички), используя элементы логоритмики.
Задачи:
Коррекционные: развивать общую и мелкую моторику, голос, дыхание, фонематический слух, просодические компоненты речи, пространственные праксис и гнозис; вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
Образовательные: формировать двигательные способности; устранять речевые нарушения; закреплять пространственные представления; обучать игре на музыкальных инструментах.
Развивающие: развивать коммуникативные умения и навыки, слуховое внимание и память, развивать творческую активность воспитанников, стремление самостоятельно исполнять песни, логопедические распевки, играть на детских музыкальных инструментах, исполнять имитационные танцы.
Воспитательные: приобщать к миру музыки и пластики; воспитывать интерес и уважение к культурным традициям русского народа, формировать способность ощущать ритмическую выразительность в музыке, движениях и речи, воспитывать сопереживания чувствам и настроениям, выраженных в художественных произведениях.
Форма организации: подгрупповая с использованием личностно-
ориентированного подхода.
Методы: наглядный, словесный, практический, контроля, поощрения.
Используемые педагогические технологии на занятии: игровые,
групповые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.
Оборудование:
- фортепиано, металлофон, трещотки, бубны, ложки
- проектор, музыкальный центр
- кормушка, костюмы журавлей
Ведущий – музыкальный руководитель,
Синица – учитель-логопед
Ход занятия:
Ведущий с детьми заходят под музыку «Встреча друзей», выстраиваются в хоровод.
Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие. Рады мы вас видеть на нашем празднике. С давних пор на Руси в ноябре 12 ноября отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Наши предки встречали его шумно и празднично; развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство – сало; устраивали вечерки. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток.
А какие вы знаете поговорки, ребята? (дети отвечают)
«Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
«Синичка – воробью сестричка».
«Хвалилась синица хвостом море зажечь».
«Невелика синица, голосок востёр».
Ведущий: Каких зимующих птиц вы знаете? Назовите их.
Ритмическая игра
(Дети отображают пением ритмический рисунок названий птиц (картинки птиц на экране): соРОка, вороБЕЙ, сиНИца).
Влетает синица.
Синица: Вы меня звали? А вот и я. Здравствуйте, ребята. Жизнь у синичек не очень проста. Хотите узнать, каково это быть синичкой? Тогда превращаемся в синичек!
Превращение детей в синичек с помощью упражнения на координацию речи с движениями «Синица»:
Скачет шустрая синичка (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири (прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Синица: Вот мы и превратились в птичек-невеличек! И теперь споем песню.
Русская народная песня-игра
«Летали две птички, птички невелички».
Синица: Но наступила осень, встретил нас первыми морозами ноябрь.
Танец «Птички летали»
Дыхательное упражнение:
Синица: Села на ветку синичка ф-ф, ф-ф (дети взмахивают кистями рук, коротко и активно выдыхают).
Брызнул дождик – промокла птичка ф-ф, ф-ф (ударяют указательным пальцем по ладони другой, коротко, мягко выдыхают).
Ветерок вдруг закружил, (вдох глубокий, выдох со звуком «У»)
И синичку обсушил (Встряхнуть руками и выдохнуть)
Синица: Холодно нам синичкам зимой и голодно, но помогают нам люди. Делают кормушки. Давайте с вами сделаем кормушку с помощью ладошек.
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Прилетело. Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибать по пальцу)
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках
Всем хватило зернышек (вытянуть руки вперед).
Синица: Смотрите, вот и настоящая кормушка!
Ведущий выносит кормушку.
Синица: Давайте подумаем, чем можно угостить птиц. Какой корм предпочитают есть птицы? Ответ будем давать полным предложением.
Синица: Зерно мы дадим кому?
Дети: Зерно мы дадим вороне.
Синица: Семечки мы дадим кому?
Дети: Семечки мы дадим голубю.
Синица: Дадим сало кому?
Дети: Сало дадим синице.
Синица: Рябину дадим кому?
Дети: Рябину дадим снегирю.
Синица: Вы правы, ребята, многие птички любят полакомиться ягодами.
Логоритмическая распевка
(Логопедические песни-распевки Елены Гайдар с использованием металлофона)
Я – го-да ря –би – на, (играем на металлофоне: до-ре-ми-фа-соль-соль)
Ягода калина, (также)
Ягода крыжовник,
Ягода малина.
Я – го –да клуб-ни- ка, (играем на металлофоне: соль-фа-ми-ре-до-до)
Еще земляника, (также)
Я – го – да смо-ро-ди -на,
Ну, и ежевика.
Появляется слайд «Улетающие журавли», слышны звуки журавлей.
Синичка: Ребята, посмотрите, с нами прощаются журавли.
Синица уводит часть детей, которые готовятся к танцу (одевают крылья).
Ведущий: Давайте споем для журавлей прощальную песню.
Оставшаяся часть детей поет. Видео на экране улетающих птиц.
Попевка «Журавли»
(Логопедические песни-распевки Елены Гайдар)
Журавли собираются в стаи
И курлычут, курлычут вдали –
Скоро, скоро они улетают,
Добрый, добрый вам путь, журавли!
Танец журавлей
Синица: Прощайте, журавушки. Ну вот, ребята. Теперь вы знаете, каково это быть птицами. А мне пришла пора с вами прощаться. Скажите мне напоследок, что же сегодня вы узнали нового? Чему вы сегодня научились? Что для вас было самым сложным? А что понравилось больше всего?
Дети отвечают на вопросы.
Синица: Помогайте нам, никогда не забывайте о птицах! До свидания, дорогие ребята, до свидания, уважаемые гости!
Синичка улетает.
Ведущий: До свидания синичка! Дети выходят из зала