Конспект занятия по нравственному воспитанию младших школьников в форме киноурока по фильму «Песня ветра» (режиссер Е. В. Дубровская)
Занятие: классный час.
Тема занятия: дружелюбие.
Тип занятия: комбинированное.
Цели занятия: размышление на тему дружелюбия; размышление на тему преемственности ценностей поколений; формирование интереса к изучению народного фольклора; развитие разговорных навыков (умения сформулировать и высказать свою мысль); развитие стремления к духовному росту; развитие творческих способностей.
Прогнозируемые результаты:
- личностные: ознакомить детей с понятиями «дружелюбие», «джигит», «батыр», «юрта», «курай», «умение дружить» на примере сюжета фильма; начать овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; продолжить принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие эмоциональных мотивов деятельности и формирование личностного смысла деятельности; развить представления о самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; продолжить развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, работу на итоговый результат;
- метапредметные: развивать умение работать с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения;
- предметные: развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.
Методы: словесные; частично-поисковый; методы самостоятельной работы.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная; фронтальная; групповая.
Виды деятельности: беседа, просмотр, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации.
Оборудование: мультимедийное оборудование для организации дистанционного взаимодействия педагога и младших школьников, демонстрации фильма и презентации слайдов.
Ожидаемые результаты: понимание того, что такое дружелюбие, его места и роли в жизни каждого человека – особенно в бытовых повседневных делах, умение анализировать и оценивать поступки других и свои поступки.
Ход занятия
- Создание доверительной атмосферы.
Педагог:
– В нашей стране живет много разных народов. Каждый народ бережно хранит свои предания и легенды. Сегодня мы с вами посмотрим фильм, который снят в Башкортостане по одноименному рассказу Елены Дубровской.
– Башкортостан или Башкирия – одна из республик, входящих в состав Российской Федерации. Столица Башкирии – Уфа. Находится республика на южном Урале. Башкиры говорят о себе: «Мы – дружелюбный народ».
- Подготовка к восприятию фильма. Понятия и термины.
Дружелюбие – дружеское расположение, доброжелательное отношение к кому-либо.
Окончание прил. Ж
Джигит – наездник, отличающийся отвагою, выносливостью, стойкостью, искусством управлять конём и владеть оружием.
Батыр – (тюрк. багатур «богатырь») выдающийся воин у тюркских и монгольских народов, фольклорный персонаж.
Юрта – переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников.
Курай – (башк., тат. курай) – башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент.
- Фокусирование на теме.
Педагог:
– Смотрите фильм внимательно и постарайтесь понять, что же такое дружелюбие?
- Просмотр фильма.
- Обсуждение:
Педагог:
– Поднимите руку, кому понравился фильм? Чему учит фильм? Как вы поняли, о чем фильм?
I часть. Легенда о курае.
Педагог:
– Чему учил Акмала учитель Аглям? Учитель обучал его языку птиц и животных, учил слушать, о чем шепчут деревья и поет река. Аглям учил юного батыра жить в единстве с природой, сливаться с ней, быть ее частью.
– Кого любил Акмал больше всех? Своего отца Мергена.
– Почему Акмал перестал слышать и понимать природу после гибели отца? Он любил их, а они отняли у него самое важное в его жизни, самого любимого человека, его отца.
– Почему нельзя отвечать злом на зло? Если ты будешь отвечать злом на зло, ты станешь не человеком, а таким же волком, который лишил жизни отца Акмала.
– Что помогло Акмалу пережить боль утраты? «Пусть вся твоя боль уйдет с твоей песней. Пусть ветер подхватит твою песню и разнесет по всем Уральским горам. И если у кого-то такая же боль, ветер унесет и ее. Люди будут слушать твои песни и помнить, что все мы едины – природа и человек. Все мы – часть одного».
– Чему учит нас легенда о курае? Тот, кто «любит природу, бережет ее, охраняет и может все это выразить своей игрой на курае», тот является хранителем знаний.
II часть. Наши дни.
Педагог:
– Почему Ахмет не смог приколоть бабочку? Потому что она живая.
– Как вы оцениваете поступок Ахмета? Можно ли сравнить жизнь бабочки и жизнь человека? Ребята высказывают свое мнение.
– Что поняли дети, когда играл Ахмет? Что Ахмет является хранителем древней мудрости.
– Кого можно назвать сейчас истинным хранителем мудрости? Того, кто любит и бережет природу, кто ощущает себя ее частью, того, кто дружелюбен ко всему живому. Значит, мы можем назвать Ахмета таким хранителем.
– Почему «ветер забрал песню» Ахмета? Ребята высказывают свое мнение.
Вывод: Такую легенду поведал нам башкирский народ. Как вы думаете, важно ли это для людей других национальностей?
Дружелюбие не имеет национальности. Быть дружелюбными, любить и охранять природу должны люди любой страны.
- Рефлексия. Напишите отзыв о фильме, дома нарисуйте иллюстрацию к эпизоду, который вам понравился больше всего.