Урок – викторина по предмету
«История изобразительного искусства»
Учитель: Воронцова Елена Юрьевна.
Тип урока: обобщающий, форма: игра-викторина.
Тема урока: Титаны Эпохи Возрождения.
Цель: Развитие интереса к предмету изобразительное искусство, привлечение детей к художественной деятельности.
Задачи:
- Учить детей на практике применять полученные на уроках истории искусств знания, умения и навыки, углублять знания по предмету «История изобразительного искусства», используя игровые технологии;
- Развивать умения быстро выстраивать логические цепочки, думать, рассуждать.
Воспитывать любознательность, чувство юмора, радости от общения с прекрасным; - Способствовать сплочению классного коллектива.
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация, видеофизминутка, 3 стола для команд и 2 для зрителей, оформление класса, экран, таблички с названиями команд и обязанностями зрителей (главный по цифрам, друг мышки, глашатай итогов, свидетель происходящего…)
Общая характеристика урока-викторины
Урок-викторина представляет собой игру. Игра – это признанный метод обучения и воспитания, обладающей образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Игра предназначена для учащихся 4-х классов двух направлений (Живопись и ДПТ) и разработана с учетом их возрастных особенностей. Вопросы чередуются с творческими конкурсами.
План урока-викторины
- Вступительное слово ведущего.
- Представление команд.
- Конкурс «Разминка для команд»
- Конкурс «Своя игра»
- Конкурс «Чёрный ящик»
- Конкурс «Блиц турнир»
- Конкурс «Синквейн»
- Конкурс «Пазлы»
- Подведение итогов. Рефлексия
Ход урока
- Вступительное слово ведущего.
«Земную жизнь, пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины»
– это начало «Божественной комедии» Данте, написанной им в XIV в. Примерно так почувствовали себя к тому времени европейцы. «Путь», который они прошли, – предыдущие несколько столетий – известен в мировой истории как средние века. Средневековье и было этим «Сумрачным лесом», когда свирепствовала инквизиция, господствовало учение, согласно которому человек являлся игрушкой в руках Бога, когда люди были погружены в свои мысли.
В XIII веке европейцы начали выходить из своих раздумий, а к XV веку очнулись окончательно. Они выросли из средних веков, как вырастает из одежды человек, прибавляющий в росте. Люди увидели, что вокруг мир – яркий, огромный. И люди сначала постояли с краю, а потом вошли в эту жизнь, наслаждаясь, исследуя каждый шаг, совершая открытия. А попутно старались нарисовать его, вылепить, по-новому застроить, так что каждый их шаг остался жить в искусстве.
То, что тогда произошло, и называется Ренессансом или Возрождением. Это было временем утверждения преемственности великой античной культуры. Итальянцы считали, что древние римляне и греки знали толк в искусстве, науках, красоте. Но тут вклинились эти средние века и – «распалась связь времен», как сказал Шекспир. Итальянцы решили восстановить эту прямую связь с Древним Римом, на месте которого и выросла Италия и выступили под лозунгом восстановления античной культуры, ее возрождения. Так появился термин «Возрождение»
Сегодня на уроке нам предстоит выполнить большой объем работы: подвести итог в изучении темы «Эпоха Возрождения», ещё раз вспомнив выдающихся деятелей – Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, ну и конечно же Тициана Вечеллио.
- Представление команд и гостей урока.
Класс в произвольной форме делится на 2-3 команды, выбирается капитан команды, члены жюри, а также всем на столы устанавливаются таблички с званиями и обязанностями. Например, «Главный по цифрам», «Друг мышки», «Глашатай итогов», «Свидетель происходящего», Команда «Лео» и т.д.
- Разминка для команд.
Вопросы задаются командам попеременно, каждая ответившая приносит своей команде 10 баллов.
- Дайте определение. Возрождение – это… (эпоха в истории духовного развития европейских народов в 14-16 века, связанная с подъёмом искусства, литературы, науки)
-
- Периоды эпохи Возрождения? (Проторенессанс 13-14в, раннее Возрождение 15в, высокое Возрождение начало 16в и позднее Возрождение конец 16 в – начало 17 в)
- Родина Возрождения? (Италия)
- Почему родиной Возрождения стала именно Италия? (К концу Средних веков на территории Италии начали образовываться крупные города-полисы, в которые устремились массы людей. Начинается бурное развитие ремесленного производства, появляются настоящие мастера своего дела)
- Характерные черты эпохи Возрождения?
(а) Изучение наследия античности.
(б) Соединение античной культуры с христианством.
(в) Интерес к человеку и его делам.
(г) Воспевание красоты природы.
(д) меняется представление о человеке и его месте в мире. В средние века центром мироздания считался Бог, теперь главенствующее положение начинает занимать человек, который объявляется венцом творения и царём природы,
(е) религия сохраняла свои позиции, идея существования и могущества Бога не отрицалась, но утверждается идею богоравенства человека,
(ж) человек освобождается от церковных запретов и получает моральное право на сотворчество с Богом в преобразовании мира и самого себя,
(з) Теперь, когда церковь, относящаяся к интеллектуальному поиску настороженно и даже враждебно, не имеет прежнего авторитета, начинается невероятный всплеск научных открытий и технических изобретений,
(и) Появляется интерес к античной культуре.
-
- Виды искусства, получившие развитие в эпоху Возрождения? (Архитектура спокойная и уравновешенная, для неё характерен титанизм и устойчивость; в скульптуре ярко выражено влияние античности; живопись и литература стали более реалистичны и чувствительны.
- Почему эпоху Возрождения называют Ренессансом? Откуда пришло это слово? (Ренессанс – не столько исторический период, сколько интеллектуальное и культурное движение. Это время, когда Европа достигла огромного развития в науке и искусстве, в противовес «темному» средневековью)
- Гуманизм – это… (Возрождение интереса к человеку как к центральному субъекту искусства, его личности как высшей ценности)
- Конкурс «Своя игра».
Игра проходит в соревновательной форме на скорость. Первый участник выбирает категорию и стоимость вопроса. Ответив верно, зарабатывает это количество баллов, если ответ не верный, у других команд появляется возможность ответить и положить баллы в свою копилку. Всем удачи!
Леонардо да Винчи | |
10 | Что означает слово «Винчи»? |
Винчи – городок в Италии в горах Тосканы, где 15 апреля 1452 года родился Леонардо | |
20 | Некоторые рисунки Леонардо рисовал остро заточенным красным мелом (сангиной) или чёрным мелом на тонированной бумаге разных цветов, любил рисовать серебряным карандашом. Какими инструментами, кроме кистей пользовался художник? |
Перо и чернила – любимые орудия труда, которые позволяли художнику переходить от рисования прямо к писанию своих комментариев | |
30 | х2
Что изобразил юный Леонардо на деревянном щите и какое изображение получил в результате своей просьбы крестьянин? |
Однажды к отцу Леонардо подошёл крестьянин, показал ему круглый деревянный щит и попросил взять его во Флоренцию, чтобы какой-нибудь художник расписал этот щит. Пьеро согласился, но отдал щит сыну. Леонардо нарисовал голову Медузы да так, что напугал отца.
«Работа получилась такой, как я хотел», – сказал Леонардо, – Она производит впечатление» Пьеро одобрил сына, но щит не вернул крестьянину, а купил ему другой, где было нарисовано пронзённое сердце. Крестьянин был благодарен до конца дней своих. А работу Леонардо Пьеро тайно вывез во Флоренцию и продал купцам за 100 дукатов. |
|
40 | Леонардо был замечательным музыкантом, певцом, импровизатором. Какой музыкальный инструмент он сделал в качестве подарка для Людовико Сфорца? |
В подарок для Людовико Сфорца Леонардо да Винчи сделал лютню. Этот замысловатый музыкальный инструмент был из конского черепа с бараньими рогами, нос напоминал голову птицы; в центре видна глазная впадина; струны натягивались на верхней челюсти. Для игры лютню переворачивали. | |
50 | Как на картине «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи выделил Иуду? |
Художник поместил Иуду среди всех остальных, однако психологически отделил его от других одиночеством, которое гораздо более сокрушительно. На лице Иуды вековая печать вины и одиночества. В одной руке он держит кошель с деньгами, в другой – соль – символ ссоры и раздора. | |
Рафаэль Санти | |
10 | Как звали возлюбленную Рафаэля? |
Маргарита Лути. Её отец был пекарем. От слова fornarino (пекарь, булочник) и пошло прозвище очаровательной красавицы. Рафаэль влюбился в Форнарину. Он был готов на всё, чтобы заполучить её как модель и любовницу. Форнарина уже была обручена, но отец девушки понял, что дочь – это самая дорогая «булочка», которую он испёк за свою жизнь, поэтому он согласился отдать Рафаэлю дочь за огромную сумму золотых. | |
20 | У кого обучался рисованию юный Рафаэль? |
Рафаэль обучался у самого прославленного итальянского художника того времени Пьетро Перуджино. Его ранние работы по стилю похожи на полотна мастера. | |
30 | В центре этой знаменитой фрески – Платон и Аристотель; с молодым воином беседует Сократ; на ступенях сидит погруженный в раздумья Гераклит, недалеко от него возлежит Диоген; Эвклид, окруженный учениками, склонившись, чертит геометрическую фигуру, рядом – группа астрономов; за ними – сам автор. Как называется это произведение? |
Фреска «Афинская школа» по праву признается одним из лучших произведений эпохи Возрождения и, бесспорно, самой впечатляющей композицией Ватиканского дворца. | |
40 | Во время пребывания этого знаменитого немецкого художника в Италии великий Рафаэль обменялся с ним портретами, он приобрел все рисунки Рафаэля, которые смог найти. Кто этот художник? |
Альбрехт Дюрер | |
50 | К Мадонне, изображенной на этой знаменитой картине Рафаэля, относятся слова В. Жуковского «ГЕНИЙ ЧИСТОЙ КРАСОТЫ». Достоевский видел в ней высшую меру человеческого благородства и высочайшее проявление человеческого гения. О какой картине идет речь? |
Сикстинская Мадонна Рафаэля хорошо знакома многим с детства. Это одна из самых узнаваемых в мире картин художников эпохи Высокого Возрождения. Нежная, воздушная, возвышенная, одухотворенная, она притягивает взор. | |
Микеланджело Буонарроти | |
10 | Кто стал покровителем 14-летнего Микеланджело? |
14-летнему Микеланджело очень повезло — его талант распознал Лоренцо ди Медичи, глава всей Флоренции, и стал его покровителем. Это проложило юному гению дорогу в мир большого искусства. | |
20 | х2
В каком возрасте Микеланджело встретил свою первую любовь и как её звали? |
Единственной любовью Микеланджело стала Виктория Колонна, вдова маркиза Пескара. Она была поэтессой, глубоко интересовалась наукой, философией. В её салоне велись живые разговоры о современных событиях, науке и искусстве. | |
30 | Микеланджело считал себя в первую очередь скульптором, и даже только скульптором. Уже в ранних произведениях виден необычайно яркий талант Микеланджело-скульптора, умеющего чувствовать материал, ведь мрамор по-гречески означает «сияющий камень». Что повлияло на будущее мастера? |
Мать Микеланджело умерла, когда сыну было шесть лет. Мальчик воспитывался у кормилицы, в семье каменотесов в деревне Сеттиньяно. Ребёнок рос под звуки, с которыми рубят, пилят камни. Позже он писал в стихах, что с молоком кормилицы впитал любовь к своему будущему главному ремеслу, ибо скульптор – это каменотёс, тот, кто высекает из камня. | |
40 | Наиболее известная работа Микеланджело? Сейчас эта бесценная 5-метровая скульптура хранится в Академии изящных искусств во Флоренции. |
«Статуя Давида» – юноша сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом, он готовится к бою, спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. | |
50 | О чём эти строки?
От напряженья вылез зоб на шее, Живот подполз вплотную к подбородку, Задралась к небу борода. Затылок Прилип к спине, а на лицо от кисти За каплей капля краски сверху лбются (льются) И в пёструю его палитру превращают. |
Так Микеланджело описывает свою работу по росписи потолка Сикстинской капеллы. Все пять лет, которые художник потратил на роспись, он жаловался своим друзьям, как ненавидит этот потолок. Распространённое мнение о том, что Микеланджело работал, лёжа на спине, не соответствует действительности. Мастер разработал своеобразные подмостки-леса, на которых ему приходилось стоять, запрокидывая голову то вверх, то вниз, то в сторону. | |
Тициан Вечеллио | |
10 | Одна картина Тициана так впечатлила Микеланджело, что художник пошутил: «Чтобы заработать больше, Тициан точно наделает кучу дубликатов!» О какой картине идёт речь? |
Шутка шуткой, а известно, как минимум 5 картин “Даная” авторства Тициана. Самая первая от 1545г. оказалась без служанки, на её месте стоит бог любви Эрос. А на главную героиню падают реальные золотые монеты. | |
20 | Какое событие предшествовало высказыванию Карла V: «Услужить Тициану почётно даже императору»? |
Тициан писал портрет императора Священной Римской империи Карла V, случайно уронил кисть, и император не погнушался встать и подать её художнику со словами «Услужить Тициану почётно даже императору» | |
30 | Художник разработал новый способ письма, нанося последние штрихи на свои работы не кистью. А чем же? |
Художник накладывал масляные краски на холст кистью, шпателем или просто пальцами. Новаторство Тициана мы видим повсеместно — вот уже более 500 лет основным методом живописи является холст и масляные краски. | |
40 | В какой картине Тициан изобразил не только себя, но и сына с племянником? |
«Аллегория безумия» Портреты представляют одно целое с головами трёх животных: царственного льва, верной собаки и одинокого волка. В символике этот зверь с тремя головами как раз и обозначал Благоразумие. В его составе было три значимых вещи: память, знание и опыт. | |
50 | Последнее произведение художника? |
Последним произведением художника стала картина «Пьета» или «Оплакивание Христа», которую Тициан писал для собственного надгробия, чувствуя близость смерти. |
- Конкурс «Чёрный ящик»
Ведущий поочерёдно достаёт из ящика предметы. Командам нужно отгадать, кому принадлежит та или иная вещь. Чеснокодавилка, ножницы, учебник анатомии (Леонардо да Винчи), краска для волос (Тициан)
- Конкурс «Блиц турнир»
Конкурс быстрых вопросов, кто ответит бцыстрее, зарабатывает 10 баллов.
- Какие художники трудились над росписью Сикстинской капеллы? (Потолок – Микеланджело, зал – Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино, Козимо Роселли, гобелены – Рафаэль)
- Два величайших гения эпохи Возрождения не просто не находили общего языка, они испытывали друг к другу откровенную антипатию и презрение. Несмотря на то, что жили они в одну эпоху, художники принадлежали разным поколениям. Соответственно, их взгляды на искусство были кардинально противоположными. (Леонардо и Микеланджело)
- О какой картине Леонардо да Винчи писал «Мне удалось создать картину действительно божественную»? (Леонардо да Винчи «Джоконда»)
- Прах великого художника покоится в римском Пантеоне, а на надгробии надпись: «Здесь покоится великий …, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть. (Рафаэль)
- Он умер от чумы, но не был сожжён, а похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари. На его могиле расположен грандиозный памятник и высечены слова: «Здесь лежит великий … – соперник Зевсов и Апеллесов» (Тициан)
- Кто из художников прожил больше всех, 89 лет? (Микеланджело)
- Какое животное изображено на знаменитой картине «Дама с горностаем»? (Хорёк)
- Прожив совсем недолгую жизнь, оставил после себя множество непревзойденных портретов, известных фресок. Основным в его творчестве является образ Богоматери. (Рафаэль)
- Кто из художников стал основателем и мастером психологического портрета, отражая не просто внешность заказчика, а его характер и душу? (Тициан)
- Его называли высокомерным затворником. (Микеланджело)
- В трапезной миланского монастыря Санта Мария Грацие солдаты Бонапарта устроили конюшню. Из-за испарений конского навоза фреска на её стене покрылась плесенью, а солдаты забавлялись, швыряя камни в головы изображённых на ней фигур. Что это за фреска? (Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»)
- Он был добродушным, воспитанным, общительным, отзывчивым, спокойным, всегда окружен друзьями, учениками и единомышленниками. (Рафаэль)
- Ему не было и тридцати лет, когда его признали лучшим среди художников Венеции. (Тициан)
- До нас дошло около 300 сочинённых им стихотворений. Их было больше, но почти все рукописи со своими ранними стихами он собственноручно сжёг. Некоторые стихотворения ещё при его жизни были положены на музыку. (Микеланджело)
- О ком речь «Он был знатоком и дивным изобретателем всяких прекрасных вещей, особенно годных для театральных представлений, и чудесно пел, аккомпанируя себе на лире. Когда он водил смычком по струнам лиры, то завораживал всех владык»? (Леонадо да Винчи)
- Помимо занятий художественной деятельностью он был выдающимся архитектором, графиком и поэтом. Некоторые свои рисунки он сопровождал сонетами. (Рафаэль)
- Его ещё при жизни называли «Королем живописцев и живописцем королей». (Тициан)
- В каком возрасте Микеланджело начал рисовать сцену Страшного суда в Сикстинской капелле в Ватикане? (в 63 года)
- Достоевский специально ездил в Дрезден, чтобы посмотреть эту картину Рафаэля, а её фотография всю жизнь висела в его кабинете. Именно эта картина вдохновила его на фразу “Красота спасёт мир”. (Рафаэль «Сикстинская Мадонна»)
- Конкурс «Синквейн» по теме «Человек эпохи Возрождения»
1 стр. Одно существительное – ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
2 стр. Два прилагательных, характеризующих ключевое слово.
3 стр. Три глагола, раскрывающих действие понятия.
4 стр. Фраза на тему – короткое предложение, где отражается авторское отношение к понятию.
5 стр. Одно слово, в котором автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Пример: Человек.
Всемогущий, богоподобный.
Творит, восхищает, воспевает.
Венец создания – мера всех вещей.
- Конкурс «Пазлы»
И вот мы вспомнили основные понятия и имена по теме “Искусство эпохи Возрождения”, а сейчас нам придется вспомнить шедевры эпохи Возрождения. Командам предстоит собрать по кусочкам репродукции картин великих мастеров, дать название и автора. Жюри оценивает быстроту, логику и точность в определении автора и названия картины.
- Подведение итогов игры. Рефлексия.
Ведущий предоставляет слово всем гостям: «Главный по цифрам и Глашатай итогов» объявляют итоги конкурсных соревнований, ведущий благодарит «Друга мышки и Свидетеля всего происходящего» за помощь в проведении занятия, команды делятся впечатлениями.
Ведущий заканчивает урок словами одного талантливого человека:
Творенье может пережить творца: творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ, им запечатлённый, веками будет согревать сердца.
Я тысячами душ живу в сердцах всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.