Проект РДШ «Классные встречи» «Герой Чеченской войны”

ФИО: Форофонтова Е.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1465
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Проект РДШ «Классные встречи» «Герой Чеченской войны"
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)



 

МАОУ СОШ №219, г Новосибирск

Проект РДШ «Классные встречи»

«Герой Чеченской войны р.п. Чаны »

Руководитель проекта: 

Форофонтова Е.В

Краткая аннотация

Каждое поколение,  так или иначе,  оставляет свой след в истории, и чем дальше от нас это поколение, тем глубже становится его след. В настоящий момент мы глубоко чтим ветеранов Великой Отечественной войны.

Проходит время, и герои прошлого становятся в один ряд в памяти потомков. Особое народное признание получают ветераны боевых действий в Афганистане, а ведь это было не так давно, каких-то 34 года назад, но человеческая память не признает сроков давности. 

    Герои чеченских войн также не уходят из нашего сознания, и когда-нибудь их имена будут на слуху. Отзвуки  и Чеченской войны не оставляют нас в покое. Именно они закончили XX век, оставив на нем жестокую отметину. До сих пор неясны причины этих войн и многие их тайны. Политики не могут понять, почему первая рядовая, казалось бы, операция обернулась катастрофой, а другая – не менее страшными событиями. Дискуссии в этой области будут еще очень долго будоражить умы.

 Так уж повелось на Руси, что ее история – это история воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России.

Чеченская война так и осталась «непонятной войной». Чеченская проблема из самой острой в современной российской истории превратилась в самую скучную, но в то же самое время, она остается актуальной. Мало кто знает про эту войну. Многим так и не ясны причины возникновения войны, как разворачивались события, очень мало известно об участниках боевых действий в Чечне. И именно этим и объясняется выбор данной темы.

 

Актуальность

  Актуальность темы нашей работы состоит в том, что нынешнее поколение не знает о героях, которые, не жалея свои жизни шли на эту войну. Главный упор в беседах о чеченских кампаниях делается именно на высокий уровень героизма и мужества солдат и добровольцев, не оставшихся равнодушными к угрозе целостности государства и защитивших своих соотечественников от бандитского насилия. Эти люди не побоялись забыть о собственном благополучии и сделать все, от них зависящее, для благополучия других. Они выполняли любой приказ независимо от его разумности и результативности.

Актуальность своей работы мы видим  и в том, что она служит для учащихся средством воспитания, а в дальнейшем позволит более бережно, внимательно относиться к историческому прошлому страны, гордиться участниками военных действий на Северном Кавказе. Общаясь с участниками боевых действий в Чечне,  мы можем услышать о реальных примерах прочности духа и моральной стойкости участников «горячих точек». Такие встречи формируют патриотизм: в душах молодых появляется гордость за дела отцов, искреннее желание быть похожими на них. 

 

Основные целевые группы, на которые  направлен проект

учащиеся 11 классов.

 

Сроки реализации проекта: ноябрь- декабрь

 

Основные цели  и задачи проекта

 

Цель: Способствовать формированию нравственной личности подростков , знающих историю своей Родины и семьи.

 

Задачи:

  • Провести анкетирование учащихся 11 класса школы с целью определения уровня осведомлённости по теме «Чеченские войны».
  • Изучить публицистическую литературу и исторические материалы о причинах военного конфликта в Чечне, о ходе боевых действий и их итогах, о героях Чеченской войны.
  • Собрать материалы о воинах Чечни, Чановского района
  • Принять участие в районных митингах , посвящённых Дням воинской славы.
  • Организовать встречи с участниками Чеченской войны,  взять интервью у участников чеченских конфликтов и членов их семей.

 

Методы исследования:

Анкетирование учащихся

Поиск и изучение материалов по теме исследования

Встречи и беседы с участниками «локальных войн»

Обработка и анализ результатов

Теоретическая значимость и ценность полученных результатов в обогащении знаний о Чеченской войне и через изучение достойной жизни одного из тысяч её солдат.

Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы на классных часах и уроках Памяти. 

 

Планируемый результат:

 

  • Возрождение чувства патриотизма среди подростков.
  • Воспитание чувства гордости за учителей – героев – участников военных действий в Чечне.
  • Развитие духовно-нравственных качеств личности школьников.
  • Создание и выпуск буклета

 

Календарный план реализации проекта

 

Мероприятие  Дата 
Создание творческой группы по реализации проекта в составе: классного руководителя и учащихся 11 б класса. Ноябрь 
Разработка конкретных мероприятий по реализации программы, анкетирование среди учащихся на тему: «Чеченская война» ноябрь
Сбор информации в сети Интернет, публицистических источниках. декабрь
Подготовка и проведение классного часа «Чеченский излом» декабрь
Интервью с ветераном Чабуниным  Г.Я декабрь
Выступление по классам январь
Выпуск буклета «Солдат войну не выбирает». февраль

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Война – явление социальное. Она порождена человеческим обществом и существует с незапамятных первобытных времён. Она эволюционирует вместе с развитием общества, приобретая новые формы, иные масштабы. Но суть войны в основном остаётся прежней.

Военный теоретик прошлого века К.Клаузевиц писал: “Война есть не что иное, как расширенное единоборство… Его ближайшая цель – сокрушить противника и тем самым сделать его не способным ко всякому дальнейшему сопротивлению… Война – это акт насилия, имеющий заставить противника выполнить нашу волю”.

Чечня – контрастная фотография, образ времени. Чечня – символ нашей нестабильности и разобщенности. И одновременно Чечня – это испытание на гражданскую зрелость и человеческую вменяемость.

Российские солдаты, вернувшиеся с войны, принесли с собой как бы обновленную любовь к Родине. Они в какой – то мере вернули нам высокое понятие патриотизма, мужества воинского и человеческого долга. У наших ребят «чеченцев» растут дети, но эта война останется в их памяти и памяти народа.

Наверное, главное – после войны
Заставить себя – улыбаться
Как прежде, вновь видеть – красоты земли
Жить, снова жить – не сломаться.

Благодаря данной исследовательской работе, многие учащиеся не останутся равнодушными к таким локальным войнам и начнут более подробно изучать историю нашей необъятной России, будут знать героев, которые не жалея собственной жизни, стали настоящими защитниками, воинами.

Итогом нашей работы является осмысление проблемы Чеченской войны. Мы познакомилась с литературой по данной теме, пригласили в гости ветеранов и пришли к выводу: сегодняшняя молодежь мало что знает об Чеченской войне, о земляках, которые вот так же ходили в школу, учились, мечтали, а когда пришло время показали себя настоящими героями.

Солдаты не выбирают войну. Они выполняют приказ.

 

Приложение.

 

Анкета

  1. Назовите хронологические рамки чеченских войн
  2. Знаете ли вы героев чеченских войн, которые живут среди нас.
  3. Видели ли вы фильмы о войне в Чеченской республике? Если да, то какие?
  4. Как вы думаете, существует ли угроза целостности Российской Федерации со стороны Чеченской республики в условиях военного конфликта?
  5. Во время чеченских компаний российские служащие совершали настоящие подвиги. Как вы думаете, что двигало ими:

– чувство долга; 

– жажда денег;

– желание сделать карьеру; 

– чувство чести;

– желание прославиться;

 – чувство патриотизма;

– звания и награды.

 

Страница истории

В историю России вписано немало войн. Большинство из них было освободительными, некоторые начинались на нашей территории, а заканчивались далеко за ее пределами. Но нет ничего хуже таких войн, которые затевались вследствие безграмотных действий руководства страны и приводили к ужасающим результатам потому, что власти решали собственные проблемы, не обращая внимания на людей.

Одна из таких печальных страниц российской истории – чеченская война. Это не было противостоянием двух разных народов. На этой войне не было абсолютно правых. И самое удивительное, что эту войну до сих пор нельзя считать завершенной.

I.1. Предпосылки для начала войны в Чечне

В 1990 году был создан Общенациональный конгресс чеченского народа. Эту организацию возглавил Джохар Дудаев, бывший генерал-майор авиации в Советской Армии(Приложение 1). Конгресс поставил своей основной целью – выход из состава СССР, в дальнейшем предполагалось создание Чеченской республики, независимой от какого-либо государства.

Летом 1991 года в Чечне сложилась ситуация двоевластия, поскольку действовало и руководство самой Чечено-Ингушской АССР, и руководство так называемой Чеченской Республики Ичкерия, провозглашенной Дудаевым.

Долго существовать такое положение вещей не могло, и тот же Джохар со своими сторонниками в сентябре захватили республиканский телецентр, Верховный Совет и Дом радио. Это было началом революции. Ситуация складывалась чрезвычайно зыбкая, а развитию ее способствовал официальный развал страны, осуществленный Ельциным. После новости о том, что Советского Союза больше не существует, сторонники Дудаева объявили, что Чечня выходит из состава России.

Власть захватили сепаратисты – под их воздействием 27 октября в республике прошли парламентские и президентские выборы, в результате чего власть оказалась полностью в руках экс-генерала Дудаева. А через несколько дней, 7 ноября, Борис Ельцин поставил подпись под указом, где говорилось о том, что в Чечено-Ингушской республике вводится чрезвычайное положение (Приложение 2). По сути, этот документ стал одной из причин начала кровопролитных чеченских войн.1

На тот момент в республике находилось довольно много боеприпасов и оружия. Частично эти запасы были уже захвачены сепаратистами. Вместо того чтобы блокировать ситуацию, руководство РФ позволило ей выйти из-под контроля еще больше – в 1992 году глава Минобороны Грачев передал боевикам половину всех этих запасов. Власть объяснила это решение тем, что вывести вооружение из республики на тот момент уже не представлялось возможным.

Ельцин и его политические сторонники уже ничего не могли предпринять, и с 1991 по 1994 годы Чечня фактически являлась независимой от России республикой. Здесь были сформированы собственные органы власти, имелась своя государственная символика. В 1994 году, когда российские войска были введены на территорию республики, началась полномасштабная война. Даже после того как сопротивление дудаевских боевиков было подавлено, проблема так и не была разрешена окончательно.2

I.2. Первая чеченская война 1994—1996

В эпоху Ельцина, когда была развязана первая чеченская кампания 1994—1996 годов, российские войска не могли действовать достаточно слаженно и свободно.

1 декабря 1994 года были нанесены авиаудары по аэродромам, расположенным в Ханкале и Калиновской. А уже 11 декабря российские подразделения были введены на территорию республики. Этим фактом ознаменовалось начало Первой кампании. Вход осуществлялся сразу с трех направлений – через Моздок в Северной Осетии, через Ингушетию и через Дагестан.

На тот момент сухопутными войсками руководил Эдуард Воробьев, но он сразу подал в отставку, сочтя неразумным возглавлять операцию, поскольку войска были совершенно неподготовленными к ведению полномасштабных боевых действий.

Поначалу российские войска продвигались довольно успешно. Вся северная территория была занята ими быстро и без особых потерь. С декабря 1994 по март 1995 годов Вооруженные Силы РФ штурмовали Грозный (Приложение 3). Город был застроен довольно плотно, и российские подразделения попросту застряли в перестрелках и попытках взять столицу.3

Министр обороны РФ Грачев рассчитывал взять город очень быстро и поэтому не жалел человеческих и технических ресурсов. По подсчетам исследователей, под Грозным погибло и пропало без вести свыше 1500 российских солдат и множество мирного населения республики. Бронетехника также понесла серьезный урон – из строя вышло почти 150 единиц.

Тем не менее, через две месяца ожесточенных боев федеральные войска все же взяли Грозный. Участники военных действий впоследствии вспоминали, что город был разрушен практически до основания.

В ходе штурма применялась не только бронетехника, но и авиация, и артиллерия. Почти на каждой улице шли кровопролитные бои. Боевики в ходе операции в Грозном потеряли более 7000 человек и под руководством Шамиля Басаева 6 марта были вынуждены окончательно покинуть город, который перешел под контроль ВС России.

Однако на этом война, принесшая гибель тысячам не только вооруженных, но и мирных людей, не закончилась. Боевые действия продолжались сначала на равнинной части (с марта по апрель), а затем и в горных районах республики (с мая по июнь 1995 года). Последовательно были взяты Аргун, Шали, Гудермес.4

Боевики отвечали террористическими актами, осуществленными в Буденновске и Кизляре. После переменных успехов той и другой стороны было принято решение о переговорах. И в результате 31 августа 1996 года были заключены Хасавюртовские соглашения (Приложение 4). Согласно им, федеральные войска покидали Чечню, инфраструктура республики подлежала восстановлению, а вопрос о независимом статусе откладывался.

I.3. Вторая чеченская кампания 1999—2009

Если власти страны рассчитывали, что, пойдя на соглашение с боевиками, они решили проблему и бои чеченской войны остались в прошлом, то все оказалось не так. За несколько лет сомнительного перемирия они только накопили силы.

В результате 7 августа 1999 года боевики Хаттаба и Басаева вторглись в Дагестан. Их расчет строился на том, что российская власть в то время выглядела очень слабой. Ельцин практически не руководил страной, российская экономика находилась в глубоком упадке. Боевики надеялись на то, что дагестанцы встанут на их сторону.

Нежелание пустить на свою территорию исламистов и помощь федеральных войск вынудили исламистов отступить. Правда, для этого понадобился месяц – боевики были выбиты из Дагестана лишь в сентябре 1999 года. На тот момент Чечней руководил Аслан Масхадов, и, к сожалению, осуществлять полноценный контроль над республикой он был не способен (Приложение 5).

Именно в это время, обозленные тем, что сломить Дагестан не удалось, исламистские группировки перешли к проведению террористических актов на территории России. В Волгодонске, Москве и Буйнакске были совершены ужасные террористические акты, унесшие десятки жизни людей. Поэтому к числу погибших в чеченской войне необходимо отнести и тех мирных жителей, которые никак не думали, что она придет и в их семьи.

В сентябре 1999 года вышел указ «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северокавказского региона Российской Федерации» за подписью Ельцина. А 31 декабря он объявил о своей отставке с поста президента.

Власть в стране в результате президентских выборов перешла к новому руководителю – Владимиру Путину, тактические способности которого боевики в расчет не брали (Приложение 6). Но на тот момент российские войска уже находились на территории Чечни, снова провели бомбардировки Грозного и действовали куда более грамотно. Был учтен опыт предыдущей кампании.5

Декабрь 1999 года – еще одна из болезненных и страшных страниц войны. Аргунское ущелье иначе его называли «Волчьи Ворота» – одно из крупных по протяженности Кавказских ущелий. Здесь десантными и пограничными войсками была проведена спецоперация «Аргун», целью которой было отвоевать у войск Хаттаба участок российско-грузинской границы, в также лишить боевиков пути поставок оружия со стороны Панкисского ущелью. Операция была завершена в феврале 2000 года.

Новые российские власти решили действовать иначе. Они отказались от ведения активных боевых действий, проводимых федеральными войсками. Было решено использовать внутренний раскол в самой Чечне. Так, на сторону федералов перешел муфтий Ахмат Кадыров, да и все чаще наблюдались ситуации, когда простые боевики складывали оружие.

Путин, осознавая, что такая война может длиться бесконечно, решил использовать внутренние политические колебания и склонить власти к сотрудничеству. Сейчас уже можно сказать, что это ему удалось. Сыграло роль и то, что 9 мая 2004 года исламисты совершили теракт в Грозном, направленный на устрашение населения. Взрыв прогремел на стадионе «Динамо» во время концерта, посвященного Дню Победы. Более 50 человек были ранены, а Ахмат Кадыров от полученных ранений скончался.6

Население республики окончательно было разочаровано в боевиках и сплотилось вокруг легитимной власти. На место отца был назначен молодой Рамзан Кадыров, понимавший всю бесперспективность исламистского сопротивления. Таким образом, ситуация начала меняться в лучшую сторону. Жители Чечни очень устали от войны, поэтому они уже добровольно переходили на сторону пророссийских сил.

Режим контртеррористической операции, введенный Ельциным 23 сентября 1999 года, был отменен президентом Дмитрием Медведевым в 2009 году. Таким образом, кампания официально была завершена, поскольку она называлась не войной, а КТО. Однако можно ли считать, что ветераны чеченской войны могут спать спокойно, если на Северном Кавказе до сих пор происходят бои местного значения и время от времени осуществляются террористические акты?

I.4. Итоги и последствия для истории России

За годы проведения Первой кампании погибло множество бойцов с той и другой стороны, и эти потери также не поддаются точному исчислению.

Если воинские потери еще можно более или менее подсчитать, то выяснением потерь со стороны гражданского населения никто не занимался – разве что правозащитники. Таким образом, по существующим на сегодняшний день официальным данным 1-я война унесла следующее количество жизней:

  • российские солдаты – 14 000 человек;
  • боевики – 3 800 человек;
  • гражданское население – от 30 000 до 40 000 человек.

Если говорить о Второй кампании, то результаты по подсчетам погибших следующие:

  • федеральные войска – около 3 000 человек;
  • боевики – от 13 000 до 15 000 человек;
  • гражданское население – 1000 человек.

Итогом войны можно назвать не только впечатляющие цифры потерь среди убитых, раненых, пропавших без вести людей. Это еще и разрушенная республика – ведь многие города, прежде всего, Грозный, подвергались артиллерийским обстрелам и бомбардировкам. В них была практически уничтожена вся инфраструктура, поэтому России пришлось с нуля отстраивать столицу республики.7

История чеченской войны еще не до конца изучена. Исследователи будут долго выискивать документы о потерях среди военных и гражданских, перепроверять статистические данные. Но сегодня можно сказать: ослабление верхов и желание разобщения всегда приводят к страшным последствиям. Лишь укрепление государственной власти и единение людей способно закончить любую конфронтацию, чтобы страна смогла снова жить в мире.

Выводы

Война – явление социальное. Она порождена человеческим обществом и существует с незапамятных первобытных времён. Она эволюционирует вместе с развитием общества, приобретая новые формы, иные масштабы. Но суть войны в основном остаётся прежней.

Чеченская война не ушла в прошлое. Болезненная память о ней не оставляет нас. Война возвращается: телекадрами разрушенного Грозного, взрывами на вокзалах российских городов, похищениями людей, новыми опасными рецидивами противостояния. Чечня – контрастная фотография, образ времени. Чечня – символ нашей нестабильности и разобщенности. И одновременно Чечня – это испытание на гражданскую зрелость и человеческую вменяемость.

Причиной войны являлось стремление чеченского народа отстоять независимость и создание великого исламского государства.

Итогом войны стало подписание Хасавюртовских соглашений и вывод российских войск из Чечни.

Погибшие, раненые, искалеченные, беженцы – страшный итог этой войны.

 

Классный час

Тема: «Чеченский излом» (Сценарий о войне в Чечне)

Цель и задачи: 

  • воспитывать патриота своего Отечества, способного выполнить гражданский долг, как в мирное, так и в военное время;
  • сохранять историческую память;
  • раскрыть историю трагедии участников локальных войн и конфликтов.
  • воспитание патриотизма и интернационализма в подрастающем поколении.

( клип А. Глызин «О затянувшейся войне в Чечне»)

Ход классного часа

Выходят ведущие

Ведущий 1: Все может родная земля: может накормить хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется ее красотой. Честь и слава всем, кто выполняет свой долг по защите рубежей Отечества. Но как часто за последнее десятилетие армию использовали для удовлетворения политических амбиций руководства страны и связанные присягой командиры принимали смерть на дальних окраинах нашей страны. Одним из таких событий стала война в Чечне.

 

Ведущий 2: Наша встреча сегодня  – это дань памяти всем, кто причастен к героической и трагической чеченской войне. 

Много горя, бед и страданий принесла нашему народу эта война. Но там, в Чечне, русские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, подвергаясь каждодневной опасности, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу. И наша святая обязанность – хранить память о воинах, как о верных сынах Отечества.

 

Ведущий 1:

Чеченская война – растерзанные души… 

Твоих речей не могут слышать уши!… 

Ты настоящее чистилище 

И бесов гнуснейших вместилище. 

Ты щупальцами обнимала Солдат невинных в той войне.

 Ты на куски их разрывала!… Садиста хуже ты втройне!…

 Ребята в восемнадцать с лишним лет- 

Любимой девушке последний спев куплет, 

И мамочку родную поминая- 

Молились Богу,перед смертью, умирая!…

 Клубился дым в чудовищном бою- 

Солдат терял там жизнь свою…

 А кто, минуя ад, домой добрался- 

С глубокой раной в сердце жить остался.

 

Ведущий 1: Эту войну трудно назвать победоносной, так как  в этой войне нет победителей и побежденных. Слишком много она принесла бед и страданий русскому и чеченскому народу. Кроме того, конфликт до конца не исчерпан, выстрелы до сих пор звучат в республике и есть жертвы среди мирного населения.

 

Ведущий 2:  В 1996 году Россия вывели русские войска, и на всех уровнях признана независимость республики. Цена была заплачена очень дорогая. По последним подсчетам потери российских войск составили 4103 человек убитыми, 1231 — пропавших без вести/дезертировавших/пленных, 19 794 раненых. Все это можно было избежать, если бы мы сразу признали независимость Чечни и не влезали во внутренние дела Ичкерии.

 

Ведущий 1: Почему коренное население страны стало участвовать в партизанской войне против русских? Свыше 100 лет русский и чеченский народ вместе живет на территории Чечни. Имеет общие семьи, традиции. Что заставило их взять оружие?

 

Ведущий 2: Для этого нужно заглянуть вглубь истории. В 1948 году по приказу Сталина была проведена массовая депортация коренного населения в Казахстан. Решение было воплощено в жесткой форме. Все, кто не мог выдержать дальний путь (старики, малолетние дети), сгонялись в сараи и сжигались. Многие не доезжали до назначенного пункта и умирали в дороге. Многие не смогли прижиться на новом месте. Тысячи судеб были исковерканы одним росчерком пера. У них отобрали дома, семьи, их с корнями выдернули из родной земли. Все это скрывалось, замалчивалось и накапливалось в виде «гнойной раны».  Рано или поздно она должна была вскрыться. Это и произошло в 1994 году. Кроме того, чеченский народ хочет быть хозяином на своей земле и сам решать свою судьбу. Мы не имеем право насильно заставлять принимать выгодные для нас решения. Чеченский народ хочет жить самостоятельно и независимо.

 

Ведущий 1: Эта война не была бессмысленной, потому что не встань Россия на защиту своих южных рубежей, неизвестно, что было бы с нашей южной территорией, границей и с русским мирным населением, которое подверглось геноциду со стороны дудаевцев. Это была вынужденная мера. Тысячи солдат защищали свою Родину, интересы страны и русских людей, живших на территории Чечни. Поэтому мы с особым почетом и уважением относимся к нашим героям.

 

Чтец 1:

И снова бой…. Какой по счету?
Вновь лижут языки огня.
Вновь смерть выходит на охоту.
Вновь кровью залита броня.

Сжимают горы, словно в землю
хотят нас всех похоронить.
Дождем свинцовым камни, тело
буравит, чтобы раскрошить. 
 
В кулак со сжатым автоматом
рука лежит у валуна. 
От боли стонет тело рядом.
Да будь ты проклята – война!!!

 

Ведущий  2: Сколько раз бывало: войны замышляют отмеченные сединой политики, а в окопах оказываются те, кому по 20 лет.  Про участников второй мировой, Отечественной войны говорят — сражались за Родину. Про нынешние локальные войны и вооруженные конфликты — участник боевых действий. А мужская кровь и в той, и в этих войнах того же цвета и раны не легче и смерть та же …

(клип  песня о войне «Чечня»)

 

Чтец 2: Ты поставь мне свечу и взгрустни обо мне,
Если я пропаду на чужой стороне,
Если я пропаду на ненужной войне,
Ты поставь мне свечу и взгрустни обо мне.
Пусть в былом не сбылось, не сложилось у нас,
Дан приказ. Полыхает кровавый рассвет.
И неважно, что мне двадцати ещё нет.
И неважно, что я не хочу убивать.
Я – солдат. Чтобы выжить, я должен стрелять.
И неважно, что я не хочу умирать.
Я – солдат, значит, должен приказ выполнять.

Ты поставь мне свечу и взгрустни обо мне,
Если я пропаду на чужой стороне.
Если я пропаду на ненужной войне,
Как о друге хорошем взгрустни обо мне.

 

Чтец 3:

Для них кресты – победы радость, 

Для нас они – утраты боль, 

Где трусость вызывает жалость, 

Там все свою играют роль.   

Рожденный не для поля брани, 

Был верен долгу до конца 

И в схватке двух жестоких армий 

Шел в бой от первого лица.  

 Снимая станции с снарядов, 

Растяжек сдергивая сеть, 

Без глупых старческих обрядов 

Туда шел, где в засаде смерть.   

И там, где черная завеса 

Рванула землю до небес,

 Кресты из досок и железа 

Произрастали словно лес.   

Они по всей Чечне по-русски 

Беззвучно надписью кричат 

Вслед людям штатским и в разгрузках, 

Что «Здесь погиб русский солдат».

Ведущий 1: Мы сегодня склоняем свои головы перед подвигом тех, кто слег на полях сражений, в мирное, казалось бы время. Пусть память об этих парнях никогда не померкнет. Пусть она будет вечно храниться в сердцах, и, самое главное, отражаться в воспитании патриотического чувства, чувства долга и чувства гордости за свою страну, за свой народ.

 

Чтец 4:

КРОВАВАЯ ИСТОРИЯ

 

Врагами могут стать родные братья,

История народов вся в крови,

Зло, ненависть и горькие проклятья,

В душе людей нет места для любви.

 

Ведь каждый жить на свете страстно хочет,

Земли хватает всем в родном краю,

Не хочется пахать и сеять очень,

Желают быть за счёт других в раю.

 

Что было – то прошло, но злые люди,

В их душах долго дремлет дикий зверь.

Двадцатый век. Казалось, войн не будет,

Но льётся кровь, как раньше, и теперь.

 

Хоть мирные и речи, и одежды,

Сочувствия в душе не обрели,

Что станет лучше, слабой нет надежды,

И новая история в крови.

 

Ведущий 1: Война – явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.

 

Ведущий 2: Пройдут годы. Многое со временем, возможно, забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об «афганцах» и «чеченцах» и упреки, так больно ранящие их. Эти войны останутся в народе трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывающие о силе духа и мужестве солдат.

 

Ведущий 1: Жизнь, как спираль, уходящая вверх. Крепче ступай по земле, солдат, путь еще неблизкий. Крепче ступай, потому что врагам твоим хочется, чтобы испытания чаще сбивали тебя с ног. Их еще немало будет на твоем пути тех испытаний, и надо учиться преодолевать их.

Мы желаем воинам, кто отслужил в Афганистане, Чечне, в любой воинской части России и их семьям мира, процветания, здоровья, веры в будущее.

 

Ведущий 2: Разные войны вела наша страна, бывало, терпела поражения на поле брани, но в справедливых всегда одерживала верх. Да, разные у нас были войны, и разное оружие было у нашей армии. Но неизменным оставались качества, присущие русскому воинству: благородство, мужество, выносливость, смекалка, преданность Родине, самопожертвование во имя победы. Кто-то из них командовал ротой, бригадой, кто-то был артиллеристом, танкистом, морпехом, лётчиком, тыловиком. Но все они, по сути – русские солдаты

Песня «Кино идет»