Конспект совместной образовательной деятельности учителя – логопеда и воспитателя с детьми старшей группы с ОНР «Весенний калейдоскоп».
МОУ Красносельская СШ
дошкольная ступень образования
Воспитатель: Озернова О.И.
Тема ОД: «Весенний калейдоскоп »
Коррекционно-образовательные задачи:.
Расширять и активизировать словарь по теме «Весна» (весна, солнце, капель, ручей, скворец, трава, теплый, первый, чистый, прилетать, расцветать). Совершенствовать грамматический строй речи, навыки словообразования, синтаксическую сторону речи (составление простых распространенных предложений). Формировать целостное восприятие изображенного на картине.
Коррекционно-развивающие задачи:
Закрепить представление о весне и её приметах. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, творческое воображение. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные задачи:
Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательнос-ти, инициативности, ответственности, самостоятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Экран, диапроектор, компьютер, мяч, игрушка-солнышко, зеркала,
презентация по теме: «Весна в лесу. Дикие животные».
Предварительная работа:
Прогулка в парк, наблюдение за весенними изменениями в природе,
беседа о признаках весны. Разучивание артикуляционной и пальчиковой
гимнастики, физкультминутки, стихов и загадок о весне. Рассматривание
слайдов и открыток, страницы из альбома «Времена года. Весна».
Ход образовательной деятельности.
- Организационный момент.
Дети заходят под музыку и встают полукругом.
1 слайд « Смайлик с улыбкой»
Логопед:
Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
Логопед: Ребята, вы согласны со мной, что каждый день лучше начинать с улыбки и хорошего настроения?
Дети: Да! Посмотрите на экран, весёлый «Смалик» нам тоже улыбается».
Логопед: Я улыбаюсь вам, а вы улыбаетесь мне и друг другу.
Сегодня, к нам пришли гости, давайте поприветствуем их улыбкой
и поздороваемся с ними:
Дети: «Здравствуйте!» (Дети садятся на стульчики)
Логопед: Ребята, а вот о чем мы будем говорить сегодня на занятии, догадайтесь сами. Сейчас нам _________ загадает загадку, а вы попробуйте ее отгадать.
Ребенок:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?
Дети : Весна!
Логопед: Правильно! Весна.
2. Основная часть.
2 слайд: «Весна – красавица».
Логопед : Посмотрите на экран. Вот она пришла красавица-весна!
Ребята, а в какое время года солнышко начинает пригревать землю? (весной). Что меняется в природе весной? (прилетают птицы, бегут ручьи, снег тает, травка зеленеет, расцветают первые цветы, на деревьях набухают почки и появляются первые листочки). Молодцы!
Дети встают в круг
Логопед: ( Проводит игру)
Сегодня к нам на занятие сразу заглянуло солнышко.
3 слайд « Солнышко»
Логопед: Посмотрите, какое оно сегодня?
Дети: Яркое, тёплое ласковое, весёлое, доброе, весеннее, лучистое, желтое.
Логопед: В старину считали, что весна не приходит сама.
Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова: «Весна красна! Приди скорей! Принеси с собой…» Давайте мы вместе позовём весну, и каждый попросит, что пожелает. (логопед передаёт солнышко-игрушку, определяя очерёдность ответов. Дети повторяют закличку и просят принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники )
Дети сели на стульчики.
Логопед: Сегодня у нас волшебное занятие. Сейчас мы вместе с солнышком отправимся в чудесный мир природы, на лесную лужайку.
Для этого необходимо проговорить добрые слова.
(Дети повторяют хором под музыку.)
Логопед: Глазки закрывайте, немного помечтайте.
Вместе повторяют волшебные слова:
Солнышко лучистое, улыбнись
Лучиками щёчек наших ты коснись!
С ветерком я подружусь,
На полянке окажусь!
( На счет 3 открывают глаза)
4 слайд: « Лесная полянка»
Логопед: Ребята, посмотрите, мы оказались в весеннем лесу.
Давайте ощутим прикосновение весны.
Логопед проводит массаж лица.
Массаж лица.
Светит яркое весеннее солнышко – поглаживание лица
и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. – постукивание подушечками пальцев.
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. – пощипывание.
А всё-таки солнышко светит сильнее. – снова поглаживание.
Логопед. Прежде чем отправиться в путь, вы послушаете сказку о Веселом язычке и будете выполнять гимнастику для язычка вместе со мной.
Логопед проводит артикуляционную гимнастику.
«История Лучика – веселого язычка»
1). Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот,
облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую).
2) От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком).
3) Язычок отправился в лес. Он шел по тропинке и услышал, как застучал
дятел по дереву «Д-д-д» (поднять язычок вверх).
4) Вскоре тропинка привела Язычка на весеннюю полянку (лопаточка).
5) Сел язычок, огляделся (часики).
6) На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими.
Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 3 раза).
Язычок поспешил домой.
Воспитатель: Ребята, мы продолжаем свое путешествие по волшебному лесу вместе с нашим солнышком. И сейчас посмотрите на экран:
5 слайд: « Сюжетная картина весеннего леса» ( голоса птиц, ручеек)
Воспитатель: Ходит весна по лесу, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою весеннюю картину дорисовывает.
Ребята, что изменилось в лесу?
Дети: снег растаял, появилась первая травка и цветы, на деревьях зеленые листочки.
Воспитатель: Лес какой?
Дети: Веселый, зеленый, красивый, чудесный и т. д.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто-то живет в весеннем лесу?
Дети: Дикие животные (звери)
Воспитатель: Давайте послушаем загадки о лесных жителях.
Воспитатель загадывает детям загадки. ( Рассказы детей о животных). После каждой загадки рассказ ребёнка о животном.
1 Длинные ушки,
Быстрые лапки.
Весной серенький трусишка.
Кто это? … ( зайчишка)
6 Слайд « Заяц»
2. Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?.. (Лиса)
7 слайд « Лиса»
3 . Лакомка его – мёд,
И малинка в лесу ждёт.
Ходит, бродит по кустам,
Строит он берлогу там.. ( Медведь)
8 слайд « Медведь»
4.Это что же за комочек?
Ковыляет между кочек?
Колкий с головы до ножек-
Кто же это?
Это …….. (Ежик)
9 слайд « Ежик»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с этим заданием.
10 Слайд «Сюжетная картинка весеннего леса»
Воспитатель: А сейчас мы отдохнём, превратимся в косолапых мишек и выполним упражнение «Весна идет!».
«Физкульминутка »
На сосну взобрался мишка. (Имитация соответствующих движений)
Сверху даль ему видна. (Ладонь приставить «козырьком» ко лбу)
Смотрит на холмы и крыши: (Руки поднять над головой, получится «крыша»)
Не идет ли к нам весна? (Ходьба на месте)
За деревней, за долиной, (Посмотреть влево, посмотреть вправо)
Где прозрачен небосвод, (Показать руками небо)
Клин увидел журавлиный, (Сомкнуть кончики пальцев рук, вытянутых перед собой)
Закричал: «Весна идёт!» (Вскинуть руки вверх – в стороны).
Воспитатель. Игра с мячом «Подбери словечко»
«Мячик мне ты возвращай на вопросы отвечай».
Воспитатель: Поиграем в игру. Посмотрим, как вы запомнили признаки весны.
Я буду задавать вам вопросы, и бросать кому-то из вас мяч, а вы должны мне отвечать на вопросы быстро.
Весна какая? (ранняя).
Солнце, какое? (лучистое, желтое, яркое, веселое, весеннее )
Погода, какая? ( солнечная, теплая)
Утро какое? (весеннее, солнечное)
Ветерок, какой? (теплый, свежий)
Ручей, какой? (быстрый)
Капель, какая? (звонкая)
Весна, что делает? (зацветает, приходит, звенит, идет, просыпается и т. д). – Солнце, что делает? (греет).
Ручьи, что делают? (журчат, бегут, текут).
Птицы, что делают? (поют, вьют).
Дети садятся на стульчики.
Логопед: Игровое упражнение «Нарисуем весну».
Логопед: Ребята, как вам кажется, весенний лес красивый? Дети: «Да!»
Давайте и мы с вами нарисуем весеннюю картину, но не карандашами и красками, а движениями рук. (Движения выполняют логопед и дети.)
Появляются листочки, (Ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно)
Распускаются цветочки. (Кисти разжимаем по очереди.)
Стучат всё громче дятлы, (Пальцы складываем щепоткой)
Синички стали петь.( Качаем ими)
Встаёт пораньше солнце (Ладони сомкнуты “ковшом”, поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены)
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
(Выполняем руками волнообразные движения)
Растаял весь снежок.
А из под старой травки
Уже глядит цветок.
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты и полусогнуты (чашечка цветка).
Динь-динь, звенит тихонько,
Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая “динь-динь”.
Динь-динь, пришла весна!
Логопед: Замечательная у нас получилась картина. Но нам пора возвращаться в детский сад и перед дорогой мы немного с вами отдохнем.
(Дети на ковре)
Слайд: Картинка для релаксации
Релаксация « Греемся на солнышке» (звучит музыка)
Логопед:
Закройте глаза. Представьте, что вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, поют птицы. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Они согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы отнесете и подарите друзьям. Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет три.
Дети встают и садятся на стульчики.
Логопед: А теперь давайте произнесём волшебные слова:
Звучит волшебная музыка.
Логопед : «Ветерок нас подхватил и в детский сад переместил »
Дети повторяют слова за логопедом.
Логопед: вот мы и в группе.
12. Слайд « Смайлик с улыбкой»
- Итог занятия.
Воспитатель:
На этом наше путешествие подошло к концу.
Ребята, скажите, а где мы сегодня побывали?
Что мы с вами делали в весеннем лесу?
О каком времени года мы сегодня говорили?
Логопед:
Ребята, вы такие молодцы, столько выполнили заданий во время путешествия по весеннему лесу. Были очень активные и внимательные. За ваш труд Весна угощает вас волшебными сладкими призами.
(Логопед и воспитатель раздают детям сладкие призы, под музыку)