Автор работы Шаньгина Лариса Валентиновна
Учитель информатики высшей квалификационной категории
МБОУ гимназия №1 г. Полярные Зори Мурманской области.
Развитие навыков XXI века через краткосрочные проекты
Сегодняшняя действительность стремительно меняется, меняется человек, меняются задачи образования. Школа должна подготовить личность, способную адаптироваться в современном мире, организовать собственную жизнь, сделать ее эффективной, интересной, комфортной. Иными словами, современный выпускник должен обладать навыками XXI века. Работодатели и исследователи образования признали наиболее важными креативность, коммуникация, критическое мышление, командная работа.
В арсенале современного педагога достаточно различных приемов, способов и технологий для решения этой задачи, одним из самых популярных и эффективных является метод проектов.
Хочу поделиться своим опытом, как я создаю условия для формирования навыков XXI века у своих учеников на уроках и во внеурочной деятельности.
Моим фаворитом являются краткосрочные (до 2-х уроков) групповые (по 4-5 человек) практико-ориентированные проекты. Целью таких проектов является получение продукта в виде алгоритма действий или создание инструментов для сбора информации или анализа имеющихся данных.
Почему краткосрочные? Дети погружаются в проблему, сосредотачиваются на ней до получения финального продукта. Возможность получить быстрый практический результат поддерживает мотивацию на высоком уровне.
Почему групповые? Одна из приоритетных задач таких мероприятий – это создание условий для формирования и развития умений и навыков работы в сотрудничестве и коммуникативных умений. Коллективное планирование, поиск удачных вариантов решения общей проблемы, взаимодействие с партнёром, который имеет иную точку зрения, необходимость сделать выбор: отстоять свою точку зрения или идти на компромисс – все это способствует развитию критического мышления и тренирует навыки общения.
Также к преимуществам групповых проектов можно отнести то, что на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в деятельность на определенном этапе. Интересно наблюдать, как происходит обмен ролями учащихся в процессе работы над продуктом. Таким образом, ребенок получает возможность больше узнать о своих сильных сторонах, примерить на себя разные социальные роли, стать увереннее в своих силах, а значит, смелее мыслить.
Подобная деятельность обладает высоким дидактическим потенциалом: являясь эффективным средством формирования и развития способностей и компетенций учащихся, одновременно позволяет оценить уровень сформированности этих способностей и компетенций.
Часто в качестве тем выступают реальные жизненные ситуации.
В качестве примера приведу два кейса, над которыми мои ученики работали в 21-22 учебном году.
Первый был про видеонаблюдение: детям была предложена следующая ситуация:
«В школе проводятся мероприятия регионального этапа ВсОШ. Вас назначили техническими специалистами. В соответствии с Требованиями все локации для проведения теоретических и практических туров должны быть оборудованы средствами видеофиксации, осуществляющими ее в течение всего времени выполнения олимпиадных заданий участниками. Начало видеозаписи в каждой из локаций – не позднее чем за 20 минут до времени начала соревновательных туров; окончание – после упаковки выполненных заданий в конверт и передачи их в оргкомитет олимпиады.
Исходные данные: предмет: математика, первый день, теоретический тур, 10 класс, длительность тура 235 минут.
Видеоматериал необходимо передать в оргкомитет в течение 60 минут после окончания видеозаписи олимпиадного тура.
В вашем распоряжении имеются ноутбуки в количестве 5 штук, школьная мебель, 1 видеокамера Nikon со штативом, интерактивная панель, малярный скотч, web-камера, доступ в Интернет. Также вы можете использовать свою личную технику и доступ в Интернет на личных устройствах.
В помещении кроме участников могут находиться два организатора. Технический специалист имеет право зайти в локацию, но не находиться там постоянно».
При этом технические характеристики ноутбуков и видеокамеры, скорость доступа в Интернет намеренно не сообщаются.
Уже на начальном этапе, когда дети после ознакомления с задачей начинают задавать уточняющие вопросы, становится понятно: поиск уже начался:
– можно ли двигать и ставить на подоконник какую-либо мебель,
– какое количество участников может находиться в локации,
– возможно ли использовать камеры видеонаблюдения ГИА,
– какое качество записи допустимо,
– можно ли рассчитывать на возмещение расходов и на какую сумму,
– любое ли программное обеспечение можно использовать для видеозаписи.
Учащимся было предложено самостоятельно определиться с критериями, по которым будут оцениваться результаты их работы. В обсуждении критериев участвовали представители всех групп сообща. Все согласились, что лучшим будет решение, имеющее одновременно самую низкую стоимость затрат и надежную и безопасную конструкцию, простое в реализации, а также предполагающее самое короткое время доставки видеоматериалов в оргкомитет.
Над решением данного кейса работали 7 групп в разное время: 3 группы – это учащиеся 10 класса, 4 – учащиеся 11 класса. Все дети изучают математику и информатику на углубленном уровне.
Интересно, что одна группа решила проблему ровно так, как решила ее лично я при проведении регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2020-2021 учебном году. И, кстати, жизнь показала, что это решение является оптимальным. Ребята назвали свой проект «Третий глаз своими руками».
С описанием сформулированных цели, задач и плана можно познакомиться в Приложении 1, текст защиты представлен в Приложении 2, с представлением проекта этой группы его руководителем можно познакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/mWmaOFYFwA0tCQ.
Второй кейс, с которым я хочу вас познакомить, был предложен учащимся в рамках участия команды нашей гимназии в каникулярной тематической неделе «Заполярный Наноград».
В кейсе шла речь о странах Арктического региона, необходимости развивать культурные связи между этими странами и проблеме толерантности. Обсуждая задачу, участники пришли к выводу, что позитивное восприятие других культур должно начинаться с воспитательных мероприятий и повышения информированности детей, начиная с возраста 9-11 лет. Во время мозгового штурма участниками была предложена масса интересных идей: от проведения культурно-массовых и интеллектуальных мероприятий, рекламы на транспорте до изменения дизайна упаковок каких-нибудь популярных среди детей кондитерских изделий. В процессе обсуждения появилась идея создать игру виртуальной реальности на арктическую тематику. Ребята назвали свой проект «Need for Arctic»
С текстом выступления лидера команды можно познакомиться в Приложении 3, с представлением проекта можно познакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/WyJq3ShhKjtuNg.
Иногда возникают ситуации, когда инициаторами создания проекта выступают сами дети. В 2021-2022 учебном году я была классным руководителем 11 класса. Ребятам перед Новым Годом очень хотелось съездить всем классом на турбазу. Обычно организация ложилась на плечи родителей, на этот раз родители идею поддержали, но хлопотать отказались. Тогда инициативная группа девочек взяла дело в свои руки. С помощью яндекс-форм они организовали онлайн опрос одноклассников, чтобы определиться с желающими и имеющими возможность поехать на отдых, опросили родителей с целью подтвердить их согласие отпустить своих детей и оплатить поездку. Отдельный опрос был о том, кто из родителей поедет в качестве сопровождающих, и кто сможет доставить ребят на место отдыха. Связались с администрацией турбазы, составили меню, смету расходов, предусмотрели массу мелочей, проанализировали возможные риски. Все это они успели сделать за неделю. Хотя проект из-за карантина не был реализован, дети не считают, что занимались устройством поездки зря. Захваченные идеей, находясь в предвкушении, они с энтузиазмом шли от этапа к этапу, в итоге получилось небольшое веселое приключение.
В заключении хочу выразить уверенность, что получаемый в ходе совместной проектной деятельности опыт созидания и творчества является ценным ресурсом для развития навыков XXI века. Сегодня абсолютное большинство моих учеников успешно сдали выпускные экзамены и учатся в столичных вузах, некоторым из них уже поступили предложения трудоустроиться, а, значит, их заметили, высоко оценили их компетенции, их навыки признаны ликвидными. В этом, безусловно, есть и заслуга педагогов, вооруженных эффективными педагогическими инструментами.
Приложение 1
Цель:
Определение способа предоставления возможности для оргкомитета ВсОШ просмотра процессов:
– выполнения участниками олимпиадных заданий;
– упаковки выполненных заданий в конверт и передачи их в оргкомитет олимпиады.
Задачи:
- Выбрать способ организации видеонаблюдения в кабинете, где проводится олимпиада:
- Выбор техники;
- Определить расположение, обеспечивающее 100-процентный охват локации;
- Выбор программного обеспечения.
- Выбрать способ доставки видеоматериалов в оргкомитет олимпиады.
План:
- Определить технические характеристики устройств, имеющихся в нашем распоряжении.
- Выбрать устройства:
- с помощью которых можно организовать видеонаблюдение со 100-процентным охватом локации.
- Которые способны в течение длительного времени производить видеозапись без подзарядки либо которые возможно заряжать в течении видеозаписи.
- Выбрать ПО, которое обеспечит приемлемое качество при небольшом объеме выходного файла, будет доступно без нарушения авторских прав и дополнительных затрат.
- Определить размер полученных материалов.
- Выбор способа доставки видеоматериалов в оргкомитет ВсОШ, не требующий материальных затрат и занимающий минимальное количество времени.
Приложение 2
Здравствуйте, меня зовут Тимофей, я представлю вам свой проект «Третий глаз своими руками»
Целью нашего проекта было за полтора часа создать эффективную, простую в реализации, надежную систему видеозаписи, которую можно использовать при проведении мероприятий, требующих видеофиксации.
Для решения проблемы нам предстояло решить ряд задач:
- Первая из них – Выбрать техническое средство.
Наш выбор пал на ноутбуки ICL с веб-камерой, имеющей поворотный механизм.
Видеокамеру мы не выбрали, потому что, во-первых, она одна, и охватить все пространство аудитории невозможно. Во-вторых, в соответствии с характеристиками аккумулятора производить запись в течении 4-х часов без подзарядки невозможно, а подзарядка в процессе съемки не предусмотрена конструкцией зарядного устройства.
- Вторая задача – Определить расположение средств видеофиксации, обеспечивающее 100-й охват локации.
Опытным путем мы определили, что для этого достаточно 3-х ноутбуков, которые будут установлены по углам аудитории на высоте 180-200 см от пола. Для этого один из ноутбуков мы поставим на шкаф, который имеется в углу аудитории. Два других мы поставим на подоконники на конструкцию из трех стульев (два стула рядом вплотную, третий на них в шахматном порядке). Ноутбук маленький, легкий, конструкция получилась достаточно устойчивой.
- Далее – Выбор программного обеспечения.
На ноутбуках установлена операционная система Windows 10, в составе которой имеется стандартное приложение КАМЕРА. Экспериментируя с различными настройками, мы установили, что разрешения 240р с частотой кадров 30 дает возможность видеть состояние рабочего места каждого участника и организаторов.
- И последняя задача – Выбрать способ доставки видеоматериалов в оргкомитет олимпиады.
Самым дешевым и быстрым способом доставки является Интернет. Используя сервис ЯндексИнтернетометр мы определили, что скорость исходящего соединения 1,18 Мб/с.
Затем мы записали 4 минуты видео, произвели расчеты. Если запись производится 4,5 часа, на выходе с трех ноутбуков мы получаем 3 файла размером чуть больше полутора гигабайт каждый.
По почте файлы такого размера переслать невозможно, поэтому мы будем пользоваться облачными технологиями. Яндекс-диск бесплатно предоставляет 10 Гб, за 30 рублей в месяц можно получить 100 Гб. Облако Mail: 8 Гб бесплатных, за 149 рублей в месяц предоставляется дисковое пространство в 128 Гб.
С указанной скоростью при параллельной загрузке файлов одновременно с разных компьютеров понадобится около получаса.
Загружаем полученные файлы на диск, в оргкомитет письмом отправляем ссылки.
У нашего решения имеются некоторые риски:
Первое: заряда аккумулятора на ноутбуках может оказаться недостаточно для непрерывной работы в течение 4 с половиной часов, поэтому нам дополнительно понадобится 3 сетевых фильтра, которые имеются в наличии в актовом зале.
Второе: настройка приложения Камера позволяет производить непрерывную запись в течение не более 4 часов. Решение: проинструктировать организаторов в аудитории, как остановить и запустить запись заново, если технический специалист не подойдет в аудиторию вовремя.
Третье: получение на выходе поврежденного видеофайла. Для решения такой проблемы существует ряд программ, в том числе свободно распространяемых, с помощью которых можно исправить ситуацию. Например, VLC видеоплейер.
И последнее: сбой в работе школьного Интернета. На этот случай можно в качества модема использовать личный телефон.
Итак, предложенная нами система не требует материальный затрат, не нарушает правовые нормы, эффективна, по времени экономична, проста в реализации.
На этом все, спасибо за внимание.
Приложение 3
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С АРКТИКОЙ
Недавно нам пришлось столкнуться с проблемой непросвещенности детей. Дети, живя за полярным кругом, имеют весьма ограниченные познания об Артике. Мы заинтересовались решением этой проблемы и решили создать проект «Need for Arctic», представляющий из себя VR-игру на арктическую тематику. Данная игра будет направлена на детей возрастом 9-11 лет, ведь именно в этом возрасте надо воспитывать толерантность. Мы пришли именно к VR-игре, потому что у детей 9-11 лет основной вид восприятия – зрительный, много времени уделяется интернету, играм. Заручившись интересом и мотивацией и начав разработку 14.02.2022, мы планируем к концу 2022 года разработать полноценную VR-игру для ознакомления детей с Арктикой. В процессе разработки будут проведены следующие мероприятия:
– Опрос среди детей 9-11 лет по поводу их интересов и знаний об Арктике, для выявления пробелов в знаниях и возможных интересов.
– Сбор необходимой информации об Арктике на основе опроса для разработки VR-игры.
– Разработка кода и дизайна игры.
– Бета-тестирование игры.
– Презентация игры и ее выход в массы.
В процессе реализации проекта могут возникнуть некоторые трудности:
– Неудача в проведении опроса среди детей, эту проблему можно решить путем привлечения соц. сетей и оповещения об опросе родителей и учителей школ.
– Недостаточная квалификация разработчиков игры и дизайнеров, в таком случае нужно будет провести поиск подходящих сотрудников для дальнейшей реализации проекта.
– Технические недостатки игры на выходе, не замеченные в ходе бета-тестирования, при наличии неполадки будут исправляться в соответствующих обновлениях.
– Незаинтересованность детей в разработанной игре, с этим можно попробовать справиться либо путем большей популяризации игры, либо путем добавления в игру актуального среди детей контента.
По планам в результате проведения всех мероприятий мы должны получить VR-игру, благодаря которой дети 9-11 лет смогут ознакомиться с культурой народов Арктики и стать более толерантными. По предварительным оценкамм, в первый год у игры может набраться 200 тысяч скачиваний. В случае успеха проекта мы будем улучшать игру, выпуская к ней обновления или дополнения, а также возможной станет перспектива выпуска игр о других уголках мира.