Речевой тренинг “Поиграем в игру”

ФИО: Коханчикова К.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1500
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Речевой тренинг "Поиграем в игру"
Итоговая оценка: 2 место,  73 баллов(-а)



Речевой тренинг «Поиграем в игру»

 

Коханчикова Ксения Владимировна

преподаватель ГБУДО  г. Москвы ДШИ «Родник»

 

Игру как метод обучения и передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Давно подмечено, назови любое упражнение «игрой» и дети будут повторять его с удовольствием. 

Развитие речи и становления речевых навыков проходит несколько стадий – от простых звуков, через слова и словосочетания в сложно сконструированные предложения. 

 Для эффективного развития речи ребенка потребуется кропотливый ежедневный труд, но для дошкольника, да и младшего школьника  метод повторения может быть утомительным. Поэтому предлагается использование элементов игры для повышения мотивации и вовлеченности в процесс прохождения речевого тренинга.

В процессе речевого тренинга дети разогревают речевой аппарат, снимают лишнее напряжение с мышц лица и шеи, пробуждают резонаторы, активизируют дыхательный аппарат. Давайте попробуем при помощи игрового метода превратить речевой тренинг в интересную игру. 

Для начала каждому упражнению нужно придумать веселое название и небольшую вводную историю, которая создаст нужное настроение и напомнит о правильном положении речевого аппарата, для эффективного выполнения данного упражнения. 

Гигиенический массаж предназначен для снятия лишнего напряжение с мышц лица и шеи.  Основные приёмы массажа поглаживание и постукивание. Поглаживания производятся по мимическим линиям лица пальцами или тыльной стороной руки. Постукивания выполняются сжатой в кулак кистью руки. Последовательность массажа диктуют подсказки – присказки, каждое движение повторяется 3-4 раза. Исходное положение учащиеся выстраиваются в круг, так детям легче контролировать свои действия и взаимодействовать с другими участниками тренинга. Начинаем массаж.

– Мы себя так сильно любим (дети гладят себя по голове поочередно правой и левой рукой).

– И сосед у нас хороший (ребята поочередно правой и левой рукой гладят по голове ребят стоящий рядом).

– Ох, устали себя гладить, даже лоб вспотел (ребята поочередно тыльной стороной правой и левой руки проводят по лбу, как бы вытирая воображаемый пот).

– Маленькую мушку без очков не видно, надеваем мы очки (указательными пальцами правой и левой руки рисуют полукруги от переносицы к вискам).

– У папы выросли усы необычайной красоты (указательными пальцами правой и левой руки рисуют полукруги от кончика носа к вискам).

– У дедушки Мороза большая борода (указательным и средним пальцами правой и левой руки образуют вилочку, располагают её сверху и снизу подбородка и рисуют полукруг от подбородка к ушам).

– Наденем мы скафандр и в море поплывем (ребята представляют, что нужно надеть на себя очень плотную резиновую шапочку, а затем и весь костюм. Плотно прижав ладони, кладут их на голову. Медленно проводят их к шее, далее по плечам, потом к бокам, доводя до ног).

– А кошачьей лапой спинку разомнём (собирают ладони в кулак, правой рукой мягко постукивают по левому плечу, а левой – по правому). 

– Паровозик мчит стрелой, везет кошку нам с тобой (дети   поворачиваются в колонну мягкими кулачками постукивают по плечам соседа, что стоит перед ними, разворачиваются и постукивают по плечам другого соседа).

Дыхательная гимнастика и вибрационный массаж продолжают разогревать речевой аппарат, переходя к дыхательной гимнастике. 

Существует очень много дыхательных упражнений, однако вариант применения в тренинге упражнений системы А. Н. Стрельниковой является наиболее эффективным. Основная особенность этих упражнений – фиксированный шумный вдох носом и неконтролируемый выдох, через приоткрытый рот. Чтобы переключать внимание детей и в то же время дать им отдохнуть в процессе гимнастики, объединим дыхательные упражнения с вибрационным массажем. 

Дыхательные упражнения следует повторять 8, 16 или 24 раза в зависимости от возраста учащихся, в среднем темпе, не допуская ускорений. Преподаватель или учащиеся произносят текст присказки, одновременно ученики выполняют дыхательные и вибрационные упражнения.

– Забарабанил дождь по крыше (кончиками пальцев дети постукивают по лбу).

– А воробей сидит всех выше, увидел крошки и клюет, а воздух через нос идёт (дыхательное упражнение «Клювик» вдох носом производят в момент опускания головы, представляют, что надо клюнуть крошку, выдох приоткрытым ртом, когда голова поднимается).

– Веселый мужичок Ерошка, сидит, играет на гармошке (кончиками пальцев дети постукивают по крыльям носа, направляя звук «М» в нос поочередно закрывают то правую, то левую ноздрю, можно даже попробовать наиграть несложную мелодию)

– Котейко серенький Мурлыко, под ту гармошку пляшет лихо (дыхательное упражнение «Ушки» вдох носом производят в момент опускания головы к левому плечу, выдох приоткрытым ртом, когда голова поднимается. Упражнение делают в обе стороны поочередно).

– Летит куда-то стрекоза, сверкают синие глаза (кончиками пальцев дети постукивают по верхней губе, направляя звук «В» на верхнюю губу).

– Галчонок ходит по пятам, твердит одно лишь он «Кто там?» (дыхательное упражнение «Кто там?» вдох носом производят в момент поворота головы к левому плечу, выдох приоткрытым ртом, когда голова возвращается в исходное положение. Упражнение делается в обе стороны поочередно).

– Зелёной мухе невдомёк, зачем бежит сюда щенок (кончиками пальцев дети постукивают по нижней губе, направляя звук «З» на нижнюю челюсть).

– Щенок Егорка очень рад, он обнимает всех подряд (дыхательное упражнение «Обнимашки» вдох носом производят в момент поворота корпуса к левую сторону, руками в момент вдоха дети обнимают – обхватывают себя за плечи, выдох приоткрытым ртом, когда корпус возвращается в исходное положение, руки раскрываются. Упражнение делается в обе стороны поочередно).

– Увидел наш щенок жука, жук черный, черные бока (собранными в кулак пальцами дети постукивают по грудине, направляя звук «Ж» в грудной регистр).

– С испуга бросился бежать, попробуй-ка его поймать (дыхательное упражнение «Веселый бег» вдох носом производят в момент, когда поднятое левое колено соединяется с локтем правой руки. В момент выдоха приоткрытым ртом корпус возвращают в исходное положение. Упражнение делают в обе стороны поочередно).

– Корова по лугу идет, ребятам молоко несёт (собранными в кулачок пальцами дети постукивают по ребрам, направляя звуки «М-у-у» в нижний регистр, в ребра и спину).

– Берем насос мы, но колёса накачивать совсем непросто (дыхательное упражнение «Насос» вдох носом производят в момент опускания корпуса вниз, руками имитируют движения насоса, выдох приоткрытым ртом, когда корпус поднимается).

– Себя по спинке постучим и на ракете улетим (собранными в кулачок пальцами дети постукивают себя по спине, направляя звук «У-у-у…» в нижний регистр, в спину и ноги. Представляют, что находятся в ракете на старте, звук «У» становится вибрирующим, будто бы совершают взлет, переведя звук из нижнего   в верхний, головной регистр).

Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура: язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы. Но в первую очередь она предназначена для языка. Язык – это главный орган речи, а развитие и укрепление его мышц поможет более точно и четко выговаривать все звуки. Каждое упражнение повторяется несколько раз. Для тренинга достаточно 5-7 упражнений на разные группы мышц. Чтобы было интересно, упражнения игры можно комбинировать и менять по мере необходимости. Темы могут быть разными, например: 

  • «В зоопарке» 
  • «Птичий двор»
  • «В мастерской» 
  • «Мои питомцы» 
  • «У бабушки в деревне»

Рассмотрим применение игрового метода на примере артикуляционного комплекса «Зоопарк»:              

– Вот пришли мы в зоосад, на нас кролики глядят. 

Упражнение «Кролик» (приподнимаем верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы).

– Тигр – это тоже кот, молоко из миски пьет. 

Упражнение «Киска лижет молоко» (высовываем язык вперед и зачерпываем воображаемое молоко из воображаемой чашки. Киски лакает молочко, ускоряя и замедляя скорость). 

– Медвежата любят мёд. 

Упражнение «Вкусное варенье» (широким языком облизываем верхнюю и нижнюю губу). 

– Хомячок к норе идет. 

Упражнение «Хомячок» (надуваем обе щеки, затем поочередно только правую или левую).

– А бульдога обезьянка дразнит, сидя на полянке.

Упражнение «Обезьянка и Бульдог» (приоткрываем рот и помещаем язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены. Из положения «обезьянка» переводим язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы не разжимать).

– Любит всех слоненок Федя маму, бабушек и деда.

Упражнение «Влюблённый слонёнок» (вытягиваем губы вперед трубочкой, тянем хоботок вверх и, сжав, со звуком разлепляем губы (поцеловать папу), потом потянем хоботок вперёд (целуем маму, бабушку и дедушку), тянем хоботок вправо и влево (целуем сестрёнку), потянув хоботок вниз).

– Маленький пони катает ребят, звонко подковы стучат.

Упражнение «Лошадка скачет» (пощелкиваем языком, озвучивая цокот копыт. Это упражнение -игра усложняется по мере освоения, отщелкиваем правой стороной языка, левой стороной, кончиком языка, щёлкаем корнем языка). 

Дополнительно могут быть использованы в артикуляционном тренинге и другие упражнения: 

«Рыбка-улыбка» (губы складываем в трубочку максимально вытягивая вперед, а затем улыбаемся так, чтобы показать зубки).

 «Лошадка устала» (изображаем фырканье лошади. С силой выдыхаем воздух ртом, не раскрывая его. При этом губы начинают вибрировать).

«Грибок» (прикладываем плотно язык, присасываем его к небу и удерживаем в таком положении).

«Удивленная рыба» держивая язык в положении «грибок» несколько раз открываем и закрываем рот).

 «Котлета-Чашечка» (расслабленный язык выкладываем на нижнюю губу (не высовывая). С широко открытым ртом поднимаем края языка, чтобы образовалась чашечка, удерживая язычок вверху).

«Иголка» (узкий, острый язычок быстро высовываем как можно дальше).

«Где конфета?» (плотно закрываем рот, кончиком языка надавливаем то на одну, то на другую щеку изнутри).

 «Часики» (приоткрываем рот и кончиком языка поочередно касаемся левого и правого угла рта).

«Часики сломались» (рот закрыт, язык передвигаем с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг по часовой стрелке, а после команды «часики сломались» в противоположном направлении).

«Фокус» (кладем язык на верхнюю губу и плавно дуем на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты, чтобы постараться сдуть).

«Месим тесто» (язык кладем на нижнюю губу, рот открываем и закрываем, губами шлепаем по языку).

«Швейная машинка» (улыбаемся, приоткрываем рот, покусываем язык от кончика в центр, продвигая язык вперед).

«Пароход гудит» (улыбаемся, прикусываем язычок, долго произнося звук «Ы»).

 «Флажок» (рот открываем, язык поочередно поднимаем вверх и опускают вниз. Подул ветер в другую сторон, язык поочередно касается левого и правого угла рта).

«Маляр» (языком проводим по нёбу в направлении (от зубов к горлу), язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо).

«Веселая уборка» (кончиком языка проводим перед верхними зубам, после подметаем нижними, а затем за нижними зубам от одного до другого края).

«Коврик на заборе» (рот открываем, кладут язык на нижние зубы, стараясь вытянуть язык как можно ниже. От кончика, скатываем /отворачиваем язык в направлении мягкого нёба).

«Барабанщик» (улыбаемся, открываем рот, ставим язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторяем звук: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы при этом не сближать).

«Пробка» (вытягиваем губы вперед трубочкой и сильно сжав, со звуком разлепляем).

«Болтушка» (улыбаемся, показываем зубы, приоткрываем рот, кладем широкий язык на верхнюю губу и производим быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы).

Опираясь на многолетний опыт преподавания, отмечу, что игровой метод обучения прекрасно подходит для развития и обучения детей не только младшего школьного возраста, но и для всех возрастных групп учащихся. В процессе игрового-речевого тренинга у детей разогреваются и укрепляются мышцы речевого аппарата, снимается излишнее напряжение, улучшается настроение, тренируется память, а также у ребят развиваются коммуникативные навыки и когнитивные функции.

 

Список литературы

 

  1. Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. Учебное пособие «Сценическая речь». – М.: Издательство «ГИТИС», 2000.
  2. Козлянинова И.П., Чарели Э.М., Тайны нашего голоса. – Екатеринбург: Издательство «Диамант», 1992. 
  3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Издательство «Просвещение», 1969.