Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных чувств в процессе использования различных форм и методов физического воспитания.

ФИО: Трощенко И.А. Репина О.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1502
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных чувств в процессе использования различных форм и методов физического воспитания.
Итоговая оценка: 2 место,  63 баллов(-а)



Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных чувств в процессе использования различных форм и методов физического воспитания.

   Гражданско-патриотическое воспитание сегодня- одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». Патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям». За последнее время, в следствии кризисных явлений во всех сферах жизни произошёл резкий спад в воспитании подрастающего поколения, а именно в направлении патриотического воспитания. В настоящее время возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. В связи с этим, начиная с дошкольного возраста необходимо формировать высокие нравственные чувства, среди которых важное значение имеет патриотизм. Формирование  патриотизма  возможно и через двигательную сферу, путём включения в деятельность пеших экскурсий, подвижных игр, эстафет, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.

   Дощкольное детство – это период начальной социализации ребёнка, приобщение к миру культуры и общественных ценностей. Воспитывать любовь к Родине, к родному городу – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка. Существуют различные формы работы. Наиболее  продуктивные- целевые прогулки и экскурсии. Экскурсии по территории детского сада воспитывают уважение к сотрудникам, отлично укрепляют физическое и психо -эмоциональное здоровье детей. В старшей и подготовительной группах диапазон экскурсий расширяется. Это посещение музеев, библиотек, поход к памятнику, к Вечному огню. Участвуя в таких экскурсиях, дети становятся не просто жителями, а настоящими патриотами своего города. Прогулки и экскурсии по городу расширяют представления ребят о профессиях и содержании труда горожан. Походы к памятным местам способствуют воспитанию духа патриотизма и чувства уважения к памяти подвигов прадедов за освобождение Родины.

 Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных. Море эмоций, радости и удовольствия юным эколятам доставляет путешествие по экологической тропе, в уголок леса. Рассматривая растения, ребята знакомятся с природой родного края, изучая птиц, дети учатся заботиться о них, познают пользу природы для человека.Народная мудрость гласит, что Земля может накормить человека хлебом, напоить водой из родника, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьёт воду, любуется красотой родной Земли. На Руси всегда были в почёте солдаты. Главными героями былин являлись богатыри. Большинство детей хотят быть похожими на них: смелыми, храбрыми, сильными, способными преодолеть любые трудности и преграды на своём пути. Добиться обозначенной цели нам помогут подготовка и проведение праздников, развлечений, посвящённых Дням воинской славы. Особый интерес вызвал бы у ребят забытый конкурс строя и песни. А если детей одеть в военную форму, они словно перевоплощаются, проникаются образом и понимают свою значимость принадлежности к великому народу. Для развития патриотических чувств  включаем в занятия игры в военных, из серии «Разведчики». Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твёрдыми духом, выносливыми, упорными, готовыми прийти на помощь товарищу.

 День космонавтики- один из дней календарного плана. В проведении этого дня нам помогают игры «Хочу быть космонавтом», «Тренировка космонавтов», «Ракета на орбите»- способствуют воспитанию выносливости, смелости.

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношений в семье. Если в семье у мальчика формируют готовность  всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. Став мужчиной, он будет брать  на себя самую трудную и тяжёлую  работу. Для этого надо закаляться, заниматься спортом. У девочек нужно формировать представления о том, что значит сохранять мирные, доброжелательные отношения между близкими, утешать и заботиться о них. Духовному единению детей и родителей способствуют совместное проведение «Недели здоровья», «День семьи», «День пап», «Мамин день», досугов и развлечений «Весёлые старты», «А ну-ка, мальчики!» на которых с  большим интересом играем в «Кто дальше», «Попади в цель» «Отряд, стройся», «Слушай команду», «Захвати знамя» и др. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют своё умение бегать, прыгать, соревноваться это поучительно всем, особенно детям, создаёт необыкновенный настрой, дарит радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.

Эстафеты, соревнования, подвижные игры как формы и методы физического воспитания  на ежедневных прогулках также способствуют формированию патриотических чувств дошкольников. Т.к. считается физически развитый человек крепкий, сильный, здоровый, терпимый, приходящий на помощь, способный только на добрые поступки. Мы играем в   «Сторожевые», «Молчанка», «Дударь», «Змейка», «Рыбаки и щучки», «Бояре», «Хлоп и топ», «Горелки», «Штандер», «Горячая картошка» и др.

Таким образом, благодаря совместной работе инструктора по ФК, музыкального руководителя и воспитателей формируется модель выпускника.