РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ

ФИО: Саликова С.С.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1504
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Итоговая оценка: 2 место,  74 баллов(-а)



РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 

В УСЛОВИЯХ ДОУ

С.С. Саликова

воспитатель МКДОУ БГО ЦРР – детский сад №19

 

Развитие способностей ребёнка следует начинать с раннего детства. Об этом в своих работах писали Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.Н. Веракса и другие. Согласно теории Л.С. Выготского о высших психических функциях способности складываются в детстве, обеспечивая «вхождение» в культуру и определяя успешность человека в разных видах деятельности на протяжении всей жизни [1].

Творческие способности относятся к специальным и их развитие способствует эстетическому воспитанию детей, формированию правильного, бережного отношения к окружающему миру. Главным средством развития творческих способностей детей является изобразительная деятельность, которая также способствует активизации воображения, мышления и речи ребёнка. 

Одним из распространённых и любимых видов деятельности детей дошкольного возраста является рисование, которое даёт большой простор для проявления творческой активности [3]. Тематика рисунков может быть любой: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, сказочные герои, узоры и т. д. 

Е.Н. Игнатов считает задачами педагога ДОУ на занятиях рисованием (по Е.Н. Игнатьеву) следующие: поддержание интереса детей к творческому освоению изобразительных материалов и художественных инструментов; знакомство с различными способами рисования; воспитание самостоятельности, инициативности, уверенности [2].

Для детей младшего возраста оптимальным является использование нетрадиционных техник рисования. К ним относятся: тычок жёсткой полусухой кистью; рисование пальчиками; рисование ладошкой; рисование по трафарету; оттиск смятой бумагой; восковые мелки и акварель; кляксография с трубочкой; отпечатки листьев; монотипия пейзажная; набрызг.

Данные техники позволяют не только развивать творческие способности и воображение дошкольника, но и мелкую моторику руки. Кроме того, использование для рисования различных материалов позволяет развивать ощущения и восприятие ребёнка. 

В качестве примера работы с детьми приведём занятие на тему «Волшебное дерево» (рисование с элементами аппликации) «Осень пришла!». 

Задачи: 

  1. Образовательные:
  • обучение детей выбору нужного материала (листьев) в соответствии с собственным замыслом, умению равномерно располагать и наклеивать материалы на листе выбранной формы;
  • помощь детям в решении проблемной ситуации «как сохранить красоту осени?» с помощью обучающего процесса.
  1. Развивающие: 
  • развитие у детей навыков композиции (ориентировка в форме изображения, расположении элементов);
  • развитие творческих способностей и воображения детей;
  • развитие мышления посредством создания проблемной ситуации.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать бережное отношение к природе; 
  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • воспитывать аккуратность. 

Материалы: картинки с изображением деревьев (клён, липа); картинки осенних листьев этого дерева, краткий рассказ детям об особенностях этих деревьев, местах произрастания.

Раздаточный материал: белые листы бумаги формата А 4, клей, коктейльные трубочки, зубная щётка, гуашь, засушенные и мелко порезанные листья деревьев, салфетка. 

Предварительная работа: экскурсия по участку детского сада, сбор осенних листьев.

В начале занятия проводится ритуал приветствия, а затем – первый этап занятия – беседа с детьми.

Педагог: «Ребята, давайте вспомним, в какие краски окрашиваются листья деревьев с приходом осени». 

Дети отвечают на вопрос.

Педагог: «Всё верно, с приходом осени листья деревьев окрашиваются в золотистые, багряные, красные и другие цвета. Давайте вспомним, с каких деревьев мы на экскурсии собирали листья».

Ответы детей: (дуб, клён, липа и др.)

Педагог: «Верно, ребята!»

Затем дети садятся за столы, где перед ними лежат порезанные и засушенные осенние листья, клей, лист белой бумаги, краски и коктейльная трубочка.

Второй этап занятия – проблемная ситуация. 

Обращаемся к детям: «Сегодня мы с вами будем рисовать осеннее дерево, но вот незадача: прибежали зверята из леса, играли с кисточками и забыли положить их на место. Так мы временно остались без инструментов. Давайте постараемся к их приходу нарисовать сказочное дерево, пусть удивятся, как это мы сумели без кисти нарисовать красками. Для начала мы с вами сделаем упражнение, которое нам поможет справиться с этой непростой задачей, и вспомним, как шуршат листья во время листопада» (проводится дыхательное упражнение с трубочками).

Педагог: «Молодцы, все справились! Теперь мы с вами можем приступить к изображению сказочного дерева».

Третий этап занятия – показ последовательности выполнения рисунка.

Педагог: «Сначала нарисуем ствол дерева. Возьмём кусочек поролона, обмакнём в коричневую краску и прорисую ствол. Затем ставим капли коричневой краски в верхней части ствола, там, где планируем расположить ветки дерева, и с помощью коктейльной трубочки раздуваем эти капли. Чтобы прорисовать дополнительные веточки, ставим капельки краски на основные ветки дерева и также раздуваем их с помощью трубочки. 

Итак, наше дерево готово. Нам осталось его преобразить и окрасить в осенние краски с помощью зубной щёткой и стека. Обмакнем щётку в краску красного, желтого, оранжевого цвета (на ваш выбор) и легкими движениями стека, по направлению к себе, проведём по щётке. Теперь наше дерево преобразилось, и крона обрела цвет».

Затем проводится физкультминутка для детей «Мы – листики осенние» чтобы снять утомление. Далее детям предлагается наклеить заранее засушенные и мелко порезанные листья деревьев на кроны и закончить работу по созданию «Волшебного дерева». 

Следующий этап – взаимный показ работ, за которым следует подведение итогов.

В конце занятия педагог спрашивает детей, чему они научились, и что помогло им получить такие замечательные рисунки.

Помимо развития творческих способностей данные техники рисования используются в рамках арт-терапии и позволяют снять мышечное напряжение у детей, создают дополнительную мотивацию к творчеству.

 

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр.соч. в 6 т. – М.: Наука, 1983.
  2. Игнатьев Е.Н. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. – М.: Знание, 1999. – 232 с.
  3. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.