Статья на тему : «Труд как средство воспитания дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста»

ФИО: Морозкова Н.С.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1508
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Статья на тему : «Труд как средство воспитания дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста»
Итоговая оценка: 2 место,  74 баллов(-а)



Статья на тему : «Труд как средство воспитания дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста»

Автор составитель: Морозкова Наталья Сергеевна

 

Нравственное воспитание детей формируется с помощью различных самостоятельных видов деятельности: игра, труд, изобразительная деятельность, художественные произведения. Каждый вид деятельности имеет свою специфику,  выполняя функцию средства воспитания. Но данные средства необходимы прежде всего для практики при воспитании нравственного поведения. Одним из методов воспитания у детей дружелюбного отношения к сверстникам является трудовая деятельность. 

Главной задачей трудового воспитания детей является  формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно реализована только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, а так же на основе возрастных особенностей.

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников.

 На основе классификации Ю.К. Бабанского, В.И. Логиновой, 

В.Г. Нечаевой можно выделить две группы задач трудового воспитания дошкольников:

  1. Помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью: в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений.
  2. Развитие личности ребенка в труде: развитие свойств, качеств личности; формирование взаимоотношений; приобретение социального опыта взаимодействия.

Формирование у детей умений трудится в коллективе, протекает постепенно. Сначала задание дается на группу 3 – 4 человека, затем количество участников увеличивается с учетом сложности труда. В разных видах труда детей содержатся истоки раннего выявления способностей, нравственных качеств личности. 

Понятия «взаимоотношение» и «труд являются в моей работе ключевыми, поэтому к их рассмотрению я подошла с разных позиций.

Одной из особенностей трудовой деятельности дошкольников –  это отличие детского труда от взрослого. С.А. Козлова и Т.А.Куликова  выделили первое отличие, это то, что ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей. Так же выделяют, что труд ребенка носит воспитательный характер, и вознаграждением за его выполнения является самоутверждение и познание своих возможностей. Выполняя порученную работу, дети часто переключаются на игру, именно это является еще одной особенностью детского труда. 

Трудовая деятельность дошкольников носит ситуативный характер, и носит необязательный характер. В ходе труда дети получают навыки, способствующие в развитии их самостоятельности.

Третей отличительной чертой является обязательное участие взрослого, так как трудовая деятельность находится в стадии развития,  помощь взрослого детям просто необходима.

В учебниках С.А.Куликовой труд детей дошкольного возраста принято классифицировать на 4 вида .

  1. Самообслуживание;
  2. Хозяйственно-бытовой труд;
  3. Труд в природе;
  4. Ручной труд;

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом – листьями, желудями, соломой, корой и так далее –  дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

Основными формами труда является поручение, дежурство и коллективная совместная деятельность.

Поручение – это задания, которые воспитатель дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные особенности. Трудовые поручения способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и так далее). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и тому подобное).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) то есть при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурство – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Выводы:

Дошкольный возраст -особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности. В это время в общение ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, влияющие на развитие личности. Одним из основных методов правильного взаимодействия в общении со сверстниками и взрослыми является приобщение детей к трудовой деятельности. Трудясь дети меняют свое представление о себе и об окружающем мире. В ходе коллективной деятельности под влиянием результата происходит смена статуса ребенка среди сверстников. 

Особо важную роль в формировании дружеских отношений в ходе трудовой деятельности выполняет воспитатель. При его участии у детей правильно формируется положительное представление о труде. Ставя перед детьми задачу, воспитатель должен учитывать возрастные особенности, индивидуальные интересы детей к тому или иному виду труда