Структура деятельности наставничества в процессе сопровождения молодых педагогов ДОО.

ФИО: Ручкина Н.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1531
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Структура деятельности наставничества в процессе сопровождения молодых педагогов ДОО.
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)



Структура деятельности наставничества в процессе сопровождения молодых педагогов ДОО

  

Прокудина В.В., учитель – логопед

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых специалистов, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. 

Кто же такие наставники? В английском языке слово «mentor» означает «наставник». Ментором звали героя древнегреческой мифологии, который был мудрым советчиком, пользовавшимся всеобщим доверием.  

По мнению С.И. Ожегова: «Наставник-учитель, воспитатель, руководитель».

Дэвид Клаттербак, профессор факультетов коучинга и менторства, пожизненный Посол Европейского Совета Коучинга и Менторства, в 1991 году писал в своей книге «Каждый нуждается в наставнике»: «Наставники – это люди, которые посредством своих действий и своей работы помогают другим людям реализовывать свой потенциал». Да, они действительно такие.

Насущная необходимость поддержки молодых специалистов обоснована тем, что в высших учебных заведениях раскрываются в основном теоретические аспекты деятельности педагога, а обучению практическим навыкам уделяется гораздо меньше внимания. В связи с этим у молодого специалиста возникают вопросы: с чего же должен начать свою деятельность; какая основная документация должна быть у педагога ДОО; какие методики и технологии можно использовать в работе? Преодолеть эти проблемы, оказать необходимую поддержку в процессе профессиональной адаптации молодых специалистов помогает наставничество.

Начинающий педагог с первого дня работы имеет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и его коллеги с многолетним стажем, и, конечно же, родители ожидают от него столь же безупречного профессионализма. И, если вовремя не подержать молодого педагога, то столкнувшись с проблемами в практической деятельности, после первых недель душевного подъема молодой специалист может засомневаться в собственной профессиональной состоятельности и даже разочароваться в выбранном пути.

Одним из направлений методической работы с педагогами нашего детского сада является система наставничества, позволяющая начинающим педагогам получить поддержку опытных профессионалов в период адаптации к профессии, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.

В МБДОУ№15 работают 6 учителей – логопедов, 15 воспитателей, 11 из которых – опытные специалисты со стажем от 30 до 46 лет, имеющие высшую квалификационную категорию. 

Опыт, квалификация и профессионализм этих специалистов являются основополагающими факторами при организации института наставничества в нашей ДОО.

Цель наставничества: создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность.

В годовой план ДОО включены мероприятия по повышению профессионального уровня молодых специалистов, за каждым начинающим педагогом приказом заведующего закреплен персональный наставник, хотя и другие педагоги-стажисты с готовностью делятся опытом и рады помочь любому начинающему коллеге. 

Наставники оказывают молодым специалистам методическую помощь в разработке и оформлении документации, планировании коррекционной работы с детьми и взаимодействия с родителями.

Учитывая основные затруднения начинающих педагогов, воспитателей, связанные с подбором и применением эффективных приемов коррекционной работы, особое внимание уделяется наставниками обучению молодых специалистов приемам практической деятельности.

Для этого используются такие формы работы, как наблюдение за работой наставника, практическое освоение персональных приёмов под непосредственным руководством педагога-мастера, совместное проведение обследования речи детей, консультирование.

Для молодых педагогов нашего детского сада их кураторами проводится не только демонстрация способов работы, но и консультирование по актуальным темам. Мы практикуем проведение тщательного обследования детей в ДОУ молодым специалистом совместно с наставником, по результатам которого создается банк данных детей с нарушением речи.  

Для молодых специалистов с 05 по 25 сентября совместно с наставниками проводятся тренинги и консультирование по организации профессиональной деятельности: оформление документации, разработка перспективного планирования индивидуальных, подгрупповых,  фронтальных занятий для детей с ОНР.  

Большой популярностью пользуется методический диалог «Вопросы к наставнику». Наставники с большим опытом, дают компетентные ответы на все вопросы, интересующие не только молодых специалистов, но и стажистов. Это старательные, неравнодушные, ответственные специалисты  своего дела, которые понимают, что от их помощи молодым специалистам зависит наше будущее!

В 4-х из шести групп МБДОУ№15 обучаются дети – инвалиды. Это дети с сенсоневральной тугоухостью, с ринолалией, с моторной алалией. Опытные логопеды обсуждают с молодыми специалистами алгоритм разработки индивидуальных образовательных маршрутов детей-инвалидов, помогают в отборе методик и приемов коррекции с учетом особенностей развития детей. 

Одной из эффективных форм наставничества является посещение опытным коллегой занятий, проводимых молодым специалистом, показ коррекционных занятий наставником, совместный анализ проведенных мероприятий с целью выявления успехов, затруднений, корректировки методов и приемов работы с детьми. Опытный мастер подсказывает, как «открыть» ребенка на общение, как создать для этого комфортные условия на занятиях.  

Такие формы взаимодействия обогащают практический опыт начинающих педагогов, развивают у них деловую коммуникацию, умение проектировать коррекционную работу.

Методическое сопровождение молодых специалистов предполагает как индивидуальные, так и коллективные формы работы.

Индивидуальные формы работы – это консультирование молодого специалиста; дистанционное сопровождение каждого специалиста с использование компьютерных технологий (электронная база с отчетами об организации работы, материалами на начало учебного года, результатами  коррекционно-образовательной деятельности педагогов на конец учебного года); работа с опытным педагогом, выполняющим функции наставника и курирующим индивидуальное самообразование педагога.

Коллективные формы работы – это участие в работе ММО, конференций, семинаров-практикумов, мастер-классов, тренингов, взаимопосещений; участие в работе семинаров «Школа молодого специалиста», темы которых предлагают сами молодые специалисты; проведение и просмотр открытых занятий с последующим анализом содержания, методов и приемов коррекционной работы.

Серьезным испытанием для молодого специалиста является проведение открытых коррекционных занятий в рамках ММО. В подготовке таких мероприятий особая роль отводится наставникам, которые оказывают не только методическую поддержку, но и психологическую помощь малоопытному специалисту. Наставник проговаривает с молодым педагогом каждый этап и элемент занятия, обсуждает педагогические ситуации, которые могут возникнуть при его проведении, совместно выстраиваются возможные линии поведения педагога в той или иной ситуации.

Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в “малых группах”, анализ ситуаций, развивающие деловую коммуникацию и способствующие формированию таких качеств, как личное лидерство, способность принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли. 

Профессиональному становлению молодых специалистов, развитию их инновационного потенциала способствует и участие в работе профессиональных объединений и творческих групп.

Особое место в системе методической работы ДОО отводится совершенствованию ИКТ-компетентности педагогов. Молодые педагоги являются членами творческой группы МБДОУ№15 по использованию информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-педагогическом процессе. В составе творческой группы педагоги активно участвуют в разработке мультимедийных продуктов для обучения дошкольников с нарушениями речи. Ежегодно в ДОО проводятся конкурсы и фестивали методических материалов с использованием ИКТ, в которых участвуют начинающие педагоги. 

Работа в творческих группах способствует установлению открытых отношений, при которых приветствуется обсуждение альтернативных взглядов на ту или иную проблему, конструктивное решение спорных вопросов по проблеме инновационной деятельности. Это облегчает процесс адаптации молодых педагогов.

Для развития профессиональных компетенций молодых специалистов по освоению современных коррекционно-логопедических технологий мы активно привлекаем их к участию в профессиональных конкурсах. Методическое сопровождение участия в конкурсе начинающих логопедов осуществляет как старший воспитатель, так и педагоги-наставники.

Коллеги оказывают помощь и поддержку конкурсантам на всех этапах подготовки и участия, переживают за них, радуются успехам. Никто из молодых специалистов не пожалел, что потратил время, нервы, силы на подготовку и участие, ибо опыт профессиональный и личностный стал мощным стимулом для дальнейшего совершенствования в профессии.

В процессе адаптации от молодого педагога требуется не только быстро приспособиться к новым условиям, но и продемонстрировать умение к формированию современной коррекционно-образовательной среды. Поэтому одним из главных профессиональных качеств молодого специалиста становится умение учиться, способность к непрерывному образованию. Задача наставника – формировать у молодых педагогов мотивацию к дальнейшему самообразованию.

Равняясь на своих опытных и авторитетных коллег, наши молодые педагоги постоянно находятся в процессе саморазвития, самосовершенствования. Ежегодно молодые логопеды обучаются на авторских семинарах и курсах, посещают семинары ММО, изучают новинки методической литературы. Это позволяет им ориентироваться в современных технологиях и методиках логопедической коррекции, быть в курсе актуальных тенденций развития образования.

Эффективность работы наставника с его подопечным определяется в конце учебного года по следующим показателям: положительная динамика результатов коррекционной работы молодого специалиста с детьми, анализ выполнения плана работы по методической теме, накопление методических и практических материалов, активное участие в методической работе.  

Следует отметить результаты наших молодых специалистов в коррекционной работе с детьми. 

Неоднократно молодые педагоги проводили открытые занятия для коллег.

Наставничество носит сугубо индивидуальный характер и определяется в каждом конкретном случае исходя из целого ряда факторов: опыта работы специалиста в образовательном учреждении, характера его образовательных запросов и интересов, уровня его профессиональной компетентности, конкретных достижений.  

Постоянное совершенствование своего профессионального мастерства и творческий поиск способствует переходу на более высокий уровень самоорганизации, оказывает положительное влияние на формирование личности педагога.

Разнообразные формы работы наставника с молодым педагогом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессионального уровня, помогают реализовать себя. 

Конечно, невозможно постичь все секреты мастерства за 2-3 года работы, но стремление молодых логопедов совершенствоваться в профессии при надежной поддержке опытных наставников позволяет нам с уверенность смотреть в будущее.