Проект “Космическое конструкторское бюро”

ФИО: Хлюпина М.О.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1535
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Проект "Космическое конструкторское бюро"
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)



МАДОУ «Радость» комбинированного вида структурное подразделение –

детский сад №186

Номинация: Свободная тема «Мой авторский проект».

Опыт работы по теме:

Проект для детей старшего дошкольного возраста

«Космическое конструкторское бюро».

Разработали:

Учитель-логопед

Хлюпина М.О.

Нижний Тагил

2021г.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».

Элберт Хаббарт

 

Введение.

В детстве у детей нет жестких рамок и ограничений в познании окружающего мира. Дети пытаются понять, как устроены их игрушки, как они двигаются и из чего они сделаны. Ломая очередную игрушку, ребенок хочет узнать, как она устроена, и почему в  ней что – то движется.

 Каждый ребенок с рождения – исследователь, а современные дети – это еще и изобретатели, инженеры и конструкторы. 

Наша задача – создать условия, которые мотивировали бы дошкольников к исследовательской и творческой деятельности.

Основной вопрос, который стоял перед нами: как привлечь дошкольников к исследовательской и творческой деятельности, как их заинтересовать и чем мотивировать.

Актуальность.

Для каждого ребенка мир открывается, как бескрайний космос. Через заложенный природой в человеке интерес к звездному небу, к вселенной, астрономии у детей формируется стремление к естественнонаучным знаниям.

Изучение и анализ литературы по проблеме формирования миропонимания у детей позволил выявить противоречие:

– между социальной потребностью общества в исследовании проблемы формирования основ космологии у детей и недостаточной разработанностью теоретически обоснованной базы, педагогических условий, обеспечивающих успех формирования миропонимания.

В связи с этим особую актуальность имеет реализация инициированной губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа». В соответствии с Концепцией этой программы перед системой образования ставится проблема подготовки «инновационных инженеров» способных внедрять новые технологические решения, управлять крупными техническими проектами. Поэтому нами был разработан проект «Космическое конструкторское бюро». 

Выбор темы проекта обусловлен ведущими идеями, целями и задачами ФГОС ДО

Новизна проекта   заключается в использовании комбинаций инновационных педагогических методик и технологий, что способствует новым возможностям в воспитании у дошкольников нравственно-патриотических качеств, партнерскому взаимодействия ДОУ с семьёй через реализацию проекта, а также в адаптации конструкторов нового поколения : Лего Дупло, Тико –конструктор, Магнитный конструктор, Полидрон-гигант  в образовательном пространстве. 

Вид проекта: информационный, практико-ориентирванный, познавательно- исследовательский,  творческий, игровой, групповой. 

Сроки реализации проекта: среднесрочный  с 1.02-16.04 2021г.

Участники проекта: педагоги детского сада, воспитанники 6-7 лет, родители воспитанников.

 Объект исследования: процесс формирования знаний у детей дошкольного возраста о космосе, космических сооружениях в условиях дошкольного образовательного учреждения, в соответствии  с требованиям ФГОС ДО. 

Предмет исследования: педагогические условия формирования у старших дошкольников основных знаний о космосе. 

Цель: систематизация знаний детей о космосе и знакомство с миром профессий  в сфере космонавтики, с космической техникой и сооружениями через различные виды детской деятельности.

Задачи: Образовательные:

  • Расширить у детей представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах;
  • Сформировать понятие о роли человека в изучении космического пространства;
  • Рассказать о техническом обеспечении космических исследований.
  • Расширить кругозор  дошкольников об истории и развитии ракетокосмической, авиационной и оборонной промышленности России.

Развивающие:

  • развивать познавательные и интеллектуальные способности детей и творческий потенциал, посредством применения конструкторской технологии и  исполнение моделей космической техники.
  • Развитие познавательных интересов, в процессе приобретения знаний по космологии  с использованием ИКТ. 

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать у детей: Чувство гордости за родную страну, которая стала первой, отправив человека в открытый космос.
  • Воспитывать бережное отношение природным ресурсам на нашей планете. 
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Анализ проблемной ситуации:

Данный проект дает пример работы по систематизации знаний средствами мыследеятельностной педагогики.

Содержание проекта соответствует концепции развития дошкольного образования в системе развития российского образования, отвечает новым социальным запросам, основанным на знаниях и высоком инновационном потенциале, так как обеспечивает умение самостоятельно добывать информацию.

Методологическую основу проекта составляют идеи, которые заключаются в следующем: человек начинает мыслить и ставить для себя вопросы, задачи только тогда, когда в привычном для него образе действия образуется разрыв: невозможно действовать по стереотипу.

Методы исследования:

– одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

– метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, презентаций, видеофильмов, анкетирование);

– словесный (беседа, использование художественного слова, пояснение);

– практический (самостоятельное выполнение работы, использование различных инструментов для изображения);

– проблемно – мотивационный;

– наблюдение;

– творческая деятельность.

Развитие интегративных качеств:

«Любознательный, активный», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Овладевший необходимыми умениями и навыками», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту», «Овладевший необходимыми умениями и навыками».

Педагогические и образовательные принципы:

Успешная самореализация дошкольников обеспечивается работой через действие и применением современных образовательных технологий.

Ожидаемые результаты:

  • Возрастет уровень мотивации к занятиям, компетентности детей по теме «Космос».
  • Усвоят первоначальные сведения об истории освоения космоса и о достижениях современных отечественных ученых и космонавтов.
  • Овладеют базовыми понятиями по теме на уровне, доступном для понимания старших дошкольников.
  • Углубят интерес к науке и научным открытиям, выражая его через стремление принести пользу обществу.
  • Научатся описывать и характеризовывать факты, открытия, события.
  • Дошкольники приобретут опыт интерпретировать информацию и представлять ее в виде новых проектных продуктов; коллективных взаимоотношений – сотрудничества и взаимопомощи, 

Тайминг подготовки и реализации Проекта.

Подготовительный этап. 

  1. Разработка презентации Проекта.
  2. Создание  творческих групп по подготовке и проведению Проекта.
  3. Конкурс рисунков «Раскрасим космос своими руками».
  4. Астрономический  клуб «Этот далекий космос».

 

Основной этап.

  1. Проведение интерактивной игры «Парад Планет».
  2. Презентация проектов «Первые в космосе». Просмотр видеофильма в космическом кинотеатре о людях, покоривших космос. 
  3. Представление индивидуальных и групповых проектов «Мы знаем много о далеких планетах».
  4. Презентация путеводителя «Космонавтика на карте Нижнего Тагила»: улицы, бульвары, памятники, выставки.
  5. Литературный космический конкурс чтецов  «Космические приключения

Белки и Стрелки».

  1. English speaking club о Космосе «In the outer space». Говорим о полете в космос международного экипажа.

Заключительный этап. 

  1. Ярмарка идей «Открытие» Создание ланч бокса «Космическая еда».
  2. Интеллектуальная викторина  «Что? Где? Когда?» «Наш космос».
  3. Конкурс рисунков на асфальте «Мой космический корабль»

4.Разработка чертежей макетов космических кораблей, космодромов и космогородков в «Космическом конструкторском бюро».

5.Изготовление по нарисованным чертежам моделей летательных космических аппаратов из конструкторов нового поколения

  1. Испытание ракетных установок на дальность полета.
  2. Представление подгрупповых проектов по теме.
  3. Рисование цветочных оранжерей на космических станциях «Цветы в космосе». 
  4. Рефлексивный круглый стол по подведению итогов.

Реализация проекта осуществляется по пяти направлениям, формирующим содержание проекта:

  1. Тайны астрономии

2 Профессия космонавт. 

  1. Космические корабли будущего. Космодромы и космогородки для современных космонавтов и космических кораблей.
  2. На страже рубежей нашей Родины
  3. «Космические оранжереи и плантации»

Каждое направление обеспечено через работу 7опытных

конструкторских бюро (далее ОКБ-1, ОКБ-2 ….).

«ОКБ-1. ТАЙНЫ АСТРОНОМИИ». 

Изучение космических объектов и явлений,  в кинотеатре «Космическая сфера», рассматривание вопросов:

Почему космос темный – куда девается весь тот свет, который излучается неисчислимым множеством звезд? Как ведут себя разные вещества в условиях низких давлений и крайнего холода?

В ОКБ 1 дети узнают о:

  • Изучение созвездий Большой и Малой Медведицы 
  • Зачем вообще на небе выделять созвездия? 
  • Где искать Полярную звезду и как по ней определить направление на север? 
  • Нарисуют  карту созвездий для кусочка Тагильского неба.
  • Узнают и научатся «Как видеть созвездия»

«ОКБ-2. ЛЮДИ В КОСМОСЕ». Знакомство с подвигами отечественных космонавтов, поможет ответить на такие вопросы как:

Зачем люди стремятся в космос? На какие вопросы ищут ответы? Как отбирают в космонавты и как их готовят к полету? 

Что означает фраза «здоровье как у космонавта»? Испытывают ли космонавты страх? Что космонавты делают на борту и в открытом космосе? В поле внимания конструкторского бюро – изучение режима труда, отдыха и питания космонавтов.

Создание коллективной работы: ланч бокс «Еда космонавтов из подручных материалов».

Познакомятся с профессиями в космических войсках. 

«ОКБ-3. БЕЛКА И СТРЕЛКА». 

Анализ и обобщение информации по теме полета животных в космос.

«ОКБ-4. ЛАБОРАТОРИЯ РАКЕТОСТРОЕНИЯ». Разработка и демонстрация проектов «Звездных городков будущего», построенных по замыслу команд. Конструирование в «Лаборатории ракетостроения» моделей ракет из разных материалов, которые смогли бы летать на реактивной тяге, но без горючего. Пройдут соревнования команд на дальность полета, сконструированных ракет. 

«ОКБ 5. КОСМИЧЕСКИЙ ЩИТ РОДИНЫ»

Проектирование и конструирование наноспутников – небольших спутников, предназначенных для инспекции других спутников в космосе.

«ОКБ 6. ЭСКИЗ КОСМИЧЕСКОЙ ОРАНЖЕРЕИ»

Изучение роли космических оранжерей в условиях длительного пребывания человека в космосе.  

Изучение ряда факторов влияющих на растения в космическом пространстве. Один из них — невесомость. Проведенные опыты в Лаборатории «Оазис» по выращиванию растений в группе, позволили убедиться, что при использовании ламп, растения растут лучше и быстрее. Те же технологии использовались, для выращивания растений в космосе. 

Рисование эскизов  своих космических оранжерей будущего. 

Образовательные события проекта. 

19 февраля – Встреча в астрономическом клубе: «Вселенная, галактики, солнечная система».

22 февраля – Конкурс «Раскрасим космос своими руками».

Итоговый продукт развивающая игра-лото «Космическая азбука». 

1 марта –8 марта – Презентация Проекта «Первые в космосе». Просмотр видеофильма в космическом кинотеатре о людях, покоривших космос. 

12-15 марта – представление индивидуальных и групповых проектов «Мы знаем много о далеких планетах» 

12-15 марта – Презентация путеводителя «Космонавтика на карте Нижнего Тагила »: улицы, бульвары, дворцы, выставки.

22-26  марта – Литературный космический конкурс «Космические приключения Белки и Стрелки». 

29 марта – English speaking club о Космосе – рассказы и просмотры презентаций о полетах международного экипажа в космос. 

Итоговый продукт -интерактивная игра  «Парад планет».

1 апреля – Ярмарка идей «Открытие» Создание ланч бокса «Космическая еда будущего» .

5 апреля – Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». 

12 апреля – «Космонавтика: мечтаем, чтобы летать». Презентация и защита космических кораблей будущего, спроектированных с помощью конструкторов нового поколения. 

15 апреля – Рисование цветочных оранжерей на космических станциях «Цветы в космосе». 

Итоговый продукт проекта электронная книга для детей и родителей «О космосе С Белкой и Стрелкой».

Заключение.

Мы вступили лишь в шестое десятилетие космической эры, а уже вполне привыкли к таким чудесам, как охватившие всю Землю спутниковые системы связи, наблюдение за погодой с помощью метеорологических зондов, быстрая навигация и пр. Как о чем-то вполне обыденном слушаем сообщение о многомесячной работе людей на орбите, не удивляемся следам на луне, снятым «в упор» фотографиям далеких планет. За очень короткий исторический срок космонавтика стала неотъемлемой частью нашей жизни, верным помощником в познании окружающего мира. И не приходится сомневаться, что дальнейшее развитие земной цивилизации не может обойтись без освоения всего околоземного пространства. Освоение космоса продолжается нарастающими темпами.

Все новые и новые идеи и проекты воплощаются в жизнь, то, что не так давно казалось нам недостижимым, сейчас является вполне реальным. Наука неустанно движется вперед, и каждый из нас верит, что в скором будущем человечество сможет узнать гораздо больше о других планетах, мирах, галактиках, что люди смогут побывать на Марсе точно так же, как когда-то на Луне и что эпоха открытий только начинается.

 

Список литературы:

  1.  Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. – М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г.
  2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г. Серия «Грамматика в играх и картинках»
  3. Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. – Новосибирск, 2008г
  4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. – М.: Сфера, 2002г.
  5. «Звёздное небо. Иллюстрированная энциклопедия», М., 2008.
  6. Носов Н. Незнайка на луне.- М.: РОСМЭН, 1996г.
  7. Паникова Е.А., Инкина В.В. «Беседы о космосе». Методическое пособие. Т.Ц. «Сфера» Москва 2010г.
  8. Цветков В. «Космос. Полная энциклопедия», М., 2008
  9. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя) (3).
  10.  Шорыгина Т. А., Парамонова М. Ю. «Детям о космосе». Т.Ц. «Сфера» 2011г.
  11. Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.

.

 

Приложение 

  1. Интерактивная игра «Парад планет». Разработчики: Хлюпина М.О., Желябина Е.А.
  2. Путеводитель по «космическим» местам Нижнего Тагила «От Тагила до орбиты». Разработчики: Хлюпина М.О., Желябина Е.А.
  3. Электронная книга « О космосе с интересом». Разработчики: Хлюпина М.О., Желябина Е.А.
  4. Развивающая игра-лото «Космическая азбука». Разработчики : Хлюпина М.О., Желябина Е.А.
  5. Познавательный видеофильм детей подготовительной группы «Радужки»- «Космические дали».