Мастер-класс
«Сплочение детского коллектива»
Данный мастер класс предназначен для молодых педагогов.
Актуальность темы обусловлена важностью межличностного взаимодействия в детском возрасте. От того насколько благоприятно складываются отношения обучающихся в детском коллективе, зависит психическое здоровье в дальнейшем, умение эффективно взаимодействовать друг с другом, договариваться и искать компромиссы в процессе выполнения совместной деятельности, воспринимать и понимать других людей. Поэтому специалистам, работающим с детскими коллективами, важно учитывать в своей работе степень сплоченности конкретной группы детей.
Цель: предоставление практической помощи педагогам в сплочении детской группы, построение эффективного командного взаимодействия, установление положительных контактов между детьми.
Задачи:
- Помочь установить доброжелательные отношения между педагогами и детьми;
- Дать рекомендации по установлению контакта между детьми через игровую деятельность;
- Помочь педагогам сформировать у детей доброжелательные отношения в группе;
- Помочь педагогам создать благоприятные условия для работы детей на занятии.
Ожидаемые результаты: сформировать у педагогов необходимые навыки для сплочения детского коллектива и создания благоприятной атмосферы в группе.
Методы:
- Интерактивный (словестный)
- Практический (выполнение упражнений)
Приемы:
- Объяснения
- Показ практических действий
- Самостоятельная работа участников
Материалы и инструменты:
- Цветные карандаши
- Бумага А4
Вступительная часть:
Педагогам озвучивается тема мастер-класса, цели и ожидаемые результаты.
Содержание:
- «Настроение».
Педагог представляется группе. Просит каждого участника по очереди представиться и описать настроение, с которым он сегодня пришел на мероприятие. Оно может проходить в различных формах: назвать свое имя и охарактеризовать свое настроение на данный момент, сравнив его с погодой (тогда важно в конце тренинга еще раз охарактеризовать свое настроение, отметив его улучшение или ухудшение).
- «Знакомство».
Участники делятся на пары по желанию, но не по знакомству. В течении 3-5 минут они рассказывают друг-другу о себе, своих важных качествах, то, что могут и должны знать все, что-то важное и особенное. Затем, пары рассказывают друг о друге общему кругу.
- «Поменяйтесь местами».
Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: – «Поменяйтесь местами те, кто… (умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего – успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.
- «Ласковое имя».
Педагог предлагает участникам: «Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно». В игре можно использовать какой-нибудь предмет (игрушку, цветок и т.д., передавая его соседу, участник называет его ласковым именем).
- «Создание рисунка по кругу».
Все участники сидят в кругу. У каждого есть лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.
- «Механизм».
На сколько слаженно группа может взаимодействовать.
Группе нужно выбрать один механизм (или механизм предлагает ведущий) и группой его изобразить: участники – детали (части) этого механизма (часы, машина, карета и т. д.).
- «Карусель».
Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
- Обратная связь.
Участники по кругу 1-2 предложениями отвечают на вопросы:
«Что понравилось на занятии», «Что не понравилось», «состояние участника в данный момент».
Рефлексия: педагог предлагает участникам каждому по очереди поделиться своими эмоциями по окончанию занятия, впечатлениями от упражнений и работы в команде.
Подведение итогов:
Данные упражнения можно использовать выборочно (на усмотрение педагогов) в группах с детьми. Упражнения подходят для разных возрастных групп.