Проект «Русское народное творчество»
Тип проекта: творческо – познавательный, групповой, краткосрочный.
Сроки реализации проекта: март.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы
Актуальность: Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, её духовного потенциала. Вот почему важно в жизни ребёнка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребёнок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. Через народное искусство ребёнок познаёт традиции, обычаи, особенности своего народа, приобщается к его культуре.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства и тогда это станет неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Необходимо организовывать такие мероприятия, которые формируют у дошкольников систему знаний о русской народной культуре, закладывают основы патриотизма, любовь к малой родине, людям труда разных профессий.
Цель проекта: формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с русским народным творчеством и развитие творческих способностей детей.
Задачи
Образовательные:
Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
Познакомить детей с народными промыслами.
Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством: дымковской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, гжелью.
Учить понимать образный смысл пословиц и поговорок.
Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек.
Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей.
Развивать чувство цвета, композиционные умения.
Развивать внимание, мышление, творческое воображение.
Воспитательные:
Способствовать формированию у детей духовно-нравственных, патриотических чувств: чувства любви и гордости к Родине на основе изучения русского народного творчества.
Воспитывать любовь к народному творчеству.
Воспитывать эстетические и этические чувства.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап
Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта.
Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
Подбор произведений народного фольклора.
Составление плана работы с детьми по проекту.
Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
- Основной этап
НОД: «Как жили славяне», «Русские народные промыслы», «Малые фольклорные формы», «Куклы на Руси»
Викторина на тему «Русские народные сказки»
Беседы: «Культура и традиции русского народа», «Ремесла на Руси», «Знакомство с русской матрешкой», «Сказочная Гжель», «Золотая Хохлома», «Дымковские игрушки».
Рассматривание альбома с образцами декоративно-прикладного творчества.
Презентация: «Народные промыслы России», «История русской куклы».
Чтение русских народных сказок «Финист – ясный сокол», «Волк и лиса». Чтение стихотворения „ Необъятная страна” В. Степанова.
Лепка: «Персонажи сказок», «Ложка хохломская»
Рисование: «Гжельская роспись», «Дымковская барышня», «Русская матрешка».
Ручной труд «Кукла-закрутка»
Народные игры: «Золотые ворота», «Ручеек», «Платочек», «Горелки», «Заря-зарница», Хороводная игра с колокольчиком, Хоровод «Матрешки».
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»
Д/и: «Народные промыслы», «Продолжи роспись», «Русские узоры», «Собери сказку».
Работа с родителями:
Привлечение к расширению и дополнению развивающей среды группы.
Консультации для родителей: «Народные промыслы россии», «Приобщение детей к русскому народному творчеству».
- Итоговый этап
Организация выставки «Народные промыслы России»
Информационные ресурсы
- Зеленова II.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа. — М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016, 96 с.
- Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
- Качанова И.А., Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2017 — 128 с.
- Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005
- Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная группа. Перспективное планирование, конспекты бесед. Санкт-Петербург: Детство-Пресс. 2013г.