Проект “Русское народное творчество”

ФИО: Латынина Е.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1570
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Проект "Русское народное творчество"
Итоговая оценка: 2 место,  62 баллов(-а)



Проект «Русское народное творчество»

Тип проекта: творческо – познавательный, групповой, краткосрочный.

Сроки реализации проекта: март.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы

Актуальность: Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, её духовного потенциала. Вот почему важно в жизни ребёнка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребёнок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. Через народное искусство ребёнок познаёт традиции, обычаи, особенности своего народа, приобщается к его культуре.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства и тогда это станет неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Необходимо организовывать такие мероприятия, которые формируют у дошкольников систему знаний о русской народной культуре, закладывают основы патриотизма, любовь к малой родине, людям труда разных профессий.

Цель проекта: формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с русским народным творчеством и развитие творческих способностей детей.

Задачи

Образовательные:

Вызвать интерес у детей к народному творчеству.

Познакомить детей с народными промыслами.

Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством: дымковской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, гжелью.

Учить понимать образный смысл пословиц и поговорок.

Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек. 

Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей.

Развивать чувство цвета, композиционные умения.

Развивать внимание, мышление, творческое воображение.

Воспитательные: 

Способствовать формированию у детей духовно-нравственных, патриотических чувств: чувства любви и гордости к Родине на основе изучения русского народного творчества.

Воспитывать любовь к народному творчеству.

Воспитывать эстетические и этические чувства.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап

Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта.

Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

Подбор произведений народного фольклора.

Составление плана работы с детьми по проекту.

Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

  1. Основной этап

НОД: «Как жили славяне», «Русские народные промыслы», «Малые фольклорные формы», «Куклы на Руси»

Викторина на тему «Русские народные сказки»

Беседы: «Культура и традиции русского народа», «Ремесла на Руси», «Знакомство с русской матрешкой», «Сказочная Гжель», «Золотая Хохлома», «Дымковские игрушки».

Рассматривание альбома с образцами декоративно-прикладного творчества.

Презентация: «Народные промыслы России», «История русской куклы».

Чтение русских народных сказок «Финист – ясный сокол», «Волк и лиса». Чтение стихотворения „ Необъятная страна” В. Степанова.

Лепка: «Персонажи сказок», «Ложка хохломская»

Рисование: «Гжельская роспись», «Дымковская барышня», «Русская матрешка».

Ручной труд «Кукла-закрутка»

Народные игры: «Золотые ворота», «Ручеек», «Платочек», «Горелки», «Заря-зарница», Хороводная игра с колокольчиком, Хоровод «Матрешки».

Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»

Д/и: «Народные промыслы», «Продолжи роспись», «Русские узоры», «Собери сказку».

Работа с родителями:

Привлечение к расширению и дополнению развивающей среды группы.

Консультации для родителей: «Народные промыслы россии», «Приобщение детей к русскому народному творчеству»

  1. Итоговый этап

Организация выставки «Народные промыслы России»

 

Информационные ресурсы

  1. Зеленова II.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа. — М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016, 96 с.
  2. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Качанова И.А., Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2017 — 128 с.
  4. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005
  5. Бойчук  И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским  народным  творчеством. Подготовительная  группа. Перспективное планирование, конспекты  бесед.  Санкт-Петербург:  Детство-Пресс.  2013г.