«Роль концертмейстера в работе с творческим коллективом»

ФИО: Кукарова Л.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1573
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: «Роль концертмейстера в работе с творческим коллективом»
Итоговая оценка: 2 место,  73 баллов(-а)



МБУДО «Детская музыкальная школа № 11»

Ново-Савиновского района г. Казани

Методическое сообщение

 «Роль концертмейстера в работе с творческим коллективом»

Концертмейстер ДМШ № 11    

Кукарова Л.А.

                        

                                       Казань- 2023г.

Роль концертмейстера в работе с творческим коллективом.

      Одной из целей современной педагогики является формирование культурного человека, обладающего умением свободно мыслить, осознавать себя и свое место в мире. В связи с этим целью проводимой работы в музыкальной школе должна стать реализация заложенных в человеке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности. Чрезвычайную актуальность приобретает проблема эстетического воспитания учащегося, развитие его творческих способностей, и как результат, формирование позитивного мировоззрения, что является одной из основополагающих задач музыкальной педагогики.                                                       Поэтому принципы и методы современной музыкальной педагогики должны способствовать решению таких задач воспитания музыканта в процессе обучения как стимулирования активного, заинтересованного отношения к музыке, желания музицировать и творчески самовыражаться, развивать художественный вкус и эрудицию. 

    Все это применимо в работе с любым ребёнком. Ведь совсем немногие   из ребят выбирают профессию музыканта-исполнителя, большая часть из них становятся музыкантами-любителями. В этих условиях резко возрастает роль творческих коллективов, где каждый ребенок может найти применение своим потенциальным возможностям, реализовать себя как творческая личность.

     Преподаватель и концертмейстер – духовные посредники между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством. Именно тандем преподавателя и концертмейстера является опорой творческого коллектива, потому как они организуют систему отношений в коллективе посредством применения разнообразных видов воспитывающей деятельности творческого коллектива, а также создают условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов каждого ребенка в отдельности. Взаимодействие концертмейстера с творческим коллективом приобретает особую роль, так как через исполнительскую деятельность раскрываются любовь к музыке, ансамблевому исполнительству, учитываются при этом возрастные особенности детского исполнения, что требует особой ответственности и отличается рядом дополнительных сложностей. 

        Само понятие концертмейстер многозначно. В-основном, оно чаще всего ассоциируется с таким понятием – это пианист, аккомпанирующий солирующему исполнителю. Чтобы иметь более полное представление о профессии концертмейстера, обратимся к научным источникам.

 Вот как характеризует данное понятие Википедия.   

Концертме́йстер  (от нем. Konzertmeister) — многозначный термин из области академической музыки и некоторых смежных музыкальных жанров.

         Концертмейстер в оркестре — руководитель группы инструментов в симфоническом оркестре (или ином оркестренародных инструментовдуховом), обычно наиболее опытный и/или одарённый исполнитель на соответствующем инструменте в данном коллективе. Концертмейстер в той или иной мере, в соответствии с правилами и обычаями данного коллектива, руководит работой музыкантов своей группы на репетициях, а в ходе концертов исполняет сольную партию, если таковая имеется в произведении (речь не идёт о жанре инструментального концерта, при исполнении которого в современной — начиная с XIX века — музыкальной практике партию солиста обыкновенно исполняет приглашённый музыкант). Второй по старшинству участник группы называется вторым концертмейстером.

Под концертмейстером оркестра (без уточнения группы инструментов) понимается концертмейстер группы первых скрипок — традиционно одна из центральных фигур оркестра, в ряде случаев берущая на себя в той или иной мере руководство им, вплоть до исполнения обязанностей дирижёра. В организационном смысле концертмейстер оркестра может выступать посредником между дирижёром и оркестрантами; при смене главных дирижёров и при выступлении оркестра с разнообразными приглашёнными дирижёрами концертмейстер призван обеспечивать устойчивость работы коллектива.

Концертмейстер первым выходит на сцену, ведя за собой весь коллектив. Поворачиваясь к оркестру и начиная «настройку», он готовит не только оркестр, но и публику к началу концерта. Это то, что видит зритель. Остальное — творческие будни оркестра: репетиции, оттачивание, филировка музыкальных произведений — это не только творчество дирижеров, но и огромная часть жизни концертмейстера.

По окончании концерта, по традиции, дирижёр (и солист, если он выступал с оркестром) пожимает руку концертмейстеру оркестра.

В духовых оркестрах обязанности концертмейстера оркестра может выполнять первый кларнетист или, реже, первый флейтист.

          Концертмейстер исполнителя (вокалиста или инструменталиста) — пианист, разучивающий партии с певцами или инструменталистами и аккомпанирующий им на концертах. В некоторых источниках подчёркивается, что обязанности концертмейстера по предварительной подготовке выступления вместе с солистом значительно шире собственно сопровождения на концерте, поэтому понятия концертмейстера и аккомпаниатора не тождественны.

           Концертмейстер оперы, а также балета или других жанров музыкального театра, он же корепетитор — пианистаккомпаниатор, ассистирующий оперному дирижёру, его правая рука в подготовке спектакля и поддержании его в дальнейшем (после премьеры) на должном уровне. Именно концертмейстер доносит до исполнителей концепцию дирижёра-постановщика и в соответствии с ней готовит вокальные партии с солистами, что очень важно при работе над оперным спектаклем. Концертмейстера скорее можно было бы назвать ассистентом дирижера. Концертмейстер по просьбе дирижёра (в случае его отсутствия) проводит спевки с участниками оперного спектакля, сохраняя дирижёрскую концепцию. И как концертмейстер оркестра держит строй и ансамбль всего оркестра, так и концертмейстер оперы держит ансамбль всех солистов, занятых в спектакле, и способствует успеху спектакля.

Итак, особенностью концертмейстерской деятельности является ее реально существующая многомерность, предопределяющая необходимость решения разнообразных творческих задач, связанных с музыкальным исполнительством. Творческое начало присутствует в любом виде деятельности, в любой специальности. Однако наибольшее значение оно приобретает в музыкально-педагогических профессиях и среди них в профессии концертмейстера.

Любой вид творческой деятельности осуществим лишь в том случае, если он подкреплен целым комплексом специальных знаний и умений. Так, для работы концертмейстеру необходимо владение основами теории и практики концертмейстерства, знание музыкального материала разных стилей и композиторов, сформированность навыков и умений аккомпанирования, а также определенные философско-эстетические воззрения, эмоциональность и волевые качества.

Огромное значение в деятельности концертмейстера имеют его музыкальные способности: музыкальный слух, музыкальная память и метроритм; туше, посредством которого воплощается композиторская идея; использование обогащающих фактуру произведения мелизмов; умение подобрать и упростить аппликатуру, таким образом облегчая исполнение. Транспонирование, подбор, чтение нот с листа также являются необходимыми умениями, применяемыми в работе концертмейстером.

Если вернуться к работе концертмейстера в детском творческом коллективе, то тут не менее важны следующие умения: разучивание партий с солистами-детьми, контроль качества их исполнения, учитывание исполнительской и возрастной специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, подсказка правильного пути к исправлению недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции, которые неотделимы друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

Творческий коллектив (ансамбль, оркестр, хор)- это коллектив, исполнительская деятельность которого организована и подчинена единым целям и задачам, он возглавляется преподавателем-руководителем. Творческое взаимодействие тандема преподавателя и концертмейстера с участниками коллектива многопланово. Во время учебного процесса, репетиций, концертов концертмейстер и участники коллектива должны выполнять все указания руководителя, точно следуя установленному режиму работы. На основе взаимного интереса и доброжелательности в процессе общения приобретается опыт эмоционально-творческих контактов.

Огромное значение здесь играет помощь, оказываемая опытным концертмейстером педагогу в учебном процессе с творческим коллективом. Например, он может поделиться с подопечными знаниями об истории музыки, которую они изучают в данный момент, особенностях ритмической и музыкальной структуры произведения. А профессиональная подача музыкального материала концертмейстером в процессе освоения произведения способствует правильному восприятию и эмоциональной оценке музыки детьми.

Грамотно подобранный репертуар играет огромную роль в совместной работе преподавателя и концертмейстера, а также предопределяет успех в творческой деятельности коллектива учащихся. Репертуар должен соответствовать задачам музыкально-художественного воспитания коллектива, а также быть доступен определенному техническому и исполнительскому уровню. Репертуар следует разнообразить произведениями отличными по форме, жанру, содержанию, соответствующими каждому этапу учебной рабочей программы.

В результате этой целенаправленной работы преподавателя- руководителя и концертмейстера развивается творческая инициатива каждого участника и открывается перспектива для развития всего коллектива.

Несмотря на многозадачность деятельности концертмейстера, во главе угла находятся творческие аспекты. В творческом процессе концертмейстера важно, чтобы был замысел и его воплощение. Это выражается в том, что в процессе работы постоянно ведется активный поиск средств по раскрытию, уточнению и корректировке художественного образа произведения, заложенного в нотном тексте и внутреннем представлении.

Специфика работы концертмейстера состоит также в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть участником музыкального процесса. При полной свободе выявления творческой индивидуальности в коллективе, концертмейстеру приходится свое видение музыки приспосабливать к манере исполнения руководителя коллектива.

При этом концертмейстеру важно видеть какова роль сопровождения в том или ином произведении, то есть где-то сопровождение служит фоном для мелодии и подчиняется коллективу, а где-то вступает в полноценный по смысловому значению диалог и уравнивается со звучанием коллектива, или даже вступает в конфликт, при котором возможен резкий динамический контраст к образу, создаваемому коллективом.

Очень важны в творческом процессе и психологические качества концертмейстера, такие как внимание. И это внимание совершенно особого рода: хорошо развитое умение распределять внимание на различные объекты, посредством слухового и зрительного контроля над собственным исполнением аккомпанемента, за творческим коллективом, за координацией движений головы (и иногда свободной правой руки). Исполнительские действия часто и успешно совмещаются, например, путем показа элементов (дирижерского, инструментального, вокального) в различных комбинациях. К ним относятся: игра сопровождения с одновременным показом головой вступления и взятия дыхания, снятие звука; озвучивание партитуры на инструменте левой рукой и участием правой руки в процессе упрощенного дирижирования. Выполнение данного элемента требует умелого, грамотного упрощения фактуры аккомпанемента. При этом строго не подлежат изменениям гармоническая, ритмическая, мелодическая, эмоционально-содержательная основы. Поэтому небольшие упрощения и сокращения можно допускать в средних фактурных слоях музыкальной ткани. Например, сокращаются подголоски, а усложненные ритмические и мелодические фигурации, украшения, удвоения могут вообще быть изъяты из музыкального сопровождения.

Любой творческий процесс, с том числе и деятельность концертмейстера, включает в себя два основных раздела – это рабочий процесс и концертное исполнение, каждый из которых в свою очередь состоит из нескольких этапов.

Рабочий процесс концертмейстера делится на четыре этапа.

Первый этап –визуализированное прочтение нотного текста и создание музыкально-слухового наброска произведения при помощи   внутреннего слуха. В данных умениях и проявляется профессионализм концертмейстера. Здесь включаются и музыкальный слух, и музыкальная память, и эмоционально-волевые качества, и музыкальное мышление, и воображение, и чувство ритма. 

Второй этап –собственно работа над партией аккомпанемента, которая включает в себя разучивание, отработку трудностей, применение различных приемов, оттачивание виртуозных моментов, подбор удобной аппликатуры, выразительность динамики, точную фразировку, соблюдение темпа, пауз, люфтов, применение, где необходимо, агогики. Разрабатывая свой исполнительский план, концертмейстер руководствуется авторскими указаниями и пожеланиями руководителя коллектива.

Третий этап – это работа с коллективом (ансамбль, хор, оркестр). Обязательными условиями этого этапа являются: безупречное владение концертмейстером своей партией, совмещение музыкально-исполнительских действий, наличие интуиции, знание партий коллектива. Очень важны здесь быстрая реакция, включающая умение слушать главную партию при совместном исполнении, постоянное внимание и предельная сосредоточенность.

Четвертый этап – репетиционный. Это рабочее исполнение произведения целиком, показ музыкально-исполнительского образа.

Основная цель репетиционного этапа-создание единого музыкально-художественного образа на основе собственной трактовки произведения. Здесь происходит предварительный настрой концертмейстера на само концертное выступление и репетиция первого исполнения произведения целиком. Концертмейстеру следует тщательным образом проанализировать произведение. Лишь глубокий анализ поможет ему создать объективную исполнительскую трактовку и развить представление о художественном содержании даже хорошо знакомого произведения, а также возможности его воплощения в исполнении творческого коллектива. В репетиционной работе важным средством взаимодействия концертмейстера с коллективом является словесное общение, которое позволяет ему раскрыть художественную идею произведения, пояснить свои намерения и вызвать у учащихся соответствующие ассоциации, что поможет им яснее понять художественный образ сочинения.

Концертное исполнение – это итог, кульминация всей проделанной работы концертмейстера над музыкальным произведением, где главная его цель – совместно с детьми раскрыть музыкально-художественный замысел произведения при высочайшей культуре исполнения произведения под руководством преподавателя-руководителя коллектива. Обязательным условием успешного концертного исполнения произведения является проявление артистизма и умения держаться на сцене. При этом концертмейстеру необходимо «собрать в кулак» свои духовные и физические силы, соответственно внутренне настроиться. Таким образом, становится очевидным отношение концертмейстера к своей работе в-целом. Это любовь и проявление интереса к концертмейстерской деятельности, обогащение собственного репертуара, включающего музыку разных стилей и эпох. В связи с этим на протяжении всей своей исполнительской деятельности концертмейстеру необходимо копить музыкальный репертуар, овладевая стилем какого-либо композитора изнутри, играя подряд большое количество его произведений. Хороший концертмейстер заинтересован в познании новой, неизвестной музыки. Он   слушает записи и живые выступления на концертах. Концертмейстеру интересно на практике соприкоснуться с различными жанрами исполнительского искусства, стараясь понять особенности каждого его вида. И этот опыт не пропадет даром; даже если впоследствии определится узкая сфера концертмейстерской деятельности, в ней всегда будут встречаться и элементы других жанров.

Концертное исполнение является одной из необходимых форм исполнительской практики. Умение создать контакт с аудиторией- важный фактор успешной концертной деятельности творческого коллектива. Этому в немалой степени способствуют и профессиональные качества концертмейстера. Ведь при положительной реакции публики концертмейстер может ярко проявить свои художественные замыслы, что в свою очередь дает возможность творческому коллективу достигнуть цели – создать необходимый художественный образ музыкального произведения.

Общий высокий уровень профессиональной подготовки, богатство и яркость накопленных эстетических впечатлений, эмоциональный и жизненный опыт и наличие у воспитанников специальных знаний как раз и дает возможность полноценного прочтения содержания художественного произведения. Уже в тот момент, когда ребенок впервые соприкоснулся с музыкой, он получает опыт и навык полноценного художественного восприятия идейно-образного содержания музыкального произведения, то есть творческого мышления. И важнейшей задачей преподавателя и концертмейстера является уделять больше времени интеллектуальному развитию учащихся, так как низкий уровень эстетического воспитания участников коллектива может пагубно отразиться на их творчестве.

Говоря о концертмейстерском творчестве, следует отметить, что концертмейстер выполняет две функции– являясь концертмейстером-исполнителем, он является еще и помощником творческого коллектива. Уже с первых нот, с первых звуков сочинения в сознании учеников-исполнителей складываются определенные музыкально-слуховые представления, после чего начинается их реализация в совместном творчестве. Таким образом, главной целью концертмейстера, да и вообще музыканта-исполнителя, должно стать художественное исполнение произведения.

Творческий коллектив – руководитель – концертмейстер- такое неразрывное, сплоченное триединство является основой профессионального роста всех участников творческого процесса.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что концертмейстер любого творческого коллектива в своей работе обязан учитывать основные принципы музыкальной педагогики: воспитание музыкантов в процессе изучения произведения, систематичность в работе, соблюдение творческой дисциплины, выбор доступного учебного репертуара, развитие музыкально-слуховых данных, музыкального мышления, чувства ритма и художественного воображения у каждого из коллектива исполнителей. И конечно, результатом такого творческого взаимодействия концертмейстера с коллективом должно стать воплощение идейного замысла композитора.

 

Литература

Алексеев А.Д. Методика обучения на фортепиано. – М.1978.

Баренбойм Л.А. Путь к музицированию.-Л., М., 1973.

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.-М., 1958.

Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве– М., 1975.

Гольденвейзер А.Б. «Об исполнительстве» в книге Вопросы фортепианного исполнительства. – вып.1, М.1965.

Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента.-Л. 1972.

Фейгин М. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. – М.1973.

Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.-1983.

Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. – М., 2002.

Пустовит В.И. Концертмейстерский класс. М.-1987. Сб.14.

Шендерович Е. В концертмейстерском классе. – М. Музыка.1996.