Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства “О*Ладушки” по учебному предмету “Раннее музыкальное развитие детей в возрасте 4-6 лет”

ФИО: Ярославская Н.М.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1579
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства "О*Ладушки" по учебному предмету "Раннее музыкальное развитие детей в возрасте 4-6 лет"
Итоговая оценка: 2 место,  77 баллов(-а)



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО
ИСКУССТВА

 «ОЛадушки»

 

программа по учебному предмету

 

«Раннее музыкальное развитие детей в возрасте 4-6 лет»

Дзержинск 2022 г.

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цель и задачи учебного предмета;
Структура программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Развитие продуктивной деятельности

VII. Список литературы и средств обучения
Методическая, учебно-методическая литература
Учебная литература
Средства обучения: электронные ресурсы,
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012 и на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ
В основе обучения детей дошкольного возраста лежит комплекс предметов,
образующих новое учебное формирование – группы раннего эстетического развития.
Учебный предмет «Развитие музыкальных способностей детей в возрасте 4-6 лет» является частью образовательной программы в области раннего эстетического развития детей.
Особое место в развитии и воспитании детей раннего возраста занимает музыка, музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно учатся говорить правильно. Музыкальное
развитие ребенка является частью общего психофизического развития.
В раннем возрасте дети особенно чувствительны к музыке. Это период наиболее благоприятный для развития музыкальности детей.
Раннее занятие музыкой развивают у детей интерес и любовь к музыке, что в
дальнейшем упрощает формирование основ музыкальной культуры, развивает музыкальные способности.
Именно в раннем возрасте созданы все благоприятные условия для «закладки
прочного фундамента» дальнейшего успешного музыкального развития ребенка. Именно в раннем возрасте начинают формироваться основы общей музыкальности:
– эмоциональная отзывчивость на музыку различного характера;
– музыкально-сенсорные способности, на основе которых в дальнейшем формируются музыкальные способности, необходимые для овладения музыкальной деятельностью.
На занятиях по Развитию музыкальных способностях устанавливается связь между видимым и слышимым, между образом и его воплощением, выявляются творческие возможности детей, обогащается фантазия. Соприкасаясь с миром прекрасного, в таком раннем возрасте, непременно обогащается духовный мир ребенка, что позволит ему полнее
раскрыться как личности.
Учебный предмет «Развитие музыкальных способностей детей в возрасте 4-6 лет» имеет практико-  ориентированную направленность; занятия проводятся в игровой форме, основаны на активной деятельности детей.
Рекомендуемые формы и методы работы на уроке – рассказ, беседа, «живое»
музыкальное исполнение, прослушивание и просмотр видеоматериалов и репродукций, музыкально-дидактические игры, рисование музыкальных впечатлений, лепка музыкальных инструментов.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Раннее музыкальное развитие» составляет 1 год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом, составляет 56 часов аудиторной нагрузки в году.

Года обучения 
Общее количество часов на занятия в неделю  2
Общее количество часов на аудиторные занятия  56

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Учебный предмет «Развитие музыкальных способностей» реализуется в форме групповых занятий – от 6 до 12 человек в группе:
• 1 группа – дети 4-5-х лет;
• 2 группа – дети 6-ти лет.
Программа предусматривает групповые занятия 2 часа в неделю. Протяжённость урока – 30  минут.
Цель и задачи учебного предмета
Целью предмета является эстетическое развитие детей в возрасте 4-6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей учащегося средствами музыкального искусства, воспитание активного слушателя музыки, развитие мелкой моторики.
Задачи предмета:
восприятие музыкальных образов и формирование представлений об основах
музыкального искусства; развитие музыкальных способностей; обучение основам музыкальной грамоты; знакомство с особенностями музыки;
воспитание эстетического чувства и художественного вкуса.
Структура программы учебного предмета
Структура программы отражает все аспекты работы преподавателя с учеником и содержит следующие разделы:
– сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
– распределение учебного материала по годам обучения;
– описание дидактических единиц учебного предмета.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения:
– словесный (рассказ, беседа, объяснение);
– наглядный (наблюдение, демонстрация);
– практический (упражнения, воспроизводящие и творческие; творческие показы; игровой метод).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Средства, необходимые для реализации программы Дидактические:
– наглядные и учебно-методические пособия;
– методические рекомендации;
– наличие нотной, игровой и художественной литературы для детей и педагога.
Материально-технические:
– учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарных норм и правил;
– учебная мебель;
– проигрыватель БУО;
– проектор и экран;
– слайды, диски;
– компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
– видеотека;
– использование сети Интернет;
– материально-техническая база для создания слайдов, дисков, видеороликов.

  1. Содержание учебного предмета
    Учебно-тематический план на год обучения.

Содержание

Темы уроков Слушание музыки Вокально-интонационная работа Развитие продуктивной деятельности, мелкой моторики Кол-во часов
I полугодие

1

(04.

10.

22)

Знакомство.

Звучащий мир: музыкальные и не музыкальные звуки.

И.Дунаевский

«Марш» – первичное знакомство с жанром.

Д.Кабалевский «Барабанщик», ходьба по классу друг за другом с энергичным движением рук.  Пальчиковая игра -«Солнышко», «Бьют часы» 

Е.А.

Поддубная.

1
2

(06.

10.

22)

Голоса животных и птиц. Воспитывать у детей умение слушать музыку до конца. «Андрей -воробей», вокально- ритмическая игра. Пальчиковая игра «Киска», «Кто проснулся рано» муз. Г.Гриневича. 1
3

(11.

10.

22)

Понятие высоты звука. К. Сен-Санс («Карнавал животных», пьесы «Кукушка» и «Слон».  Умение передавать голосом высокие и низкие звуки (большой предмет -низкий звук, маленький предмет – высокий звук). Пальчиковая игра «Петушок».

Лепка «Слон».

1
4

(13.

10.

22)

Закрепление пройденных тем. Рассказ 

В. Бианки 

«Кто чем поёт», «Карнавал животных», «Петухи и куры». 

Д. Кабалевский

«Марш». 

И сполнять знакомые песни без сопровождения, с простукив.-м ритма ладошками.

Пальчиковая игра -«Солнышко», «Бьют часы», 

«Киска».

Е.А.

Поддубная.

Лепка «Птичка».

1
5

(18.

10.

22)

Понятие коротких и длинных звуков. Д. Кабалевский 

«Ёжик».

Прибаутки: 

В. Карасёва

«Чики-чики-чикалочки»

Пальчиковая игра -«Солнышко»,

«Топ,топ,топ»

Е.А.

Поддубная.

Лепка «Барабан».

1
6

(20. 

10.

22)

Восьмые

(дин) и четверти (дон). Знакомство с графическим изображением длительностей (карточки-кружочки).

Ритм.песенка.распевка «Жук-жук, где твой дом?». Д. Кабалевский «Барабанщик», простучать ладошками ритм. Пальчиковая игра -«Ворона и червячки».

Рисунок «Гусеничка из разных кружочков-кулачочков».

1
7

(25.

10.

22)

Обозначение скорости движения (быстро-медленно). А.Штейнвили «Грустное настроение». Песенка «Кукушечка», пропевать интонацию ку-ку. Пальчиковая игра -«Ворона и червячки».

Лепка «Длинные и короткие червячки».

1
8 (27.

10.

22.)

Закрепление тем «Быстро и медленно», «Восьмые и четверти». Гендель «Пассакалия», выделение восьмых и четвертей. Пропевание долгих звуков А-У, У-А.

«На зелёном лугу».

Игра под музыку ладошками К. Сен-Санса «Аквариум». Лепка «Рыбка». 1
9

(1.

11.

22.)

Ступеньки в музыке. Гамма «До мажор». Игра с ладошками- гамма «До мажор».  Разукрашивание ноток в цвета радуги. 1
10

(3.

11.

22)

Форте и пиано в музыке.  Майкопар «Эхо в горах. Сказка о тонике. Песенка-хор «Эхо»,

Учимся допевать тонику.

М.Андреева

«Музыкальное эхо».

Лепка «Эхо», мультфильм.

1
11

(08.

11.

22)

Что такое песня? Песни из советских мультиков. Е.А.

Поддубная «С песенкой по лесенке».

Лепка «Черепашка». 1
12

(10.

11.

22.

Ночь, как время суток. Колыбельные песенки. Угадывание раннее прослушанных произведений из мультфильмов. Повторение движений под музыку А.Филиппенко «Осень». Навыки правильного дыхания. Рисование ночи, звёзд. 1
13

(15.

11.

22.)

Закрепление пройденного материала (ступеньки, форте и пиано, песня). Угадывание произведений на слух, угадывание форте и пиано, высокий и низкий регистр. Игра с ладошками- гамма «До мажор». Песенка-хор «Эхо». Игра «Найди нотку, найди цвет», разукрашивание ноток. 1
14

(17.

11.

22)

Слуховое восприятие песни и марша. Учимся отличать песню от марша. Беседа о песенном жанре и о маршевом.

Кюи «Осень»-обсуждение каждой строчки песни. 

Сказка про длительности.

Разучивание приёма «Музыкальное эхо». П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», шагаем под музыку марша. Лепка «На нотном стане разместить нотки»

(за ранее подготовленный нотный стан).

1
15

(22.

11.

22.)

Развитие слуха.

Верхний регистр, средний и низкий.

Навыки игры в смешанном оркестре.

Музыка из мультиков (ассоциации – слон, мишка, птичка, фея динь-динь). Пропеть звуки – высокие и низкие.

Хор «Эхо»(повтор).

На листочке (регистр какой попадётся) нарисовать соответствующих зверушек). 1
16

(24.

11.

22)

Колыбельные из мультиков, фильмов и мамина колыбельная (образы). Колыбельная из кинофильма «Цирк», из мультфильма «Умка». Пропевание песен – колыбельных. Рисование ночи – месяц в небе спит, малыш в колыбельной. 1
17

(29. 11.

22)

Определяем динамику произведения. П.И.Чайковский фрагменты из балета «Щелкунчик». Сравнивание высоты звуков, движение мелодии вверх или вниз. Повторение игры «Аквариум» К.Сен-Санс. Лепка «Ёлочка». 1
18

(1.12.22)

Брат Мажор и брат минор. Сказка про двух братьев.

Песенка «Два весёлых гуся», мультфильм.

Гамма До мажор, песенка про гусей. Пальчиковая игра -«Ворона и червячки». Раскраска двух домиков (мажорного и минорного). 1
19

(6.12.22)

Пауза. Научиться фиксировать остановки. Слушать ритм под музыку. Игра «Пауза» движение под музыку восьмушки, четверти и паузы. Нахождение пауз на рисунке и длительностей (восьмушка и четверть). 1
20

(8.12.22)

Знакомство с инструментами струнно-смычковой

группы.

А.Вивальди, концерт для скрипки Соль мажор,1 часть.

Сказка Сергея Козлова «Ёжкина скрипка».

Спеть мелодии в регистре скрипки (мелодии проигрываются на фортепиано). Лепка «Скрипочка» по образцу. 1
21

(13.12.22)

Голос в музыке. Сапрано, альт, тенор, бас. Прослушать голоса (С-А-Т-Б). Игра «Определение на слух голосов». Рисунок «Лесенка» (каждой ступеньки соответствует голос и животное). 1
22

(15.12.22)

Музыкальная шкатулка. Слушать музыку на металлофоне и на колокольчиках.

Сказка «Городок в табакерке».

Пропевать слоги: ЛА-ЛА-ЛА; ЛО-ЛО-ЛО; ЛИ-ЛИ-ЛИ в высоком регистре. Лепка колокольчика. 1
23

(20.12.22)

Жанр танец. П.И.Чайковский Вальс из «Детского альбома». Похлопывания ритма в размере ¾.

Пение ранее изученных песенок.

Рисование куклы в бальном платье. Игра «Что больше подходит для картинки (танец, марш). 1
24

(22.12.22)

Шумовые музыкальные звуки.

Какими бывают звуки.

Игра «Узнать звук». Игра «Узнай чей голос из ребят?». Найти на картинке звуки шумовые и не шумовые и разукрасть. 1
25

(27.12.22)

Необычные музыкальные инструменты (терменвокс, калимба, ханг, била). Видео презентация про музыкальные инструменты 21 века. Повторение рпннее изученных песен. Лепка «Ксилофон». 1
26

(29.12.22)

Викторина по пройденному материалу. Викторина: оркестр, ритм, угадывание на слух ранее прослушанных пьес и звуков. Песенка-хор «Эхо». Пальчиковая игра -«Ворона и червячки». 1
Темы уроков Слушание музыки Вокально-интонационная работа Развитие продуктивной деятельности, мелкой моторики Кол-во часов
II полугодие

27 (17.01.23)

Путешествие по ёлке.

Повторение пройденного в течение первого полугодия. Длительности: восьмушки, четверти. 

Песни про ёлочку. А.Хоралов «Новогодние игрушки». Песни про ёлочку: «В лесу родилась ёлочка», «Маленькой ёлочке холодно зимой». Скороговорки. Лепка «Ёлочка с длительностями». 1
28 (19.01.23) Урок-повторение – Мажор и минор. Форте и пиано. 

Длительности.

Песни: «Во поле берёза стояла», «Весёлые гуси», «На зелёном лугу». Прочтение стихотворения по слогам-кружочкам, похлопывание слогов – «Ель растёт перед дворцом…». Рисунок – белка возле ели с орешками. 1
29 (24.01.23) Знакомство с клавиатурой. Белые и чёрные клавиши (сказка). Песни: «Наша горка высока», «Сижу за пианино я», «Приди солнышко». Разучивание песен. «Наша горка высока», «Сижу за пианино я». Игра «На каждый слог выбрать свой кружок». Раскрасить распечатанную клавиатуру. 1
30 (26.01.23) Нотный стан. Длительности. Короткие и длинные звуки. Звуки низкие, средние, высокие. Загадки (регистры). Песни: «Наша горка высока», «Сижу за пианино я», «Нотный стан». Разучивание песен со словами и с движениями.

Игра «Звуки высокие-средние-низкие».

Играть песни на металлофона и на бубне.

Рисунок к песни «Приди солнышко». Игра «Найти правильную мозаику (вверх-вниз)».

1
31 (31.01.23) Ключи: скрипичный и басовый. Загадки про ключи.  Песня «Качели». Чётко проговорить стихотворение «Качели». Считалочка на ноте соль (И.Арсеев). Учиться рисовать скрипичный ключ (подготовленные листочки с нотным станом). Играть ноту соль и фа в разных регистрах. 

Игра песенки на ф-но «Фа соль».

1
32 (02.02.23) Длительности (целая, половинная, четверть, восьмушка). Паузы. Песни «Целая и половинная», «Четверти проворные…». Разучивание песен, сопровождая шагом или бегом. Выучить названия длительностей с помощью: считалочки, рисунка (нарисовать длительности), дома сделать ритмические карточки. 1
33 (07.02.23) Метроном. Знаки в музыкальном тексте.

Стихотворения Т.Стоклицкой. Загадки.

Песенки «Сильная доля», «Тактовая черта». Разучивание песен с наглядными пособиями и с тактированием. На раздаточном материале найти и написать музыкальные знаки. Уметь тактировать на раз-два. 1
34 (09.02.23) Метр, ритм.  Песенки «В музыке нам слышится…», «Песенка про лесенку». Слышать направление мелодии вверх и вниз.

Отмечать метр ровным прохлопыванием долей.

Нарисовать на листочке знакомые длительности, прохлопать их ладошками, нарисовать лесенку. Подобрать на фортепиано песенку «Лесенка» от нотки соль, уметь играть. 1
35 (14.02.23) Реприза и цезура. Размер. Игра «Размер». Песенки Сиротиной «Реприза», «Размер». Правильно спеть мелодию песенок, с тактированием. Здание: определить размер в каждом примере, написать в кружочке (раздаточный материал – распечатанные листочки). 1
36 (16.02.23) Урок – повторение. Творческие задания. Загадки. Придумать мелодию на трёх нотах, сыграть на клавиатуре. Прослушать ритмический кроссворд (отгадать).

Послушать и отгадать нотки (соль-фа-ми).

Изобразить часы с помощью звуков, чёткое произношение согласных. Нарисовать музыкальные часы (раздаточный материал с римскими цифрами). 1
37 (21.02.23) Семь ступенек-лесенка.

Ноты-образы. Игра «Ноты соседи».

Песенка «О домике и лесенке». Пропевание коротких песенок от каждой нотки. Рисование лесенки и нотки в образах. 1
38 (23.02.23) Музыкальные считалочки.

Нотки на нотоносце (карточки).

Песенки «Горошина», «Паровоз». Песенки «Горошина» (интонирование вверх и вниз), «Паровоз».  Подборка песенки «Горошина» от нот: до, фа и соль. 1
39 (28.02.23) Музыкальные инструменты – народные. Василенко С. «Русская песня», Городовская В. «Калинка». Песенки «Горошина» (интонирование вверх и вниз). Игра: 1) «Третий инструмент лишний», 2) «Дорисуй лады»(балалайка и гитара). 1
40 (02.03.23) Урок – повторение.

Лесенка, музыкальные часы с цифрами, длительности (четверти и восьмые).

Г.Гендель «Пассакалья». Песенка «Да-да-да», пропевать слоги на четвертях. Г.Гендель «Пассакалья», верхний голос прохлопать, а нижний голос – исполнить шагами. 

Шутка-загадка про длительности (выбрать правильный вариант).

1
41 (07.03.23) Музыкальные инструменты – деревяно  духовые. К.Дебюсси. Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна». Песенка-игра «Дразнилка», играть на ф-но и подпевать нотами. Дорисовать недостающие отверстия к дудочке, лепка инструмента. 1
42 (09.03.23) Музыкальные инструменты духового оркестра. В. Агапкин «Прощание славянки». Н.Соловьёва

«Та-ра-рам», чёткое произношение слогов.

Лепка барабана и трубы по образцу. 1
43 (14.03.23) Чтение с листа. Н. Ерошенко «Ясно поле». «Латышская песня», «У кота воркота». Пропевание мелодии нотами (Н. Ерошенко «Ясно поле»). Рисование «Улитка-скрипичный ключ». 1
44 (16.03.23) Партитура.

Соло и тутти.

Длительности (восьмушки и четверти).

Оркестр «Бой часов». Е.Тиличеева «ТРА-ТА-ТА» отмечать каждую долю пальчиками по столу. Разукрасить и назвать инструменты в оркестре (раздаточный материал). 1
45 (21.03.23) Металлофоны (диатонические и хроматические).  С. Стравинский “Русский танец” из балета “Петрушка». Мелодия «Дождик» научится играть на металлофоне. Раскрасить на картинке пластинки металлофона в цвета радуги. 1
46 (23.03.23) Музыкальные иголки.

Тон и полутон. 

Интервал «Секунда».

О.Камозина песенки «Малая секунда», «Большая секунда». Т.Стоклицкая, скороговорка «Ёжик» чёткое произношение слов. Игра с мячом. Прописи цифры «2».

Лепка «Ёжик».

1
47 (28.03.23) Урок-повторение.

Чтение с листа. Нотки.

Длительности.

Слушание чёткого ритма под музыку. А.Филиппенко «Весенняя песенка».

Зеркальная дразнилка.

Игра в «Зеркало» (ритм).

Зеркальная дразнилка (переписать ритмический рисунок). Подвижная игра для развития ритма.

1
48 (30.03.23) Тоника.

Тоника-лад-тональность (игра).

Т.Стоклицкая песенка «О домике и лесенке». О.Камозина «Тоника». О.Камозина «Тоника» пропивать слоги. Сказка про тонику О.Камозина.

Прописи буква «Т».

1
49 (04.03.23) Сказочные образы в музыке, сравнение. А.К.Лядов «Баба-Яга», П.И.Чайковский «Баба-Яга». Д.Кабалевский мелодия «Сказка» пропеть нотками. Рисунок, или лепка «Бабы-Яги».  1
50 (06.04.23) Лады в музыке.

Мажор и минор.

Крещендо и диминуэндо.

Римский-Корсаков «Три чуда». О.Камозина

Песенка «Строим мы мажор ребята», вести звук мелодии на крещендо.

Игра «Выбери для каждой картинки свой лад», цвета холодные и тёплые, разукрасить рисунок. 1
51 (11.04.23) Тональность. Гамма.

Чтение с листа.

Песенка «Девочка». Е.Благинина «Прогулка». Игра  в «Бусы».

Рисование бусинок по гамме До мажор и Ре мажор.

1
52 (13.04.23) Дирижирование мелодий в размере 2/4. Видео-презентация по дирижированию мелодий в размере 2/4. Песенки «Дождик», «Скачет в поле зайчик» пропеть мелодии с дирижированием. Разместить нотки песенок по вагончикам (раздаточный материал). 1
53 (18.04.23) Тембр. К.Сен-Санс «Петухи и курицы», «Слон», «Кукушка». Игра «У кого какой голос», «Кто как кричит», суметь подражать голосом. Выбрать для каждого животного свою музыку (раздаточный материал). 1
54 (20.04.23) Ритмическое остинато, игра на шумовых инструментах. Видео-презентация шумового оркестра. Петь пройденные песенка с ритмическим рисунком. Шумовой оркестр (бубен, маракасы, треугольники, колокольчики) разучивание своей партии «Колыбельная медведицы». 1
55 (25.04.23) Развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха. Вариации. Песенка «Во саду ли в огороде». Пропеть песенку «Во саду ли в огороде». Спеть и иыграть на шумовых инструментах, используя разные длительности. Написать ритмический рисунок на «ниточке» под каждой вариацией (раздаточный материал). Шумовой оркестр «Во саду ли в огороде». 1
56 (27.04.23) Итоговый урок. 

Загадки.

Ребусы.

Музыкальные инструменты.

Викторина по пройденным музыкальным произведением. Вокальные игры «Продолжи мелодию»

Ритмические игры.

Пальчиковая гимнастика.

Фотоотчёт по продуктивной деятельности детей.

Шумовой оркестр.

1
III.  Требования к уровню подготовки учащихся

Уровень подготовки учащихся является результатом подготовки и освоения программы учебного предмета «Развитие музыкальных способностей».

К концу обучения учащийся может:
• Слушать музыкальные произведения, чувствовать его характер, выражать свои чувства словами, рисунком, лепкой, движением;
• Узнавать песни по мелодии;
• Различать звуки по высоте;
• Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение;
• Выполнять движения, отвечающие характеру музыки;
• Повторять на детских музыкальных инструмента простые ритмические
формулы.
• Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов; произведения по мелодии, вступлению;
• Различать высокие и низкие звуки;
• Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова.
своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении инструмента;
• Ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой
музыки;
• Различать звучание секунд, терций, кварт, квинт;
• Петь терцовые, секундовые, квартовые и квинтовые интонации;
• Определять на слух движение мелодии;
• Исполнять на детских музыкальных инструментах ритмические формулы
оркестром.

IV.  Формы и методы контроля, система оценок

В связи с возрастными особенностями обучаемых, категории оценок не употребляются. Для диагностики усвоения программы дошкольниками используется такой метод как наблюдение.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Программой предусмотрен дифференцированный и индивидуальный подход при определении и решении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся.
Необходимо применять такие методы дифференциации и индивидуального подхода как разработка заданий различной трудности и объема, различная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий, вариативность темпа освоения учебного материала.
Игровая сущность программы позволяет педагогу создавать условия для проявления инициативы и самостоятельности ученика. Желание учащегося самостоятельно провести игру, спеть песенку, сочинить новую – должно приветствоваться и развиваться педагогом. Для педагога очень важно создавать творческую атмосферу на уроке, атмосферу доброжелательности, и вместе с тем – осознанной дисциплины.
Наряду с традиционными формами урока программой предусматривается проведение таких форм, как: урок – сказка; урок – игра; комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального) и т.д.
Наиболее продуктивные формы работы – это урок-беседа, урок-игра включающие в себя диалог, рассказ, краткие объяснения, учебно- практические и творческие задания, где слуховое восприятие дополнено двигательно-пластическими действиями. Педагог, добиваясь эмоционального отклика, подводит детей к осмыслению собственных переживаний, использует при этом беседу с учащимися, обсуждение, обмен мнениями. Участие детей в уроках, выстроенных в игровой форме, помогает закрепить знания, умения и навыки, а также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность.
Программа учебного предмета предполагает наличие многопланового
пространства музыкальных примеров, фильмов-сказок, мультфильмов, литературных сказок, стихов. В главе VI «Список литературы и средств обучения» представлены каталоги и сайты, которые помогут педагогу в подборе учебного материала по темам программы.
Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом учащихся, с практическими навыками и направлены на воспитание музыкального мышления, осознанного отношения к музыкальному искусству.
Обучение должно носить эмоциональный характер. Педагог должен воспитывать самостоятельность детей, формировать интерес к музыке, развивать навыки практического использования полученных знаний и умений.
Изучение музыкальной грамоты должно проходить в увлекательной для детей форме, это могут быть музыкальные презентации, музыкальные сказки, игры-угадайки, мини викторины, музыкально-творческие задания, ролевые игры и.т.д.

  1. Развитие продуктивной деятельности

Рисование – умение передавать в рисунках образы предметов, персонажей сказок, литературных героев. Привлечение внимания детей к отличиям предметов по форме, величине. Закрепление и обогащение представлений детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. Привлечение внимания детей к многоцветию окружающего мира. Развитие у детей стремления радоваться красивым рисункам, похвала детей.

Лепка – развитие умения лепить предметы, передавать их характерные особенности (например – музыкальные инструменты).

VII. Список литературы 

  1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры школьников. – М., 1991
    2. Асафьев Б. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых
    терминов и понятий. – М., 1978
  2. Бырченко Т. С песенкой по лесенке. Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1991
  3. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М., 1989
    5. Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1-2 годы обучения.
    – М., 1996
  4. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры.
    Вып. 4. Сост. Г. Науменко. – М.,1986
    7. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., Просвещение 2005
    8. Книга о музыке / составители Г. Головинский, М. Ройтерштейн. – М., 1988
  5. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. В мире музыки: Учебное пособие для детских музыкальных школ. – М.: Музыка, 1996
    10. Павлова Л. Игра как средство эстетического воспитания. – М., 2002
    11. Павлова Л. Значение игровых занятий в интеллектуальном развитии школьников. – М., 2002
    12. Римский-Корсаков Н. 100 русских народных песен. – М. – Л., 1951

Учебная литература
1. Агапова И., Давыдова М. «Лучшие музыкальные игры для детей». – 

  1. Лядов А. Песни русского народа в обработке для одного голоса и фортепиано. – М., 1959
    3. Рождественские песни. Пение на уроках сольфеджио / Сост. Г.Ушпикова. – Вып 1. – М.,1996
    4. Сиротина Т. «Музыкальная азбука». М., Музыка, 2004
    5. Скребцов Л. «Волшебный мир музыки». М., Амрита-Русь, 2009
    6. Ходонович Л.С. «Весёлые игры с музыкальными звуками и инструментами». М., Национальный институт образования, 2012
    7. Щербакова Н. «Музыкальный сундучок». М., Обруч, 2012

Электронные ресурсы
1.Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Ьйр://гц. ’шк1реё1а.ог§/шк1
2.Классическая музыка [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Ьйр://с1а881с.сЬиЪпк.ги
3.Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: Ьйр:// ^ ^ ^ .т ш ю -ё ю .т

  1. «Музыкальные сказки и стихи» (более 150 рассказов, сказок, стихов о
    музыкальных инструментах и нотных знаках, об оркестрах и песнях, о музыке природы и о многом другом. Каждый текст сопровождается вопросами, играми и творческими заданиями). [Электронный ресурс] – Режим доступа: ЬЦр://1а1е5-ааше.пе1/ши21ка.Ь1ш1
    5.Детям о музыке [Электронный ресурс] – Режим доступа: Ьйрз://^^^.ши2-
    игок.ги/зйЫ.Ыт
  2. «Городок в табакерке»
    (сказка В.Одоевского)
    7. «Кот в сапогах»
    (пьеса Д.Самойлова по мотивам сказки Ш. Перро, музыка Б.Чайковского)
    8. «Кошкин дом» (сказка С.Маршака, музыка Н.Александровой)
    9. «Лебединое озеро» (3 варианта музыкально-литературных композиций по балету П.Чайковского) 
  3. «Слонёнок-турист» (текст Д.Самойлова, музыка Б.Чайковского)
    11. «Слонёнок пошёл учиться» (текст Д.Самойлова, музыка Б.Чайковского)
    12. «Старик Хоттабыч» (текст Л.Лагина, музыка В.Рубина)
    13. «Страусенок Роки» (текст Л.Васильевой, музыка Н.Пескова)
    14. «Теремок» (текст С.Маршака, музыка Н.Александровой)
    15. «Три поросенка» (текст С.Михалкова, музыка М.Мееровича)
    16. «У слонёнка день рождения!» (текст Д.Самойлова, музыка Б.Чайковского)

Краткий каталог отечественных фильмов и мультфильмов для детей
1930-40-е годы
1. «Гуси-лебеди», мультфильм, 1949
2. «Конек-Горбунок», 1947
1950-е годы
1. «Двенадцать месяцев», мультфильм, 1956
2. «Снежная королева», мультфильм, 1957
3. «Новые похождения Кота в сапогах», 1958
1960-е годы
1. «Чиполлино», мультфильм, 1961
2. «Сказка о потерянном времени», 1964
3. «Морозко», 1965
4. «Фантазеры», 1965
5. «Снегурочка», 1968
6. «Винни-Пух», мультфильм, 1969
1970-е годы
1. «Новогодние приключения Маши и Вити», 1975
2. «Волшебный голос Джельсомино», 1977
3. «Трое из Простоквашино», мультфильм, 1978
2000-е годы
1. «Князь Владимир», мультфильм, 2004
2. «Бабка Ежка и другие», мультфильм, 2006
3. «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», мультфильм, 2006
4. «Дюймовочка», 2007
5. «Наша Маша и волшебный орех Кракатук», 2009
6. «Музыкальная пряжа», 2012
7. «Храбрый портняжка и тайна принцесс», 2013

 

Мультимедийные презентации
1.Презентация «Музыка и я», «В гости к музыке»
2.Презентация «Искусство», «Музыка и литература»
3.Презентация «Детский альбом»
4.Презентация «Карнавал животных», «Мир животных»
5.Презентация «Музыка природы», «Музыка зимы», «Музыка осени»
6.Презентация «Такие разные танцы», «Жанр марша», «Вальс»
7.Презентация «Времена года»
8. Презентация «Русские народные инструменты»
9. Презентация «Музыкальные инструменты»