Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 30
Рабочая программа
культурной практики
с детьми 2 младшей группы (3-4 года)
СЕНСОРИКА
Воспитатели:
Кашина М.Г.
Глазов, 2022
Пояснительная записка
Программа разработана на основе программы «Развитие +», рассчитана на детей младшей группы.
Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с ними. Этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка совершенствования его органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребенка.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, заключаются в том, что:
- Программа кружка предполагает развитие общих сенсорных способностей, понимаемых как способности к наиболее элементарной форме опосредования – использованию сенсорных эталонов.
- В процессе кружка дети учатся переходить от использования предэталонов к применению собственно эталонов, когда средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а образцы их свойств (основные цвета спектра, геометрические фигуры, градации величины).
- В процессе развития сенсорных способностей происходит одно из необходимых условий активизации познавательного интереса дошкольников – развития начальных форм сотрудничества детей друг с другом.
Работа в кружке прекрасное средство для развития умственных способностей детей, расширения их кругозора и подготовки к дальнейшему обучению.
Цель: овладение сенсорными эталонами как средством восприятия.
Основные задачи:
- Детей учат различать и называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
- Детей учат различать и называть пять геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал , прямоугольник).
- Детей знакомят с тремя градациями величины (большой, средний, маленький).
- В процессе развития сенсорных способностей детей решается также задача развития начальных форм сотрудничества детей друг с другом.
Материальное обеспечение:
Цветная бумага, картонные геометрические фигуры (демонстрационные и раздаточные), мячи, куклы, медведи 3-х размеров, наборы мелких игрушек 6-ти цветов, фланелеграфы, клей, кисточки, клеенки, салфетки, д/и «Лото», гуашь, обруч, 6-8 вырезанных из картона тарелок, медведей, образцы рисунков из геометрических фигур.
Образовательная область – познавательное развитие.
Возраст детей – 3-4 года.
Время действия – с сентября 2022г. по май 2023г.
Количество занятий – 4 раза в месяц по 15 минут (по подгруппам).
Количество детей – 21 человек. (2 подгруппы по 10 и 11 человек)
I подгруппа
- Александров Роман
- Ардашева Мария
- Афанасьев Артём
- Васильева Екатерина
- Веретенников Савелий
- Владыкина Анна
- Ворончихина Маргарита
- Ельцова Полина
- Завалин Лев
- Золотарёва Валерия
II подгруппа
- Иванова Мария
- Касимова Ильсия
- Князев Матвей
- Лекомцева Анна
- Лубнина Софья
- Наговицын Тимофей
- Орлова Елизавета
- Савин Денис
- Томилов Богдан
- Тугбаева Анна
- Черенёва Анастасия
Место проведения: групповая комната.
Описание к планируемых результатов, требования к знаниям и умениям дети посещающие кружок должны уметь:
- Знать и называть семь цветов спектра.
- Знать и называть пять геометрических форм.
- Знать и называть три градации величины.
- Уметь соотносить все три сенсорных эталона (цвет, форма, величина) в одном предмете.
- Уметь анализировать (расчленять предмет на составные части) и синтезировать (воссоздавать сложную форму из частей).
Должны знать:
- Семь цветов спектра и их оттенки,
- Пять геометрических форм,
- Три градации величины.
Взаимодействие с семьей:
- Консультации для родителей по работе кружка;
- Выполнение дополнительных заданий совместно с ребенком на закрепление изученного материала.
Методическое и техническое обеспечение программы
- Развитие +: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Младший дошкольный возраст. / Под. ред. А.И. Булычевой – М.: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие»», 2012 год, 289 с
- Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группе детского сада / Под. ред. О.М. Дьяченко – М.: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие»», 2000 год
Приложение
СЕНТЯБРЬ
Тема/
сроки |
Интеграция образовательных областей | Задачи | Предметное обеспечение | Методы и приемы |
I, II неделя | Мониторинг | |||
«Спрячь мышку»
III, IV неделя |
Познавательная;
Речевая; Социально-коммуникативная |
|
Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20×15 см), посередине белый квадрат (8×8 см), на котором нарисована мышка (мышкин домик); квадраты тех же шести цветов – дверцы (10×10 см); игрушка — кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера — цветные листы (10×8 см), белые квадраты на них (5×5 см); цветные квадраты (6×6 см); по три домика и шесть дверец на каждого ребенка. | Дид. игра «Спрячь мышку» |
ОКТЯБРЬ
Тема/
сроки |
Интеграция образовательных областей | Задачи | Предметное обеспечение | Методы и приемы |
«В царстве фигурок-человечков»
I, II неделя |
Познавательная;
Речевая; Социально-коммуникативная |
|
Демонстрационный: большие картонные фигуры: круг, квадрат, треугольник с нарисованными «лицами» – фигурки-человечки. Раздаточный: одноцветные круги, квадраты, треугольники такого же размера на каждою ребенка | Дид. игра «Найди такую же» |
«Игра с мячами»
III, IV неделя |
Познавательная;
Речевая; Социально-коммуникативная. |
|
Мячи, куклы, медведи трех размеров | Дид. игра «Найди такую же» |
НОЯБРЬ
Тема/
сроки |
Интеграция образовательных областей | Задачи | Предметное обеспечение | Методы и приемы |
«Разноцветные комнаты»
I, II неделя |
Познавательная;
Речевая; Социально-коммуникативная |
|
Демонстрационный: листы бумаги (40×30 см) шести цветов спектра — «комнаты». Раздаточный: наборы мелких игрушек шести цветов на каждого ребенка. | Дид. игра-лото «Разложи по цвету» |
«Башня»
III, IV неделя |
Познавательная;
Речевая; Социально-коммуникативная |
|
Демонстрационный: фланелеграф, три квадрата постепенно убывающей величины. Раздаточный: тот же материал меньшего размера, листы бумаги с контурным изображением бани, клей, кисточка, клеенки. | Аппликация «Башня» |
ДЕКАБРЬ
Тема/
сроки |
Интеграция образовательных областей | Задачи | Предметное обеспечение | Методы и приемы |
«Лото цвет»
I, II неделя |
Познавательная
Речевая; Социально-коммуникативная. |
|
Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями. | Дид. игра «Лото» |
«Кто где спит»
III,IV неделя |
Познавательная;
Речевая; Социально-коммуникативная. |
|
Демонстрационный: большие фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (фигурки-человечки). Раздаточный: те же фигурки меньших размеров с «лицами» по одному набору на каждого ребенка. Карточки с контурными изображениями тех же фигур той же величины. | Дид. игра «Лото» |
ЯНВАРЬ
Тема/
сроки |
Интеграция образовательных областей | Задачи | Предметное обеспечение | Методы и приемы |
«Коврики для фигурок человечко»
III, IV неделя |
Познавательная;
Речевая; Социально-коммуникативная |
|
Демонстрационный: картонные круг, овал, квадрат, прямоугольник (фигурки-человечки); игрушки – кошка и заяц; геометрические фигуры – квадрат и прямоугольник, 2 листа бумаги для аппликации; клей, кисточки. Раздаточный: на каждую пару детей – по 1 геометрической фигуре – круг и овал, 2 листа бумаги для аппликации, кисточки, клей; мелкие игрушки – кошка и заяц. | Аппликация «Коврик» |
ФЕВРАЛЬ
Тема/
сроки |
Интеграция образовательных областей | Задачи | Предметное обеспечение | Методы и приемы |
«Гости»
I, II неделя |
Познавательная;
Речевая; Социально-коммуникативная. |
|
Демонстрационный: большие листы бумаги с контурным изображением круга и овала («домики» фигурок-человечков). Раздаточный: круги и овалы разных цветов и размеров (по 3-4 шт.) на каждого ребенка. | Дид. игра «Лото. Кто, где живет» |
«Спрячь мышку»
III, IV неделя |
Познавательная;
Речевая; Социально-коммуникативная; |
|
Демонстрационный: листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат с нарисованной мышкой (домики для мышек), квадраты тех же цветов (дверцы); 2 куклы, маски — кошка и мышка. Раздаточный: на каждую пару детей — тот же материал меньшего размера, шапочки зверей — кошки и мышки. | Дид. игра «Спрячь мышку» |
МАРТ
Тема/
сроки |
Интеграция образовательных областей | Задачи | Предметное обеспечение | Методы и приемы |
«Найди предмет такой же формы»
I, II неделя |
Познавательная;
Речевая; Социально-коммуникативная. |
|
Геометрические фигуры пяти форм, по два предмета каждой из этих форм. Обруч. | Дид. игра «Лото» |
«Накормим мишек»
III, IV неделя |
Познавательная;
Речевая; Социально-коммуникативная; |
|
Демонстрационный: картинка с изображением 6-8 мишек, стоящих по росту с разницей в 2 см, 6-8 мисочек постепенно убывающей величины. Раздаточный: 6-8 мисочек постепенно убывающей величины на каждого ребенка. | Дид. игра «Накормим мишек» |
АПРЕЛЬ
Тема/
сроки |
Интеграция образовательных областей | Задачи | Предметное обеспечение | Методы и приемы |
«Окраска воды»
I, II неделя |
Познавательная;
Речевая; Социально-коммуникативная |
|
Демонстрационный: 2 большие банки с наклейками — светло-красной и темно-красной, красная гуашевая краска. Раздаточный: красная гуашевая краска, по 2 баночки с водой на каждого ребенка, кисточки. | Игра «Кафе» |
«Кроватки»
III, IV неделя |
Познавательная;
Речевая; Социально-коммуникативная |
|
Демонстрационный: образец аппликации кроватки. Раздаточный: листы бумаги для аппликации с контуром «кроватки» или без него, по 3 прямоугольника (1 большой и 2 маленьких) на каждого ребенка, клей, кисточки, салфетки, клеенки. | Игра «Мебельная фабрика» |
МАЙ
Тема/
сроки |
Интеграция образовательных областей | Задачи | Предметное обеспечение | Методы и приемы |
«Составные картинки»
I, II неделя |
Познавательная;
Речевая; Социально-коммуникативная |
|
Демонстрационный: образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: дерево, елочка, домик, машина, человечек и т.п. Раздаточный: фланелеграфы, одноцветные круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники разной величины и пропорций для фланелеграфа. | Дид. игра «Составь картинку» |
III, IV неделя – мониторинг достижений детей |