Культурная практика “Сенсорика” II младшая группа

ФИО: Кашина М.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1582
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Культурная практика "Сенсорика" II младшая группа
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 30

Рабочая программа

культурной практики

с детьми 2 младшей группы (3-4 года)

СЕНСОРИКА

Воспитатели:

Кашина М.Г.

Глазов, 2022

Пояснительная записка

Программа разработана на основе программы «Развитие +», рассчитана на детей младшей группы.

Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с ними. Этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка совершенствования его органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, заключаются в том, что: 

  • Программа кружка предполагает развитие общих сенсорных способностей, понимаемых как способности к наиболее элементарной форме опосредования – использованию сенсорных эталонов.
  • В процессе кружка дети учатся переходить от использования предэталонов к применению собственно эталонов, когда средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а образцы их свойств (основные цвета спектра, геометрические фигуры, градации величины).
  • В процессе развития сенсорных способностей происходит одно из необходимых условий активизации познавательного интереса дошкольников – развития начальных форм сотрудничества детей друг с другом.

Работа в кружке прекрасное средство для развития умственных способностей детей, расширения их кругозора и подготовки к дальнейшему обучению. 

Цель: овладение сенсорными эталонами как средством восприятия.

Основные задачи:

  • Детей учат различать и называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
  • Детей учат различать и называть пять геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал , прямоугольник).
  • Детей знакомят с тремя  градациями величины (большой, средний, маленький).
  • В процессе развития сенсорных способностей детей решается также задача развития начальных форм сотрудничества детей друг с другом.

Материальное обеспечение

Цветная бумага, картонные геометрические фигуры (демонстрационные и раздаточные), мячи, куклы, медведи 3-х размеров, наборы мелких игрушек 6-ти цветов, фланелеграфы, клей, кисточки, клеенки, салфетки, д/и «Лото», гуашь, обруч, 6-8 вырезанных из картона тарелок, медведей, образцы рисунков из геометрических фигур.

 

Образовательная область – познавательное развитие.

Возраст детей – 3-4 года.

Время действия – с сентября 2022г. по май 2023г.

Количество занятий – 4 раза в месяц по 15 минут (по подгруппам).

Количество детей – 21 человек. (2 подгруппы по 10 и 11 человек)

 

I подгруппа

  1. Александров Роман
  2. Ардашева Мария
  3. Афанасьев Артём
  4. Васильева Екатерина
  5. Веретенников Савелий
  6. Владыкина Анна
  7. Ворончихина Маргарита
  8. Ельцова Полина
  9. Завалин Лев
  10. Золотарёва Валерия

 

II подгруппа

  1. Иванова Мария
  2. Касимова Ильсия
  3. Князев Матвей
  4. Лекомцева Анна
  5. Лубнина Софья
  6. Наговицын Тимофей
  7. Орлова Елизавета
  8. Савин Денис
  9. Томилов Богдан
  10. Тугбаева Анна
  11. Черенёва Анастасия

 

Место проведения: групповая комната. 

Описание к планируемых результатов, требования к знаниям и умениям дети посещающие кружок должны уметь:

  • Знать и называть семь цветов спектра.
  • Знать и называть пять геометрических форм.
  • Знать и называть три градации величины.
  • Уметь соотносить все три сенсорных эталона (цвет, форма, величина) в одном предмете.
  • Уметь анализировать (расчленять предмет на составные части) и синтезировать (воссоздавать сложную форму из частей).

Должны знать: 

  • Семь цветов спектра и их оттенки, 
  • Пять геометрических форм,
  • Три градации величины.

Взаимодействие с семьей:

  • Консультации для родителей по работе кружка;
  • Выполнение дополнительных заданий совместно с ребенком на закрепление изученного материала.

Методическое и техническое обеспечение программы

  1.  Развитие +: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Младший дошкольный возраст. / Под. ред. А.И. Булычевой – М.: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие»», 2012 год, 289 с
  2.  Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группе детского сада / Под. ред. О.М. Дьяченко – М.: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие»», 2000 год

Приложение

СЕНТЯБРЬ

Тема/

сроки

Интеграция образовательных областей Задачи Предметное обеспечение Методы и приемы
I, II неделя Мониторинг
«Спрячь мышку»

III, IV неделя

Познавательная; 

Речевая; 

Социально-коммуникативная

  • Ознакомление детей с шестью цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, их названиями и действием приравнивания к эталону.
Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20×15 см), посередине белый квадрат (8×8 см), на котором нарисована мышка (мышкин домик); квадраты тех же шести цветов – дверцы (10×10 см); игрушка — кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера — цветные листы (10×8 см), белые квадраты на них (5×5 см); цветные квадраты (6×6 см); по три домика и шесть дверец на каждого ребенка. Дид. игра «Спрячь мышку»

 

ОКТЯБРЬ

Тема/

сроки

Интеграция образовательных областей Задачи Предметное обеспечение Методы и приемы
«В царстве фигурок-человечков»

I, II неделя

Познавательная; 

Речевая; 

Социально-коммуникативная 

  • Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Знакомство с приемом обследования формы (обведение пальцем контура фигуры) и действием приравнивания к эталону
Демонстрационный: большие картонные фигуры: круг, квадрат, треугольник с нарисованными «лицами» – фигурки-человечки. Раздаточный: одноцветные круги, квадраты, треугольники такого же размера на каждою ребенка Дид. игра «Найди такую же»
«Игра с мячами»

III, IV неделя

Познавательная; 

Речевая; 

Социально-коммуникативная.

  • Ознакомление детей с тремя градациями величины при сравнении трех предметов
Мячи, куклы, медведи трех размеров Дид. игра «Найди такую же»

 

НОЯБРЬ

Тема/

сроки 

Интеграция образовательных областей Задачи Предметное обеспечение Методы и приемы
«Разноцветные комнаты»

I, II неделя

Познавательная; 

Речевая; 

Социально-коммуникативная

  • Развитие представлений об основных цветах спектра посредством приравнивания к эталону с отвлечением от других признаков предметов
Демонстрационный: листы бумаги (40×30 см) шести цветов спектра — «комнаты». Раздаточный: наборы мелких игрушек шести цветов на каждого ребенка. Дид. игра-лото «Разложи по цвету»
«Башня»

III, IV неделя

Познавательная; 

Речевая; 

Социально-коммуникативная

  • Ознакомление со способом соотнесения предметов по величине (наложение и приложение); определение величины предмета по отношению к другим: «большой», «средний», «маленький».
Демонстрационный: фланелеграф, три квадрата постепенно убывающей величины. Раздаточный: тот же материал меньшего размера, листы бумаги с контурным изображением бани, клей, кисточка, клеенки. Аппликация «Башня»

 

ДЕКАБРЬ

Тема/

сроки 

Интеграция образовательных областей Задачи Предметное обеспечение Методы и приемы
«Лото цвет»

I, II неделя

Познавательная 

Речевая; 

Социально-коммуникативная.

  • Развитие представлений об основных цветах спектра: подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов.
Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями. Дид. игра «Лото»
«Кто где спит»

III,IV неделя

Познавательная; 

Речевая; 

Социально-коммуникативная.

  • Ознакомление детей с пятью геометрическими формами, их названиями и действием приравнивания к эталону
Демонстрационный: большие фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (фигурки-человечки). Раздаточный: те же фигурки меньших размеров с «лицами» по одному набору на каждого ребенка. Карточки с контурными изображениями тех же фигур той же величины. Дид. игра «Лото»

ЯНВАРЬ

Тема/

сроки 

Интеграция образовательных областей Задачи Предметное обеспечение Методы и приемы
«Коврики для фигурок человечко»

III, IV неделя

Познавательная; 

Речевая; 

Социально-коммуникативная

  • Развитие представлений об основных геометрических фигурах. Развитие начальных форм сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по правилу).
Демонстрационный: картонные круг, овал, квадрат, прямоугольник (фигурки-человечки); игрушки – кошка и заяц; геометрические фигуры – квадрат и прямоугольник, 2 листа бумаги для аппликации; клей, кисточки. Раздаточный: на каждую пару детей – по 1 геометрической фигуре – круг и овал, 2 листа бумаги для аппликации, кисточки, клей; мелкие игрушки – кошка и заяц. Аппликация «Коврик»

 

ФЕВРАЛЬ

Тема/

сроки 

Интеграция образовательных областей Задачи Предметное обеспечение Методы и приемы
«Гости»

I, II неделя

Познавательная; 

Речевая; 

Социально-коммуникативная.

  • Развитие действия соотнесения с эталоном геометрических фигур, различных по цвету, величине, пропорциям.
Демонстрационный: большие листы бумаги с контурным изображением круга и овала («домики» фигурок-человечков). Раздаточный: круги и овалы разных цветов и размеров (по 3-4 шт.) на каждого ребенка. Дид. игра «Лото. Кто, где живет»
«Спрячь мышку»

III, IV неделя

Познавательная; 

Речевая; 

Социально-коммуникативная;

  • Развитие представлений об основных цветах спектра. Развитие начальных форм сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по роли).
Демонстрационный: листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат с нарисованной мышкой (домики для мышек), квадраты тех же цветов (дверцы); 2 куклы, маски — кошка и мышка. Раздаточный: на каждую пару детей — тот же материал меньшего размера, шапочки зверей — кошки и мышки. Дид. игра «Спрячь мышку»

МАРТ

Тема/

сроки 

Интеграция образовательных областей Задачи Предметное обеспечение Методы и приемы
«Найди предмет такой же формы»

I, II неделя

Познавательная; 

Речевая; 

Социально-коммуникативная.

  • Развитие действия соотнесения формы различных предметов с эталонами.
Геометрические фигуры пяти форм, по два предмета каждой из этих форм. Обруч. Дид. игра «Лото»
«Накормим мишек»

III, IV неделя

Познавательная; 

Речевая; 

Социально-коммуникативная;

  • Ознакомление детей с отношениями по величине при установлении соответствия между 2-3 предметными рядами.
Демонстрационный: картинка с изображением 6-8 мишек, стоящих по росту с разницей в 2 см, 6-8 мисочек постепенно убывающей величины. Раздаточный: 6-8 мисочек постепенно убывающей величины на каждого ребенка. Дид. игра «Накормим мишек»

 

АПРЕЛЬ

Тема/

сроки 

Интеграция образовательных областей Задачи Предметное обеспечение Методы и приемы
«Окраска воды»

I, II неделя

Познавательная; 

Речевая; 

Социально-коммуникативная

  • Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».
Демонстрационный: 2 большие банки с наклейками — светло-красной и темно-красной, красная гуашевая краска. Раздаточный: красная гуашевая краска, по 2 баночки с водой на каждого ребенка, кисточки. Игра «Кафе»
«Кроватки»

III, IV неделя

Познавательная; 

Речевая; 

Социально-коммуникативная

  • Овладение действием перцептивного моделирования (зрительный анализ и синтез формы предмета, состоящего из нескольких частей).
Демонстрационный: образец аппликации кроватки. Раздаточный: листы бумаги для аппликации с контуром «кроватки» или без него, по 3 прямоугольника (1 большой и 2 маленьких) на каждого ребенка, клей, кисточки, салфетки, клеенки. Игра «Мебельная фабрика»

 

МАЙ

Тема/

сроки 

Интеграция образовательных областей Задачи Предметное обеспечение Методы и приемы
«Составные картинки»

I, II неделя

Познавательная;

Речевая; 

Социально-коммуникативная

  • Овладение действием перцептивного; моделирования (зрительный анализ и синтез формы предмета, состоящего из нескольких частей).
Демонстрационный: образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: дерево, елочка, домик, машина, человечек и т.п. Раздаточный: фланелеграфы, одноцветные круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники разной величины и пропорций для фланелеграфа. Дид. игра «Составь картинку»
III, IV неделя – мониторинг достижений детей