Педагогический проект “Мультфильм своими руками”

ФИО: Наумова В.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1594
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Педагогический проект "Мультфильм своими руками"
Итоговая оценка: 1 место,  97 баллов(-а)



Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

   г. Новосибирска «Детский сад № 50 комбинированного вида «Семицветик»

Педагогический проект

«Мультфильм своими руками»

Выполнили: учителя-логопеды

Наумова В.А.

Ванина Л.П.

Малькова Т.В.

Новосибирск, 2022

Название проекта: «Мультфильм своими руками».

Тип проекта: исследовательский, творческий, практико-ориентированный.

По числу участников: групповой.

Участники проекта: дети старшей и подготовительной к школе групп комбинированной направленности группы, учителя-логопеды.

Срок реализации проекта: долгосрочный  (1 учебный год).

 

Актуальность проекта: 

В настоящее время педагоги отмечают увеличение числа детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях. В нашем детском саду из 13 групп –  6  группы комбинированной направленности. Основной контингент данных групп составляют дети с тяжелыми нарушениями речи. Дети с ОВЗ имеют особые образовательные потребности, которые необходимо учитывать при организации образовательной деятельности и предметно-развивающей среды в группе. У данной категории дошкольников наблюдается  диссоциация между речевым и психическим развитием, выражающаяся в темповой задержке речевого развития, отставании экспрессивной речи, недостаточной речевой активности. Речь аграмматична, малопонятна, недостаточно фонетически оформлена.

Формирование сенсорной, интеллектуальной, эффективно-волевой сферы у детей с ТНР  также имеет свои особенности: недостаточная устойчивость внимания, ограничение возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. 

Вышеперечисленные особенности воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, безусловно, требуют от педагогов поиска новых, эффективных форм и методов работы, направленных на коррекцию речевой патологии с целью повышения качества учебного процесса, а также интереса детей дошкольного возраста к образовательной деятельности.

С нашей точки зрения, инновационной технологией, позволяющей решить проблему, может стать создание детьми мультипликационных фильмов.

Лалетина А.Ф.  в статье «Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов» говорит следующее: «Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно.» 

При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности детей дошкольного возраста.

В качестве предмета исследования были выбраны: рисованный и пластилиновый мультфильмы в технике перекладка и песочная анимация.

Цель проекта: повышение уровня речевого развития и познавательной активности воспитанников c ТНР средствами создания мультфильмов.

Задачи проекта: 

Образовательные:                                                                             

 – познакомить детей с историей возникновения и развитиямультипликации;  

– познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов;  

 – расширить знания детей о профессиях: сценарист, режиссер, художник-мультипликатор, оператор,звукорежиссер.       

 Развивающие:                                                                                                                    – развивать творческое мышление ивоображение;      

– развивать внимание и логическое мышление, умение действовать последовательно;                                                                                                               – формировать навыки работы с пластилиноми песком;
– развивать мелкую моторику.

Воспитывающие:                                                                                                               – воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве;   

– воспитывать ответственное отношение к своей работе.

Коррекционные:

– автоматизировать поставленные звуки в стихах и диалогах при озвучивании мультфильмов;

– формировать навыки связной речи. 

 Ожидаемыйрезультат:   

    – у детей повысился уровень познавательной и творческой деятельности: усилилась их самостоятельность, инициативность, активность, уверенность в своих силах, дети стали лучше планировать своидействия; 

– дети имеют представление о том, как создать мультфильм и о следующих профессиях: мультипликатор, режиссер, оператор, монтажер, звукорежиссер, сценарист; 

–  улучшилось состояние речи детей;

 – расширилось образовательное пространство детского сада благодаря: организации работы мультстудии «Семицветики», организации работы с детьми по созданию мультфильма, появлению у детей и педагогов опыта организации показа и презентации мультфильма;                                                            

-учителя-логопеды повысили свой профессиональный уровень;    

– в результате совместной деятельности созданы мультфильмы «День рождения Мишутки», «Лесные истории», «Встречи в лесу» и фильм «Как мы в детском саду снимали мультфильм».

Основополагающий вопрос проекта: как создать мультфильм своими руками?

Проблемные вопросы проекты:  

 – Где создают мультфильмы?                            

 – Кто создает мультфильмы?    

– Какие бывают мультфильмы?                                                                                    

– Что нужно, чтобы создать мультфильм?    

 – Как сделать, чтобы предметы передвигались?

– Как долго создают мультфильм?

Образовательные области проекта: познавательное развитие;  социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; речевое развитие.

Виды детской деятельности:

  • восприятие художественной литературы (знакомство с детской литературой, жанровыми особенностями сказки);
  • коммуникативная деятельность (в ходе озвучивания мультфильма – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);

 

  • познавательно-исследовательская деятельность: наблюдение и экспериментирование (побуждение дошкольников к активному предварительному исследованию и изучению изображаемых объектов и явлений с целью правдоподобной их передачи, решение проблемно-поисковых ситуаций;

 

  • продуктивная изобразительная и конструкторская деятельность (работа над изготовлением персонажей, декораций из различных материалов);

 

  • игровая деятельность (театрализованные игры в процессе реализации проекта).

 

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  • произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  • потребности в создании собственной картины мира;
  • навыков коммуникативного общения.

Перспектива развития проекта: в детской мультстудии “Семицветик” и дома, совместно с родителями, дошкольники будут продолжать создавать мультфильмы по различным тематикам, использовать различные техники создания мультфильма и совершенствовать свои навыки и умения.

Реализация проекта:

Месяц  Содержание работы Результат
I этап – Подготовительный.
Октябрь 
  •  Беседа о мультфильмах
  •  «Модель трех вопросов»:                                       
  •  1) Что мы знаем о мультфильмах? 
  •                                                                                     
  • 2) Что мы хотим узнать? 
  •                                                                                     3)Что нужно сделать, чтобы узнать это?
 Выявлен уровень интереса и знаний детей по данной теме.                                        

Разработан план действий совместно с детьми, намечен продукт деятельности – мультфильм.

Октябрь      Беседа с использованием презентации «Тайны мультипликации».

Расширить представления об истории возникновения мультипликации, о видах мультфильмов, о создателях мультфильмов.

 

Просмотр фрагментов мультфильмов: «Пластилиновая ворона», «Винни-Пух и все-все», «38 попугаев», «Песочные фантазии».

Закрепить знания детей о видах мультфильмов.

Дети узнают об истории возникновения мультипликации и о создателях мультфильмов (презентация Smart-доска)

Дети систематизируют виды мультфильмов: пластилиновый, рисованный, кукольный, компьютерный, песочная анимация.

Октябрь  Просмотр презентации «Путешествие на студию «Союзмультфильм».

Познакомить с процессом создания мультфильма.

Лепка или рисование (по желанию детей) «Любимый герой сказки».

Развивать навыки рисования и работы с пластилином, учить передавать характерные черты выбранного героя.

Дети узнают о последовательности действий при создании мультфильма и в результате создают схему создания мультфильма, также закрепляют знания о тех, кто создает мультфильмы.
II этап – Основной.
Ноябрь – декабрь  Создание мультфильма своими руками.

  • Сочинение сценария и раскадровка.

Мы сценаристы 

– дети придумают сценарий и выполняют раскадровку.

  • Создание фона.

Мы художники оформители – 

дети рисуют фон, необходимые декорации.

  • Создание персонажей.

Мы художники-мультипликаторы 

– дети создают героев будущего мультфильма (рисуют и лепят из пластилина), а так же делают  буквы из пластилина – название мультфильма.

  1. Съемка сцен.

Мы операторы –

дети производят пошаговую фотосъемку (согласно раскадровки):

– мультфильм «День рождения Мишутки»;

-мультфильм «Лесные истории».

Дети принимают на себя  роли и действуют соответственно ее характеристики.

Готовый сценарий и раскадровка сцен будущих мультфильмов.

Изготовление фона и декораций (деревья, кусты, солнце, облака, насекомые, пни, пруд, камыши и т.д.)

Изготовление персонажей мультфильмов и необходимых атрибутов (Мишутка, кошка, петушок, шмель, зайчишка, мышка, воробей, лиса, сова, волк, лось, ласточка, подарки для Мишутки: книжка, подушка, машина, шары) и т.д.

Фотографии сцен будущих мультфильмов.

Январь – февраль  
  • Монтаж. (Перенос фото на компьютер, использование программы WindowsMovieMaker).

Взрослые (учителя-логопеды) обрабатывают фото на компьютере, монтируют проект мультфильма (без звука).

  • Озвучивание.

Мы – актеры –

дети отрабатывают правильное произношение, учат диалоги, учатся говорить выразительно, с разными интонациями и паузами.

  • Монтаж

(Перенос аудиозаписи на компьютер, использование программы WindowsMovieMaker).

Взрослые (учителя-логопеды) накладывают звуки, монтируют мультфильмы, оформляют титры.

Мультфильм (без звука).Аудиозапись речи детей на диктофон.

Создание  готовых мультфильмов «День рождения Мишутки» и «Встречи в лесу».

Просмотр детьми готовых мультфильмов.

Март 
  • Обобщение опыта детей.

Беседа о том, как создавался мультфильм.

  • Представление техники «Песочная анимация»

Дети знакомятся с песком, с техниками рисования на песке.

  •  Съемка мультфильма «Встречи в лесу» в технике песочной анимации.

– съемка мультфильма;

– озвучивание.

– монтаж (осуществляется взрослыми).

Рассказы детей о создании мультфильма.

Сравнение техник песочная анимация с техникой перекладка.

Мультфильм «Встречи в лесу».

III этап – Итоговый.
Апрель – май 
  • Открытое занятие – развлечение «Мультфильм своими руками».

Определение уровня сформированности у детей обобщенных учебных умений; премьера мультфильмов «День рождения Мишутки», «Лесные истории», «Встречи в лесу», рефлексия полученных впечатлений.

  • Создание фильма «Как мы в детском саду снимали мультфильмы».

– монтаж фотографий в программе Pinnaclestudio;

– озвучивание общего фильма ребенком;

– монтаж и оформление фильма (учителя-логопеды).

  • Демонстрация готовых мультфильмов и общего фильма родителям воспитанников и воспитателям.
Дети приняли участие в открытом занятии – развлечении, где обобщили полученные знания и поделились своими впечатлениями.

Просмотр готовых мультфильмов.

Фильм «Как мы в детском саду снимали мультфильмы».

Литературные источники:

  1. Заглада Л. Дети и мультипликация. // Мир семьи. – 2005. – №11.
  2. Зубкова С. А., Степанова С. В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. №5.
  3. Ишкова Е. И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. 
  4. Дошкольная педагогика. 2013№ 8. 4. Красный Ю. Е. Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение, 2007.
  5. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М. ; 2013.

 

Технические приспособления:

  • Фотоаппарат и штатив;
  • Диктофон;
  • Ноутбук;
  • Принтер;
  • Smart-доска;
  • Световой песочный стол.

Игровое оборудование:

  • Маски-шапочки для инсценировки сказки «День рождения Мишутки» и «Лесные истории»
  • Декорации

Наглядный материал:

  • Наглядность «Детям о мультипликации»
  • Тематический словарь «Современные профессии»

 

Дидактический материал:

  • Д/и «Кому что нужно для работы»
  • Д/и «Киностудия»