Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
г. Новосибирска «Детский сад № 50 комбинированного вида «Семицветик»
Педагогический проект
«Мультфильм своими руками»
Выполнили: учителя-логопеды
Наумова В.А.
Ванина Л.П.
Малькова Т.В.
Новосибирск, 2022
Название проекта: «Мультфильм своими руками».
Тип проекта: исследовательский, творческий, практико-ориентированный.
По числу участников: групповой.
Участники проекта: дети старшей и подготовительной к школе групп комбинированной направленности группы, учителя-логопеды.
Срок реализации проекта: долгосрочный (1 учебный год).
Актуальность проекта:
В настоящее время педагоги отмечают увеличение числа детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях. В нашем детском саду из 13 групп – 6 группы комбинированной направленности. Основной контингент данных групп составляют дети с тяжелыми нарушениями речи. Дети с ОВЗ имеют особые образовательные потребности, которые необходимо учитывать при организации образовательной деятельности и предметно-развивающей среды в группе. У данной категории дошкольников наблюдается диссоциация между речевым и психическим развитием, выражающаяся в темповой задержке речевого развития, отставании экспрессивной речи, недостаточной речевой активности. Речь аграмматична, малопонятна, недостаточно фонетически оформлена.
Формирование сенсорной, интеллектуальной, эффективно-волевой сферы у детей с ТНР также имеет свои особенности: недостаточная устойчивость внимания, ограничение возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Вышеперечисленные особенности воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, безусловно, требуют от педагогов поиска новых, эффективных форм и методов работы, направленных на коррекцию речевой патологии с целью повышения качества учебного процесса, а также интереса детей дошкольного возраста к образовательной деятельности.
С нашей точки зрения, инновационной технологией, позволяющей решить проблему, может стать создание детьми мультипликационных фильмов.
Лалетина А.Ф. в статье «Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов» говорит следующее: «Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно.»
При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности детей дошкольного возраста.
В качестве предмета исследования были выбраны: рисованный и пластилиновый мультфильмы в технике перекладка и песочная анимация.
Цель проекта: повышение уровня речевого развития и познавательной активности воспитанников c ТНР средствами создания мультфильмов.
Задачи проекта:
Образовательные:
– познакомить детей с историей возникновения и развитиямультипликации;
– познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов;
– расширить знания детей о профессиях: сценарист, режиссер, художник-мультипликатор, оператор,звукорежиссер.
Развивающие: – развивать творческое мышление ивоображение;
– развивать внимание и логическое мышление, умение действовать последовательно; – формировать навыки работы с пластилиноми песком;
– развивать мелкую моторику.
Воспитывающие: – воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве;
– воспитывать ответственное отношение к своей работе.
Коррекционные:
– автоматизировать поставленные звуки в стихах и диалогах при озвучивании мультфильмов;
– формировать навыки связной речи.
Ожидаемыйрезультат:
– у детей повысился уровень познавательной и творческой деятельности: усилилась их самостоятельность, инициативность, активность, уверенность в своих силах, дети стали лучше планировать своидействия;
– дети имеют представление о том, как создать мультфильм и о следующих профессиях: мультипликатор, режиссер, оператор, монтажер, звукорежиссер, сценарист;
– улучшилось состояние речи детей;
– расширилось образовательное пространство детского сада благодаря: организации работы мультстудии «Семицветики», организации работы с детьми по созданию мультфильма, появлению у детей и педагогов опыта организации показа и презентации мультфильма;
-учителя-логопеды повысили свой профессиональный уровень;
– в результате совместной деятельности созданы мультфильмы «День рождения Мишутки», «Лесные истории», «Встречи в лесу» и фильм «Как мы в детском саду снимали мультфильм».
Основополагающий вопрос проекта: как создать мультфильм своими руками?
Проблемные вопросы проекты:
– Где создают мультфильмы?
– Кто создает мультфильмы?
– Какие бывают мультфильмы?
– Что нужно, чтобы создать мультфильм?
– Как сделать, чтобы предметы передвигались?
– Как долго создают мультфильм?
Образовательные области проекта: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; речевое развитие.
Виды детской деятельности:
- восприятие художественной литературы (знакомство с детской литературой, жанровыми особенностями сказки);
- коммуникативная деятельность (в ходе озвучивания мультфильма – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);
- познавательно-исследовательская деятельность: наблюдение и экспериментирование (побуждение дошкольников к активному предварительному исследованию и изучению изображаемых объектов и явлений с целью правдоподобной их передачи, решение проблемно-поисковых ситуаций;
- продуктивная изобразительная и конструкторская деятельность (работа над изготовлением персонажей, декораций из различных материалов);
- игровая деятельность (театрализованные игры в процессе реализации проекта).
Формирование предпосылок учебной деятельности:
- произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
- потребности в создании собственной картины мира;
- навыков коммуникативного общения.
Перспектива развития проекта: в детской мультстудии “Семицветик” и дома, совместно с родителями, дошкольники будут продолжать создавать мультфильмы по различным тематикам, использовать различные техники создания мультфильма и совершенствовать свои навыки и умения.
Реализация проекта:
Месяц | Содержание работы | Результат |
I этап – Подготовительный. | ||
Октябрь |
|
Выявлен уровень интереса и знаний детей по данной теме.
Разработан план действий совместно с детьми, намечен продукт деятельности – мультфильм. |
Октябрь | Беседа с использованием презентации «Тайны мультипликации».
Расширить представления об истории возникновения мультипликации, о видах мультфильмов, о создателях мультфильмов.
Просмотр фрагментов мультфильмов: «Пластилиновая ворона», «Винни-Пух и все-все», «38 попугаев», «Песочные фантазии». Закрепить знания детей о видах мультфильмов. |
Дети узнают об истории возникновения мультипликации и о создателях мультфильмов (презентация Smart-доска)
Дети систематизируют виды мультфильмов: пластилиновый, рисованный, кукольный, компьютерный, песочная анимация. |
Октябрь | Просмотр презентации «Путешествие на студию «Союзмультфильм».
Познакомить с процессом создания мультфильма. Лепка или рисование (по желанию детей) «Любимый герой сказки». Развивать навыки рисования и работы с пластилином, учить передавать характерные черты выбранного героя. |
Дети узнают о последовательности действий при создании мультфильма и в результате создают схему создания мультфильма, также закрепляют знания о тех, кто создает мультфильмы. |
II этап – Основной. | ||
Ноябрь – декабрь | Создание мультфильма своими руками.
Мы сценаристы – дети придумают сценарий и выполняют раскадровку.
Мы художники оформители – дети рисуют фон, необходимые декорации.
Мы художники-мультипликаторы – дети создают героев будущего мультфильма (рисуют и лепят из пластилина), а так же делают буквы из пластилина – название мультфильма.
Мы операторы – дети производят пошаговую фотосъемку (согласно раскадровки): – мультфильм «День рождения Мишутки»; -мультфильм «Лесные истории». |
Дети принимают на себя роли и действуют соответственно ее характеристики.
Готовый сценарий и раскадровка сцен будущих мультфильмов. Изготовление фона и декораций (деревья, кусты, солнце, облака, насекомые, пни, пруд, камыши и т.д.) Изготовление персонажей мультфильмов и необходимых атрибутов (Мишутка, кошка, петушок, шмель, зайчишка, мышка, воробей, лиса, сова, волк, лось, ласточка, подарки для Мишутки: книжка, подушка, машина, шары) и т.д. Фотографии сцен будущих мультфильмов. |
Январь – февраль |
Взрослые (учителя-логопеды) обрабатывают фото на компьютере, монтируют проект мультфильма (без звука).
Мы – актеры – дети отрабатывают правильное произношение, учат диалоги, учатся говорить выразительно, с разными интонациями и паузами.
(Перенос аудиозаписи на компьютер, использование программы WindowsMovieMaker). Взрослые (учителя-логопеды) накладывают звуки, монтируют мультфильмы, оформляют титры. |
Мультфильм (без звука).Аудиозапись речи детей на диктофон.
Создание готовых мультфильмов «День рождения Мишутки» и «Встречи в лесу». Просмотр детьми готовых мультфильмов. |
Март |
Беседа о том, как создавался мультфильм.
Дети знакомятся с песком, с техниками рисования на песке.
– съемка мультфильма; – озвучивание. – монтаж (осуществляется взрослыми). |
Рассказы детей о создании мультфильма.
Сравнение техник песочная анимация с техникой перекладка. Мультфильм «Встречи в лесу». |
III этап – Итоговый. | ||
Апрель – май |
Определение уровня сформированности у детей обобщенных учебных умений; премьера мультфильмов «День рождения Мишутки», «Лесные истории», «Встречи в лесу», рефлексия полученных впечатлений.
– монтаж фотографий в программе Pinnaclestudio; – озвучивание общего фильма ребенком; – монтаж и оформление фильма (учителя-логопеды).
|
Дети приняли участие в открытом занятии – развлечении, где обобщили полученные знания и поделились своими впечатлениями.
Просмотр готовых мультфильмов. Фильм «Как мы в детском саду снимали мультфильмы». |
Литературные источники:
- Заглада Л. Дети и мультипликация. // Мир семьи. – 2005. – №11.
- Зубкова С. А., Степанова С. В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. №5.
- Ишкова Е. И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.
- Дошкольная педагогика. 2013№ 8. 4. Красный Ю. Е. Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение, 2007.
- Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М. ; 2013.
Технические приспособления:
- Фотоаппарат и штатив;
- Диктофон;
- Ноутбук;
- Принтер;
- Smart-доска;
- Световой песочный стол.
Игровое оборудование:
- Маски-шапочки для инсценировки сказки «День рождения Мишутки» и «Лесные истории»
- Декорации
Наглядный материал:
- Наглядность «Детям о мультипликации»
- Тематический словарь «Современные профессии»
Дидактический материал:
- Д/и «Кому что нужно для работы»
- Д/и «Киностудия»