ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
педагог-психолог Баяшкина О.Н.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Современное образование приобретает личностно ориентированный характер. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие обучающихся в образовательном процессе.
Муниципальное бюджетное учреждение «Центр детского творчества» – это многопрофильное учреждение дополнительного образования, открывающее детям от5 до 18 лет широкий спектр возможностей индивидуального развития.
В Центре детского творчества реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по четырем направлениям: художественное, социально-педагогическое, техническое и естественно-научное.
Задачами психолого-педагогического выявления и сопровождения одаренных детей являются:
содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся;
создание условий для полноценного развития и успешного обучения;
осуществление поддержки и психологической помощи педагогам, родителям в воспитании и образовании детей.
Психолого-педагогическое выявление и сопровождение одаренных детей организовано по таким направлениям, как: психологическое консультирование и просвещение, психопрофилактика, коррекционная работа, психологическая диагностика (в режиме мониторинга).
Психолого-педагогический мониторинг даёт возможностьопределить эффективность образовательного процесса, позволяет обратить внимание на личностное развитие обучающихся по следующим параметрам: коммуникативные навыки, самооценка и творческое развитие.
В 2017-2018 учебном году в мониторинговых исследованиях принимали участие обучающиеся Центра детского творчества, всего 548 человек.
По таким показателям как самооценка и творческое развитие можно проследить динамику развития, т.к. диагностические срезы проводятся как в начале, так и в конце учебного года.
График проведения диагностических исследований
в объединениях ЦДТ на 2017-2018 г.г.
Диагностика | Период проведения диагностики | |||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | |
Выявление коммуникативных склонностей обучающихся
(пособия Р. В. Овчаровой “Справочная книга школьного психолога”) |
Х | |||||||
Уровень самооценки обучающихся
(« Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна ») |
Х | Х | ||||||
Творческое развитие
Тест Э.Торренса |
Х | Х |
Таблица 1
Динамика развития уровня самооценки обучающихся за 2017-2018г.г.
Направления
Деятель ности Параметры |
Уровень самооценки обучающихся
(«Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна ») |
|||||||
Сент. 2017
% |
Май 2018
% |
|||||||
низкий | норма | Очень высокий | низкий | норма | Очень высокий | |||
средний | высокий | средний | высокий | |||||
1. Художественное направление | 45 | 18 | 12 | 25 | 28 | 30 | 27 | 15 |
2.Социально-педагогическое | 33 | 15 | 18 | 29 | 23 | 28 | 29 | 19 |
3. Техническое | 30 | 34 | 8 | 28 | 39 | 23 | 18 | 31 |
4. Естественно-научное | 29 | 23 | 15 | 33 | 17 | 58 | 28 | 15 |
Итого | 34,25 | 22,5 | 13,25 | 28,75 | 26,75 | 34,75 | 25,25 | 20 |
Вывод: В 3 направлениях (80%) наблюдается положительная динамика в развитии уровня самооценки и притязания. Это свидетельствует о хорошем психологическом климате в объединениях Центра. В 1 направлении (техническом) уровень развития самооценки остался стабильно низким. Одной из причин могут быть социальные контакты — отношения вне семьи с одноклассниками, педагогами, друзьями, знакомыми. Детям, особенно в подростковом возрасте, свойственен «дух коллективизма», им важно быть не хуже других (по их мнению), нередко травля одноклассников из-за особенностей внешности, физического или психического развития ребенка крайне негативно сказывается на характере — подросток или замыкается в себе, или становится агрессивным. Психолог в нашем учреждении старается вовремя помочь обучающимся в этих и других проблемах.
Таблица 2
Динамика развития коммуникативных навыков обучающихся
за 2017-2018г.г.
Объедине
ния Параметры |
Выявление коммуникативных склонностей обучающихся (составлена на основе материалов пособия Р. В. Овчаровой “Справочная книга школьного психолога“) |
|||||
Сент. 2017
% |
Май 2018
% |
|||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | |
1. Мягкая игрушка | 34 | 49 | 17 | 19 | 56 | 25 |
2.Увлекательное рукоделие | 43 | 37 | 20 | 21 | 47 | 32 |
3. Хореография | 30 | 55 | 15 | 13 | 41 | 46 |
4. Вокал | 38 | 40 | 22 | 25 | 36 | 39 |
5. Театральная деятельность | 45 | 36 | 19 | 20 | 36 | 44 |
Итого | 38 | 43,4 | 18,6 | 19,6 | 43,2 | 37,2 |
Вывод: При проведении диагностических исследований обучающихся объединений художественной направленности на выявление коммуникативных склонностей, наблюдается положительная динамика обучающихся с высоким и средним уровнем развития: с 17% до 25%(«Мягкая игрушка»),с 20% до 32%(«Увлекательное рукоделие»), с 15% до 46% (Хореография), с 22% до 39% (Вокал) и с 19% до 44% (Театральная деятельность). Повышение уровня сформированности коммуникативных навыков обучающихся обусловлено использованием педагогом-психологом современных форм и методов активизирующего общения, основанные на использовании игр игровых технологий.
Во всех объединениях наблюдается положительная динамика более 80 % в рамках среднего и высокого уровня.
Таблица 3
Динамика развития творческих способностей обучающихся
Объедине
ния Параметры |
Выявление творческих способностей обучающихся (Тест креативности П.Торранса) |
|||||
Сент. 2017
% |
Май 2018
% |
|||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | |
1. Мягкая игрушка | 15 | 50 | 35 | 10 | 42 | 48 |
2.Увлекательное рукоделие | 43 | 37 | 20 | 21 | 47 | 32 |
3. Хореография | 30 | 55 | 15 | 13 | 41 | 46 |
4. Вокал | 38 | 40 | 22 | 25 | 36 | 39 |
5. Театральная деятельность | 45 | 36 | 19 | 20 | 36 | 44 |
Итого | 34,2 | 43,6 | 22,2 | 17,8 | 40,4 | 41,8 |
Вывод: При проведении диагностики обучающихся объединений художественной направленности (так как это направление имеет преобладающее большинство в Центре детского творчества) на выявление творческих способностей, наблюдается положительная динамика развития, более 80% в рамках среднего и высокого уровня.
Так же по данным мониторинга в 2018 году 12,6% детей с повышенным уровнем способностей обучаются по индивидуальным образовательным маршрутам (2017г. – 10,3%, 2016г. – 6,3%). По индивидуальным образовательным программам для детей с повышенным уровнем способностей работают 10,7% педагогов (2017г. – 9,6%, 2016г. – 8,4%)
После каждого диагностического среза проводится консультация с педагогами ЦДТ, предоставляются результаты и рекомендации по выявленным проблемам. Составляется совместный план действий по сопровождению ребёнка в коллективе для полноценного развития и успешного обучения.
Педагогом-психологом МБУ ДО «Центр детского творчества» в 2013 году была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Создай стратегию своего успеха», цель которой сопровождение обучающихся, педагогов, родителей в процессе воспитания, направленного на комплексное развитие личности, выявление и поддержку способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности, развитие творческого и системного мышления, создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности. Занятия, которые проводятся по данной программе содействуют творческому росту и развитию, развивают у детей качества успешной личности, адекватную самооценку, уверенность в себе, эмоциональную устойчивость, развивают умение адекватного отношения к результатам конкурсных мероприятий, уверенность в себе, освобождают от напряжения после конкурса.
№п/п | Наименование мероприятий | Форма контроля |
1 | Знакомство. Введение в образовательную программу | |
2 | Влияние мыслей и эмоций на эффективность деятельности. Самооценка эмоциональных состояний | Опросник Р.Б. Кеттелла
методика |
3 | Методика оценки общей одаренности | диагностический тест |
4 | Карта интересов | анкетирование |
5 | Изучение личностных особенностей (тест Кейрси) | диагностический тест |
6 | Диагностика креативных способностей | опросник Дж.Ринзулли |
7 | Диагностика интеллектуальных особенностей | подростковый вариант Кеттела (12-16 лет) |
8 | Методика «Интеллектуальный портрет» | |
9 | Опросник креативности Джонса, адапт.Туник | опросник |
10 | Тест Торренса «Завершение картинок» | диагностический тест |
Ежегодно и традиционно на базе Центра проводятся муниципальные этапы конкурсов, таких как:
- «Искорки Тамбовщины»;
- «Звездочки Тамбовщины», предусматривающие индивидуальные участия детей старшего, среднего и младшего возраста (ежегодно).
- «Православная культура Тамбовского края»
- Литературно-художественного и декоративно-прикладного творчества.
Таким образом, практические результаты психолого-педагогического сопровождения свидетельствуют, что процесс выявления и развития потенциальных способностей детей, организация работы с ними должна быть не стихийной, а хорошо продуманной и организованной. Только тогда осознанное и целенаправленное использование комплекса психолого-педагогических условий организации обучения будет содействовать получению высоких результатов в развитии одаренности наших воспитанников.
Используемая литература:
- Журнал «Дополнительное образование» 10/2002
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1993. – 144 с..
- Игры – обучение, тренинг, досуг… в 4 книгах. – М.: Новая школа, 1994. – 368.
- Арефьев И.П. Дидактический материал по курсу “Твоя профессиональная карьера” // И.П. Арефьев, Т.В. Васильева и др., 2-е изд. – М: Просвещение, 2000.
- Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Часть 2. М.: Генезис.2001
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. – М.: ТЦ Сфера, 2003
- Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991
- Грецов А.Г., Попова Е.Г. Исправь своё настроение сам.
- Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся 6–11 класс.– М.: Вако, 2006
- Ефремцева, С.А. Тренинг общения для старшеклассников /Под ред. Ю.З. Гильбурха. – Киев, 1994
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Ростов н/Д: Феникс, 2007