Наставничество как инновационная форма организации образовательного процесса в дополнительном образовании на примере МБУ Аннинского ЦДО «РИТМ»
Фролова Ольга Игоревна,
заместитель директора по УВР, педагог дополнительного
образования МБУ Аннинского ЦДО «РИТМ»
Современный педагог сегодня является участником качественных изменений, происходящих в системе образования. Перед учреждениями дополнительного образования стоят новые задачи, которые предусмотрены различными нормативными документами. В частности, федеральный проект «Успех каждого ребёнка» нацелен на обновление содержания дополнительного образования, повышение качества и вариативности дополнительных программ. Все эти преобразования невозможны без профессионального совершенствования педагогических кадров. Огромное значение здесь приобретает вопрос формирования кадрового потенциала учреждения, а особенно остро – привлечение и закрепление молодых педагогов.
Профессиональное становление молодого специалиста? трудовая адаптация возможны через создание системы наставничества в рамках образовательной организации. Система дополнительного образования, в свою очередь, специфична, требует гибкости профессиональных компетенций педагога. С какими же проблемами часто сталкиваются начинающие педагоги и педагоги, пришедшие в новую область или направленность?
Для МБУ Аннинского ЦДО «РИТМ» именно момент вхождения в проект «Успех каждого ребёнка» стал переломным в определении значимости внедрения системы наставничества в учреждении. Процесс наставничества осуществлялся в учреждении ситуационно, по мере необходимости и был достаточно успешным. Но сопровождение педагогов осуществлялось в короткие сроки, было узконаправленным.
В 2020 – 2021 учебном году в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» на базе МБУ Аннинского ЦДО «РИТМ» организовано 440 новых мест для обучающихся технической направленности по 8 дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. Сегодня, спустя 2 года, мы можем сделать анализ сложившейся ситуации.
Администрация учреждения столкнулись с рядом важных вопросов: привлечение перспективных специалистов, разработка качественно новых дополнительных общеобразовательных программ, открытие новых областей знаний. Прежде чем решать задачи наставничества в условиях учреждения дополнительного образования, необходимо проанализировать кадровый ресурс педагогического коллектива. Исходя из специфики образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования, наставничество необходимо не только молодому специалисту, а так называемым начинающим педагогическим работникам. Соответственно можно выделить некоторые категории педагогов, которые больше всех нуждаются в помощи наставника: молодой педагог – выпускник педагогического университета; педагог с опытом работы в учреждениях общего образования; специалисты по профилю предмета, не имеющие педагогического образования.
С какими же проблемами зачастую сталкиваются начинающие педагоги? Как правило, нынешним выпускникам педагогических университетов и педагогам, пришедшим из учреждений общего образования, не хватает специальных теоретических знаний и практических умений для работы в системе дополнительного образования, так как в основном они имеют подготовку по квалификации «учитель». На практике можно наблюдать ситуацию расхождения их базовой подготовки с теми задачами, которые решаются в нашем учреждении.
Активно в учреждения дополнительного образования привлекаются специалисты из других профессиональных областей, что позволяет нам расширить востребованные для современных детей направления, такие как: техническое, естественнонаучное, военно-патриотическое. И конечно, данным специалистам в большей степени требуется методическая помощь.
Именно поэтому необходимо развивать систему наставничества в коллективе, которая бы помогла «начинающему» педагогу избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию.
Основная цель наставничества – создание социально-психологических и организационно-методических условий для успешной адаптации начинающего специалиста.
Следует отметить, что уровень развития учреждения до реализации программы «Успех каждого ребёнка» был достаточно высоким. Именно системность, увлечённость педагогического состава, постоянный поиск нового позволили нам осуществить задуманное. Но, в то же время, ввиду стремительного развития технологий, быстрого устаревания знаний, приоритетности новых компетенций предстояло в достаточно короткий срок пройти подготовку и адаптацию не только в смежных, похожих областях технического творчества согласно своему направлению, но и в абсолютно новых. Здесь же происходило массовое привлечение педагогов-совместителей и специалистов из других учреждений. Специфика дополнительного образования представляет педагогу широкий спектр возможностей, где, в то же время, легко затеряться. В дополнительное образование приходят увлечённые дети, обладающие или претендующие на приобретение знаний в какой-либо направленности. Здесь перед педагогом встаёт вопрос универсальности, удержания внимания и интереса, где в себе необходимо «разбудить» педагога-новатора, педагога-творца, способного ежедневно отвечать веяниям современности, быть интересным. Отвечая вызовам современности, в учреждении были разработаны локальные акты: Положение о системе наставничества в МБУ Аннинском ЦДО «РИТМ», сформированы наставнические группы, созданы персонализированные программы наставничества.
Из опыта работы нашего учреждения следует отметить, что система наставничества позволили организовать команды наставников, где в тесном тандеме созданы программы сопровождения как молодых педагогов, только пришедших в профессию, так и педагогов, нуждающихся в адаптации к условиям функционирования дополнительного образования.
Для нашего учреждения функциональной оказалась работа именно команды наставников: заместителя директора по УВР, методиста, старшего педагога дополнительного образования.
На сегодняшний день в МБУ Аннинском ЦДО «РИТМ» сложилась актуальная система наставничества, осуществляющая сопровождение педагогов по трём основным типам программ:
- «Шаг в профессию» – программа сопровождения, нацеленная на поддержку молодого педагога, только пришедшего в профессию из высшего учебного заведения.
- «Расширяя горизонты» – программа сопровождения, нацеленная на поддержку учителей из ОО, пришедших в дополнительное образование в качестве внешних совместителей или основным работником.
- «Педагогический дебют» – программа сопровождения для специалистов по профилю предмета, не имеющие педагогического образования.
Каждая из представленных программ имеет общие и частные этапы, нацеленные на выполнение конкретных задач. За период работы наставнических групп выявлены функциональные методы и приёмы сопровождения, лучшие практики, которые практически доказали значимость в достижении поставленных целей: синквейн «Я- педагог дополнительного образования», деловая игра «Нормативные документы в дополнительном образовании», час общения «О себе», «Копилка педагогических идей», «Педагогические дуэты и трио: готовим мероприятие», «Педагогический кейс», «Аттестация – мой результат» и другие. Сами программы представляют собой комплекс этапов, содержащих промежуточные цели, ведущие в конечном итоге к основной.
Несомненно, именно системная работа является залогом успешного формирования начинающего специалиста. В нашем учреждении за 2 года привлечено 8 внешних совместителей из школ района, 1 специалист IT-сферы и 1 молодой педагог. Вхождение некоторых коллег сопровождается и в настоящее время, другие – успешно закрепились и достигли определённых качественных результатов: программы дополнительного образования востребованы, контингент обучающихся является постоянным и сохраняется в процессе реализации программы, занятия вызывают интерес, педагоги и их обучающиеся показывают достойные результаты в конкурсных мероприятиях различных уровней, делятся опытом на семинарах, вебинарах.