Методическая разработка «Путешествие в лес». Сценарий туристического похода (дети 5–6 лет)

ФИО: Афонина Н.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1617
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка «Путешествие в лес». Сценарий туристического похода (дети 5–6 лет)
Итоговая оценка: 2 место,  74 баллов(-а)



Методическая разработка «Путешествие в лес». Сценарий туристического похода (дети 5–6 лет)

Возрастная группа: 5-6 лет

Форма проведенияТуристический поход

Методические приемы : объяснение, показ, поощрение, практическое выполнение, итог

Оборудование: обручи, мячи, корзины с шишками, кормушки, корм для птиц

УчастникиДети, педагоги, Волк, Баба-Яга, Лесовик (родители)

Планируемый результат: через игру развить у детей коммуникабельность, двигательные навыки, умение контактировать, взаимодействовать друг с другом; познакомиться с элементарными навыками туризма

Цель: Содействовать физическому, познавательному и нравственному развитию участников образовательного процесса детей, посредством туристических прогулок. Основная цель проведения прогулок – походов заключается в сохранении и укреплении здоровья воспитанников, расширении функциональных возможностей растущего организма, развитии психофизических качеств, мотивации воспитанников на здоровый образ жизни.

Данная цель достигается путем решения следующих задач

Задачи:

– формирование у детей представлений о туристическом походе;

– совершенствование двигательных навыков и физических качеств детей;

– повышение уровня двигательной активности, укрепление здоровья;

– закрепление навыков безопасного поведения на природе;

– воспитание бережного отношения к природе.

– заинтересовать родителей в использовании детского туризма, как средства здорового семейного отдыха

– формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе туристской деятельности

Пояснительная записка

Введение:

Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Ценными считаются те формы физической культуры, которые обеспечивают комплексное решение задач как в плане физического, так и в плане общего развития ребёнка. Одной из таких форм являются прогулки – походы с элементами туризма. Во-первых, они позволяют повысить двигательную активность ребёнка, улучшить физическую подготовку, укреплять его здоровье. Во-вторых, прогулки-походы, наряду с подвижными играми, способствуют формированию нравственных качеств, таких как коллективизм, гуманизм, патриотизм, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Актуальность:

Дошкольный туризм – одна из многообразных форм организации двигательной деятельности в природе.

Нельзя недооценивать того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет эти потребности ребят. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, повышают иммунитет ребенка. В лесу дети насыщают свой организм кислородом, что благотворно действует на весь организм ребенка, повышается эмоциональный настрой и увеличивается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в детском саду. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять сущность каждого из ребят и найти индивидуальный подход к ним, что способствует настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в дальнейшую жизнь. В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, познавательная, трудовая, физическая, эстетическая и др. Предлагаемая система работы по использованию элементарных форм туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.

Организаторы проведения прогулок – походов должны владеть определённой методикой по организации данного мероприятия. Он должен знать признаки утомляемости детей, уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Определяя место походов в режиме дня, следует отметить, что их длительность зависит от возраста, подготовленности детей, сезона и вида похода (пешеходный, велосипедный, лыжный). Лучшее время для похода сразу после завтрака. Желательно планировать его на конец недели, чтобы обеспечить активный отдых детей.

Туристическая прогулка-поход – это форма организации туристической деятельности, предполагает кратковременное пребывание в природных условиях (3-4 часов) и овладение некоторыми элементарными туристическими навыками.

Туристические – прогулки с дошкольниками за пределы детского сада рекомендуется проводить в осенне – зимний период, когда снижается возможность укусов клещей или в обязательном порядке применять меры безопасности, так как укусы могут нести опасность заражения серьёзным заболеванием энцефалитом. Педагоги и родители должны об этом помнить.

Подготовительный этап:

На подготовительном этапе, педагогами дошкольного учреждения: старший воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели групп старшего и подготовительного к школе возраста разрабатывается план по приобщению детей к туризму. Проводили беседу, в процессе которой дети получат необходимые знания о туризме и предстоящем походеДошкольники овладевают специальными терминамитурист, палатка, рюкзак, спальный мешок, компас, маршрут, карта.

Разрабатывается маршрут похода, определяем места остановок, продумываем необходимое снаряжение. Составляем карту–схему похода, определяем места стоянок в соответствии с планом. Приглашаем в поход медицинского работника, родителей и дети с детского сада «Лучик». Беседуем с детьми о ПДД, правилах поведения в лесу.

Дети вместе с педагогами, родителями отправляются в туристический поход.

По дороге их ждут разные приключения.

Основной этап

  • Согласование с участниками туристического похода даты, места проведения.
  • Ознакомление всех участников с содержанием похода.
  • Обсуждение снаряжения и спортивного инвентаря, которое необходимо взять с собой.
  • Совместный сбор и отправление к месту проведения туристического похода, собственное воплощение сценария проведения.

Заключительный этап

  • Анализ работы по организации и проведению туристических походов.
  • Дальнейшее планирование проведения туристических походов.

Структура проведения пеших прогулок-походов

  1. Организационное начало (до 5 мин.)

Цель: сообщение задачи и краткого содержания предстоящей прогулки, проверка состояния личного снаряжения и готовности к походу.

Создается игровая мотивация (персонаж, письмо и т. д., рассматривание и обсуждение маршрута., создать проблемную ситуацию.

  1. Движение по разработанному маршруту.

Используются 2 вида приемов для обогащения двигательного опыта детей:

  1. Способствующие установлению взаимосвязи и преемственности в содержании организованной и самостоятельной двигательной деятельности: напоминание. Вопросы. Включение тех пособий и атрибутов, с которыми детивыполняли упражнения на физкультурных занятиях, помощь педагога в организации игр;
  2. Направленные на овладение навыками движения, которые можно выполнять только в природных условиях: проблемные вопросы и задания, стимулирующие творческую активность;
  3. Привлечь детей к выполнению социально значимой работы: покормить птиц, очистить поляну от мусора, накрыть «стол»для всей группы и т. д.

Ход мероприятия

1 остановка

Педагог: Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в туристический поход.

Вы готовы сегодня быть настоящими туристами(да)

А кто такие туристы?

Туристы – люди, которые любят путешествовать. Отправляясь в поход, они надевают

удобную одежду, и берут с собой рюкзак.

А что же турист положит в свой рюкзачок? (ответы детей)

А ещё туристы соблюдают правила. Какие? (не мусорить, оберегать природу); разводить костёр – не ради забавы; разводит костёр только взрослый; для дров нельзя ломать живые деревья; перед уходом костёр залить водой.

(Письмо)

Посмотрите, ребята, к нам пришло письмо от лесничего деда Луки.

Вот что он пишет!

Дорогие мои маленькие друзья! Я узнал,что вы идете в поход в лес,я буду очень рад встрече с вами. Я очень прошу вас помочь мне навести порядок на моей полянке и помочь мне позаботиться о птицах, ведь скоро станет холодно. Очень жду вашей помощи! Ваш Лесовичок!

Вы готовы? (да) Тогда вперёд

 

Дети отправляются дальше.

2 остановка

Из кустов выбегает Волк

Кто в лесу гуляет

Кто мне охотиться мешает?

Педагог: Не сердись, волк, мы идем к Лесовичку в гости.

А скажи, Волк, нам, чем ты занят по утрам?

Волк:

Я, ребята, ранний зверь, вы уж в этом мне поверьте

Педагог: Расскажи нам по-порядку, часто ль делаешь зарядку?

Волк: Нет! Зарядку то, ребята, Я не делал никогда

Педагог: Мы тебя научим, Волк:

Рядом с нами ты вставай

Все за нами повторяй

Игра – разминка

(все выполняют)

Волк:

Ну, спасибо научили, теперь я каждый день буду зарядку делать.

Вы отправились к хозяину леса, значит, вам надо знать как надо вести себя в лесу? (Ответы детей)

3 остановка

Выбегает Баба- яга (на метле) : «Ха-ха- ха. Я – носатая, я – клыкастая, в ступе летаю, детей пугаю!»

Педагог: Кто это? Дети : Баба-яга

Я – бабусенька, я – ягусенька! Что вы делаете в моем лесу, я вас дальше не пущу, дальше могут пройти только сильные и смелые, а вы не такие

Педагог: Наши дети молодцы – Сильные, умелые, дружные и смелые и мы сейчас это докажем

Баба – Яга: А это мы сейчас проверим, поиграем в игру

Подвижная игра «Замри»

Б. Я. Раз, два, три – замри!

Кто рукою шевельнёт, тот со мною в лес пойдёт!

(дети замирают на месте, а баба-яга смотрит, чтоб никто не двигался)

Подвижная игра«Удочка с метлой!»

Баба-Яга: Ой, я даже устала, вы правда очень быстрые и ловкие ребята, я думаю, что вы можете остаться здесь

Педагог: Спасибо баба-яга, теперь ты нам скажешь, где дом лесовика?

Баба-Яга: Так и быть скажу, вон на той полянке

 

Лесовик: Здравствуйте, ребята. Вижу, вы нашли дорогу в мой лес, вы получили мое письмо, поможете мне убрать мусор и накормить птичек.

Дети убирают мусор и вешают кормушки.

 

Лес – большой друг не только человеку, но и птицам и зверям.

Сейчас я проверю, какие вы знатоки!

-Какие деревья растут в моём лесу?

(ответы детей)

Ребята, а кто же в лесу главные жители? (птицы, звери)

А какие птицы живут в моём лесу? (ответы детей)– А какие звери живут в моем лесу?

-Молодцы вы справились со всеми вопросами, а теперь давайте посоревнуемся и разделимся на две команды. Сегодня судить вас будут жюри в составе… (родители и педагоги детского сада «Росинка», детского сада «Лучик»

Дети делятся на две команды: команда «Росинка», команда «Лучик»

Эстафеты

  1. Эстафета с мячом
  2. Попади шишкой в цель (метание в обруч)
  3. Пролезай в норку (в обруч)
  4. Перепрыгивание из обруча в обруч

 

Жюри подводит итоги, вручает грамоты

Лесовичок: Ну а теперь сюрприз – пикник (чаепитие) совместное родители и дети.