Конспект по экспериментированию в подготовительной группе «В лаборатории материалов».
Цель: формирование у детей познавательного интереса к окружающему миру.
Задачи:
- Расширять и закреплять знания детей об окружающем мире.
- Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
- Развивать умение анализировать и делать выводы.
- Совершенствовать умение определять свойства разных материалов с помощью опыта.
- Формировать представления о взаимосвязи человека и природы.
- Продолжать развивать умение общаться друг с другом, формировать инициативность, самостоятельность и творчество.
Методы и приемы : беседа, рассматривание плаката «Лаборатория материалов», поощрение, дидактическая игра, игровая ситуация – поход в лабораторию материалов, письмо Незнайки, опытно – экспериментальная деятельность, социо – игровая технология.
Дифференцированный подход:
А – определение свойств материала самостоятельно.
Б – определение свойств материала с помощью схемы «Свойства предметов».
Предварительная работа : беседы, рассматривание иллюстраций в энциклопедии, альбомов «Мир бумаги», «Виды тканей», д/и «Чудесный мешочек», «Узнай из чего я сделан», экскурсии в библиотеку, музей «Русская изба», чтение детской научно-познавательной литературы, опытно – экспериментальная деятельность: игры с водой, опыты «Свойства материалов», продуктивная деятельность (поделки из бумаги, ткани, глины).
Индивидуальная работа: помочь организовать опыт с водой (при затруднении).
Средства: письмо Незнайки; плакат «Лаборатория материалов; по количеству детей: карточки с изображениями предметов из дерева, металла и пластмассы трёх цветов, кусочки резины ,ткани, бумаги, геометрические фигуры; настольные карточки с изображениями предметов из резины, ткани, бумаги, картинки трёх цветов с предметами из дерева, металла и пластмассы, тремя геометрическими фигурами; 3 мешочка с предметами из дерева, пластмассы и металла, конверты с заданиями (картинки с изображениями предметов из бумаги, ткани и резины, кусочки бумаги, дерева и резины), ёмкости с водой, схема «Свойства предмета».
Ход занятия:
Письмо Незнайки:
«Здравствуйте, ребята. Слышал, что в вашей группе умные и сообразительные ребята, мне нужна ваша помощь. Захотел я кораблик попускать в ручейке, сложил кораблик из бумаги, получился хороший, но только плавал недолго, утонул, попробовал сделать из металла, уж он- то, думаю, точно не промокнет, прочный, а он взял и утонул. Из чего же мне сделать кораблик? Помогите, пожалуйста! Подскажите!»
-Как же нам помочь? (ответы детей)
-Ребята, вы правильно все говорите, а, чтобы Незнайка все понял, мы ему еще и покажем, какими свойствами обладают разные материалы. Посмотрите, здесь недалеко находится лаборатория, где проводят разные опыты. Но чтобы туда попасть, надо выполнить задание. Разбирайте картинки (предметы трёх цветов). У кого предметы красного цвета, проходите за красный стол, зеленого – за зеленый, синего – за синий.
Выбираем капитанов.
1 задание «Из какого материала этот предмет?»
Капитаны выбирают мешочки (в мешочках предметы из разного материала: дерево, металл, пластмасса).
Вам нужно сказать, из какого материала сделаны предметы, которые находятся в мешочке.
Обсуждение.
Ответы.
А теперь выбираем материал (кусочки резины, ткани, бумаги). Рассаживаемся за столы, где находятся предметы, сделанные из выбранного вами материала.
Выбираем капитана.
2 задание «Что можно сделать?».
В конвертах находятся иллюстрации с разными предметами. Вам нужно выбрать те, которые сделаны из вашего материала. (В конвертах находятся картинки с предметами из бумаги, ткани и резины).
Капитаны выбирают конверт.
Обсуждение.
Ответы.
Теперь выбираем геометрические фигуры. Садимся за столы со своими геометрическими фигурами.
Выбираем капитана.
3 задание «Свойства материала».
Вам надо рассказать и показать, какими свойствами обладают материалы, которые находятся в конверте (в конверте лежат кусочки бумаги, дерева и резины). Для опытов на столах у вас стоят ёмкости с водой.
– Капитаны, выбирайте конверт.
Обсуждение.
Ответы.
-Молодцы! Понравилось вам в лаборатории? Что больше? Что было сложно? Что легко? Что нового узнали?
(Ответы детей).
Сегодня мы показали Незнайке, из каких материалов делают разные предметы и какими свойствами они обладают. И объяснили, что именно знания о свойствах материалов люди используют при производстве предметов. Нам с вами пора уходить из лаборатории. Но, если вы захотите, мы сюда вернемся, ведь мир полон загадок. И у нас с вами, впереди новые открытия!