«Методы и подходы к процессу обучения в преподавании химии в свете новых стандартов образования»
Фирсова Наталия Константиновна, учитель химии
Муниципальное образовательное учреждение
«Лицей № 107» Волжского р-на г. Саратова
В условиях перехода на химические образования на ФГОС переосмысливается роль учителя химии в процессе образования. Теперь роль учителя заключается в большей степени в организации учебной деятельности обучающихся на всех этапах урока. Как отмечает в своей статье О.П. Золотарева, организация информационно-образовательной среды посредством применения современных средств и технологий обучения, которая будет помножена на неустанный контроль за качеством полученных компетенций, даст возможность учителям обучать учащихся учиться. В условиях перехода на новые ФГОС именно указанные направления в методике преподавания химии являются наиболее значимыми.
ФГОС второго поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам учащихся, включая метапредметные требования освоения межпредметных понятий и универсальных учебных действий, а также способностей в организации построения собственной индивидуальной образовательной траектории, овладения навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности.
В процессе анализа ключевых характеристик инновационных технологий образования удалось выделить специфические методы и подходы к преподаванию на разных ступенях образования:
– Проектно-исследовательская деятельность;
– Использование ИКТ;
– Личностно-деятельностный подход;
– Портфолио достижений;
– Здоровьесберегающие технологии.
Химия по своей природе является экспериментальной наукой, в связи с чем, в основе преподавания данного предмета положен химический эксперимент как источник знаний; выдвижение и проверка гипотез, как средство закрепления полученных знаний. При этом важно, чтобы учитель смог сделать так, чтобы сложный учебный труд приносил учащимся удовлетворение и возникало стремление вновь и вновь постигать неизведанное. С целью эффективного усвоения колоссального объема теоретического материала необходимо увеличить самостоятельную работу обучающихся, ведь известно, что самостоятельно добытые знания оказываются гораздо прочнее нежели полученные пассивно.
В рамках данного исследования остановимся более подробно на первых двух технологиях, потому как именно они являются на сегодняшний день наиболее эффективными и популярными в образовательном пространстве.
Итак, на разных уровнях образования исследовательская деятельность обучающихся обладает своими специфическими функциями. В основной школе – формирование и развитие у обучающихся способностей занимать исследовательскую позицию и самостоятельно ставить, и достигать целей учебной деятельности на базе осуществления элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана. В старшей школе – формирование и развитие исследовательской компетенции и предпрофессиональных умений и навыков как базы профильного обучения. Во внеурочной деятельности – создание необходимых условий для формирования и развития способностей учащихся в соответствии с их потребностями в условиях гибких программ образования и индивидуального сопровождения.
Исследовательская деятельность на уроках химии осуществляется в процессе непосредственно урока и во внеурочное время. Во время урока учащиеся разрабатывают проект по новой теме и на уроке освещают тему с различных позиций. Во внеурочное время учащиеся работают над индивидуальным проектом, на тему, которая интересует их лично, и представляют продукт своей проектно-исследовательской деятельности на конференциях, выставках и т.п.
Необходимо также отметить, что в системе работы по организации проектно-исследовательской деятельности, которая нацелена на формирование и развитие интереса к химии, а также развитие ключевых компетенций обучающихся имеется несколько этапов:
- Этап формирования умений и навыков работы над проектами по химии (8-9 классы);
- Практико-ориентированный этап характеризуется применением учащимися знаний, умений и навыков в разных ситуациях, и нестандартных в том числе (9-10 классы);
- Творческий этап характеризуется максимально свободным и нетрадиционным подходом к оформлению творческого продукта (10-11 классы).
Таким образом, исследовательская деятельность, которая закрепляется новыми ФГОС, обеспечивает доступ к самым разным источникам информации, ресурсам, и дает возможность обогатить содержание образования, придает ему логико-поисковый характер, а также решает проблему поиска путей и средств активизации познавательной активности обучающихся, формирования и развития их творческих потенций, стимуляции умственной деятельности.
Помимо проектно-исследовательской деятельности, формированию и развитию познавательного интереса способствуют ИКТ технологии с применением мультимедийных средств. Наличие компьютерных классов, интерактивных досок на уроках, компьютерных микролабораторий, мультимедийных пособий дает возможность раскрыть новые пути в развитии мышления, открывая новые горизонты для активного обучения и развития.
В процессе преподавания химии применение ИКТ технологий эффективно на разных этапах урока, так к примеру, объяснение новой темы возможно посредством электронных учебников, изданий, презентаций; закрепление пройденной темы возможно проводить в форме обучающего тестирования; во время осуществления химического практикума и при контроле знаний целесообразна виртуальная лаборатория.
Использовать ИКТ технологии в педагогической деятельности возможно по нескольким направлениям, таким как: программная поддержка курса, контроль знаний, презентация к урокам, проектная деятельность, интернет-уроки.
Отдельно хотелось бы отметить интернет-уроки, посредством которых возможно применение ИКТ в процессе обучения. Непосредственно на уроках учитель совместно у учащимися совершает своеобразные виртуальные «путешествия» на производства разных химических веществ, виртуальные музеи, открывают электронные учебники, могут узнать о жизни выдающихся деятелей в области химии, ответить на вопросы online-тестирования.
Таким образом, с введением ФГОС в образовательный процесс значительно изменилась система содержания и схема построения курса химии в школе. Помимо этого, произошли перемены в непосредственно преподавательской деятельности. Теперь учитель – участник процесса обучения, соратник и помощник в поиске нового знания, организатор ученого процесса.
На первый план стал выходит самостоятельный поиск учащимися нового знания, продиктованный системно-деятельностным подходом. В связи с этим, возникли и приобрели большую популярность в образовательном пространстве инновационные педагогические технологии, такие как ИКТ технологии и проектно-исследовательская деятельность. Такие технологии обучения позволяют учащимся шире использовать огромный информационный потенциал для решения поставленной проблемной задачи, тем самым развивая познавательный интерес к предмету и творческий потенциал.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Маркина, И. В. Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки учебных занятий [Текст] / И. В. Маркина. – Ярославль. : Академия Развития, 2021. – 250 с.
- Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы [Текст] / В. С. Леднев. – Спб. : Питер, 2011. – 230 с.
- Чернобельская, Г. М. Теория и методика обучения химии [Текст] / Г. М. Чернобельская. – М. : Дрофа, 2016. – 350 с.
- Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Национальная ассоциация развития образования и науки. – М., 2018. – Режим обращения : https://fgos.ru/ (дата обращения : 27.04.2020).
- Золотарева, О. П. Особенность преподавания химии в условиях ФГОС [Электронный ресурс]. – Дубна, 2018. – Режим обращения :
(дата обращения : 28.04.2020).