«Методы и подходы к процессу обучения в преподавании химии в свете новых стандартов образования»

ФИО: Фирсова Н.К.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1638
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: «Методы и подходы к процессу обучения в преподавании химии в свете новых стандартов образования»
Итоговая оценка: 2 место,  74 баллов(-а)



«Методы и подходы к процессу обучения в преподавании химии в свете новых стандартов образования»

Фирсова Наталия Константиновна, учитель химии 

Муниципальное образовательное учреждение 

«Лицей № 107» Волжского р-на г. Саратова

В условиях перехода на химические образования на ФГОС переосмысливается роль учителя химии в процессе образования. Теперь роль учителя заключается в большей степени в организации учебной деятельности обучающихся на всех этапах урока. Как отмечает в своей статье О.П. Золотарева, организация информационно-образовательной среды посредством применения современных средств и технологий обучения, которая будет помножена на неустанный контроль за качеством полученных компетенций, даст возможность учителям обучать учащихся учиться. В условиях перехода на новые ФГОС именно указанные направления в методике преподавания химии являются наиболее значимыми. 

ФГОС второго поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам учащихся, включая метапредметные требования освоения межпредметных понятий и универсальных учебных действий, а также способностей в организации построения собственной индивидуальной образовательной траектории, овладения навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности. 

В процессе анализа ключевых характеристик инновационных технологий образования удалось выделить специфические методы и подходы к преподаванию на разных ступенях образования: 

– Проектно-исследовательская деятельность; 

– Использование ИКТ; 

– Личностно-деятельностный подход; 

– Портфолио достижений; 

– Здоровьесберегающие технологии.

Химия по своей природе является экспериментальной наукой, в связи с чем, в основе преподавания данного предмета положен химический эксперимент как источник знаний; выдвижение и проверка гипотез, как средство закрепления полученных знаний. При этом важно, чтобы учитель смог сделать так, чтобы сложный учебный труд приносил учащимся удовлетворение и возникало стремление вновь и вновь постигать неизведанное. С целью эффективного усвоения колоссального объема теоретического материала необходимо увеличить самостоятельную работу обучающихся, ведь известно, что самостоятельно добытые знания оказываются гораздо прочнее нежели полученные пассивно. 

В рамках данного исследования остановимся более подробно на первых двух технологиях, потому как именно они являются на сегодняшний день наиболее эффективными и популярными в образовательном пространстве.

Итак, на разных уровнях образования исследовательская деятельность обучающихся обладает своими специфическими функциями. В основной школе – формирование и развитие у обучающихся способностей занимать исследовательскую позицию и самостоятельно ставить, и достигать целей учебной деятельности на базе осуществления элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана. В старшей школе – формирование и развитие исследовательской компетенции и предпрофессиональных умений и навыков как базы профильного обучения. Во внеурочной деятельности – создание необходимых условий для формирования и развития способностей учащихся в соответствии с их потребностями в условиях гибких программ образования и индивидуального сопровождения. 

Исследовательская деятельность на уроках химии осуществляется в процессе непосредственно урока и во внеурочное время. Во время урока учащиеся разрабатывают проект по новой теме и на уроке освещают тему с различных позиций. Во внеурочное время учащиеся работают над индивидуальным проектом, на тему, которая интересует их лично, и представляют продукт своей проектно-исследовательской деятельности на конференциях, выставках и т.п. 

Необходимо также отметить, что в системе работы по организации проектно-исследовательской деятельности, которая нацелена на формирование и развитие интереса к химии, а также развитие ключевых компетенций обучающихся имеется несколько этапов: 

  1. Этап формирования умений и навыков работы над проектами по химии (8-9 классы);
  2. Практико-ориентированный этап характеризуется применением учащимися знаний, умений и навыков в разных ситуациях, и нестандартных в том числе (9-10 классы);
  3. Творческий этап характеризуется максимально свободным и нетрадиционным подходом к оформлению творческого продукта (10-11 классы).

Таким образом, исследовательская деятельность, которая закрепляется новыми ФГОС, обеспечивает доступ к самым разным источникам информации, ресурсам, и дает возможность обогатить содержание образования, придает ему логико-поисковый характер, а также решает проблему поиска путей и средств активизации познавательной активности обучающихся, формирования и развития их творческих потенций, стимуляции умственной деятельности. 

Помимо проектно-исследовательской деятельности, формированию и развитию познавательного интереса способствуют ИКТ технологии с применением мультимедийных средств. Наличие компьютерных классов, интерактивных досок на уроках, компьютерных микролабораторий, мультимедийных пособий дает возможность раскрыть новые пути в развитии мышления, открывая новые горизонты для активного обучения и развития. 

В процессе преподавания химии применение ИКТ технологий эффективно на разных этапах урока, так к примеру, объяснение новой темы возможно посредством электронных учебников, изданий, презентаций; закрепление пройденной темы возможно проводить в форме обучающего тестирования; во время осуществления химического практикума и при контроле знаний целесообразна виртуальная лаборатория. 

Использовать ИКТ технологии в педагогической деятельности возможно по нескольким направлениям, таким как: программная поддержка курса, контроль знаний, презентация к урокам, проектная деятельность, интернет-уроки. 

Отдельно хотелось бы отметить интернет-уроки, посредством которых возможно применение ИКТ в процессе обучения. Непосредственно на уроках учитель совместно у учащимися совершает своеобразные виртуальные «путешествия» на производства разных химических веществ, виртуальные музеи, открывают электронные учебники, могут узнать о жизни выдающихся деятелей в области химии, ответить на вопросы online-тестирования. 

Таким образом, с введением ФГОС в образовательный процесс значительно изменилась система содержания и схема построения курса химии в школе. Помимо этого, произошли перемены в непосредственно преподавательской деятельности. Теперь учитель – участник процесса обучения, соратник и помощник в поиске нового знания, организатор ученого процесса. 

На первый план стал выходит самостоятельный поиск учащимися нового знания, продиктованный системно-деятельностным подходом. В связи с этим, возникли и приобрели большую популярность в образовательном пространстве инновационные педагогические технологии, такие как ИКТ технологии и проектно-исследовательская деятельность. Такие технологии обучения позволяют учащимся шире использовать огромный информационный потенциал для решения поставленной проблемной задачи, тем самым развивая познавательный интерес к предмету и творческий потенциал. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Маркина, И. В. Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки учебных занятий [Текст] / И. В. Маркина. – Ярославль. : Академия Развития, 2021. – 250 с.
  2. Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы [Текст] / В. С. Леднев. – Спб. : Питер, 2011. – 230 с.
  3. Чернобельская, Г. М. Теория и методика обучения химии [Текст] / Г. М. Чернобельская. – М. : Дрофа, 2016. – 350 с. 
  4. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Национальная ассоциация развития образования и науки. – М., 2018. – Режим обращения : https://fgos.ru/ (дата обращения : 27.04.2020).
  5. Золотарева, О. П. Особенность преподавания химии в условиях ФГОС [Электронный ресурс]. – Дубна, 2018. – Режим обращения :
    #

    (дата обращения : 28.04.2020).