Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения качества воспитательной работы

ФИО: Тарасова В.С.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1648
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Интеграция цифровых технологий в образовательные процессы», в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Наименование конкурсной работы: Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения качества воспитательной работы
Итоговая оценка: 2 место,  70 баллов(-а)



ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

 Использование возможностей

цифровой образовательной среды

для повышения качества воспитательной работы

Подготовила:

Тарасова Вера Сергеевна,

воспитатель,

первая квалификационная категория

2023 г.

Применение ИКТ в образовательном процессе в школе для детей с нарушением слуха позволяет решать одну из важных задач образовательно-воспитательного процесса – повышение уровня знаний. А, следовательно, решает задачи, поставленные перед школой современным обществом.

Использование информационных технологий имеет особенно большое значение в системе обучения и социальной реабилитации детей с нарушением слуха, так как ведущий анализатор у таких детей – зрительный. Они лучше усваивают материал, имея перед собой зрительные  опоры.

Зрительное восприятие – основной способ расширения кругозора неслышащих школьников, который обеспечивает возможности общения с другими людьми и восприятие обращённой речи.

Внимание школьника с нарушенным слухом зависит от качества наглядности дидактического материала.

Развитие словесно-логического мышления зависит от наглядно-образного, в связи с этим для успешного усвоения материала необходимо использовать наглядность.

Вышеперечисленные особенности развития свидетельствуют о том, что целесообразно использовать ИКТ для обогащения словаря неслышащих обучающихся, формирования различных форм словесной речи на занятиях, в свободной деятельности.

Применение ИКТ  в школе для детей с нарушением слуха:

  • усиливает положительную мотивацию обучения;
  • активизирует мыслительную и речевую деятельность обучающихся;
  • создаёт  благоприятный психологический климат на занятии;
  • делает работу на занятии разнообразной;
  • способствует развитию информационной грамотности;
  • позволяет использовать такой важный элемент  обучения и воспитания в начальной школе, как игра.

Для ребёнка компьютер выполняет различные функции: педагога, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды. В функции педагога компьютер представляет источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство, тренажёр, средство диагностики и контроля.

Использование ИКТ в современной начальной школе помогает разнообразить формы работы и сделать занятие интересным и запоминающимся для воспитанников,  позволяет проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на занятии.

Возможно  разное использование ИКТ.

Во-первых, совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернет ресурсов:

  • чтение и анализ электронных книг, рассылок, сайтов  коррекционной направленности;
  • участие в вебинарах, конференциях, семинарах;
  • курсы повышения квалификации;
  • участие в различных интернет конкурсах.

      Во-вторых, использование интернет ресурсов для подготовки конспектов, наглядного материала для занятий, общешкольных мероприятий, свободной деятельности.

В-третьих, разнообразие видов обучения и воспитания, досуга воспитанников.

Цифровая образовательная среда очень крепко обосновалась в моей работе.

Итак, рассмотрим некоторые формы и виды работы, которые я использую.

На занятиях:

  • презентации, викторины (как авторские, так и заимствованные в интернете, адаптированные для работы с нашими детьми);
  • тематические видеоролики, мультфильмы;
  • раскраски, графомоторные задания по теме занятия;
  • музыкальные физминутки.

На самоподготовке:

  • задания – прописи букв и цифр;
  • конструктор фраз;
  • карточки и картинки для отчёта о выполненном действии.

В свободной деятельности:

  • материалы по безопасности дорожного движения (сайты «Дорожные ловушки.рф», «БЕЗДТП.RU», «Сакла») и пожарной безопасности (сайты «ВДПО.РФ», «Дети 01», «Пожарная безопасность для детей»);
  • мастер-классы с поэтапным рисованием или изготовлением поделок («АртМания – рисуем вместе», «BabyGames» и мн.др.);
  • игры на внимание и память, логику и мышление, пазлы, раскраски онлайн, обучающие и развивающие игры (Мерсибо, Играемся и др.);
  • виртуальные экскурсии.

В работе с родителями:

  • онлайн-консультации;
  • полезные ссылки (Консультации для родителей детей с нарушением зрения – дети.икп.рао, Портал для родителей детей с нарушением слуха – Фонак-кидс, Сайт школы, Уполномоченный по правам ребёнка при губернаторе Арх. Области.);
  • опросы, объявления, фотоотчёты;
  • памятки и буклеты по безопасности.

Таким образом, информационные технологии обогащают процесс обучения и воспитания, помогают сделать их более эффективными, создают более  продуктивную атмосферу на занятии, во время свободной деятельности, заинтересовывают воспитанников в изучаемом материале, а также способствуют творческому развитию как обучающихся, так и педагога. Компьютер, конечно, не может заменить педагога, но может стать хорошим помощником.  Подготовка к таким занятиям становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна  компьютерных элементов в сочетании с другими методическими приемами делают занятие необычным, увлекательным и запоминающимся.

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится использование медиатехники в воспитательно-образовательной деятельности, но обязательно нужно соблюдать требования СанПиН при её использовании.