ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
Использование возможностей
цифровой образовательной среды
для повышения качества воспитательной работы
Подготовила:
Тарасова Вера Сергеевна,
воспитатель,
первая квалификационная категория
2023 г.
Применение ИКТ в образовательном процессе в школе для детей с нарушением слуха позволяет решать одну из важных задач образовательно-воспитательного процесса – повышение уровня знаний. А, следовательно, решает задачи, поставленные перед школой современным обществом.
Использование информационных технологий имеет особенно большое значение в системе обучения и социальной реабилитации детей с нарушением слуха, так как ведущий анализатор у таких детей – зрительный. Они лучше усваивают материал, имея перед собой зрительные опоры.
Зрительное восприятие – основной способ расширения кругозора неслышащих школьников, который обеспечивает возможности общения с другими людьми и восприятие обращённой речи.
Внимание школьника с нарушенным слухом зависит от качества наглядности дидактического материала.
Развитие словесно-логического мышления зависит от наглядно-образного, в связи с этим для успешного усвоения материала необходимо использовать наглядность.
Вышеперечисленные особенности развития свидетельствуют о том, что целесообразно использовать ИКТ для обогащения словаря неслышащих обучающихся, формирования различных форм словесной речи на занятиях, в свободной деятельности.
Применение ИКТ в школе для детей с нарушением слуха:
- усиливает положительную мотивацию обучения;
- активизирует мыслительную и речевую деятельность обучающихся;
- создаёт благоприятный психологический климат на занятии;
- делает работу на занятии разнообразной;
- способствует развитию информационной грамотности;
- позволяет использовать такой важный элемент обучения и воспитания в начальной школе, как игра.
Для ребёнка компьютер выполняет различные функции: педагога, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды. В функции педагога компьютер представляет источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство, тренажёр, средство диагностики и контроля.
Использование ИКТ в современной начальной школе помогает разнообразить формы работы и сделать занятие интересным и запоминающимся для воспитанников, позволяет проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на занятии.
Возможно разное использование ИКТ.
Во-первых, совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернет ресурсов:
- чтение и анализ электронных книг, рассылок, сайтов коррекционной направленности;
- участие в вебинарах, конференциях, семинарах;
- курсы повышения квалификации;
- участие в различных интернет конкурсах.
Во-вторых, использование интернет ресурсов для подготовки конспектов, наглядного материала для занятий, общешкольных мероприятий, свободной деятельности.
В-третьих, разнообразие видов обучения и воспитания, досуга воспитанников.
Цифровая образовательная среда очень крепко обосновалась в моей работе.
Итак, рассмотрим некоторые формы и виды работы, которые я использую.
На занятиях:
- презентации, викторины (как авторские, так и заимствованные в интернете, адаптированные для работы с нашими детьми);
- тематические видеоролики, мультфильмы;
- раскраски, графомоторные задания по теме занятия;
- музыкальные физминутки.
На самоподготовке:
- задания – прописи букв и цифр;
- конструктор фраз;
- карточки и картинки для отчёта о выполненном действии.
В свободной деятельности:
- материалы по безопасности дорожного движения (сайты «Дорожные ловушки.рф», «БЕЗДТП.RU», «Сакла») и пожарной безопасности (сайты «ВДПО.РФ», «Дети 01», «Пожарная безопасность для детей»);
- мастер-классы с поэтапным рисованием или изготовлением поделок («АртМания – рисуем вместе», «BabyGames» и мн.др.);
- игры на внимание и память, логику и мышление, пазлы, раскраски онлайн, обучающие и развивающие игры (Мерсибо, Играемся и др.);
- виртуальные экскурсии.
В работе с родителями:
- онлайн-консультации;
- полезные ссылки (Консультации для родителей детей с нарушением зрения – дети.икп.рао, Портал для родителей детей с нарушением слуха – Фонак-кидс, Сайт школы, Уполномоченный по правам ребёнка при губернаторе Арх. Области.);
- опросы, объявления, фотоотчёты;
- памятки и буклеты по безопасности.
Таким образом, информационные технологии обогащают процесс обучения и воспитания, помогают сделать их более эффективными, создают более продуктивную атмосферу на занятии, во время свободной деятельности, заинтересовывают воспитанников в изучаемом материале, а также способствуют творческому развитию как обучающихся, так и педагога. Компьютер, конечно, не может заменить педагога, но может стать хорошим помощником. Подготовка к таким занятиям становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов в сочетании с другими методическими приемами делают занятие необычным, увлекательным и запоминающимся.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится использование медиатехники в воспитательно-образовательной деятельности, но обязательно нужно соблюдать требования СанПиН при её использовании.