Департамент образования
Администрации Надымского района
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Надыма»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«АРТ-студия «КАЛЕЙДОСКОП»»
(стартовый уровень)
Возраст учащихся: 5-8 лет
Срок реализации программы: 2 года
Авторы программы:
Бачурова Наталья Александровна,
педагог-организатор
Сафронова Эльвира Салаватовна,
заместитель заведующего по УВР
г. Надым, 2022
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее – ДООП, ДОП, программа) «АРТ-студия «КАЛЕЙДОСКОП» – художественная. Программа направлена на развитие у детей интеллекта, культуры речи и общения, творческих способностей, фантазии, пространственного воображения, формирование проектно-образного мышления, его нестандартности, способности к анализу и обобщению.
ДООП «АРТ-студия «КАЛЕЙДОСКОП» разработана в соответствии с:
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 (в редакции приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 №533);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
- Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2;
- Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. №1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
- Постановлением Администрации МО Надымский район от 10.08.2020 N 434 «Об утверждении Положения Об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа»;
- Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от 03 сентября 2019 года №531 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории муниципального образования Надымский район».
Уровень освоения содержания программы: стартовый.
Актуальность программы обусловлена высоким запросом со стороны воспитанников и их родителей (законных представителей) (далее – родителей) на программы художественно-эстетического развития дошкольников. Занятия по программе «АРТ-студия «КАЛЕЙДОСКОП» создают благоприятные условия для художественно-эстетического развития детей через освоение различных способов изготовления сувениров, игрушек, аксессуаров и одежд для кукол, которые можно использовать в повседневной жизни и в сюжетно-ролевой игре.
Новизна программы состоит в возможности формирования знаний, умений, навыков прикладного творчества и рукоделия в индивидуальном темпе для каждого ребёнка и, одновременно с этим, создании условий в реализации личностного и творческого потенциала в изготовлении авторских неповторимых детских работ, используемых в последствии в жизни самого ребенка, семьи и детского сада.
Педагогическая целесообразность. ДООП «АРТ-студия «КАЛЕЙДОСКОП» позволяет ориентировать воспитанников не только на приобщение к декоративно-прикладному искусству, применение полученных знаний, умений и практических навыков в повседневной бытовой деятельности, улучшение своего образовательного результата, осознание своего соавторства, авторской компетентности в создании объектов красоты, благоустройства быта, индивидуальных творческих продуктов, а также на ознакомление с профессиями, создавая таким образом мотивацию к ранней профессиональной ориентации воспитанников.
Отличительные особенности программы. Аккумулирование различных видов творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование и др. в детском дизайне, как в особом виде художественной деятельности. Также отличительной особенностью программы является заложенный в ней индивидуальный подход и воспитательное взаимодействие с учетом личностных особенностей.
Цель программы: развитие художественных способностей, внимания, наблюдательности, настойчивости, воли и интереса через дизайн-творчество, способствующего формированию полноценного развития творческой личности, предоставляя свободу в отражении своего видения мира.
Задачи:
Образовательные (программные):
– Познакомить с основными направлениями дизайна: аранжировка, дизайн одежды, декоративно-пространственный дизайн;
– Развивать устойчивый интерес к искусству, достижение эмоционального отклика, образного восприятия и передачи своих впечатлений;
– Развивать умения строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами: чувство гармонии, проявляющееся в передаче ритма и пропорций, изо-пространственной и цвето-композиционной выразительности;
– Развивать художественный вкус, эстетическое восприятие, творческую активность и инициативу, самостоятельную фантазию, зрительную память, пространственное воображение.
Метапредметные:
– Знакомить детей с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними; – Развивать у детей стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения;
– Развивать способность к прогнозированию итогов своей поисковой и по сути «проектной» деятельности, учить детей, как планировать свою работу по этапам: замысел, эскиз, макет, воплощение (самостоятельно или со взрослым);
– Развивать умения узнавать и называть сочетания цветов и оттенков (с указанием светлоты), использовать их для создания выразительного образа;
– Формировать представление о средствах выразительности народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства (элементы узора, их цвет, расположение на форме, композиция, колорит);
– Развивать умение анализировать сложные (составные) формы, раскладывать их на элементы, соответствующие геометрическим образцам;
– Развивать навыки экономного использования художественных материалов;
– Развивать навыки безопасной работы с инструментами.
Личностные:
– Формировать внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению;
– Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность в дизайн-деятельности;
– Формировать умение воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли, поддерживать личностное творческое начало;
– Формировать у детей интерес, эстетическое отношение к окружающей действительности, произведениям искусства;
– Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире, в объектах природы, картинах, одежде предметах быта.
– Приобщать к дизайн-творчеству, использованию его результатов в быту, украшению своего игрового пространства, благоустройству ближайшего окружения (декору помещений в детском саду и дома);
– Обеспечить комфортный психологический климат, благоприятные ситуации успеха.
Планируемые результаты реализации программы.
1 год обучения
Образовательные (программные) результаты:
– понимают: элементарное отличие основных направлений дизайна: аранжировка, дизайн одежды, декоративно-пространственный дизайн; элементарное отличие основных элементов композиции: замысел, гармония, композиция.
– умеют: использовать элементы композиции (пространство, линия, пятно, форма, цвет, фактура); использовать элементарные приемы выполнения изделий из различных материалов «Декупаж», «Изонить», «Квилинг», «Торцевание», объемные фигуры; композиционно располагать рисунок на листе бумаги, отрезке ткани; соблюдать правила оформления готового изделия.
– владеют: составлением композиции; нанесением рисунка на ткань с помощью различных приемов; декоративным оформлением изделия; навыком вырезания по контру предмета сложной формы; контролем качества изделия.
Метапредметные результаты:
– понимают и различают: художественные материалы и приемы работы с ними.
– умеют: самостоятельно сочетать знакомые техники, осваивают новые, по собственной инициативе объединяют разные способы изображения; использовать сочетание цветов для создания выразительного образа.
– владеют: планированием работы по этапам: замысел, эскиз, макет; навыками экономного использования художественных материалов и безопасной работы с инструментами; знаниями сочетания цветов и оттенков (с указанием светлоты); умением анализировать элементарные (составные) формы, раскладывать их на элементы, соответствующие геометрическим образцам.
Личностные результаты:
– понимают: необходимость проявления внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению; необходимость развития целеустремленности, чувства коллективизма, ответственности; необходимость развития чувства прекрасного, умения видеть красоту в окружающем мире, в объектах природы, картинах, одежде, предметах быта.
– умеют: использовать результаты дизайн-творчества в быту, украшать свое игровое пространство, благоустраивать ближайшее окружение (декор помещений в детском саду и дома);
– владеют: сформированным личностным творческим началом, проявлением интереса, эстетического отношения к окружающей действительности, произведениям искусства; дисциплинированностью в дизайн-деятельности.
2 год обучения
Образовательные (программные) результаты:
– понимают: основные направления дизайна: аранжировка, дизайн одежды, декоративно-пространственный дизайн; основные элементы композиции.
– умеют: использовать элементы композиции – пространство, линия, пятно, форма, цвет, фактура; использовать правила выполнения техники – «Декупаж», «Изонить», «Торцевание», «Квилинг», объемных фигур, композиций и изделий из ткани.
– владеют: самостоятельностью выбора технических и изобразительных приемов; навыком составления из различных материалов композиционных построений различной формы, используя ритм, симметрию; навыком созданий изделий по собственному замыслу; самостоятельностью оценивания результатов своей работы.
Метапредметные результаты:
– понимают и различают: средства выразительности народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства – элементы узора, их цвет, расположение на форме, композиция, колорит; понятие «гармония», проявляющееся в передаче ритма и пропорций, изо-пространственной и цвето-композиционной выразительности.
– умеют: строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.
– владеют: умением анализировать сложные составные формы, раскладывать их на элементы, соответствующие геометрическим образцам.
Личностные результаты:
– понимают: необходимость проявления внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению, дружелюбию при оценке работ других детей; необходимость развития художественного вкуса, эстетического восприятия, творческой активности и инициативы, самостоятельности фантазировать, зрительной памяти пространственного воображения.
– умеют: использовать результаты дизайн-творчества в быту, украшать свое игровое пространство, благоустраивать ближайшее окружение (декор помещений в детском саду и дома); проявлять интерес, эстетическое отношение к окружающей действительности, произведениям искусства, дизайн-творчеству и использовать его результаты в быту, украшении своего игрового пространства, благоустройстве ближайшего окружения (декоре помещений в детском саду и дома);
– владеют: сформированным устойчивым интересом к искусству, эмоциональным откликом, живостью и образностью восприятия при передаче своих впечатлений; сформированным чувством прекрасного, умением видеть красоту в окружающем мире, в объектах природы, картинах, одежде предметах быта; сформированной целеустремленностью, чувством коллективизма, ответственности, дисциплинированности в дизайн-деятельности.
Адресат программы: программа разработана для детей старших и подготовительных групп в возрасте 5- 8 лет.
Объем и срок освоения программы: срок реализации программы – 2 года, количество учебных часов по программе – на 1 и 2 годах обучения- 72 часа, в том числе на каждом году предусмотрено по 10 часов теоретических и по 62 часа практических занятий.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий – групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность одного занятия для детей 5 лет составляет 25 минут, для 6-8 лет – 30 мин. Перерыв между учебными занятиями для воспитанников – 10 минут. На первый и второй год обучения отводится по 72 часа, занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом действующего СанПиН.
Наполняемость групп: не более 15 воспитанников.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль программных умений и навыков.
Уровень сформированности программных умений и навыков и их качество определяются в рамках текущего контроля, мониторинга.
Виды контроля:
- Начальный – проводится в начале каждого учебного года с 15 по 25 сентября;
- Промежуточный – с 15 по 25 мая первого года обучения, в течение каждого года обучения;
- Итоговый, по завершению реализации программы – в конце второго года обучения с 15 по 25 мая.
Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.
Контроль умений и навыков осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой.
Оценка УиН осуществляется по 3-х балльной системе (от 1 до 3 баллов за каждый критерий) при проведении мониторинга. В остальных формах оценки УиН балльной системы не предполагается.
Начальный контроль проводится в форме мониторинга.
Используемые методы – диагностические задания, включающие практические и творческие.
Промежуточный контроль – в форме практических заданий.
Используемые методы – беседы, дефиле, творческая выставка и др.
Итоговый контроль по завершении реализации программы проводится в форме мониторинга. Используемые методы – диагностические задания, включающие практические и творческие.
Содержание мониторинга по завершении реализации программы определяется на основании содержания ДОП и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.
Формы контроля: устный, письменный, фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный, самоконтроль.
Методы контроля: беседа, выставка, день творчества, дефиле, игры, индивидуальные карточки с заданиями, наблюдение, объяснение, опрос, показ, решение проблемных задач, самостоятельная работа, ситуативные задачи, ситуативные игры, творческие выставки, творческий отчет, тематические кроссворды, тесты, практическая работа, упражнения, шаблоны-головоломки, экскурсии.
Критерии оценки результатов освоения программы
На 1 году обучения.
Критерии оценки:
- Передача формы: форма передана точно – 3б.; есть искажения формы – 2б.; искажения значительные – 1б.
- Строение предметов: верное – 3б.; есть отклонения – 2б.; части расположены неверно – 1б.
- Передача пропорций предмета: пропорции соблюдены – 3 б.; есть искажения – 2б.; пропорции предмета переданы неверно – 1б.
- Композиция. Расположение на листе: по всему листу – 3б.; на половину листа или на одной линии – 2б.; расположение на листе не продумано – 1б.
- Цветовое решение изображения: реальный цвет– 3б.; отступления – 2б.; неверно – 1б.
- Самостоятельность замысла: полная самостоятельность в выборе замысла – 3б.; замысел представляет собой симбиоз идей и замыслов окружающих – 2б.; копия чужой идеи – 1б.
- Оригинальность изображения: необычность, неординарность – 3б.; отступления от стандартов – 2б.; шаблонность изображения – 1б.
- Устойчивость интереса: сохраняется в течение всего процесса деятельности – 3б.; интерес периодически пропадает – 2б.; интерес отсутствует – 1б.
- Обогащение замысла: в процессе работы появляются новые детали, дополняющие и углубляющие содержание – 3б.; незначительно дополняется – 2б; не происходит – 1б.
- Использование изобразительных техник: разнообразные нетрадиционные техники изображения – 3б.; одна из нетрадиционных техник изображения – 2б.; рисует шаблонно – 1б.
Низкий уровень 10-17 баллов:
Незаконченное изображение с неясным содержанием, искажением форм, линий и пропорций предмета. Оформление изделия выполнено в одном цвете.
Средний уровень 18-24 балла:
Отличается передачей простых форм изображаемых предметов. Части предметов расположены верно, но немного нарушены пропорции. Есть небольшие неточности в изображении форм и линий. Преобладает статическое изображение; используются основные цвета без оттенков. Уровень самостоятельности высокий, интерес к деятельности периодически пропадает.
Высокий уровень 25-30 баллов:
Характеризуется полнотой изображения, разнообразием цветовой гаммы и компонентов. Формы предметов переданы четко, пропорционально. Интерес устойчив на протяжении всего процесса работы. Ребенком может использоваться нетрадиционные техники.
На 2 году обучения.
Критерии оценки:
- Передача формы: форма передана точно – 3б.; есть незначительные искажения формы – 2б.; искажения значительные, форма не удалась – 1б.
- Строение предметов: части расположены, верно – 3б.; есть незначительные отклонения – 2б.; части и предметы расположены неверно – 1б.
- Передача пропорций предмета: пропорции предмета соблюдены – 3 б.; есть незначительные искажения – 2б.; пропорции предмета переданы неверно – 1б.
- Композиция. Расположение на листе: по всему листу – 3б.; на половину листа или на одной линии – 2б.; расположение на листе не продумано – 1б.
- Цвет. Цветовое решение изображения: реальный цвет предметов – 3б.; есть отступления от реальной окраски – 2б.; цвет предметов передан неверно – 1б.
- Самостоятельность замысла: полная самостоятельность в выборе замысла – 3б.; замысел представляет собой симбиоз идей и замыслов окружающих – 2б.; копия чужой идеи – 1б.
- Оригинальность изображения: необычность, неординарность – 3б.; отмечаются некоторые отступления от стандартов – 2б.; шаблонность изображения – 1б.
- Устойчивость интереса: интерес сохраняется в течение всего процесса деятельности – 3б.; интерес к деятельности периодически пропадает – 2б.; интерес отсутствует – 1б.
- Обогащение замысла: в процессе работы появляются новые детали, дополняющие и углубляющие содержание – 3б.; изображение дополняется, но не существенно – 2б; обогащение замысла не происходит – 1б.
- Использование изобразительных техник: ребенок использует разнообразные нетрадиционные техники изображения – 3б.; ребенок использует одну из нетрадиционных техник изображения – 2б.; ребенок не использует техники изображения, рисует шаблонно – 1б.
Низкий уровень 10-17 баллов:
Незаконченное изображение с неясным содержанием, искажением форм, линий и пропорций предмета. Изображение статично, композиция либо не продумана, либо отсутствует вообще. Оформление изделия выполнено в одном цвете. Замысел не отличается самостоятельностью, оригинальностью, формируется уже в процессе деятельности, но возможно его полное изменение по окончании работы. Интерес к работе отсутствует, нетрадиционные техники в работе не используются. Ребенок работает шаблонно.
Средний уровень 18-24 балла:
Отличается передачей простых форм изображаемых предметов. Части предметов расположены верно, но немного нарушены пропорции. Есть небольшие неточности в изображении форм и линий. В композиции, выделяя главное, не соблюдается отношения предметов по величине. Преобладает статическое изображение; используются основные цвета без оттенков. Замысел возникает до процесса создания поделки, замысел неоригинален. Момент вынашивания замысла отсутствует. Уровень самостоятельности высокий, интерес к деятельности периодически пропадает. Основным выразительным средством является цвет. Возможна попытка использования нетрадиционных техник, которое в процессе деятельности дополняется, но не существенно. В работе отмечаются некоторые отступления от стандартов, шаблонности.
Высокий уровень 25-30 баллов:
Характеризуется полнотой изображения, разнообразием компонентов. Формы предметов переданы четко, пропорционально. Изображение динамично, выполнено в разнообразной цветовой гамме. Замысел формируется до начала изготовления поделки, самостоятельно. В процессе деятельности замысел обогащается за счет дополнительных деталей. Интерес устойчив на протяжении всего процесса работы. Ребенком используются нетрадиционные техники, возможно даже не одна.
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
Учебное помещение соответствует действующим требованиям санитарных норм и правил.
Материально-техническое обеспечение: интерактивная панель «Колибри», монитор, системный блок, облучатель-рециркулятор.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Методическое и дидактическое обеспечение: методические разработки, планы-конспекты занятий; учебная, методическая, дополнительная литература; развивающие и диагностические процедуры: тестовые задания, игры, викторины; дидактические материалы (схемы, рисунки, плакаты, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны); наглядные пособия (образцы материалов фурнитуры, лент, меха, гербарии, стенды, схемы, рисунки, картины, иллюстрации, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны, объёмные модели машин, муляжи растений и их плодов, сооружений, образцы изделий); дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения); видео-фотокаталоги, СD-диски, DVD-диски (телепередачи, учебные кинофильмы, фотоматеариалы, обучающие прикладные электронные программы); учебники, учебные пособия, журналы, книги.
Воспитательная деятельность. Работа с родителями (законными представителями)
Для реализации данной программы необходимо тесное сотрудничество с родителями (законными представителями) (далее – родителями) воспитанников, которое направлено на вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс. В работе по данному направлению используются разнообразные формы сотрудничества. Работа с родителями предусматривает: индивидуальные беседы и консультации; анкетирование; тематические консультации; совместное проведение экскурсий и посещение выставок.
Взаимодействие педагога, детей и их родителей строится по трем направлениям: познавательной, практико-ориентированной и досуговой деятельности.
Формы познавательной деятельности: дни открытых дверей, совместная деятельность в рамках мероприятий.
Формы практико-ориентированной деятельности: участие в различных акциях, проведение выставок творческих работ учащихся.
Формы досуговой деятельности: совместные праздники, конкурсы, посещение выставок, экскурсий и др. мероприятий.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формыконтроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Мониторинг | 1 | 0,5 | 0,5 | Диагностические задания |
2 | Вводное занятие. Знакомство с работой АРТ – студии «Калейдоскоп» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение. Практическая работа |
3 | Блок «Аранжировка» | 8 | 1 | 7 | |
3.1 | Плоскостной (аппликативно-графический) дизайн.
Работа с природным материалом |
3 | 0,5 | 2,5 | Проблемная ситуация. Самооценка |
3.2 | Объёмный (предметно-декоративный) дизайн.
Работа с природным и лепным материалом |
5 | 0,5 | 4,5 | Индивидуальные карточки с заданием. Наблюдение.
Тематические кроссворды. Творческая выставка |
4 | Блок «Моделирование одежды» | 8 | 0,5 | 7,5 | |
4.1 | Плоскостной (аппликативно-графический) дизайн.
Работа с бумагой, тканью и фурнитурой |
4 | 0,5 | 3,5 | Наблюдение.
Создание проблемных задач. Самооценка |
4.2 | Объёмный (предметно-декоративный) дизайн.
Работа с природным материалом, нитками; с бросовым материалом, нитками и тесьмой; в технике «Торцевание» |
4 | – | 4 | Наблюдение. Самооценка.
Творческая выставка |
5 | Блок «Декоративно-пространственный дизайн» | 9 | 0,5 | 8,5 | |
5.1 | Плоскостной (аппликативно-графический) дизайн.
Работа с бумагой |
3 | 0,5 | 2,5 | Наблюдение. Шаблоны-головоломки |
5.2 | Объёмный (предметно-декоративный) дизайн
Работа с бумагой, природным и бросовым материалом |
6 | – | 6 | Наблюдение.
Творческая выставка |
6 | Блок «Аранжировка» | 9 | 2 | 7 | |
6.1 | Плоскостной (аппликативно-графический) дизайн
Работа с бумагой, природным материалом |
2 | 0,5 | 1,5 | Самооценка |
6.2 | Объёмный (предметно-декоративный) дизайн
Работа в технике «Изонить», с различными материалами |
5 | 0,5 | 4,5 | Самооценка.
Групповая оценка работ |
6.3 | Пространственный (архитектурно-художественный) дизайн
Работа в технике «Декупаж» |
2 | 1 | 1 | Творческая выставка |
7 | Блок «Моделирование одежды» | 7 | 0,5 | 6,5 | |
7.1 | Объёмный (предметно-декоративный) дизайн
Работа с нитками, бумагой и фурнитурой, природным материалом |
7 | 0,5 | 6,5 | Наблюдение. Самооценка |
8 | Блок «Декоративно-пространственный дизайн» | 2 | 0,5 | 1,5 | |
8.1 | Объёмный (предметно-декоративный) дизайн
Работа с бумагой, тканью, нитками и бросовым материалом |
2 | 0,5 | 1,5 | Индивидуальные карточки различного типа |
9 | Блок «Аранжировка» | 4 | 0,5 | 3,5 | |
9.1 | Объёмный (предметно-декоративный) дизайн
Работа с бумагой, тканью, нитками, в технике «Пэчворк» |
4 | 0,5 | 3,5 | Наблюдение.
Создание проблемных задач |
10 | Блок «Аранжировка» | 8 | 0,5 | 7,5 | |
10.1 | Объёмный (предметно-декоративный) дизайн
Работа с бросовым материалом, тканью, лепным материалом, в технике «Декупаж» |
8 | 0,5 | 7,5 | Наблюдение. Создание проблемных задач |
11 | Блок «Моделирование одежды» | 8 | 1 | 7 | |
11.1 | Объёмный (предметно-декоративный) дизайн
Работа с бумагой, картоном, тканью, фурнитурой, природным и бросовым материалом |
9 | 1 | 8 | Наблюдение.
Шаблоны-головоломки. Самостоятельная работа. |
12 | Блок «Декоративно-пространственный дизайн» | 6 | 1,5 | 4,5 | |
12.1 | Пространственный (архитектурно-художественный) дизайн
Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, в технике «Квилинг», различными материалами в технике на выбор детей |
6 | 1,5 | 4,5 | Наблюдение.
Самооценка. День творчества |
13 | Мониторинг | 1 | 0,5 | 0,5 | Диагностические задания |
ИТОГО | 72 | 10 | 62 |
2 год обучения
№
п/п |
Название раздела, темы | Количество часов | Формы
контроля |
||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Мониторинг | 1 | 0,5 | 0,5 | Диагностические задания |
2 | Вводное занятие. Путешествие в страну АРТ – студия «Калейдоскоп» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение. Практическая работа |
3 | Блок «Аранжировка» | 8 | 1 | 7 | |
3.1 | Плоскостной (аппликативно-графический) дизайн
Работа с природным материалом, бумагой в технике «Декупаж» |
3 | 0,5 | 2,5 | Самооценка |
3.2 | Объёмный (предметно-декоративный) дизайн
Работа с природным и бросовым материалом, нитками |
5 | 0,5 | 4,5 | Индивидуальные карточки с заданием. Наблюдение. Групповая оценка работ. Тематические кроссворды. Творческая выставка |
4 | Блок «Моделирование одежды» | 8 | 1 | 7 | |
4.1 | Плоскостной (аппликативно-графический) дизайн
Работа с тканью и фурнитурой, бумагой |
4 | 0,5 | 3,5 | Наблюдение.
Создание проблемных задач. Самооценка |
4.2 | Объёмный (предметно-декоративный) дизайн
Работа в технике «Торцевание»; с бросовым материалом, нитками и тесьмой; бумагой, тканью и фурнитурой |
4 | 0,5 | 3,5 | Наблюдение. Самооценка. Творческая выставка |
5 | Блок «Декоративно-пространственный дизайн» | 9 | 1 | 8 | |
5.1 | Плоскостной (аппликативно-графический) дизайн
Работа с бумагой |
5 | 0,5 | 4,5 | Наблюдение. Шаблоны-головоломки |
5.2 | Объёмный (предметно-декоративный) дизайн
Работа с бумагой, лепным и бросовым материалом |
4 | 0,5 | 3,5 | Наблюдение. Творческая выставка |
6 | Блок «Аранжировка» | 8 | 1 | 7 | |
6.1 | Плоскостной (аппликативно-графический) дизайн
Работа с бумагой, природным материалом |
2 | 0 | 2 | Самооценка |
6.2 | Объёмный (предметно-декоративный) дизайн
Работа с атласными лентами и в технике «Изонить», с различными материалами |
5 | 1 | 4 | Самооценка.
Групповая оценка работ |
6.3 | Пространственный (архитектурно-художественный) дизайн
Работа в технике «Декупаж» |
1 | 0 | 1 | Творческая выставка |
7 | Блок «Моделирование одежды» | 6 | 1 | 5 | |
7.1 | Объёмный (предметно-декоративный) дизайн
Работа с тканью, фурнитурой и нитками, бросовым и природным материалом |
6 | 1 | 5 | Наблюдение. Самооценка |
8 | Блок «Декоративно-пространственный дизайн» | 3 | 0,5 | 2,5 | |
8.1 | Объёмный (предметно-декоративный) дизайн
Работа с бумагой, лепным и бросовым материалом |
3 | 0,5 | 2,5 | Индивидуальные карточки различного типа |
9 | Блок «Аранжировка» | 5 | 1 | 4 | |
9.1 | Объёмный (предметно-декоративный) дизайн
Работа в техниках «Пэчворк», «Торцевание», с нитками и тканью, бумагой, лепным и бросовым материалом |
5 | 1 | 4 | Наблюдение.
Создание проблемных задач. Самооценка |
10 | Блок «Аранжировка» | 8 | 1 | 7 | |
10.1 | Объёмный (предметно-декоративный) дизайн
Работа в технике «Декупаж», бросовым и лепным материалом, бумагой, нитками |
8 | 1 | 7 | Наблюдение.
Создание проблемных задач |
11 | Блок «Моделирование одежды» | 8 | 1 | 7 | |
11.1 | Объёмный (предметно-декоративный) дизайн
Работа с бумагой, картоном, тканью, фурнитурой, бросовым материалом |
8 | 1 | 7 | Наблюдение.
Шаблоны-головоломки. Самостоятельная работа. Наблюдение. |
12 | Блок «Декоративно-пространственный дизайн» | 5 | 0 | 5 | |
12.1 | Пространственный (архитектурно-художественный) дизайн
Работа в технике «Квилинг», с бумагой, лепным и бросовым материалом |
5 | 0 | 5 | Наблюдение.
Самооценка. |
13 | Работа в любой технике и различными материалами по выбору детей | 1 | 0 | 1 | День творчества |
14 | Мониторинг | 1 | 0,5 | 0,5 | Диагностические задания |
ИТОГО | 72 | 10 | 62 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Тема 1. Мониторинг.
Теория и практика: Уточнение уровня освоения программного материала.
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: диагностические задания.
Тема 2. Вводное занятие.
Теория и практика: Знакомство с работой АРТ – студии «Калейдоскоп»
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: Наблюдение. Практическая работа.
Тема 3. «Аранжировка».
Теория и практика: «Осенний лес», «Ежик», «Грибы», «Божья коровка», «Уточка», «Мой мир», «Вазочка», «Букет».
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: Творческая выставка.
Тема 4. «Моделирование одежды».
Теория и практика: «Мои первые эскизы моделей», «Одень куклу», «Ткань для праздничного платья», «Кепка», «Царица осень», «Браслет», «Помпоны».
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: Наблюдение. Самооценка. Творческая выставка.
Тема 5. Декоративно-пространственный дизайн.
Теория и практика: «Мой сказочный домик», «Вечерние окна сказочного терема», «Вечерние окна дома-новостройки», «Декораторы сказок», «Домик», «Комната для кукол (макет)».
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: Наблюдение. Творческая выставка.
Тема 6. «Аранжировка».
Теория и практика: «Пингвины», «Зима в лесу», «Елочка-открытка», «Снежинка», «Елочка-подвеска», «Я творю, что придумаю», «Шары».
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: Самооценка. Творческая выставка.
Тема 7. «Моделирование одежды».
Теория и практика: «Кукла из ниток», «Русский народный костюм», «Кукла-неваляшка», «Одень куклу-неваляшку», «Шапочка для куклы-неваляшки», «Браслет с подвеской», «Бусы из макарон».
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: Наблюдение. Самооценка.
Тема 8. Декоративно-пространственный дизайн.
Теория и практика: «Игровая площадка для куклы», «Мастерская дизайна».
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: Индивидуальные карточки различного типа.
Тема 9. «Аранжировка».
Теория и практика: «Валентинки», «Солнышко», «Подарок папе», «Масленица».
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: Наблюдение.
Тема 10. «Аранжировка».
Теория и практика: «Подарочек любимой мамочке», «Рамка», «Тарелочка», «Цветы в горшочках», «На крыше».
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: Наблюдение.
Тема 11. «Моделирование одежды».
Теория и практика: «Шлем для космонавта», «Наряд для куклы», «Весенний венок», «Кулон-подвеска», «День Победы».
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: Наблюдение. Самостоятельная работа.
Тема 12. Декоративно-пространственный дизайн.
Теория и практика: «Божья коровка», «Дождик», декорация сказок «Три медведя», «Теремок».
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: Наблюдение. Самооценка. День творчества.
Тема 13. Мониторинг.
Теория и практика: Диагностика.
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: диагностические задания.
2 год обучения
Тема 1. Мониторинг.
Теория и практика: Уточнение уровня освоения программного материала.
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: диагностические задания.
Тема 2. Вводное занятие.
Теория и практика: «Путешествие в страну АРТ – студия «Калейдоскоп»».
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: Наблюдение. Практическая работа.
Тема 3. «Аранжировка».
Теория и практика: «Осенние фантазии», «Ежик с фонарем», «Осенний урожай», «Лодочка», «Машинка», «Мой мир», «Ваза», «Ветка рябины».
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: Самооценка. Наблюдение. Творческая выставка.
Тема 4. «Моделирование одежды».
Теория и практика: «Культура одежды», «Мои модели», «Модники и модницы», «Ткань для праздничного платья», «Шляпка», «Платье на осенний бал», «Шарфик», «Шарфик с помпонами».
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: Наблюдение. Самооценка. Творческая выставка.
Тема 5. Декоративно-пространственный дизайн.
Теория и практика: «Сказочный домик», «Окна, двери и лестницы сказочного домика», «Домик с балконами и лоджиями», «Сказочный городок», «Арктическая пустыня», «Тундра».
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: Наблюдение. Творческая выставка.
Тема 6. «Аранжировка».
Теория и практика: «Снеговики», «Зимний лес», «С Новым годом! – открытка», «Украшение на елку», «Символ года-подвеска», «Я творю, что придумаю», «Белый мишка», «Шары».
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: Самооценка. Творческая выставка.
Тема 7. «Моделирование одежды».
Теория и практика: «Русский народный костюм», «Кукла Даша», «Одежда куклы Даши», «Шляпка для куклы Даши», «Серьги», «Брошь из макарон».
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: Наблюдение. Самооценка.
Тема 8. Декоративно-пространственный дизайн.
Теория и практика: «Тайга», «Смешанные и широколиственные леса».
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: Индивидуальные карточки различного типа.
Тема 9. «Аранжировка».
Теория и практика: «Валентинки», «Ярило», «Подарок для папы», «Смешанные и широколиственные леса», «Кукла-чучелка Масленица».
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: Наблюдение. Самооценка.
Тема 10. «Аранжировка».
Теория и практика: «Открытка любимой мамочке», «Рамка для фото», «Тарелочка», «Нежность», «Деревенский мотив».
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: Наблюдение. Создание проблемных задач.
Тема 11. «Моделирование одежды».
Теория и практика: «Я – космонавт», «Я – инопланетянин», «Хоровод платьев», «Шляпа», «Заколка с цветами», «День Победы».
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: Наблюдение. Самостоятельная работа.
Тема 12. Декоративно-пространственный дизайн.
Практика: «Степи», «Пустыня», «Васильки», «Весенние цветы».
Формы и методы обучения: наглядный, практический.
Форма подведения итогов: Наблюдение. Самооценка.
Тема 13. Декоративно-пространственный дизайн.
Практика: Работа в любой технике и различными материалами по выбору детей.
Формы и методы обучения: наглядный, практический.
Форма подведения итогов: День творчества.
Тема 14. Мониторинг.
Теория и практика: Диагностика.
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма подведения итогов: диагностические задания.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
– методы обучения: наглядный, словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, обследования, проблемно-мотивационный, «подмастерья», сотворчество, мотивационный;
– формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная;
– формы организации учебного занятия – –очная.
– педагогические технологии – технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология разноуровневого, развивающего, проблемного обучения, технология исследовательской, проектной, игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология педагогической мастерской, здоровьесберегающая технология.
– дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.
- 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гайдаенко Е.А., Гайдаенко Ю.И. «Веселая мастерская. Сладкий конструктор. Учебное пособие: Владос, 2015 г.
- Гриднева Е. «Куколки из ткани и трикотажа». – СПб: Питер,2015 г.
- Диброва А. «Поделки из соленого теста – Киев: Книжный клуб “Клуб Семейного Досуга”, 2011 г.
- Евдокимова Э.Н., Писаренко О.П. «Холодный фарфор, Цветочные фантазии своими руками» – Ростов н/Д.: Феникс, 2014 г.
- Ивановская Т.В. «Игрушки и аксессуары из фетра» – М.: РИПОЛ, 2012 г.
- Ищук Е.С., Мамина Н.А. «Картинки из геометрических фигур. Учебное пособие для детей дошкольного возраста» Сборник. ФГОС ДО.; – Изд. Учитель, 2017 г.
- Ищук Е. «Картины из пушистой ваты. Учебное пособие для детей дошкольного возраста. Сборник задан. ФГОС ДО»; – Изд. Учитель, 2017 г.
- Ищук Е.С., Мамина Н.А., Харченко Т.А. «Картины из вязальных ниток. Учебное пособие для детей дошкольного возраста. Сборник заданий. ФГОС ДО»; – Изд. Учитель, 2017 г.
- Ищук Е.С., Мамина Н.А., Харченко Т.А. «Картины из бумажных крошек. Учебное пособие для детей дошкольного возраста. Сборник заданий. ФГОС ДО»; – Изд. Учитель, 2017 г.
- Ищук Е.С., «Картины из мягкого пластилина. Учебное пособие для детей дошкольного возраста. Сборник заданий. ФГОС ДО»; – Изд. Учитель, 2020 г.
- Купцова О. «Поделки из макарон» – М.: РИПОЛ, 2014 г.
- Куцакова Л.В. «Энциклопедия творческого развития» – М.: Эксмо, 2012 г.
- Кьюксарт Б. «Пластилинолепие. Занятия с пластилином для детей дошкольного возраста. ФГОС ДО»: Изд. Национальное образование, 2019 г.
- Леонова: Русский народный костюм. Знакомство детей с историей и культурой России. Учебное пособие; Владос, 2018 г.
- Немешаева Е. «Фантазии из природных материалов” – М: «Айрис-пресс», 2010 г.
- Новикова И.В. «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду» – “АСТ”,2012 г.
- Пантелеев Г.Н., Детский Дизайн – М.; ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006 г.
- Пискулина С.С. «Художественно-творческая деятельность. Аппликация из ткани. Для детей 4-7 лет. ФГОС»; Изд. Учитель, 2020 г.
- Ращупкина С.Ю. «Декупаж. Лучшая книга о декорировании» – М.: РИПОЛ, 2011 г.
- Ращупкина С.Ю. «Соленое тесто. Поделки, игрушки, сувениры, панно, фоторамки» – М.: РИПОЛ, 2011 г.
- Родионова О. «Биокерамика. Картины для дома своими руками»; Ростов н/Д.: Феникс, 2014 г.
- Сорокина Л. «Рукотворная кукла» – М.; Формат – М, 2017 г.
- Фарафошина Н.В. «Мягкая игрушка» – Ижевск: “Алфавит”, 2012 г.
- Шилкова Е.А. «Квиллинг» Поделки из бумажных лент – М.: РИПОЛ, 2012 г.
- Шпикалова Т. «Волшебный мир народного творчества. 5-7 лет. Учебное пособие; 2022 г.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе:
- Диброва А. «Поделки из соленого теста» – Киев: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2011 г.
- Купцова О. «Поделки из макарон» – М.: РИПОЛ, 2014 г.
- Немешаева Е. «Фантазии из природных материалов» – М: «Айрис-пресс», 2010 г.
- Календарный учебный график на 2022/2023 учебный год
к ДООП «АРТ-студия «КАЛЕЙДОСКОП»
художественной направленности
(стартовый уровень)
Календарный учебный график к дополнительной общеразвивающей программе «АРТ-студия «КАЛЕЙДОСКОП» разработан для каждой учебной группы (приложение к программе).
– Количество учебных недель – 36;
– количество учебных часов – 72;
– даты начала и окончания учебных периодов – сентябрь / май.