«Формирование эмоционального интеллекта дошкольников. Из опыта работы воспитателя»
В последние годы в России наблюдается некая мода на тренировку эмоционального интеллекта у взрослых и детей. Связи со спросом появилось большое количество развивающих тренингов, онлайн марафонов, различных программ и литературы для развития эмоционального интеллекта. Под эмоциональным интеллектом понимается способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, а также регулировать эмоции (свои собственные и других людей). Неумение чувствовать, распознавать свои эмоции и эмоции других людей в нашей стране можно считать национальной психологической проблемой старшего поколения, потому как в детстве их учили эмоции подавлять, купировать. У более молодого поколения сейчас наблюдается обратная тенденция, когда молодые люди считают, что они имеют абсолютно полное право на проявление своих эмоций в любом месте, в любой ситуации, вне зависимости от того, как на эти эмоции реагируют другие люди. Проявление эмоций в некоторых случаях абсолютно не корректно, но многих людей не волнует, что о них подумают, или что они доставляют кому-то дискомфорт. Развитие эмоционального интеллекта останавливается на сформированных умениях понимать и принимать свои эмоции, хотя ключевым моментом должно являться умение управлять эмоциями. Поэтому главная задача взрослых (педагогов и родителей) не в том, чтобы научить подрастающее поколение различать эмоции, а в том, чтобы научать экологично и социально-приемлемо выражать их, переключать, черпать в эмоциях ресурсы для достижения своих целей. Завышенные требования к детям нередко приводят к перегрузке и появлению проблем в обучении и воспитании. Не каждый ребенок может объяснить словами, что его что-то беспокоит. Более того, не каждый даже осознает это. Педагог должен быть очень внимательным к эмоциональному и психологическому состоянию детей, поскольку от него зависит и результативность образовательного процесса, и успешное воспитание здоровой личности. В своей ежедневной практической деятельности уделяю значительное внимание эмоциональному состоянию своих воспитанников. С целью формирования эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе и окружающим, развития навыков, умений и опыта, необходимых для адекватного, социально-приемлемого поведения, мною был собран и систематизирован ряд педагогических технологий и практических заданий. Формирование эмоционального интеллекта состоит из четырех блоков, связанных между собой задачами и содержанием. I блок «Калейдоскоп эмоций» – знакомит детей с базовыми и вторичными эмоциями человека по принципу от простого к сложному с помощью различных педагогических технологий. Педагогическая технология «Монстрики настроения» представляет собой плоское изображение разноцветных Монстиков. Цвета символизирует эмоциональное состояние красный –гнев, желтый радость, зеленый – спокойствие, синий – грусть. За всеми детьми и взрослыми в группе закреплена индивидуальная картинка, которую участник образовательного процесса самостоятельно прикрепляет на того Монстрика, цвет которого соответствует действующему настроению. Технология «Баночка достижений» — это баночка, которую воспитатель вместе с детьми складывает цветные камушки, символизирующие различные детские успехи. В данном методе нет соревновательного момента, дети стремятся все вместе, как можно скорее заполнить баночку. Это стимулирует позитивную мотивацию, укрепляет детский коллектив, создает положительную эмоциональную атмосферу. Педагогическая технология «Шкатулка впечатлений» – красивая шкатулка, которую дети с воспитателями наполняют вещами, вызывающими приятные эмоции. В нашей шкатулке сейчас хранятся диктован, на котором записаны голосовые сообщения для каждого ребенка от мамочек. В рамках этой технологии мы с ребятами завели свой групповой фотоальбом – распечатываем фотографии важных событий жизни сада – первый день в саду, первая прогулка, первый утренник. Дидактическая игра «Брось и покажи» представляет собой флисовое полотно, на которое прикрепляются монстрики-эмоции, за каждой эмоцией закреплен определенный цвет: красный –гнев, голубой – печаль, фиолетовый –страх, желтый-радость. Задача игроков метать в монстрика липкий шарик, в какого цвета монстрика попадает игрок, ту эмоцию он и должен изобразить. В старшей группе дети знакомятся с понятиями базовая и вторичная эмоция на занятиях непосредственно-образовательной деятельности. Очень хорошо описывает базовые эмоции мультик «Головоломка», персонажей из данного мультфильма (Гнев, Печаль, Радость и Страх) я использую на образовательных мероприятиях, а также на ситуативных рефлексивных кругах, обсуждая насущные проблемы группы. II Блок «Арт-технологии» направлен на знакомство детей с различными способами выражать эмоции и снимать эмоциональное напряжение посредством искусства. В младшей и средней группе детского сада большой популярностью пользуются изотерапия, лепка и камнетерапия. Одним из любимых методов арт-технологий у детей старшего дошкольного возраста является метод мандалы. Детям нравится раскрашивать мандалы, рисовать их, создавать мандалы из сыпучих материалов. III Блок «Аут-тренировки и релаксации» – метод, основанный на максимальном психическом и мышечном расслаблении. Волшебным методом переработки негативных переживаний можно назвать EMDR терапию. EMDR терапия – десенсибилизация и переработка движениями глаз. Метод был разработан в 1987 г. Френсин Шапиро случайным образом. Наблюдая за собой во время прогулки, она заметила, как ее беспокойное состояние преобразовываются в состояние эмоциональной стабильности во время спонтанных быстрых горизонтальных движений глаз. Суть метода заключается в целенаправленном запуске процесса ускоренной переработки и нейтрализации травматических воспоминаний. Клиент следит глазами за быстрыми движениями руки психотерапевта. В процессе этого происходит попеременная активизация обоих полушарий мозга, что позволяет получить доступ к заблокированным болезненным воспоминаниям, которые могли храниться в памяти десятилетиями. В результате такого воздействия восприятие прошлого события меняется, эмоциональные переживания стабилизируются. Билатеральная стимуляция происходит не только за счет движений глаз, но и за счет других каналов восприятия. В работе с детьми самым удобным считается кинестетический канал, через прикосновения- легкие постукивания. Попеременные прикосновения то к правому, то к левому плечу или бедру ребенка. Билатеральная стимуляция возможна через звуковой канал –постукивания по козелкам ушей или с помощью резиновых игрушек, которые пищат. Нужно игрушки приблизить к ушкам ребенка и поочередно нажимайте на них. С помощью пищащих игрушек можно воздействовать и на зрительный канал восприятия. Для этого взять в каждую руку по игрушке соблюдая расстояние между ними около полуметра, и, играя, на близком расстоянии от глаз ребенка, нажимать то на одну, то на другую игрушку таким образом, чтобы ребенок следил за каждой из них глазками. IV Блок «Повелители эмоций» ориентирован на старших дошкольников. Педагогическая технология «Коробочка гнева» — это коробочка, которую дети самостоятельно мастерят для того, чтобы в нее выбрасывать свою злость, предварительно выплеснув ее на бумагу. Дидактическая игра «Часики эмоций» – это циферблат с крутящимися стрелками, на котором вместо цифр изображены различные эмоции. Воспитатель раскручивает часики – участники должны быстро изобразить мимикой эмоцию. Цель игры: учить детей максимально быстро менять выражение лица, закрепить понимание того, что этот навык может пригодиться, когда необходимо нахлынувшею мешающую эмоцию заменить на нужную в данный момент. Технология «Квадрат эмоций» основана на Матрице эмоциональных состояний Дэвида Карузо. Квадрат, разделенный на 4 части разного цвета: Красный квадрат — много энергии, эмоции негативные, Синий квадрат — мало энергии, эмоции негативные. Зеленый квадрат — мало энергии, эмоции позитивные. Желтый квадрат — много энергии, эмоции позитивные. На первом этапе дети учатся определять к какому квадрану относятся различные эмоции. На втором этапе определяют, в каком эмоциональном состоянии будем максимально эффективно заниматься конкретной деятельностью. Британский философ Герберт Спенсер однажды сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия». В своей практике я делаю акцент на обучении конкретным действиям, которые необходимо совершать для того, чтобы управлять своими эмоциями.