Эссе на тему “Система работы наставничества и роль наставника в достижении позитивных результатов. Наставничество. Новые ценности образования”

ФИО: Щербакова Т.П.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1693
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Эссе на тему "Система работы наставничества и роль наставника в достижении позитивных результатов. Наставничество. Новые ценности образования"
Итоговая оценка: 2 место,  73 баллов(-а)



«Наставник сам должен быть тем, 
чем он хочет сделать воспитанника». 

В.Даль

  Как быстро бежит время…. Кажется, только недавно  я пришла работать учителем начальных классов в свою родную  школу. Вчерашней студентке педагогического  колледжа было непросто справиться с «трудным» классом.  Тогда моим помощником – наставником стала Балашова Лариса Олеговна. Своим примером, мудрыми советами, практическими занятиями  она очень помогла мне   сделать «сложные»  темы лёгкими, справляться с моими озорными мальчишками, найти общий язык с требовательными  родителями.

  Сегодня я опытный педагог с  большим  стажем и, глядя на молодых учителей,  очень хорошо понимаю, что  им ещё труднее начинать свою педагогическую деятельность в школе, чем мне тогда.  Современное общество, школа  нуждается в инициативных, творческих учителях, готовых работать по-новому. Эта  мысль проходит красной нитью через всю трудовую жизнь каждого учителя. Но понимает ли это молодой педагог, вчерашний студент? Как сложно включиться ему в ритм современной школы!

  Помогает решить эту проблему система наставничества, которая, является одной из самых важных в  методической работе нашего ОУ.  Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию, произошло оно от имени Ментор. Так звали наставника Телемаха, сына Одиссея. С этого времени появился термин «ментор» или «наставник», то есть мудрый советчик, который пользуется всеобщим доверием, а наставничество соотносится с человеком мудрым, обладающим способностью направить, научить, часто являющимся образцом для подражания. 

Своей основной целью в работе наставника я считаю: развитие личности, способной успешно и на высоком профессиональном уровне решать педагогические задачи, обладающей качествами, соответствующими требованиям, предъявляемым Законе РФ «Об образовании», Национальной доктриной образования в РФ до 2025 года. Система работы наставника должна быть направлена на  потребность молодого педагога  в непрерывном образовании, содействие в формировании индивидуального стиля творческой деятельности педагога,  оказание помощи внедрения передовых педагогических технологий в образовательный процесс.

     В моей практике наставничества были и студенты, проходившие педагогическую стажировку в школе, и молодые учителя. Для меня самой наставничество стало наиболее действенным способом повышения своей квалификации, наполнения инновационным содержанием собственной трудовой деятельности, достижения более высокого уровня профессиональной компетентности.  

    Считаю, что наставник – это человек, который вкладывает в другого свою душу, отдаёт частичку себя,  интересен, общение с которым приносит пользу.     Фундаментом наставничества является взаимное доверие, поэтому использую только демократический стиль общения, назидательный тон не допустим, потому что у твоего подопечного может быть достаточно высокий уровень теоретических знаний, но не хватает опыта, которым педагог-наставник и должен поделиться. Цель моей работы в качестве наставник –   помощь молодым учителям адаптироваться  в новых условиях педагогической деятельности, дать им возможность раскрыть свои профессиональные качества, творческие способности.

         В начальной школе работа по наставничеству продолжается 4 года. Первый год – адаптация, анкетирование, выявление трудностей. Второй и третий годы – это шаг к мастерству, поиск лучших методов и приемов работы с детьми, создание авторитета среди детей, родителей, коллег. Четвертый год – анализ педагогической деятельности, обобщение своего опыта и создание собственной системы преподавания, обмен опытом успешной педагогической деятельности.

  Прежде чем приступать к работе с молодым специалистом выясняю,  на каком уровне находятся его профессиональные знания, умения

и навыки. Проверить это легче всего в беседе с ним и при посещении уроков.

После того как были выяснены все затруднения, составляю программу педагогической помощи. Совместно с молодым педагогом планирую  работу по  направлениям: работа по предмету, методическая работа, внеклассная работа, работа с документацией.

.  Для меня наиболее эффективными формами работы с молодыми педагогами  стали:

  • Знакомство с методической литературой;
  • Помощь в создании календарно-тематического планирования в конструкторе рабочих программ по новым ФГОС;
  • Помощь в выборе ЦОК;
  •  Консультации по работе с Электронным журналом;
  • проведение уроков для молодого педагога;
  • посещение урока молодого педагога с последующим анализом анализ урока по карте с точки зрения системно-деятельностного, компетентностного или дифференцированного подхода;
  • консультации по проведению родительских собраний, классных часов, подготовке материалов к семинарам,  конкурсам разного уровня.

 Молодой учитель также получает помощь от психолога, социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе. В ОУ работает клуб «Школа молодого педагога». Такая комплексная работа помогает быстрее адаптироваться молодому педагогу. Посещение открытых уроков даёт возможность увидеть на практике особенности использования разнообразия форм и методов работы. Каждый молодой учитель с первых дней  педагогической деятельности готовит «портфолио», которое позволяет не только увидеть собственный рост, но и является первой ступенькой в подготовке к дальнейшей аттестации.

Таким образом, система наставничества помогает молодому педагогу осознать своё место в образовательной организации и осуществляет пошаговое руководство его педагогической деятельностью. Но самое главное – я как наставник своими личными профессиональными достижениями, стилем работы, общения стимулирую профессиональное самосовершенствование молодого специалиста.