«Наставник сам должен быть тем,
чем он хочет сделать воспитанника».
В.Даль
Как быстро бежит время…. Кажется, только недавно я пришла работать учителем начальных классов в свою родную школу. Вчерашней студентке педагогического колледжа было непросто справиться с «трудным» классом. Тогда моим помощником – наставником стала Балашова Лариса Олеговна. Своим примером, мудрыми советами, практическими занятиями она очень помогла мне сделать «сложные» темы лёгкими, справляться с моими озорными мальчишками, найти общий язык с требовательными родителями.
Сегодня я опытный педагог с большим стажем и, глядя на молодых учителей, очень хорошо понимаю, что им ещё труднее начинать свою педагогическую деятельность в школе, чем мне тогда. Современное общество, школа нуждается в инициативных, творческих учителях, готовых работать по-новому. Эта мысль проходит красной нитью через всю трудовую жизнь каждого учителя. Но понимает ли это молодой педагог, вчерашний студент? Как сложно включиться ему в ритм современной школы!
Помогает решить эту проблему система наставничества, которая, является одной из самых важных в методической работе нашего ОУ. Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию, произошло оно от имени Ментор. Так звали наставника Телемаха, сына Одиссея. С этого времени появился термин «ментор» или «наставник», то есть мудрый советчик, который пользуется всеобщим доверием, а наставничество соотносится с человеком мудрым, обладающим способностью направить, научить, часто являющимся образцом для подражания.
Своей основной целью в работе наставника я считаю: развитие личности, способной успешно и на высоком профессиональном уровне решать педагогические задачи, обладающей качествами, соответствующими требованиям, предъявляемым Законе РФ «Об образовании», Национальной доктриной образования в РФ до 2025 года. Система работы наставника должна быть направлена на потребность молодого педагога в непрерывном образовании, содействие в формировании индивидуального стиля творческой деятельности педагога, оказание помощи внедрения передовых педагогических технологий в образовательный процесс.
В моей практике наставничества были и студенты, проходившие педагогическую стажировку в школе, и молодые учителя. Для меня самой наставничество стало наиболее действенным способом повышения своей квалификации, наполнения инновационным содержанием собственной трудовой деятельности, достижения более высокого уровня профессиональной компетентности.
Считаю, что наставник – это человек, который вкладывает в другого свою душу, отдаёт частичку себя, интересен, общение с которым приносит пользу. Фундаментом наставничества является взаимное доверие, поэтому использую только демократический стиль общения, назидательный тон не допустим, потому что у твоего подопечного может быть достаточно высокий уровень теоретических знаний, но не хватает опыта, которым педагог-наставник и должен поделиться. Цель моей работы в качестве наставник – помощь молодым учителям адаптироваться в новых условиях педагогической деятельности, дать им возможность раскрыть свои профессиональные качества, творческие способности.
В начальной школе работа по наставничеству продолжается 4 года. Первый год – адаптация, анкетирование, выявление трудностей. Второй и третий годы – это шаг к мастерству, поиск лучших методов и приемов работы с детьми, создание авторитета среди детей, родителей, коллег. Четвертый год – анализ педагогической деятельности, обобщение своего опыта и создание собственной системы преподавания, обмен опытом успешной педагогической деятельности.
Прежде чем приступать к работе с молодым специалистом выясняю, на каком уровне находятся его профессиональные знания, умения
и навыки. Проверить это легче всего в беседе с ним и при посещении уроков.
После того как были выяснены все затруднения, составляю программу педагогической помощи. Совместно с молодым педагогом планирую работу по направлениям: работа по предмету, методическая работа, внеклассная работа, работа с документацией.
. Для меня наиболее эффективными формами работы с молодыми педагогами стали:
- Знакомство с методической литературой;
- Помощь в создании календарно-тематического планирования в конструкторе рабочих программ по новым ФГОС;
- Помощь в выборе ЦОК;
- Консультации по работе с Электронным журналом;
- проведение уроков для молодого педагога;
- посещение урока молодого педагога с последующим анализом анализ урока по карте с точки зрения системно-деятельностного, компетентностного или дифференцированного подхода;
- консультации по проведению родительских собраний, классных часов, подготовке материалов к семинарам, конкурсам разного уровня.
Молодой учитель также получает помощь от психолога, социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе. В ОУ работает клуб «Школа молодого педагога». Такая комплексная работа помогает быстрее адаптироваться молодому педагогу. Посещение открытых уроков даёт возможность увидеть на практике особенности использования разнообразия форм и методов работы. Каждый молодой учитель с первых дней педагогической деятельности готовит «портфолио», которое позволяет не только увидеть собственный рост, но и является первой ступенькой в подготовке к дальнейшей аттестации.
Таким образом, система наставничества помогает молодому педагогу осознать своё место в образовательной организации и осуществляет пошаговое руководство его педагогической деятельностью. Но самое главное – я как наставник своими личными профессиональными достижениями, стилем работы, общения стимулирую профессиональное самосовершенствование молодого специалиста.