Формирование коммуникативной инициативы детей посредством использования современных педагогических технологий

ФИО: Жукова Т.И.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1721
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Формирование коммуникативной инициативы детей посредством использования современных педагогических технологий
Итоговая оценка: 2 место,  77 баллов(-а)



 

Формирование коммуникативной инициативы детей посредством использования современных педагогических технологий.

В настоящее время педагоги, психологи и родители отмечают у современных детей взаимосвязь высокого уровня технического развития с низким уровнем развития коммуникативных навыков. Тогда как готовность к эффективному коммуникативному общению ребёнка с другими людьми – одно из необходимых условий развития гармоничной личности в период дошкольного детства

Способность ребенка к коммуникации является одним из критериев эффективности учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Коммуникация выступает как форма открытого действия при воспитании детей дошкольного возраста, поэтому успешность плодотворного взаимодействия ребенка и взрослого будет зависеть от того, насколько хорошо развита коммуникативная деятельность дошкольника.

Перед началом работы с технологией Н.А. Коротковой «Река времени» мы изготовили дидактическое пособие – панно – река времени. Это длинный бумажный лист, примерным размером 50х160, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» наметили несколько «остановок

«древность»«старина»«современность» 

«Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей

«Старина» – примерно, мир средневековья и чуть позже.

«Современность» – современный мир.

Для реализации технологии подбираются картинки (в том числе в виде презентации, игры, литературные произведения, подобран дидактический материал, схемы и символы, музыкальное сопровождение, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными. На всех мероприятиях присутствует одно и то же дидактическое пособие, Н. А. Коротковой «река времени»

Остановки на «реке времени» от занятия к занятию обживаются- заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами,  которые можно исследовать, попробовать в действии. 

Часто тема будущего занятия определяется по инициативе детей. Также педагог может смотивировать воспитанников на исследование определенной темы, используя   косвенные приемы:

– на групповом сборе.

– внесение изменений в РППС то, что может заинтересовать детей и побудить к проявлению интереса. 

– посещение виртуальных экскурсий, чтение интересных фактов, просмотр познавательных фильмов, с последующим обсуждением увиденного или прочитанного, все то, что сподвигнет детей к поиску ответов.

Здесь и начинается совместная деятельность воспитателя и детей. Дети 5-7 лет обычно активно участвуют в обсуждении тем и направлений будущейтемы для исследования. 

Например, тема для исследования «Самовара» возникла на занятии, на котором дети придумывали загадку про этот предмет. Придумывание загадки мы стараемся подкреплять выставочными образцами, которые дети могут рассмотреть, потрогать. На выставке самоваров у Славы возник вопрос- «А у моего дедушки в деревне самовар без провода, но мы пьем из него горячий чай. Почему он горячий?» Дети высказывали свои предположения, фантазировали, но точного ответа никто не знал. Таким образом, была выбрана тема путешествия по «реке времени» – самовар.

Чтобы интерес детей не угас, на следующий день мы отправились в путешествие по реке времени.

Данную технологию мы используем не первый год, поэтому дети знают волшебные слова для путешествия, 

Тик – так, тик – так,

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведём

В нужное время с вами попадём.

Также в нашем путешествии нам помогают волшебные часы, которые отправляют нас в нужную нам эпоху.

Для закрепления полученных знаний, а также, чтобы каждый ребенок стал непосредственным участником на занятии, смог высказать свое мнение, помочь товарищу в определении нужной эпохи, у каждого имеется своя личная река времени. Это лист бумаги, который разделен на три части

Перед занятием,на общем столе воспитатель выкладывает предметные картинки, (самовары разных времен) и  предлагает детям отправиться в путешествие по реке времени и помочь каждому предмету вернуться в свою эпоху.

Первая остановка – «Древность». Дети переводят стрелки часов и проговаривают волшебные слова, которые помогают отправиться в нужную нам эпоху. 

Тик – так, тик – так,

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведём

В древность с вами попадём.

 Педагог задает детям наводящие вопросы, которые активизируют мыслительную и речевую деятельность детей. Дети высказывают свои предположения, фантазируют, размышляют, каким же был первый самовар в древности. Ведь не было ни заводов, ни электричества, а люди жили в пещерах и обогревались огнем. Мнения детей были очень близки к правильному ответу. Выслушав каждого ребенка, воспитатель подводит итог и рассказывает о первом, древнем самоваре-древние люди, желая согреть жидкость, бросали в емкость с водой раскаленный большой камень, в результате чего вода практически мгновенно закипала. 

Затем воспитатель предлагает детям выбрать картинки, соответствующие данной эпохи и поместить на общем панно «река времени», а также на своей реке времени.

Последующие остановки выполняются по аналогии с первой остановкой.

На остановке старина дети узнали что в старину самовары  были разных форм: в виде шара, бочонка. В то время они предназначались в основном для пользования в походных условиях, вследствие чего имели небольшие размеры и съемные ножки. И им не требовалось электричество, так как для разогревания воды нужен был только огонь и щепки.

 Ну а в современности люди стали использовать электричество, поэтому все самовары имеют провод.

В конце занятия педагог подводит итог

 Друзья, давайте посмотрим на нашу реку времени. Скажите, люди перестали пользоваться самоварами, с которыми мы  встретились в древности и в старину?

Созданные условий для развития коммуникативных навыков у дошкольников позволяют учиться выслушивать друг друга, приобретение опыта работать в группах, отстаивать свою точку зрения.