Педагогический проект “Школа мастерства”

ФИО: Козарина Е.И.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1731
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Педагогический проект "Школа мастерства"
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)



Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Им. 1 Мая» 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 

ПО НАСТАВНИЧЕСТВУ

 «ШКОЛА МАСТЕРСТВА»

Наставник: Козарина Е.И., 

воспитатель ВКК.

Наставляемый: Шушарина Е.А.

воспитатель.

п. Троицкий, 2022

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование

проекта

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО НАСТАВНИЧЕСТВУ

 «ШКОЛА МАСТЕРСТВА»

Описание

актуальности

проекта

В современном образовании развитие института наставничества становится федеральной стратегической инициативой, ориентированной на создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров. 

Наставничество становится одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики, начиная с 23 декабря 2013 года, когда на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Путин В.В. подчеркнул необходимость возрождения института наставничества.

Тема наставничества в образовании заявлена как одна из центральных в национальном проекте «Образование», включая федеральные и региональные проекты «Современная школа», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы». Так по итогам проекта  к 2024 году не менее 70% педагогов в возрасте до 35 лет должны быть вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества. 

Наставничество представляется как осознанное взаимодействие наставника и педагога любого стажа работы и квалификации по передаче профессионального, личного и социального опыта. На различных стадиях профессионально-личностного развития педагога наставничество формирует индивидуальный путь педагога путем решения выявленной личностной проблемы.

Значимость

проекта для

региона

Педагогический проект захватает некоторые актуальные тенденции, характерные для дошкольного образования Свердловской области.

В настоящее время характерны следующие тенденции в образовании:

1) Конкурсное движение – инновационный фактор развития в образовании.Конкурсы профессионального мастерства проводятся 

В рамках социальной поддержки педагогических работников проводятся различные мероприятия на получение премий Губернатора Свердловской области: конкурс на соискание премий работникам системы образования «Воспитатель года России», «Сердце отдаю детям», «Педагогический дебют», «Воспитать человека», «Мастер-наставник», «Образование без границ».

На сайте МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом учителя» представлен план-график городских конкурсов профессионального мастерства для педагогов.

На сайте ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования»  –  конкурсы для педагогических работников, образовательных организаций.

Постконкурсное применение потенциала участников является фактором развития качества образования, способствует обновлению его содержания, выявлению, внедрению и распространению лучших моделей воспитания, эффективных практик и инновационных разработок в образовательный процесс, обеспечивает профессиональное развитие педагогов. 

2) Публикация статей из педагогического опыта.

Качествометодическойпродукции,выпущеннойпедагогами, вполне может служить одним из косвенных показателейэффективностиихметодическойдеятельности.

3) Инклюзия в образовании.

В образовательных организациях наблюдается тенденция

увеличения количества детей с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья), что требует от педагогов дополнительных знаний и определенного педагогического

опыта в воспитании и обучении данной категории детей.

Сроки

реализации

проекта

Сентябрь 2022 – август 2023 года
Специальные

педагогические

условия для

внедрения

проекта

– разнообразие и вариантность работы в системе наставничества;

– учет индивидуальных особенностей педагогов;

– бережное отношение к процессу наставничества и результату деятельности;

– мотивация;

– высокий уровень квалификации педагогов-наставников.

Критерии

эффективности

проекта

Промежуточные результаты:

– повысится уровень педагогической самостоятельности, активности и инициативности;

– повысится уровень эмпатии участников образовательного

процесса, обусловленный опытом педагогических ценностей и отношений;

– улучшатся некоторые практические навыки и умения педагогической деятельности.

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

– появится устойчивая мотивация и интерес педагогической деятельности;

– улучшатся навыки общения и взаимодействия с коллегами;

– повысится уровень ответственности за воспитание детей

и уровень педагогического сознания.

– накопятся практические навыки и умения в значимых для региона образовательных тенденциях;

– повысится уровень педагогического мастерства.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование актуальности. Одним из ведущих направлений в развитии образовательного учреждения является повышение профессионального уровня педагога.

Современный педагог должен быть способен гибко реагировать на изменение образовательной ситуации, учитывать специфику существующих педагогических систем, в максимально короткие сроки адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности для реализации своего профессионального и личностного потенциала.

В современном дошкольном образовании остро востребованы образованные педагоги, способные к сотрудничеству, мобильны, динамичны, конструктивны, обладающие развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поколения, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Во исполнение целей и достижения целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204), национальный проект «Образование» направлен на реализацию 4 ключевых направлений системы образования, одним из которых является  подготовка кадров для работы в системе, их переподготовка и повышение квалификации.

В рамках нацпроекта «Образование» реализуются 10 федеральных проектов. Свердловская область разработала и принимает непосредственное участие в реализации 8 проектов, являющихся региональной составляющей национального проекта «Образование».

Наиболее актуальными для системы дошкольного образования на внедрение системы профессионального роста педагогических работников,  являются проекты: «Учитель будущего», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность» (региональные), «Социальные лифты для каждого» (федеральный).

Повышение профессионального уровня – процесс длительный и непрерывный, ориентированный на формирование личностных качеств, профессиональный рост, что достигается путем организации системы инновационных факторов. Существенная роль в решении этой стратегической задачи принадлежит системе наставничества, которая интенсифицирует процесс профессионального роста педагога и формирования у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Одним из инновационных факторов является конкурсное движение. Участие в конкурсе способствует выявлению передового педагогического опыта, обновлению содержания дошкольного образования и стимулирования труда педагогических работников.

Участие в конкурсном движении позволяет не только проявить себя, развить свои таланты, но и способствует созданию имиджа учреждения на рынке образовательных услуг в условиях реально существующей здоровой конкуренции:

  • профессиональный рост педагогов
  • изучение и освоение педагогического опыта
  • определение своего места в профессиональном социуме, получение оценки собственной деятельности
  • возможность заявить о себе
  • широкое профессиональное общение
  • возможность повлиять на рост престижа профессии,

что определяется целями национального проекта на уровне Свердловской области: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования.

Следующим инновационным фактором является организация обмена опытом работы.

На что указывал В.А. Сухомлинский: «…сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… В своей основе педагогический труд стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство заключается, прежде всего, в анализе фактов и необходимости предвидеть. Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов, в причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи».

Написание статьи помогает проанализировать свою работу, структурировать имеющийся опыт и поделиться им со своими коллегами. При написании статей, эссе, методических разработок и других научно-исследовательскихработ происходит углубленное изучение материала по определенной теме, что способствует росту профессионального уровня педагога.

При разработке проекта по наставничеству учитывался опыт передовых региональных практик наставничества в системе дошкольного образования.

Данный проект составлен в соответствии с действующими локальными нормативно-правовыми актами дошкольной организации.

 

Целесообразность проекта

 

Польза для наставляемого Польза для наставника
  1. Ощущают поддержку в профессиональном развитии.
  2.  Развивают профессиональные

навыки, умения и компетенции, оказывающие влияние на достижение показателей, необходимых

образовательной организации.

  1.  Повышают самоуважение, уверенность в себе и позитивное отношение к педагогической деятельности, особенно по мере профессионального роста.
  2.  Получают обратную связь от наставников, стимулирующую к активной деятельности.
  3.  Своевременно анализируют собственные сильные и слабые стороны в разных педагогических ситуациях.
  4.  Берут на себя ответственность за собственную учебу и повышение профессионального уровня.
  5.  Осознают причастность к образовательной организации и образованию в целом.
  1. Имеют перспективы карьерного роста.
  2. Получают признание заслуг и статуса наставника.
  3. Завоевывают репутацию профессионалов и доверие коллег.
  4. Получают возможность увидеть новые пути решения типичных педагогических задач.
  5. Систематизируют имеющийся профессиональный опыт.
  6. Принимают участие в формировании профессиональной команды.

Особенности практики наставничества. 

ПредставленнаяпрактиканаставничествапредставляетсобойкомплекснуюмодельнаставничествавДОУ для педагогов до 35 лет, ориентированную на некоторые современные тенденции образования в регионе и состоит из 3 значимых блоков:

 

Цель проекта: оказание помощи педагогическим работникам в  повышении профессиональной компетентности.

Задачи:

  • Оказывать помощь педагогам в развитии профессиональной компетентности через различные формы наставничества;
  • Оказывать помощь  в развитии профессионально значимых качеств личности;
  • Оказывать помощь  в формировании активной гражданской и жизненной позиции;
  • Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов;
  • Способствовать самореализации педагога в профессиональной деятельности.

Соответствие нормативным правовым актам.

Проект составлен в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации»,

Положением о системе наставничества.

Программа наставничества тесно связана:

  • с программой стратегического развития образовательной организации;
  • с реализацией региональных проектов национального проекта «Образование»: «Учитель будущего», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность» (региональные), «Социальные лифты для каждого» (федеральный).

Проект «Учитель будущего».

 Задача проекта: внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников.

Проект «Социальные лифты для каждого».

 Задача проекта: формирование системы профессиональных конкурсов, дающей гражданам возможности для профессионального и карьерного роста.

Проект «Новые возможности для каждого».

 Задача проекта: формирование системы, в рамках которой работники смогут непрерывно обновлять свои профессиональные знания и приобретать новые профессиональные навыки, в том числе компетенции в области цифровой экономики.

Проект «Социальная активность».

 Задача проекта: создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере волонтерства. 

Практическая значимость проекта. Проект наставничества является универсальной технологией построения отношений внутри дошкольной организации, осуществляющей образовательную деятельность, как технология интенсивного развития личности педагога, передачи опыта и знаний, формирования педагогических навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА НАСТАВНИЧЕСТВА

Технология реализации процесса наставничества

БЛОК ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ наставнических пар (групп)
наставник наставляемый
КОНКУРС  опытный педагог  неопытный педагог
ПУБЛИКАЦИЯ  опытный педагог   неопытный педагог
ИНКЛЮЗИЯ специалисты системы сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог) педагог (педагоги) групп, в которых есть дети с ОВЗ
Отчетное мероприятие Семинар-практикум «Лучшие педагогические практики по наставничеству»

Конкурс на звание «Лучший наставник года», «Лучший педагогический дуэт» по результатам семинара.

Тематическое планирование

Блок Тема форма Срок Результат
Знакомство с Положениями консультация сентябрь
КОНКУРС Самопрезентация. Этапы. консультация октябрь Конкурсная самопрезентация
Доп. Программа. Как проходит  защита Круглый стол ноябрь
Открытое занятие.

Разработка конструкта занятия.

Разработка методической разработки

Круглый стол

Блог-проект

декабрь

январь

Конструкт/ методическая разработка
Подготовка к конкурсам педагогического мастерства семинар-практикум март-май
ПУБЛИКАЦИЯ
  1. Требования к написанию статей.
  2. План работы над статьей. 
Консультация

Круглый стол

Блог-проект

Февраль-март Написание статьи/публикация
ИНКЛЮЗИЯ Знакомство с АООП консультация октябрь Навыки работы с детьми с ОВЗ Создание индивидуальных маршрутов сопровождения
Планирование индивидуальной работы. Круглый стол

Блог-проект

декабрь
Педагогическое взаимодействие с воспитанниками с ОВЗ Круглый стол февраль
Взаимодействие с родителями воспитанников с ОВЗ Круглый стол апрель

Методика выявления результативности наставнической деятельности

«Оценка уровня квалификации педагогических работников… — это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счет получения внешней оценки и самооценки деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации и профессионального развития педагога».            В.Д. Шадриков

 

Блок «Конкурс»

Участие в конкурсах

(название)

Количество сертификатов

(количество)

Количество призовых мест

(количество)

Муниципальный

уровень

Областной уровень Федеральный уровень Муниципальный

уровень

Областной уровень Федеральный уровень Муниципальный

уровень

Областной уровень Федеральный уровень

 

Блок «Публикация»

Публикации
Муниципальный уровень Областной уровень Федеральный уровень

Блок «Инклюзия»

Критерии 
Владение основной терминологией Повышение квалификации (обучение)
Знакомство с АООП Повышение квалификации (обучение)
Планирование индивидуальной работы Круглый стол «Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»
Педагогическое взаимодействие с воспитанниками с ОВЗ Фестиваль «Талантлив каждый»

Круглый стол  «Педагогическое взаимодействие с воспитанниками с ОВЗ»

Спартакиада для детей с ОВЗ

Взаимодействие с родителями воспитанников с ОВЗ Круглый стол «Обмен опытом по работе с родителями детей с ОВЗ»

Блог-проект «Работа с родителями»

Педагогический эффект:

повышение эффективности подготовки педагогов к выполнению своих обязанностей;

приспособление педагогов к меняющимся запросам общества, быстрое овладение новыми технологиями педагогической деятельности;

положительное и продуктивное отношение к работе, высокая мотивация.

Управленческий эффект:

повышение рейтинга ДОУ в системе дошкольного образования.

Распространение результатов проекта.

Творческий отчет о проделанной работе и презентация результатов проекта на педагогическом совете.

Размещение информации на сайте ДОУ.

Публикация проекта и его результатов в сети Интернет.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Бережнова О. В., Тимофеева Л. Л. Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада. Методическое пособие. — М., Цветной мир, 2014. – 135 с.  

2 Наставничество в ДОУ / портал информационной поддержки специалистов дошкольных организаций Ресурсы образования [Электронныйресурс]. — Режим доступа: http://www.resobr.ru/article/39808-organizatsiya-raboty-s-molodymi-pedagogami-v-dou?ustp=W&ustp=W (дата обращения: 20.06.2022).

4 О роли наставничества в дошкольном образовательном учреждении/ Интерактивное образование /Выпуск № 60—61, октябрь 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://io.nios.ru/articles2/74/10/o-roli-nastavnichestva-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii (дата обращения: 20.06.2022).

 

Приложение 1. Календарь конкурсных мероприятий для педагогических работников и образовательных организаций в Свердловской области 

Название конкурса Примерные сроки
Прием конкурсных материалов Основные этапы конкурса примечание
Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» 

Региональный этап Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям»

январь 

апрель – май

февраль

июнь

https://www.irro.ru/index.php?cid=554 участниками конкурса могут быть педагогические работники, занимающие педагогическую должность в качестве основной, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Свердловской области
Областной конкурс “Мастер-наставник” в рамках Указа о соискании премий Губернатора Свердловской области работникам системы образования сентябрь – октябрь октябрь- ноябрь https://www.irro.ru/index.php?cid=553 Участие в конкурсе могут принять педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность: выполняющие функции педагоганаставника молодых специалистов и достигшие высоких результатов в сфере наставничества
Региональный этап Всероссийского конкурса “Педагогический дебют” в рамках Указа о соискании премий Губернатора Свердловской области работникам системы образования январь – февраль (Муниципальный этап) март – апрель (Региональный этап март (Муниципальный этап) 

апрель – май (Региональный этап)

ttps://www.irro.ru/index.php?cid=544 Участниками конкурса могут быть педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих дополнительные образовательные программы
Конкурс сайтов педагогов  ноябрь – декабрь  декабрь  https://www.irro.ru/index.php?id=5715 В Конкурсе могут принять участие сотрудники образовательных организаций Свердловской области.
Конкурс «Педагог-наставник» Организатор: Региональный модельный центр ГАНОУ СО «Дворец молодёжи»  октябрь – ноябрь ноябрь – декабрь https://rmc.dm-centre.ru/konkurs-pedagognastavnik/ Участниками конкурса могут быть педагогические работники и методисты организаций дополнительного образования
Областной конкурс учебных и методических материалов Организатор: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» типов октябрь – декабрь декабрь https://rmc.dm-centre.ru/oblastnoj-konkursuchebnyh-i-metodicheskih-materialovturism/ Участниками конкурса могут быть управленческие, педагогические работники, методисты и иные специалисты (отдельные авторы и авторские коллективы) образовательных организаций всех
Региональный этап XVII Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в Свердловской области с 1 по 14 февраля 31 марта https://www.irro.ru/structure/68/

педагогический проект в области духовно-нравственного воспитания детей.

Областной конкурс «Воспитать человека» в рамках Указа Губернатора Свердловской области о соискании премий работникам системы образования с 14 по 31 марта 28 апреля
Региональный этап XIII Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в Свердловской области с 1 по 20 апреля 12 мая,

31 мая

Региональный этап Всероссийского конкурса «Воспитатели России» в Свердловской области с 1 августа по 15 сентября
Всероссийский конкурс «Созидатели развивающего пространства детства» г. Шадринск (Шадринский педагогический университет) 8-12 февраля  с 22 февраля – 21 марта  https://vk.com/wall-210505249_4

Условия участия:
Разработать презентацию в формате powerpoint, показывающую развивающую предметно-пространственную среду группы согласно ФГОС ДО (не более 20 сладов).

 

Всероссийский конкурсимениЛьваВыготского

Представить проект по работе с детьми от 2 месяцев до 7 лет и/или их родителями

Подготовить видеоролик до 2 минут по теме проекта и разместить его на Youtube

20 ноября — 29 января  30 января  – 1 марта Сайт Конкурса: https://rybakovpreschoolaward.ru/

Конкурс в номинации «Педагог» проходит в два этапа на Сайте. После регистрации участник знакомится с заданиями первого этапа Конкурса (тест из 6 вопросов). Во втором этапе необходимо выполнить 5 профессиональных заданий.В одном из заданий подготовить видеоролик 

Областной конкурс молодых педагогов «Начало» для молодых специалистов в системе образования Свердловской области. с 01 по 31 октября

ГАОУ ДПО СО «ИРО»).

24 ноября http://www.imc-gd.ru/pedag/konkurs/1097

Проект «Моя новая школа» 

4)  Методическая разработка (или конструкт) урока, занятия, внеклассного, воспитательного мероприятия.

5)  Эссе на тему «Мой выбор» .