Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Им. 1 Мая»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ПО НАСТАВНИЧЕСТВУ
«ШКОЛА МАСТЕРСТВА»
Наставник: Козарина Е.И.,
воспитатель ВКК.
Наставляемый: Шушарина Е.А.
воспитатель.
п. Троицкий, 2022
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование
проекта |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО НАСТАВНИЧЕСТВУ
«ШКОЛА МАСТЕРСТВА» |
Описание
актуальности проекта |
В современном образовании развитие института наставничества становится федеральной стратегической инициативой, ориентированной на создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров.
Наставничество становится одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики, начиная с 23 декабря 2013 года, когда на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Путин В.В. подчеркнул необходимость возрождения института наставничества. Тема наставничества в образовании заявлена как одна из центральных в национальном проекте «Образование», включая федеральные и региональные проекты «Современная школа», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы». Так по итогам проекта к 2024 году не менее 70% педагогов в возрасте до 35 лет должны быть вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества. Наставничество представляется как осознанное взаимодействие наставника и педагога любого стажа работы и квалификации по передаче профессионального, личного и социального опыта. На различных стадиях профессионально-личностного развития педагога наставничество формирует индивидуальный путь педагога путем решения выявленной личностной проблемы. |
Значимость
проекта для региона |
Педагогический проект захватает некоторые актуальные тенденции, характерные для дошкольного образования Свердловской области.
В настоящее время характерны следующие тенденции в образовании: 1) Конкурсное движение – инновационный фактор развития в образовании.Конкурсы профессионального мастерства проводятся В рамках социальной поддержки педагогических работников проводятся различные мероприятия на получение премий Губернатора Свердловской области: конкурс на соискание премий работникам системы образования «Воспитатель года России», «Сердце отдаю детям», «Педагогический дебют», «Воспитать человека», «Мастер-наставник», «Образование без границ». На сайте МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом учителя» представлен план-график городских конкурсов профессионального мастерства для педагогов. На сайте ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования» – конкурсы для педагогических работников, образовательных организаций. Постконкурсное применение потенциала участников является фактором развития качества образования, способствует обновлению его содержания, выявлению, внедрению и распространению лучших моделей воспитания, эффективных практик и инновационных разработок в образовательный процесс, обеспечивает профессиональное развитие педагогов. 2) Публикация статей из педагогического опыта. Качествометодическойпродукции,выпущеннойпедагогами, вполне может служить одним из косвенных показателейэффективностиихметодическойдеятельности. 3) Инклюзия в образовании. В образовательных организациях наблюдается тенденция увеличения количества детей с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья), что требует от педагогов дополнительных знаний и определенного педагогического опыта в воспитании и обучении данной категории детей. |
Сроки
реализации проекта |
Сентябрь 2022 – август 2023 года |
Специальные
педагогические условия для внедрения проекта |
– разнообразие и вариантность работы в системе наставничества;
– учет индивидуальных особенностей педагогов; – бережное отношение к процессу наставничества и результату деятельности; – мотивация; – высокий уровень квалификации педагогов-наставников. |
Критерии
эффективности проекта |
Промежуточные результаты:
– повысится уровень педагогической самостоятельности, активности и инициативности; – повысится уровень эмпатии участников образовательного процесса, обусловленный опытом педагогических ценностей и отношений; – улучшатся некоторые практические навыки и умения педагогической деятельности. Ожидаемые результаты от реализации проекта: – появится устойчивая мотивация и интерес педагогической деятельности; – улучшатся навыки общения и взаимодействия с коллегами; – повысится уровень ответственности за воспитание детей и уровень педагогического сознания. – накопятся практические навыки и умения в значимых для региона образовательных тенденциях; – повысится уровень педагогического мастерства. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование актуальности. Одним из ведущих направлений в развитии образовательного учреждения является повышение профессионального уровня педагога.
Современный педагог должен быть способен гибко реагировать на изменение образовательной ситуации, учитывать специфику существующих педагогических систем, в максимально короткие сроки адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности для реализации своего профессионального и личностного потенциала.
В современном дошкольном образовании остро востребованы образованные педагоги, способные к сотрудничеству, мобильны, динамичны, конструктивны, обладающие развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поколения, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Во исполнение целей и достижения целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204), национальный проект «Образование» направлен на реализацию 4 ключевых направлений системы образования, одним из которых является подготовка кадров для работы в системе, их переподготовка и повышение квалификации.
В рамках нацпроекта «Образование» реализуются 10 федеральных проектов. Свердловская область разработала и принимает непосредственное участие в реализации 8 проектов, являющихся региональной составляющей национального проекта «Образование».
Наиболее актуальными для системы дошкольного образования на внедрение системы профессионального роста педагогических работников, являются проекты: «Учитель будущего», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность» (региональные), «Социальные лифты для каждого» (федеральный).
Повышение профессионального уровня – процесс длительный и непрерывный, ориентированный на формирование личностных качеств, профессиональный рост, что достигается путем организации системы инновационных факторов. Существенная роль в решении этой стратегической задачи принадлежит системе наставничества, которая интенсифицирует процесс профессионального роста педагога и формирования у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.
Одним из инновационных факторов является конкурсное движение. Участие в конкурсе способствует выявлению передового педагогического опыта, обновлению содержания дошкольного образования и стимулирования труда педагогических работников.
Участие в конкурсном движении позволяет не только проявить себя, развить свои таланты, но и способствует созданию имиджа учреждения на рынке образовательных услуг в условиях реально существующей здоровой конкуренции:
- профессиональный рост педагогов
- изучение и освоение педагогического опыта
- определение своего места в профессиональном социуме, получение оценки собственной деятельности
- возможность заявить о себе
- широкое профессиональное общение
- возможность повлиять на рост престижа профессии,
что определяется целями национального проекта на уровне Свердловской области: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования.
Следующим инновационным фактором является организация обмена опытом работы.
На что указывал В.А. Сухомлинский: «…сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… В своей основе педагогический труд стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство заключается, прежде всего, в анализе фактов и необходимости предвидеть. Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов, в причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи».
Написание статьи помогает проанализировать свою работу, структурировать имеющийся опыт и поделиться им со своими коллегами. При написании статей, эссе, методических разработок и других научно-исследовательскихработ происходит углубленное изучение материала по определенной теме, что способствует росту профессионального уровня педагога.
При разработке проекта по наставничеству учитывался опыт передовых региональных практик наставничества в системе дошкольного образования.
Данный проект составлен в соответствии с действующими локальными нормативно-правовыми актами дошкольной организации.
Целесообразность проекта
Польза для наставляемого | Польза для наставника |
навыки, умения и компетенции, оказывающие влияние на достижение показателей, необходимых образовательной организации.
|
|
Особенности практики наставничества.
ПредставленнаяпрактиканаставничествапредставляетсобойкомплекснуюмодельнаставничествавДОУ для педагогов до 35 лет, ориентированную на некоторые современные тенденции образования в регионе и состоит из 3 значимых блоков:
Цель проекта: оказание помощи педагогическим работникам в повышении профессиональной компетентности.
Задачи:
- Оказывать помощь педагогам в развитии профессиональной компетентности через различные формы наставничества;
- Оказывать помощь в развитии профессионально значимых качеств личности;
- Оказывать помощь в формировании активной гражданской и жизненной позиции;
- Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов;
- Способствовать самореализации педагога в профессиональной деятельности.
Соответствие нормативным правовым актам.
Проект составлен в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации»,
Положением о системе наставничества.
Программа наставничества тесно связана:
- с программой стратегического развития образовательной организации;
- с реализацией региональных проектов национального проекта «Образование»: «Учитель будущего», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность» (региональные), «Социальные лифты для каждого» (федеральный).
Проект «Учитель будущего».
Задача проекта: внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников.
Проект «Социальные лифты для каждого».
Задача проекта: формирование системы профессиональных конкурсов, дающей гражданам возможности для профессионального и карьерного роста.
Проект «Новые возможности для каждого».
Задача проекта: формирование системы, в рамках которой работники смогут непрерывно обновлять свои профессиональные знания и приобретать новые профессиональные навыки, в том числе компетенции в области цифровой экономики.
Проект «Социальная активность».
Задача проекта: создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере волонтерства.
Практическая значимость проекта. Проект наставничества является универсальной технологией построения отношений внутри дошкольной организации, осуществляющей образовательную деятельность, как технология интенсивного развития личности педагога, передачи опыта и знаний, формирования педагогических навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА НАСТАВНИЧЕСТВА
Технология реализации процесса наставничества
БЛОК | ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ наставнических пар (групп) | |
наставник | наставляемый | |
КОНКУРС | опытный педагог | неопытный педагог |
ПУБЛИКАЦИЯ | опытный педагог | неопытный педагог |
ИНКЛЮЗИЯ | специалисты системы сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог) | педагог (педагоги) групп, в которых есть дети с ОВЗ |
Отчетное мероприятие | Семинар-практикум «Лучшие педагогические практики по наставничеству»
Конкурс на звание «Лучший наставник года», «Лучший педагогический дуэт» по результатам семинара. |
Тематическое планирование
Блок | Тема | форма | Срок | Результат |
Знакомство с Положениями | консультация | сентябрь | ||
КОНКУРС | Самопрезентация. Этапы. | консультация | октябрь | Конкурсная самопрезентация |
Доп. Программа. Как проходит защита | Круглый стол | ноябрь | ||
Открытое занятие.
Разработка конструкта занятия. Разработка методической разработки |
Круглый стол
Блог-проект |
декабрь
январь |
Конструкт/ методическая разработка | |
Подготовка к конкурсам педагогического мастерства | семинар-практикум | март-май | ||
ПУБЛИКАЦИЯ |
|
Консультация
Круглый стол Блог-проект |
Февраль-март | Написание статьи/публикация |
ИНКЛЮЗИЯ | Знакомство с АООП | консультация | октябрь | Навыки работы с детьми с ОВЗ Создание индивидуальных маршрутов сопровождения |
Планирование индивидуальной работы. | Круглый стол
Блог-проект |
декабрь | ||
Педагогическое взаимодействие с воспитанниками с ОВЗ | Круглый стол | февраль | ||
Взаимодействие с родителями воспитанников с ОВЗ | Круглый стол | апрель |
Методика выявления результативности наставнической деятельности
«Оценка уровня квалификации педагогических работников… — это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счет получения внешней оценки и самооценки деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации и профессионального развития педагога». В.Д. Шадриков
Блок «Конкурс»
Участие в конкурсах
(название) |
Количество сертификатов
(количество) |
Количество призовых мест
(количество) |
||||||
Муниципальный
уровень |
Областной уровень | Федеральный уровень | Муниципальный
уровень |
Областной уровень | Федеральный уровень | Муниципальный
уровень |
Областной уровень | Федеральный уровень |
Блок «Публикация»
Публикации | ||
Муниципальный уровень | Областной уровень | Федеральный уровень |
Блок «Инклюзия»
Критерии | ||
Владение основной терминологией | Повышение квалификации (обучение) | |
Знакомство с АООП | Повышение квалификации (обучение) | |
Планирование индивидуальной работы | Круглый стол «Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» | |
Педагогическое взаимодействие с воспитанниками с ОВЗ | Фестиваль «Талантлив каждый»
Круглый стол «Педагогическое взаимодействие с воспитанниками с ОВЗ» Спартакиада для детей с ОВЗ |
|
Взаимодействие с родителями воспитанников с ОВЗ | Круглый стол «Обмен опытом по работе с родителями детей с ОВЗ»
Блог-проект «Работа с родителями» |
Педагогический эффект:
повышение эффективности подготовки педагогов к выполнению своих обязанностей;
приспособление педагогов к меняющимся запросам общества, быстрое овладение новыми технологиями педагогической деятельности;
положительное и продуктивное отношение к работе, высокая мотивация.
Управленческий эффект:
повышение рейтинга ДОУ в системе дошкольного образования.
Распространение результатов проекта.
Творческий отчет о проделанной работе и презентация результатов проекта на педагогическом совете.
Размещение информации на сайте ДОУ.
Публикация проекта и его результатов в сети Интернет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Бережнова О. В., Тимофеева Л. Л. Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада. Методическое пособие. — М., Цветной мир, 2014. – 135 с.
2 Наставничество в ДОУ / портал информационной поддержки специалистов дошкольных организаций Ресурсы образования [Электронныйресурс]. — Режим доступа: http://www.resobr.ru/article/39808-organizatsiya-raboty-s-molodymi-pedagogami-v-dou?ustp=W&ustp=W (дата обращения: 20.06.2022).
4 О роли наставничества в дошкольном образовательном учреждении/ Интерактивное образование /Выпуск № 60—61, октябрь 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://io.nios.ru/articles2/74/10/o-roli-nastavnichestva-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii (дата обращения: 20.06.2022).
Приложение 1. Календарь конкурсных мероприятий для педагогических работников и образовательных организаций в Свердловской области
Название конкурса | Примерные сроки | ||
Прием конкурсных материалов | Основные этапы конкурса | примечание | |
Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям»
Региональный этап Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» |
январь
апрель – май |
февраль
июнь |
https://www.irro.ru/index.php?cid=554 участниками конкурса могут быть педагогические работники, занимающие педагогическую должность в качестве основной, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Свердловской области |
Областной конкурс “Мастер-наставник” в рамках Указа о соискании премий Губернатора Свердловской области работникам системы образования | сентябрь – октябрь | октябрь- ноябрь | https://www.irro.ru/index.php?cid=553 Участие в конкурсе могут принять педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность: выполняющие функции педагоганаставника молодых специалистов и достигшие высоких результатов в сфере наставничества |
Региональный этап Всероссийского конкурса “Педагогический дебют” в рамках Указа о соискании премий Губернатора Свердловской области работникам системы образования | январь – февраль (Муниципальный этап) март – апрель (Региональный этап | март (Муниципальный этап)
апрель – май (Региональный этап) |
ttps://www.irro.ru/index.php?cid=544 Участниками конкурса могут быть педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих дополнительные образовательные программы |
Конкурс сайтов педагогов | ноябрь – декабрь | декабрь | https://www.irro.ru/index.php?id=5715 В Конкурсе могут принять участие сотрудники образовательных организаций Свердловской области. |
Конкурс «Педагог-наставник» Организатор: Региональный модельный центр ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» | октябрь – ноябрь | ноябрь – декабрь | https://rmc.dm-centre.ru/konkurs-pedagognastavnik/ Участниками конкурса могут быть педагогические работники и методисты организаций дополнительного образования |
Областной конкурс учебных и методических материалов Организатор: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» типов | октябрь – декабрь | декабрь | https://rmc.dm-centre.ru/oblastnoj-konkursuchebnyh-i-metodicheskih-materialovturism/ Участниками конкурса могут быть управленческие, педагогические работники, методисты и иные специалисты (отдельные авторы и авторские коллективы) образовательных организаций всех |
Региональный этап XVII Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в Свердловской области | с 1 по 14 февраля | 31 марта | https://www.irro.ru/structure/68/
педагогический проект в области духовно-нравственного воспитания детей. |
Областной конкурс «Воспитать человека» в рамках Указа Губернатора Свердловской области о соискании премий работникам системы образования | с 14 по 31 марта | 28 апреля | |
Региональный этап XIII Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в Свердловской области | с 1 по 20 апреля | 12 мая,
31 мая |
|
Региональный этап Всероссийского конкурса «Воспитатели России» в Свердловской области | с 1 августа по 15 сентября |
Всероссийский конкурс «Созидатели развивающего пространства детства» г. Шадринск (Шадринский педагогический университет) | 8-12 февраля | с 22 февраля – 21 марта | https://vk.com/wall-210505249_4
Условия участия:
|
Всероссийский конкурсимениЛьваВыготского
Представить проект по работе с детьми от 2 месяцев до 7 лет и/или их родителями Подготовить видеоролик до 2 минут по теме проекта и разместить его на Youtube |
20 ноября — 29 января | 30 января – 1 марта | Сайт Конкурса: https://rybakovpreschoolaward.ru/
Конкурс в номинации «Педагог» проходит в два этапа на Сайте. После регистрации участник знакомится с заданиями первого этапа Конкурса (тест из 6 вопросов). Во втором этапе необходимо выполнить 5 профессиональных заданий.В одном из заданий подготовить видеоролик |
Областной конкурс молодых педагогов «Начало» для молодых специалистов в системе образования Свердловской области. | с 01 по 31 октября
ГАОУ ДПО СО «ИРО»). |
24 ноября | http://www.imc-gd.ru/pedag/konkurs/1097
Проект «Моя новая школа» 4) Методическая разработка (или конструкт) урока, занятия, внеклассного, воспитательного мероприятия. 5) Эссе на тему «Мой выбор» . |