Педагог будущего

ФИО: Бутяева О.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1743
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Педагог будущего
Итоговая оценка: 2 место,  59 баллов(-а)



 

ПЕДАГОГ  БУДУЩЕГО

Качество воспитания и обучения детей напрямую зависит от того, какой педагог будет с ними работать. Педагог сегодня  должен обладать целой совокупностью универсальных качеств: высоким уровнем профессиональной и общей культуры, педагогической, а также коммуникативной компетентностью. 

Педагогический состав многих образовательных организаций стремительно «стареет». На протяжении нескольких лет   проблема нашего структурного подразделения заключалась в отсутствии молодых педагогов с их оптимизмом, новыми знаниями, навыками.

Для ее решения мы ставили задачу по привлечению, сопровождению и закреплению молодых работников.

С 2017 года мы сотрудничаем с Чапаевским губернским колледжем имени Колычева, на базе нашего структурного подразделения создаём условия для развития профессиональных компетенций студентов, которые обучаются по технологии дуального обучения. 

Опытные педагоги помогают студентам «вживаться» в профессию: проводят для них мастер-классы, индивидуальные консультации, открытые мероприятия, 

дают возможность каждому студенту самостоятельно организовывать деятельность детей под руководством опытного воспитателя, они принимают активное участие в детских праздниках и развлечениях, исполняя роли героев и пробуя себя в качестве ведущего. 

Также мы вовлекаем студентов во взаимодействие с родителями воспитанников. Совместно со старшим воспитателем  было проведено онлайн родительское собрание «Патриотическое воспитание дошкольников».

Таким образом, при прохождении практики студенты имеют возможность активно взаимодействовать со всеми участниками образовательных отношений: педагоги – дети – родители  под руководством опытных воспитателей.

Наш путь в привлечении молодых педагогов в нашу профессию – это сетевое взаимодействие по созданию условий для прохождения практики студентов технологии дуального обучения. Результатом данного сотрудничества стало трудоустройство в наше структурное подразделение  пяти  молодых педагогов. 

Молодой специалист, попав на новое место работы, должен в короткие сроки адаптироваться к новой практической деятельности. И если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога, а просто “отпустить в свободное плавание”, то после первых недель душевного подъёма неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.

 Наставничество у нас организуется на основании приказа директора  о закреплении наставника за каждым молодым специалистом. Наставниками являются опытные педагоги, которые  готовы делиться своими секретами успешной деятельности.  Чтобы улучшить результаты наставничества, в роли мотивационного стимула у нас  используется доплата.

Процесс наставничества в нашем структурном подразделении затрагивает интересы трёх субъектов: молодого специалиста, самого наставника и организации-работодателя. Мы помогаем молодым  специалистам  на всех уровнях: 

– руководство создает  условия для легкой адаптации молодого специалиста; приобщает его к культуре организации. 

– педагоги  с многолетним стажем работы делятся личным опытом, поддерживают молодого педагога эмоционально;

– педагог-наставник совместно  планирует деятельность молодого специалиста, обеспечивает методической поддержкой и сопровождением, передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство.

В нашем структурном подразделении разработана и эффективно реализуется система наставничества, которая позволяет передавать секреты мастерства, формировать у молодого специалиста  необходимые навыки и осознанность, благодаря этому молодые педагоги достаточно быстро адаптируются к работе. Это позволяет им избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию и раскрытию своей индивидуальности. 

Целью наставничества является  создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста. 

Для достижения цели  решался ряд задач: 

  • привить молодым педагогам интерес к педагогической деятельности для закрепления молодого специалиста в своем образовательном учреждении
  • оказать методическую помощь молодому специалисту (применение форм и методов в работе с детьми, организация работы с родителями: планирование, проведение родительских собраний, консультаций, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс).
  • оказать помощь в ведении документации (перспективное и календарное планирование воспитательно-образовательной работы, план по  самообразованию, мониторинг)
  • оказать консультационную помощь по организации НОД и методическую     помощь в постановке целей и задач, по использованию дидактического и наглядного материала.

     – изучить инновационные технологии;

     – ускорить процесс профессионального становления педагога

Молодой специалист первое время испытывает определенные затруднения.

У наших молодых воспитателей была проблема в планировании воспитательно – образовательного процесса в рамках комплексно-тематического планирования.

Для ее решения был проведен мастер-класс по данному вопросу.

Молодые специалисты затруднялись в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе для поддержки детской инициативы.

В помощь была разработана презентация и консультирование «Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО». Также молодые воспитатели перенимали опыт оформления  у опытных педагогов.

Определенную трудность для молодых специалистов составило взаимодействие с родителями воспитанников. Поэтому первые мероприятия проходили в присутствии наставника, опытного воспитателя, которые оказывали поддержку молодым  на этапе подготовки материала и проведения самого мероприятия. 

Итогом нашей целенаправленной работы по наставничеству стали достижения молодых воспитателей:

  • активное участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня;
  • получение 2 молодыми воспитателями высшего образования по специальности «Педагог-психолог» в 2022 году;
  • составление кейса «Моя методическая копилка»;
  • подтверждение в июне 2022 года молодым воспитателем 1 квалификационной категории.

Наставник молодых специалистов также совершенствует свои знания по данному направлению:

  • пройдены курсы повышения квалификации по организации наставничества;
  • активно участвует в конкурсах по наставничеству на различных уровнях;
  • составлена и пополняется копилка методических разработок. 

Мы стараемся, чтобы наставничество, организованное в стенах нашего структурного подразделения, было  направлено на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому. Это также становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива.

Мы надеемся, что   спланированная работа педагога-наставника поможет молодым специалистам достичь определенных успехов, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к условиям трудовой деятельности, не только остаться в профессии, но и испытывать удовлетворение и гордость.