ПЕДАГОГ БУДУЩЕГО
Качество воспитания и обучения детей напрямую зависит от того, какой педагог будет с ними работать. Педагог сегодня должен обладать целой совокупностью универсальных качеств: высоким уровнем профессиональной и общей культуры, педагогической, а также коммуникативной компетентностью.
Педагогический состав многих образовательных организаций стремительно «стареет». На протяжении нескольких лет проблема нашего структурного подразделения заключалась в отсутствии молодых педагогов с их оптимизмом, новыми знаниями, навыками.
Для ее решения мы ставили задачу по привлечению, сопровождению и закреплению молодых работников.
С 2017 года мы сотрудничаем с Чапаевским губернским колледжем имени Колычева, на базе нашего структурного подразделения создаём условия для развития профессиональных компетенций студентов, которые обучаются по технологии дуального обучения.
Опытные педагоги помогают студентам «вживаться» в профессию: проводят для них мастер-классы, индивидуальные консультации, открытые мероприятия,
дают возможность каждому студенту самостоятельно организовывать деятельность детей под руководством опытного воспитателя, они принимают активное участие в детских праздниках и развлечениях, исполняя роли героев и пробуя себя в качестве ведущего.
Также мы вовлекаем студентов во взаимодействие с родителями воспитанников. Совместно со старшим воспитателем было проведено онлайн родительское собрание «Патриотическое воспитание дошкольников».
Таким образом, при прохождении практики студенты имеют возможность активно взаимодействовать со всеми участниками образовательных отношений: педагоги – дети – родители под руководством опытных воспитателей.
Наш путь в привлечении молодых педагогов в нашу профессию – это сетевое взаимодействие по созданию условий для прохождения практики студентов технологии дуального обучения. Результатом данного сотрудничества стало трудоустройство в наше структурное подразделение пяти молодых педагогов.
Молодой специалист, попав на новое место работы, должен в короткие сроки адаптироваться к новой практической деятельности. И если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога, а просто “отпустить в свободное плавание”, то после первых недель душевного подъёма неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.
Наставничество у нас организуется на основании приказа директора о закреплении наставника за каждым молодым специалистом. Наставниками являются опытные педагоги, которые готовы делиться своими секретами успешной деятельности. Чтобы улучшить результаты наставничества, в роли мотивационного стимула у нас используется доплата.
Процесс наставничества в нашем структурном подразделении затрагивает интересы трёх субъектов: молодого специалиста, самого наставника и организации-работодателя. Мы помогаем молодым специалистам на всех уровнях:
– руководство создает условия для легкой адаптации молодого специалиста; приобщает его к культуре организации.
– педагоги с многолетним стажем работы делятся личным опытом, поддерживают молодого педагога эмоционально;
– педагог-наставник совместно планирует деятельность молодого специалиста, обеспечивает методической поддержкой и сопровождением, передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство.
В нашем структурном подразделении разработана и эффективно реализуется система наставничества, которая позволяет передавать секреты мастерства, формировать у молодого специалиста необходимые навыки и осознанность, благодаря этому молодые педагоги достаточно быстро адаптируются к работе. Это позволяет им избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию и раскрытию своей индивидуальности.
Целью наставничества является создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста.
Для достижения цели решался ряд задач:
- привить молодым педагогам интерес к педагогической деятельности для закрепления молодого специалиста в своем образовательном учреждении
- оказать методическую помощь молодому специалисту (применение форм и методов в работе с детьми, организация работы с родителями: планирование, проведение родительских собраний, консультаций, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс).
- оказать помощь в ведении документации (перспективное и календарное планирование воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг)
- оказать консультационную помощь по организации НОД и методическую помощь в постановке целей и задач, по использованию дидактического и наглядного материала.
– изучить инновационные технологии;
– ускорить процесс профессионального становления педагога
Молодой специалист первое время испытывает определенные затруднения.
У наших молодых воспитателей была проблема в планировании воспитательно – образовательного процесса в рамках комплексно-тематического планирования.
Для ее решения был проведен мастер-класс по данному вопросу.
Молодые специалисты затруднялись в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе для поддержки детской инициативы.
В помощь была разработана презентация и консультирование «Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО». Также молодые воспитатели перенимали опыт оформления у опытных педагогов.
Определенную трудность для молодых специалистов составило взаимодействие с родителями воспитанников. Поэтому первые мероприятия проходили в присутствии наставника, опытного воспитателя, которые оказывали поддержку молодым на этапе подготовки материала и проведения самого мероприятия.
Итогом нашей целенаправленной работы по наставничеству стали достижения молодых воспитателей:
- активное участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня;
- получение 2 молодыми воспитателями высшего образования по специальности «Педагог-психолог» в 2022 году;
- составление кейса «Моя методическая копилка»;
- подтверждение в июне 2022 года молодым воспитателем 1 квалификационной категории.
Наставник молодых специалистов также совершенствует свои знания по данному направлению:
- пройдены курсы повышения квалификации по организации наставничества;
- активно участвует в конкурсах по наставничеству на различных уровнях;
- составлена и пополняется копилка методических разработок.
Мы стараемся, чтобы наставничество, организованное в стенах нашего структурного подразделения, было направлено на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому. Это также становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива.
Мы надеемся, что спланированная работа педагога-наставника поможет молодым специалистам достичь определенных успехов, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к условиям трудовой деятельности, не только остаться в профессии, но и испытывать удовлетворение и гордость.