Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Нейрофитнес» для детей в возрасте 6-7 лет

ФИО: Викторова Ю.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1761
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Нейрофитнес» для детей в возрасте 6-7 лет
Итоговая оценка: 1 место,  92 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад №203 «Непоседы» города Чебоксары Чувашской Республики

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 

«Нейрофитнес»

Возраст детей – с 6 до 7 лет

Количество лет обучения – 1 год

Автор-составитель: Викторова Юлия Николаевна,         педагог-психолог.

 

№п/п Содержание Страницы
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цель и задачи программы 4
1.3. Учебный план 4
1.4. Содержание программы 4
1.5. Планируемые результаты 5
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график 6
2.2. Условия реализации программы 14
2.3 Формы аттестации 14
2.4. Оценочные материалы 15
2.5. Методические материалы 16
2.6. Список литературы 17

 

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

  •  Пояснительная записка

Данная программа разработана и реализуется в соответствии с нормативно-правовой базой для разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на 2022-2023 уч. год:

    -Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  -Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

  -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 “Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”;

  -Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

              -Положение об организации деятельности по оказанию платных образовательных услуг муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №203 «Непоседы» города Чебоксары Чувашской Республики 

                 (принято решением педсовета от 28.08.16г.);

             -Устав МБДОУ «Детский сад № 203 «Непоседы» г. Чебоксары.

  В последнее время отмечается увеличение количества дошкольников с нарушениями в физическом и психическом развитии. В связи, с этим перед педагогами ДОУ всё более востребованным становится поиск новых, эффективных психолого-педагогических методов и форм работы, направленных на полноценное и всестороннее развитие дошкольников. Одним из актуальных направлений внедрения инновационных методов в коррекционный образовательный процесс ДОУ является применение элементов нейрофитнеса. Нейрофитнес – это уникальная методика комплексного, естественного и безопасного развития умственных и физических способностей детей, основанная на системе специально разработанных нейропсихологических упражнений. 

           Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Нейрофитнес» заключается в совершенствовании памяти и мыслительных способностей, концентрации внимания, скорости реакции и координации движений, межполушарного взаимодействия и пространственного мышления, мелкой и крупной моторики, навык управления собственными эмоциями, что в конечном итоге повышает самооценку и саморегуляцию ребенка.

Форма занятий – телесные, имитационные, двигательные разминки, пальчиковые игры, дидактические игры, нейрогимнастика, дыхательные и сенсомоторные упражнения, песочная терапия, игры с бизибордами, а также игровые занятия в форме путешествий в сенсорной комнате. При такой форме организации занятий создаются условия для развития чувственного аппарата, обогащения эмоционального опыта ребенка, реализация и развитие творческих способностей, формирование навыков социального взаимодействия, способствующих профилактике социальных проблем и успешной адаптации в жизни.

Методы обучения – метод когнитивной игры, игры психокоррекционной направленности, методы проблемно-развивающего обучения, репродуктивный, методы стимулирования, методы контроля и самоконтроля.

 

1.2. Цель и задачи программы

Цель: профилактика и коррекция двигательных, эмоциональных и поведенческих нарушений, развитие высших психических функций и укрепление общефизического здоровья детей.

Задачи:

  • Совершенствование развития памяти, внимания, мышления, восприятия и творческих способностей детей. 
  • Формирование навыков саморегуляции, адекватной самооценки и уверенности.
  • Развитие концентрации внимания, скорости реакции и координации движений, мелкой и крупной моторики рук.
  • Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления.
  • Повышение умственной работоспособности и оптимизации познавательных процессов.

 

Метапредметные: 

  • Стабилизации эмоционального фона.
  • Развитие плавности, ритмичности, точности движений.   
  • Оптимизации мышечного тонуса, снятие телесных зажимов.
  • Преодоление стеснительности, робости.
  • Оздоровление организма, мобилизации ресурсов.
  • Повышение развития двигательной и пространственной сферы.

1.3. Учебный план

         Настоящая программа предназначена для дошкольных учреждений. Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на работу с детьми 6-7 лет.

Режим занятий 1 раз в неделю по 30 минут – 32 часа.

Наполняемость учебных групп – до 15 детей.

Срок реализации программы – 1 год.

Уровень стартовый, возраст 6-7 лет.

1.4. Содержание программы

Программа «Нейрофитнес» разработана с учетом возрастных особенностей.  У детей формируются умственные и физические способности, основанные на системе специально разработанных нейропсихологических упражнений. Включение программы в контекст жизнедеятельности дошкольника нацелено на развитие высших психических функций и укрепление общефизического здоровья с использованием нейрогимнастики, дыхательной гимнастики, нейротренажёров. бизибордов, песочной терапии.

Программа содержит следующие тематические блоки:

  1. Улучшение мозгового кровообращения.

Проводимые на начальной стадии каждого занятия упражнения направлены, в основном, на улучшение функционирования подкорковых структур, улучшения мозгового кровообращения, повышения работоспособности:

– дыхательные упражнения;

– глазодвигательные упражнения;

– самомассаж.

  1. Развитие двигательной, пространственной сферы, изучение образа физического «Я»:

 -игры манипуляции;

-сюжетные пальчиковые упражнения;

-пальчиковые упражнения со звуковой гимнастикой;

-пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук;

– работа с палочками Кьюизнера;

– упражнения с горохом, фасолью, шерстяной нитью;

– игры – шнуровки;

– игры с конструктором.

  1. Развитие познавательных способностей:

– сортеры;

– головоломки;

– логические игры;

– бизиборды.

  1. Развитие саморегуляции (занятия в сенсорной комнате):

– упражнения, направленные на развитие произвольных движений и самоконтроля;

– упражнения, направленные на развитие произвольной активности, формирование эмоциональной и волевой сферы;

– упражнения, направленные на развитие психической саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения.

  1. Улучшение соматической сферы ребенка:

– физические упражнения;

– психогимнастика;

– песочная терапия.

1.5. Планируемые результаты

Реализация программы способствует формированию:

  • Памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;
  • Развитию межполушарного взаимодействия;
  • Повышению умственной работоспособности;
  • Оптимизации интеллектуальных процессов;
  • Коррекции проблем поведения, развитию саморегуляции;
  • Развитию способностей к межличностному взаимодействию;
  • Совершенствованию способности к концентрации внимания;
  • Стабилизации эмоционального фона;
  • Оптимизации мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;
  • Преодолению стеснительности, робости;
  • Оздоровлению организма, мобилизации ресурсов.

 

 

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график на стартовый уровень, возраст 6-7 лет

Срок реализации – 1 год

Количество часов – 32, 1 час в неделю

 

занятия

Содержание занятия Место проведения
Психологические задачи Практика
Сентябрь

№1

1.Познакомить детей друг с

другом.

2 Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.

3 Входящая диагностика познавательных процессов и навыков коммуникации.

1 Игра «снежный ком»

2 Психодиагностика развития нейропсихологических процессов (свойства внимания, памяти, развитие речи, мышления).

3 Дыхательные упражнения «Воздушный шарик».

4 игровое упражнение «Я капитан корабля».

Кабинет психолога
Сентябрь

№2

1 Создание благоприятной

атмосферы на занятии. Развитие

познавательных психических

процессов.

2 Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.

3 Формирование представлений о себе.

1 Кинезиологические упражнения:

Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

2 Когнитивные игры:

цифра «три»;

раздели слово;

Сколько раз?

3 Психокоррекционные игры:

Кто Я? Какой Я?.

Кабинет психолога
Сентябрь

№3

1 Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие

познавательных психических процессов.

2.Сформировать положительное

отношение к познавательной деятельности.

3 Формирование уверенности в себе, своих возможностях, формирование позитивной самооценки.

«Песочная терапия».

«Знакомство с песочницей», с правилами поведения на песочнице.

1 Приветствие «Ладошки».

2 Упражнение «Здравствуй, песок».

3 Игровое упражнение «Интервью».

Кабинет психолога
Сентябрь

№4

1 Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.

2 Формирование психологического комфорта и мотивация на дальнейшую работу.

 3 Развивитие воображения, познавательных процессов.

4 Эмоциональное расслабление.

«Знакомство с сенсорной комнатой»

1 Игры на снятие психоэмоционального напряжения «Сухой бассейн», «Фиброоптическик волокна» и др.

 2 Дыхательная гимнастика «Качели», «Каша кипит».

3 Упражнения на расслабление «Музыкальная игра Железновых

«Лягушата»».

4 Рефлексия.

Оборудование: Настенный фиброоптический модуль в виде каскада, трубка с пузырьками, тактильная панель акустическая.

Сенсорная комната
Октябрь

№1

1 Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие

познавательных психических

процессов.

2.Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе.

3.Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека.

1 Кинезиологические упражнения:

Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

2 Когнитивные игры:

«Сим-сим»,

Кинестетический праксис,

«Данетка»

3 Психокоррекционные игры:

За что ты можешь себя поблагодарить?.

Кабинет психолога
Октябрь

№2

1 Создание благоприятной

атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.

2 Сформировать положительное

отношение к познавательной деятельности.

3 Формирование уверенности в

себе, своих возможностях, формирование позитивной самооценки.

1 Дыхательное упражнение: «Вдох-выдох».

2 Глазодвигательное упражнение с ручкой лежа.

3 Растяжки: «Фараон», «Ванька-встанька».

4 Упражнения двигательного репертуара: «Качалочка», «Лодочка», «Короткое бревнышко».

 5 Дидактическая игра «Нейрокарточки».

Кабинет психолога
Октябрь

№3

1 Создание благоприятной атмосферы на занятии.

2 Регуляция мышечного напряжения, расслабления. 

3 Формирование знаний для снятия внутреннего напряжения.

«Песочная терапия».

1 Приветствие «Снежный ком».

2 Упражнение «Песочный дождь».

3 Игровое упражнение «Сказка Репка».

Кабинет психолога
Октябрь

№4

1 Ознакомление детей с интерактивной средой темной сенсорной комнаты.

2 Формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием.

3 Установление доверия между психологом и детьми.

1.Ритуал приветствия.

2. Упражнение «Поймай взглядом».

3. Упражнение «Сжимаем в кулачке».

4. Знакомство с тактильной средой.

5.Ритуал прощания.

Оборудование: Настенный фиброоптический модуль в виде каскада, трубка с пузырьками, тактильная панель акустическая.

Сенсорная комната
Ноябрь

№1

1 Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.

2.Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе.

3.Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека. 

4.Актуализация понятия “позитивное отношение к миру и ситуации”.

1 Кинезиологические упражнения:

Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

2 Когнитивные игры:

«Тик-так –бум», «придумай слово»

3 Психокоррекционные игры:

«Ищем позитив».

Кабинет психолога
Ноябрь

№2

1 Гармонизация мозговой деятельности.

2 Оптимизация мышечного тонуса.

3 Развитие синхронных движений.

4 Формирование высших психических функций.

1 Упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев «Дружные ладошки».

2 Глазодвигательные упражнения.

3 Растяжка «Струночка».

4 Релаксация «Огонь и лед».

Кабинет психолога
Ноябрь

№3

1 Формирование знаний для установления тактильного контакта.

2 Развитие тактильной чувствительности, воображения.

3 Создание позитивного настроения детей. 

«Песочная терапия».

1 Приветствие: «Радуга».

2 Упражнение «Необыкновенные следы».

3 Игровое упражнение «Настроение».

Кабинет психолога
Ноябрь

№4

1 Снятие негативных эмоций и состояний.

2 Саморегуляция и стабилизация психического состояния.

3 Совершенствование умения анализировать образец, закрепляя знания о цвете, форме, величине предметов.

4 Развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы.

1 Ритуал приветствия.

2 Упражнение «Узнай цвет».

3 Упражнение «Поймай взглядом».

4 Игры с Тактильной панелью (фигуры и цвета).

5 Ритуал прощания.

Оборудование: Зеркальный шар, проектор с управлением эффектами, тактильная панель акустическая, настенный фиброоптический модуль в виде каскада. 

Сенсорная комната
Декабрь

№1

1 Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие

познавательных психических процессов.

2 Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

3 Формирование умения справляться со своими негативными эмоциями.

4 Обсуждение: что плохого в негативном поведении?.

1 Кинезиологические упражнения:

Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

2 Когнитивные игры:

«Графический узор», «Муха»

3 Психокоррекционные игры:

«Я плачу когда…».

Кабинет психолога
Декабрь

№2

1 Активизации зрительного, слухового анализаторов.

2 Профилактика нарушения зрения.

3 Формирование ритмичности и пластики движений.

4 Гармонизация межполушарных отношений.

1 Упражнения мелкой моторики пальцев рук, на развитие всех анализаторов, в сочетании с мультимедиа.

2 Глазодвигательные упражнения.

3 Игровое упражнение «Бизиборды».

4 Самомассаж «Обезьянка расчесывается».

5 Растяжка «Лучики».

6 Релаксация «Травинка на ветру».

Кабинет психолога
Декабрь

№3

1 Развитие наблюдательности детей.

2 Формирование знаний детей делать дорожки и использовать их в игровой деятельности.

3 Создание позитивного настроения детей.

«Песочная терапия».

1 Приветствие: «Радость».

2 Упражнение «Дорожки из песка».

3 Игровое упражнение «Представь себя». 

Кабинет психолога
Декабрь

№4

1 Активизация зрительного восприятия.

2 Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.

3 Снижение уровня тревожности.

4 Создание психологического комфорта.

1.Ритуал приветствия.

2.Упражнение «Круг, квадрат…».

3.Психогимнастика.

4.Упражнения на релаксацию.

5.Ритуал прощания.

Оборудование: Растение-фонтан, панель «водопад», интерактивная панель «Бесконечный тоннель».

Сенсорная комната
Январь

№1

1 Создание благоприятной

атмосферы на занятии. Развитие

познавательных психических

процессов.

2.Знакомство с эмоцией «гнев».

3.Развитие умения распознавать

это эмоциональное состояние и

учитывать его в процессе

общения с другими людьми.

4.Формирование навыка умения

справляться со своими

негативными эмоциями.

1Кинезиологические упражнения:

Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

2 Когнитивные игры:

«Фонетические хлопки», «Пространственные игры. Кто где стоит»

3 Психокоррекционные игры:

«Позы».

Кабинет психолога
Январь

№2

1 Развитие навыков внутреннего контроля.

2 Синхронизация работы полушарий головного мозга.

3 Снятие мышечного напряжения.

4 Профилактика соматических заболеваний.

1 Упражнение «Симметрия» – одновременное рисование обеими руками.

2 Глазодвигательные упражнения.

3 Растяжка «Тянемся к солнышку».

4 Релаксация «Травинка на ветру».

Кабинет психолога
Январь

№3

1 Развитие наблюдательности детей.

2 Развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

3 Формирование знаний детей рисовать свое настроение на песке, развитие воображения.

«Песочная терапия».

1 Приветствие: «Радость».

2 Упражнение «Узоры на песке»

3 Игровое упражнение «Сочинение сказки».

Кабинет психолога
Январь

№4

1 Развитие воображения, зрительного восприятия, мышления, мелкой моторики.

2 Снижение уровня тревожности.

3 Создание психологического комфорта.

1.Ритуал приветствия.

2.Упражнение «Поймай пальчиком».

3.Упражнение «Рисунки»

4.Элементы сказкотерапии с использованием шар молнии.

5.Ритуал прощания.

Оборудование: Зеркальный шар, интерактивный стол для рисования с песком, шар молния.

Сенсорная комната
Февраль

№1

1 Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.

2 Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

3 Формирование умения справляться со своими негативными эмоциями.

4 Обсуждение: что плохого в негативном поведении?

1 Кинезиологические упражнения:

Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

2 Когнитивные игры:

«передай мяч назад», «каракули»

3 Психокоррекционные игры:

«Мои ошибки».

Кабинет психолога
Февраль

№2

1 Активизация межполушарного взаимодействия.

2 Профилактика соматических заболеваний.

3 Синхронизация работы полушарий головного мозга.

4 Оптимизация общего мышечного тонуса тела.

1 Упражнения для развития мелкой моторики пальцев, на развитие всех анализаторов в сочетании с мультимедиа.

2 Глазодвигательные упражнения.

3 Игровое упражнение «Бизиборды».

4 Растяжка «Лодочка».

5 Массаж «Рыбки».

6 Релаксация «Море».

Кабинет психолога
Февраль

№3

1 Развитие сплоченности детей.

2 Развитие пространственных представлений, ориентировка на песочном листе.

3 Формирование знаний детей выплескивать гнев, развитие дружеских отношений.

«Песочная терапия».

1 Приветствие «Солнечные лучики»

2 Игровое упражнение «Мы едем в гости». 

3 Игровое упражнение «Обзывалки». 

Кабинет психолога
Февраль

№4

1 Снятие негативных эмоций и состояний.

2 Саморегуляция и стабилизация психического состояния.

3 Развитие кинестетического анализатора, самовосприятия, эмоционального мира.

1.Ритуал приветствия.

2.Упражнение «Звездное небо».

3. Упражнение «Поймай звезду».

4. Упражнение «Мы звезды».

5.Ритуал прощания.

Оборудование: Интерактивная панель «Звездное небо», напольный фибероптический ковер «Звездное небо», интерактивный проектор «Звездное небо».

Сенсорная комната
Март

№1

1 Создание благоприятной

атмосферы на занятии. Развитие

познавательных психических

процессов.

2.Развитие пространственных

представлений.

3.Развитие умения

распознавать это

эмоциональное состояние и

учитывать его в процессе

общения с другими людьми.

4.Формирование навыка умения

справляться со своими

негативными эмоциями.

1 Кинезиологические упражнения:

Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

2 Когнитивные игры: «Слева-вправа в кабинете», «числа в словах».

3 Психокоррекционные игры:

«Позлись».

Кабинет психолога
Март

№2

1 Гармонизация межполушарных отношений.

2 Формирование высших психических функций.

3 Синхронизация работы полушарий головного мозга.

4 Оптимизация общего мышечного тонуса тела.

1 Комплекс упражнений «Боремся со страхом».

2 Упражнения для мелкой моторики, на развитие анализаторов с использованием мультимедиа.

3 Глазодвигательные упражнения.

4 Игровое упражнение «Бизиборды».

5 Релаксация «Ковер-самолет».

Кабинет психолога
Март

№3

1 Развитие доброжелательности детей.

2 Развитие речи, воображения.

3 Формирование знаний задерживать внимание детей на разнообразных мышечных ощущениях.

«Песочная терапия».

1 Приветствие «Чуткие ручки».

2 Игровое упражнение «Мы строим, строим».

3 Игровое упражнение «Зайчики».

Кабинет психолога
Март

№4

1 Развитие цветовосприятия, тактильных ощущений.

2 Развитие координации движений.

3 Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

1.Ритуал приветствия.

2.Игры с тактильной панелью.

3.Упражнение коса с использованием растение-фонтан.

4. Упражнение «Жгутики».

5.Ритуал прощания.

Оборудование: Интерактивный источник света для фибероптики, настенный фиброоптический модуль в виде каскада, тактильная панель акустическая.

Сенсорная комната
Апрель №1 1 Создание благоприятной

атмосферы на занятии. Развитие

познавательных психических процессов.

2 Развитие пространственных 

представлений.

3 Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей.

1 Кинезиологические упражнения:

Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

2 Когнитивные игры:

«найди правый рукав», «что общего»

3 Психокоррекционные игры:

«кто мне очень нравится и за что?»

Кабинет психолога
Апрель №2 1 Гармонизация межполушарных отношений.

2 Выработка навыков внутреннего контроля.

3 Оптимизация мышечного тонуса.

4 Профилактика соматических заболеваний.

1 Упражнения мелкой моторики пальцев рук, на развитие всех анализаторов, в сочетании с мультимедиа.

2 Упражнение «Ленивые восьмерки» для координации глаз и рук.

3 Растяжка «Лучики».

4 Игровое упражнение «Бизиборды».

5 Релаксация «Ковер-самолет».

Кабинет психолога
Апрель №3 1 Развитие внимания, мышления.

2 Формирование умений создавать позитивное настроение, умение замечать положительные качества в людях.

3 Развитие эмпатий.

«Песочная терапия»

1 Приветствие «Злюка».

2 Игровое упражнение «Машинки».

3 Игровое упражнение «Комплимент».

Кабинет психолога
Апрель №4 1 Развитие зрительного восприятия, внимания и сосредоточения, двигательной активности детей.

2 Развитие коммуникативных навыков.

3 Снятие психоэмоционального напряжения.

1.Ритуал приветствия.

2. Прослушивание и анализирование сказочной истории «Облачко и скала» (Е.Н.Юрчук)(с использованием проектора.

2. Упражнение «Найди такую же рыбку».

3. «Сюжетные постройки».

4. Упражнение «Поймай ладошками».

5.Ритуал прощания.

Оборудование: «Трубка с пузырьками», интерактивный стол для рисования с песком, проектор с управлением эффектами.

Сенсорная комната
Май

№1

1 Создание благоприятной

атмосферы на занятии. Развитие

познавательных психических

процессов.

2 Развитие внимания.

3 Развитие коммуникативной и

эмоциональной сферы детей.

1Кинезиологические упражнения:

Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

2 Когнитивные игры:

«запретный номер», «угадай слово»

3 Психокоррекционные игры:

«приоритеты».

Кабинет психолога
Май

№2

1 Гармонизация межполушарных отношений.

2 Оптимизация мышечного тонуса.

3 Профилактика соматических заболеваний.

4 Формирование высших психических функций.

1 Упражнение «Мудры: раковина».

2 Упражнение «Лодочка».

3 Упражнение «Воздушные рисунки».

4 Растяжка «Парусник».

5 Релаксация «Пляж и море».

Кабинет психолога
Май

№3

1 Развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листке».

2 Развитие самосознания.

«Песочная терапия».

1 Приветствие «Снежный ком».

2 Игровое упражнение «Мы едем в гости».

3 Игровое упражнение «Найди себе пару».

Кабинет психолога
Май

№4

1 Снятие эмоционального напряжения.

2 Развитие общей и мелкой моторики.

3 Активизация зрительного восприятия, концентрации внимания.

4 Развитие зрительной памяти, мышления.

1.Ритуал приветствия.

2. Упражнение «Узелки».

3.Подвижная игра под музыку «Вырази эмоцию».

4. Упражнение «Найди такой же».

5. Упражнение «Заплетем косу».

6.Ритуал прощания.

Оборудование: Проектор с управлением эффектами, растение –фонтан, настенный фиброоптический модуль в виде каскада, музыкальное сопровождение.

Сенсорная комната

2.2. Условия реализации программы

              Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

– хорошо освещенный и проветриваемый кабинет;

– рабочая зона, оборудованная столами;

– сенсорная комната; 

– песочные столы;

– интерактивная панель;

– музыкальный центр;

– коллекция аудиозаписей для релаксации.

– практический материал для проведения психолого-педагогического обследования. 

– диагностический инструментарий, раздаточный тестовый материал, бланки методик для индивидуального тестирования.

Информационное обеспечение программы

               В информационное обеспечение программы входят дидактические и методические материалы:

-аудио-, видео-, фото-интернет источники на электронных носителях по темам, реализуемым в рамках данной программы и др.

-таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, раздаточный материал, специальная литература, мультимедийные материалы по темам реализуемой программы и др.

Кадровое обеспечение программы

В реализации программы заняты педагоги-психологи МБДОУ «Детский сад №203 «Непоседы» города Чебоксары Чувашской Республики.

2.3. Формы аттестации

Итоговый контроль заключается в оценке эффективности реализации цикла мероприятий программы, а также изучения процесса достижения детьми следующих задач:

  • привитие аккуратности, навыков самоорганизации, способности планировать и доводить до конца начатые дела;
  • развитие чувства ответственности за собственные поступки;
  • контролирование собственных эмоции и поступков;
  • уважение прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоции и поступков;
  • добиться у ребенка адекватной самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни;
  • развитие внимания (концентрация, переключаемость, распределение);
  • тренировка психомоторных функций.

2.4. Оценочные материалы

Применяемые методики в старшей и подготовительной группах с целью выявления особенностей психического развития в интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-личностных сферах.

№ п/п Название методики Автор, источник Направленность исследования Категории детей
«Узнавание фигур» Беренштейн Зрительная память Старшая, подготовительная группы
10 слов Лурия Слуховая память Старшая, подготовительная группы
Опосредованное запоминание А.Н. Леонтьев Опосредованная память Подготовительная группы
Переплетенные линии Т.В.Чередникова Устойчивость внимания Старшая, подготовительная группы
Исключение четвертого Семаго Обобщение Старшая, подготовительная группы
Классификация Гольдштейн-Сахаров Классификация Старшая, подготовительная группы
Аналогии М.М.Семаго Анализ Подготовительная группы
Звуковые прятки  Н.И. Гуткина  Фонематический слух Подготовительные группа
Расскажи по картинке Р.С. Немов Связная речь Старшая, подготовительная группы
Тест «Круги» Т.Д Марцинковская Воображение Старшая, подготовительная группы
Тест «Узнай кто это»? Р.С. Немов Целостность восприятия Старшие группы
Тест «Разрезные картинки» Н.Я.Семаго Целостность восприятия, образное мышление Старшая группа
Тест «Равенна» Т.Д.Марцинковская, Р.С. Немов Схематическое мышление Старшая группа
Тест «Нахождение недостающих деталей» Т.Д.Марцинковская Образное мышление Старшая группа
Наблюдение в процессе диагностики Эмоциональное состояние (тревожность, неуверенность, страх), развитие двигательных функций  Старшая, подготовительная группы

2.5. Методические материалы

Тщательно продуманная и грамотно организованная работа способствует оптимизации и стабилизации общего тонуса тела детей дошкольного возраста, развитию высших психических функций, зрительно-моторной координации, способности точно направлять движение рук, пальцев. У ребенка формируется ощущение собственного тела и пространства вокруг себя, стабилизация межполушарного взаимодействия, формирование смыслообразующих функций психических процессов и произвольной саморегуляции.

 

Список литературы

  1. Басина Н. Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке… /. – М. : Фирма “ЛИНКА-пресс”, 1997.
  2. Барташников А.А Барташникова И.А. Учитесь мыслить.- Харьков: 2007
  3. Бондс Л. Магия цвета. Цветотерапия на каждый день.- С-П.: 2000
  4. Вачков И.В. Психология для малышей.- М.: 2007
  5. Галанов А.С., Корпилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. -М.:2000
  6. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.,2011
  7. Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2009. – 216 с. – (Психологическая работа с детьми).
  8. Доценко, Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники. – Учитель, 2011. – 297 c.
  9. Дубровина И.В. Я работаю психологом…- М.: 2007
  10. Кравцова Е.А. Разбуди в себе волшебника. -М.: 2005
  11. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста.- М.: 2003
  12. Лифиц Е.А., Лифиц И.В. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Дошкольное воспитание и развитие. – М.: Айрис-Пресс, 2010. – 160 c.
  13. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. -М.: Апрель-пресс, 2001
  14. Хухлаева О. Работа психолога с родителями: концепция и технологии.- М.: 2008
  15. Хухлаева О. Тропинка к своему «Я».- М.: 2001.

Цифровые ресурсы

https://gigabaza.ru/doc/138133.html Росс Кэмпбелл «Как на самом деле любить детей»

https://урок.рф/library/igri_dlya_doshkolnikov_na_zanyatiyah_po_psihologii_132853.html

Л.Г. Куликова Игры для дошкольников на занятии по психологии.

https://alt.izh.one/files/blog/70/Эл.%20метод.кейс%20Диагностика%20готовности%20к%20школе.pdf Диагностика школьной готовности

https://infourok.ru/kartoteka-igr-dlya-obidchivih-i-agressivnih-detey-2305833.html «Картотека игр для обидчивых и агрессивных детей»