Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №203 «Непоседы» города Чебоксары Чувашской Республики
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Нейрофитнес»
Возраст детей – с 6 до 7 лет
Количество лет обучения – 1 год
Автор-составитель: Викторова Юлия Николаевна, педагог-психолог. |
№п/п | Содержание | Страницы |
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» | 3 | |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цель и задачи программы | 4 |
1.3. | Учебный план | 4 |
1.4. | Содержание программы | 4 |
1.5. | Планируемые результаты | 5 |
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий» | ||
2.1. | Календарный учебный график | 6 |
2.2. | Условия реализации программы | 14 |
2.3 | Формы аттестации | 14 |
2.4. | Оценочные материалы | 15 |
2.5. | Методические материалы | 16 |
2.6. | Список литературы | 17 |
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка
Данная программа разработана и реализуется в соответствии с нормативно-правовой базой для разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на 2022-2023 уч. год:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 “Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”;
-Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Положение об организации деятельности по оказанию платных образовательных услуг муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №203 «Непоседы» города Чебоксары Чувашской Республики
(принято решением педсовета от 28.08.16г.);
-Устав МБДОУ «Детский сад № 203 «Непоседы» г. Чебоксары.
В последнее время отмечается увеличение количества дошкольников с нарушениями в физическом и психическом развитии. В связи, с этим перед педагогами ДОУ всё более востребованным становится поиск новых, эффективных психолого-педагогических методов и форм работы, направленных на полноценное и всестороннее развитие дошкольников. Одним из актуальных направлений внедрения инновационных методов в коррекционный образовательный процесс ДОУ является применение элементов нейрофитнеса. Нейрофитнес – это уникальная методика комплексного, естественного и безопасного развития умственных и физических способностей детей, основанная на системе специально разработанных нейропсихологических упражнений.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Нейрофитнес» заключается в совершенствовании памяти и мыслительных способностей, концентрации внимания, скорости реакции и координации движений, межполушарного взаимодействия и пространственного мышления, мелкой и крупной моторики, навык управления собственными эмоциями, что в конечном итоге повышает самооценку и саморегуляцию ребенка.
Форма занятий – телесные, имитационные, двигательные разминки, пальчиковые игры, дидактические игры, нейрогимнастика, дыхательные и сенсомоторные упражнения, песочная терапия, игры с бизибордами, а также игровые занятия в форме путешествий в сенсорной комнате. При такой форме организации занятий создаются условия для развития чувственного аппарата, обогащения эмоционального опыта ребенка, реализация и развитие творческих способностей, формирование навыков социального взаимодействия, способствующих профилактике социальных проблем и успешной адаптации в жизни.
Методы обучения – метод когнитивной игры, игры психокоррекционной направленности, методы проблемно-развивающего обучения, репродуктивный, методы стимулирования, методы контроля и самоконтроля.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: профилактика и коррекция двигательных, эмоциональных и поведенческих нарушений, развитие высших психических функций и укрепление общефизического здоровья детей.
Задачи:
- Совершенствование развития памяти, внимания, мышления, восприятия и творческих способностей детей.
- Формирование навыков саморегуляции, адекватной самооценки и уверенности.
- Развитие концентрации внимания, скорости реакции и координации движений, мелкой и крупной моторики рук.
- Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления.
- Повышение умственной работоспособности и оптимизации познавательных процессов.
Метапредметные:
- Стабилизации эмоционального фона.
- Развитие плавности, ритмичности, точности движений.
- Оптимизации мышечного тонуса, снятие телесных зажимов.
- Преодоление стеснительности, робости.
- Оздоровление организма, мобилизации ресурсов.
- Повышение развития двигательной и пространственной сферы.
1.3. Учебный план
Настоящая программа предназначена для дошкольных учреждений. Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на работу с детьми 6-7 лет.
Режим занятий 1 раз в неделю по 30 минут – 32 часа.
Наполняемость учебных групп – до 15 детей.
Срок реализации программы – 1 год.
Уровень стартовый, возраст 6-7 лет.
1.4. Содержание программы
Программа «Нейрофитнес» разработана с учетом возрастных особенностей. У детей формируются умственные и физические способности, основанные на системе специально разработанных нейропсихологических упражнений. Включение программы в контекст жизнедеятельности дошкольника нацелено на развитие высших психических функций и укрепление общефизического здоровья с использованием нейрогимнастики, дыхательной гимнастики, нейротренажёров. бизибордов, песочной терапии.
Программа содержит следующие тематические блоки:
- Улучшение мозгового кровообращения.
Проводимые на начальной стадии каждого занятия упражнения направлены, в основном, на улучшение функционирования подкорковых структур, улучшения мозгового кровообращения, повышения работоспособности:
– дыхательные упражнения;
– глазодвигательные упражнения;
– самомассаж.
- Развитие двигательной, пространственной сферы, изучение образа физического «Я»:
-игры манипуляции;
-сюжетные пальчиковые упражнения;
-пальчиковые упражнения со звуковой гимнастикой;
-пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук;
– работа с палочками Кьюизнера;
– упражнения с горохом, фасолью, шерстяной нитью;
– игры – шнуровки;
– игры с конструктором.
- Развитие познавательных способностей:
– сортеры;
– головоломки;
– логические игры;
– бизиборды.
- Развитие саморегуляции (занятия в сенсорной комнате):
– упражнения, направленные на развитие произвольных движений и самоконтроля;
– упражнения, направленные на развитие произвольной активности, формирование эмоциональной и волевой сферы;
– упражнения, направленные на развитие психической саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения.
- Улучшение соматической сферы ребенка:
– физические упражнения;
– психогимнастика;
– песочная терапия.
1.5. Планируемые результаты
Реализация программы способствует формированию:
- Памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;
- Развитию межполушарного взаимодействия;
- Повышению умственной работоспособности;
- Оптимизации интеллектуальных процессов;
- Коррекции проблем поведения, развитию саморегуляции;
- Развитию способностей к межличностному взаимодействию;
- Совершенствованию способности к концентрации внимания;
- Стабилизации эмоционального фона;
- Оптимизации мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;
- Преодолению стеснительности, робости;
- Оздоровлению организма, мобилизации ресурсов.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график на стартовый уровень, возраст 6-7 лет
Срок реализации – 1 год
Количество часов – 32, 1 час в неделю
№
занятия |
Содержание занятия | Место проведения | |
Психологические задачи | Практика | ||
Сентябрь
№1 |
1.Познакомить детей друг с
другом. 2 Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 3 Входящая диагностика познавательных процессов и навыков коммуникации. |
1 Игра «снежный ком»
2 Психодиагностика развития нейропсихологических процессов (свойства внимания, памяти, развитие речи, мышления). 3 Дыхательные упражнения «Воздушный шарик». 4 игровое упражнение «Я капитан корабля». |
Кабинет психолога |
Сентябрь
№2 |
1 Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2 Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности. 3 Формирование представлений о себе. |
1 Кинезиологические упражнения:
Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. 2 Когнитивные игры: цифра «три»; раздели слово; Сколько раз? 3 Психокоррекционные игры: Кто Я? Какой Я?. |
Кабинет психолога |
Сентябрь
№3 |
1 Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических процессов. 2.Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности. 3 Формирование уверенности в себе, своих возможностях, формирование позитивной самооценки. |
«Песочная терапия».
«Знакомство с песочницей», с правилами поведения на песочнице. 1 Приветствие «Ладошки». 2 Упражнение «Здравствуй, песок». 3 Игровое упражнение «Интервью». |
Кабинет психолога |
Сентябрь
№4 |
1 Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
2 Формирование психологического комфорта и мотивация на дальнейшую работу. 3 Развивитие воображения, познавательных процессов. 4 Эмоциональное расслабление. |
«Знакомство с сенсорной комнатой»
1 Игры на снятие психоэмоционального напряжения «Сухой бассейн», «Фиброоптическик волокна» и др. 2 Дыхательная гимнастика «Качели», «Каша кипит». 3 Упражнения на расслабление «Музыкальная игра Железновых «Лягушата»». 4 Рефлексия. Оборудование: Настенный фиброоптический модуль в виде каскада, трубка с пузырьками, тактильная панель акустическая. |
Сенсорная комната |
Октябрь
№1 |
1 Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических процессов. 2.Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе. 3.Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека. |
1 Кинезиологические упражнения:
Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. 2 Когнитивные игры: «Сим-сим», Кинестетический праксис, «Данетка» 3 Психокоррекционные игры: За что ты можешь себя поблагодарить?. |
Кабинет психолога |
Октябрь
№2 |
1 Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2 Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности. 3 Формирование уверенности в себе, своих возможностях, формирование позитивной самооценки. |
1 Дыхательное упражнение: «Вдох-выдох».
2 Глазодвигательное упражнение с ручкой лежа. 3 Растяжки: «Фараон», «Ванька-встанька». 4 Упражнения двигательного репертуара: «Качалочка», «Лодочка», «Короткое бревнышко». 5 Дидактическая игра «Нейрокарточки». |
Кабинет психолога |
Октябрь
№3 |
1 Создание благоприятной атмосферы на занятии.
2 Регуляция мышечного напряжения, расслабления. 3 Формирование знаний для снятия внутреннего напряжения. |
«Песочная терапия».
1 Приветствие «Снежный ком». 2 Упражнение «Песочный дождь». 3 Игровое упражнение «Сказка Репка». |
Кабинет психолога |
Октябрь
№4 |
1 Ознакомление детей с интерактивной средой темной сенсорной комнаты.
2 Формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием. 3 Установление доверия между психологом и детьми. |
1.Ритуал приветствия.
2. Упражнение «Поймай взглядом». 3. Упражнение «Сжимаем в кулачке». 4. Знакомство с тактильной средой. 5.Ритуал прощания. Оборудование: Настенный фиброоптический модуль в виде каскада, трубка с пузырьками, тактильная панель акустическая. |
Сенсорная комната |
Ноябрь
№1 |
1 Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
2.Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе. 3.Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека. 4.Актуализация понятия “позитивное отношение к миру и ситуации”. |
1 Кинезиологические упражнения:
Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. 2 Когнитивные игры: «Тик-так –бум», «придумай слово» 3 Психокоррекционные игры: «Ищем позитив». |
Кабинет психолога |
Ноябрь
№2 |
1 Гармонизация мозговой деятельности.
2 Оптимизация мышечного тонуса. 3 Развитие синхронных движений. 4 Формирование высших психических функций. |
1 Упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев «Дружные ладошки».
2 Глазодвигательные упражнения. 3 Растяжка «Струночка». 4 Релаксация «Огонь и лед». |
Кабинет психолога |
Ноябрь
№3 |
1 Формирование знаний для установления тактильного контакта.
2 Развитие тактильной чувствительности, воображения. 3 Создание позитивного настроения детей. |
«Песочная терапия».
1 Приветствие: «Радуга». 2 Упражнение «Необыкновенные следы». 3 Игровое упражнение «Настроение». |
Кабинет психолога |
Ноябрь
№4 |
1 Снятие негативных эмоций и состояний.
2 Саморегуляция и стабилизация психического состояния. 3 Совершенствование умения анализировать образец, закрепляя знания о цвете, форме, величине предметов. 4 Развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы. |
1 Ритуал приветствия.
2 Упражнение «Узнай цвет». 3 Упражнение «Поймай взглядом». 4 Игры с Тактильной панелью (фигуры и цвета). 5 Ритуал прощания. Оборудование: Зеркальный шар, проектор с управлением эффектами, тактильная панель акустическая, настенный фиброоптический модуль в виде каскада. |
Сенсорная комната |
Декабрь
№1 |
1 Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических процессов. 2 Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. 3 Формирование умения справляться со своими негативными эмоциями. 4 Обсуждение: что плохого в негативном поведении?. |
1 Кинезиологические упражнения:
Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. 2 Когнитивные игры: «Графический узор», «Муха» 3 Психокоррекционные игры: «Я плачу когда…». |
Кабинет психолога |
Декабрь
№2 |
1 Активизации зрительного, слухового анализаторов.
2 Профилактика нарушения зрения. 3 Формирование ритмичности и пластики движений. 4 Гармонизация межполушарных отношений. |
1 Упражнения мелкой моторики пальцев рук, на развитие всех анализаторов, в сочетании с мультимедиа.
2 Глазодвигательные упражнения. 3 Игровое упражнение «Бизиборды». 4 Самомассаж «Обезьянка расчесывается». 5 Растяжка «Лучики». 6 Релаксация «Травинка на ветру». |
Кабинет психолога |
Декабрь
№3 |
1 Развитие наблюдательности детей.
2 Формирование знаний детей делать дорожки и использовать их в игровой деятельности. 3 Создание позитивного настроения детей. |
«Песочная терапия».
1 Приветствие: «Радость». 2 Упражнение «Дорожки из песка». 3 Игровое упражнение «Представь себя». |
Кабинет психолога |
Декабрь
№4 |
1 Активизация зрительного восприятия.
2 Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности. 3 Снижение уровня тревожности. 4 Создание психологического комфорта. |
1.Ритуал приветствия.
2.Упражнение «Круг, квадрат…». 3.Психогимнастика. 4.Упражнения на релаксацию. 5.Ритуал прощания. Оборудование: Растение-фонтан, панель «водопад», интерактивная панель «Бесконечный тоннель». |
Сенсорная комната |
Январь
№1 |
1 Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2.Знакомство с эмоцией «гнев». 3.Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. 4.Формирование навыка умения справляться со своими негативными эмоциями. |
1Кинезиологические упражнения:
Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. 2 Когнитивные игры: «Фонетические хлопки», «Пространственные игры. Кто где стоит» 3 Психокоррекционные игры: «Позы». |
Кабинет психолога |
Январь
№2 |
1 Развитие навыков внутреннего контроля.
2 Синхронизация работы полушарий головного мозга. 3 Снятие мышечного напряжения. 4 Профилактика соматических заболеваний. |
1 Упражнение «Симметрия» – одновременное рисование обеими руками.
2 Глазодвигательные упражнения. 3 Растяжка «Тянемся к солнышку». 4 Релаксация «Травинка на ветру». |
Кабинет психолога |
Январь
№3 |
1 Развитие наблюдательности детей.
2 Развитие умения выражать свое эмоциональное состояние. 3 Формирование знаний детей рисовать свое настроение на песке, развитие воображения. |
«Песочная терапия».
1 Приветствие: «Радость». 2 Упражнение «Узоры на песке» 3 Игровое упражнение «Сочинение сказки». |
Кабинет психолога |
Январь
№4 |
1 Развитие воображения, зрительного восприятия, мышления, мелкой моторики.
2 Снижение уровня тревожности. 3 Создание психологического комфорта. |
1.Ритуал приветствия.
2.Упражнение «Поймай пальчиком». 3.Упражнение «Рисунки» 4.Элементы сказкотерапии с использованием шар молнии. 5.Ритуал прощания. Оборудование: Зеркальный шар, интерактивный стол для рисования с песком, шар молния. |
Сенсорная комната |
Февраль
№1 |
1 Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
2 Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. 3 Формирование умения справляться со своими негативными эмоциями. 4 Обсуждение: что плохого в негативном поведении? |
1 Кинезиологические упражнения:
Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. 2 Когнитивные игры: «передай мяч назад», «каракули» 3 Психокоррекционные игры: «Мои ошибки». |
Кабинет психолога |
Февраль
№2 |
1 Активизация межполушарного взаимодействия.
2 Профилактика соматических заболеваний. 3 Синхронизация работы полушарий головного мозга. 4 Оптимизация общего мышечного тонуса тела. |
1 Упражнения для развития мелкой моторики пальцев, на развитие всех анализаторов в сочетании с мультимедиа.
2 Глазодвигательные упражнения. 3 Игровое упражнение «Бизиборды». 4 Растяжка «Лодочка». 5 Массаж «Рыбки». 6 Релаксация «Море». |
Кабинет психолога |
Февраль
№3 |
1 Развитие сплоченности детей.
2 Развитие пространственных представлений, ориентировка на песочном листе. 3 Формирование знаний детей выплескивать гнев, развитие дружеских отношений. |
«Песочная терапия».
1 Приветствие «Солнечные лучики» 2 Игровое упражнение «Мы едем в гости». 3 Игровое упражнение «Обзывалки». |
Кабинет психолога |
Февраль
№4 |
1 Снятие негативных эмоций и состояний.
2 Саморегуляция и стабилизация психического состояния. 3 Развитие кинестетического анализатора, самовосприятия, эмоционального мира. |
1.Ритуал приветствия.
2.Упражнение «Звездное небо». 3. Упражнение «Поймай звезду». 4. Упражнение «Мы звезды». 5.Ритуал прощания. Оборудование: Интерактивная панель «Звездное небо», напольный фибероптический ковер «Звездное небо», интерактивный проектор «Звездное небо». |
Сенсорная комната |
Март
№1 |
1 Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2.Развитие пространственных представлений. 3.Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. 4.Формирование навыка умения справляться со своими негативными эмоциями. |
1 Кинезиологические упражнения:
Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. 2 Когнитивные игры: «Слева-вправа в кабинете», «числа в словах». 3 Психокоррекционные игры: «Позлись». |
Кабинет психолога |
Март
№2 |
1 Гармонизация межполушарных отношений.
2 Формирование высших психических функций. 3 Синхронизация работы полушарий головного мозга. 4 Оптимизация общего мышечного тонуса тела. |
1 Комплекс упражнений «Боремся со страхом».
2 Упражнения для мелкой моторики, на развитие анализаторов с использованием мультимедиа. 3 Глазодвигательные упражнения. 4 Игровое упражнение «Бизиборды». 5 Релаксация «Ковер-самолет». |
Кабинет психолога |
Март
№3 |
1 Развитие доброжелательности детей.
2 Развитие речи, воображения. 3 Формирование знаний задерживать внимание детей на разнообразных мышечных ощущениях. |
«Песочная терапия».
1 Приветствие «Чуткие ручки». 2 Игровое упражнение «Мы строим, строим». 3 Игровое упражнение «Зайчики». |
Кабинет психолога |
Март
№4 |
1 Развитие цветовосприятия, тактильных ощущений.
2 Развитие координации движений. 3 Снятие эмоционального и мышечного напряжения. |
1.Ритуал приветствия.
2.Игры с тактильной панелью. 3.Упражнение коса с использованием растение-фонтан. 4. Упражнение «Жгутики». 5.Ритуал прощания. Оборудование: Интерактивный источник света для фибероптики, настенный фиброоптический модуль в виде каскада, тактильная панель акустическая. |
Сенсорная комната |
Апрель №1 | 1 Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2 Развитие пространственных представлений. 3 Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей. |
1 Кинезиологические упражнения:
Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. 2 Когнитивные игры: «найди правый рукав», «что общего» 3 Психокоррекционные игры: «кто мне очень нравится и за что?» |
Кабинет психолога |
Апрель №2 | 1 Гармонизация межполушарных отношений.
2 Выработка навыков внутреннего контроля. 3 Оптимизация мышечного тонуса. 4 Профилактика соматических заболеваний. |
1 Упражнения мелкой моторики пальцев рук, на развитие всех анализаторов, в сочетании с мультимедиа.
2 Упражнение «Ленивые восьмерки» для координации глаз и рук. 3 Растяжка «Лучики». 4 Игровое упражнение «Бизиборды». 5 Релаксация «Ковер-самолет». |
Кабинет психолога |
Апрель №3 | 1 Развитие внимания, мышления.
2 Формирование умений создавать позитивное настроение, умение замечать положительные качества в людях. 3 Развитие эмпатий. |
«Песочная терапия»
1 Приветствие «Злюка». 2 Игровое упражнение «Машинки». 3 Игровое упражнение «Комплимент». |
Кабинет психолога |
Апрель №4 | 1 Развитие зрительного восприятия, внимания и сосредоточения, двигательной активности детей.
2 Развитие коммуникативных навыков. 3 Снятие психоэмоционального напряжения. |
1.Ритуал приветствия.
2. Прослушивание и анализирование сказочной истории «Облачко и скала» (Е.Н.Юрчук)(с использованием проектора. 2. Упражнение «Найди такую же рыбку». 3. «Сюжетные постройки». 4. Упражнение «Поймай ладошками». 5.Ритуал прощания. Оборудование: «Трубка с пузырьками», интерактивный стол для рисования с песком, проектор с управлением эффектами. |
Сенсорная комната |
Май
№1 |
1 Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2 Развитие внимания. 3 Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей. |
1Кинезиологические упражнения:
Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. 2 Когнитивные игры: «запретный номер», «угадай слово» 3 Психокоррекционные игры: «приоритеты». |
Кабинет психолога |
Май
№2 |
1 Гармонизация межполушарных отношений.
2 Оптимизация мышечного тонуса. 3 Профилактика соматических заболеваний. 4 Формирование высших психических функций. |
1 Упражнение «Мудры: раковина».
2 Упражнение «Лодочка». 3 Упражнение «Воздушные рисунки». 4 Растяжка «Парусник». 5 Релаксация «Пляж и море». |
Кабинет психолога |
Май
№3 |
1 Развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листке».
2 Развитие самосознания. |
«Песочная терапия».
1 Приветствие «Снежный ком». 2 Игровое упражнение «Мы едем в гости». 3 Игровое упражнение «Найди себе пару». |
Кабинет психолога |
Май
№4 |
1 Снятие эмоционального напряжения.
2 Развитие общей и мелкой моторики. 3 Активизация зрительного восприятия, концентрации внимания. 4 Развитие зрительной памяти, мышления. |
1.Ритуал приветствия.
2. Упражнение «Узелки». 3.Подвижная игра под музыку «Вырази эмоцию». 4. Упражнение «Найди такой же». 5. Упражнение «Заплетем косу». 6.Ритуал прощания. Оборудование: Проектор с управлением эффектами, растение –фонтан, настенный фиброоптический модуль в виде каскада, музыкальное сопровождение. |
Сенсорная комната |
2.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
– хорошо освещенный и проветриваемый кабинет;
– рабочая зона, оборудованная столами;
– сенсорная комната;
– песочные столы;
– интерактивная панель;
– музыкальный центр;
– коллекция аудиозаписей для релаксации.
– практический материал для проведения психолого-педагогического обследования.
– диагностический инструментарий, раздаточный тестовый материал, бланки методик для индивидуального тестирования.
Информационное обеспечение программы
В информационное обеспечение программы входят дидактические и методические материалы:
-аудио-, видео-, фото-интернет источники на электронных носителях по темам, реализуемым в рамках данной программы и др.
-таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, раздаточный материал, специальная литература, мультимедийные материалы по темам реализуемой программы и др.
Кадровое обеспечение программы
В реализации программы заняты педагоги-психологи МБДОУ «Детский сад №203 «Непоседы» города Чебоксары Чувашской Республики.
2.3. Формы аттестации
Итоговый контроль заключается в оценке эффективности реализации цикла мероприятий программы, а также изучения процесса достижения детьми следующих задач:
- привитие аккуратности, навыков самоорганизации, способности планировать и доводить до конца начатые дела;
- развитие чувства ответственности за собственные поступки;
- контролирование собственных эмоции и поступков;
- уважение прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоции и поступков;
- добиться у ребенка адекватной самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни;
- развитие внимания (концентрация, переключаемость, распределение);
- тренировка психомоторных функций.
2.4. Оценочные материалы
Применяемые методики в старшей и подготовительной группах с целью выявления особенностей психического развития в интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-личностных сферах.
№ п/п | Название методики | Автор, источник | Направленность исследования | Категории детей |
|
«Узнавание фигур» | Беренштейн | Зрительная память | Старшая, подготовительная группы |
|
10 слов | Лурия | Слуховая память | Старшая, подготовительная группы |
|
Опосредованное запоминание | А.Н. Леонтьев | Опосредованная память | Подготовительная группы |
|
Переплетенные линии | Т.В.Чередникова | Устойчивость внимания | Старшая, подготовительная группы |
|
Исключение четвертого | Семаго | Обобщение | Старшая, подготовительная группы |
|
Классификация | Гольдштейн-Сахаров | Классификация | Старшая, подготовительная группы |
|
Аналогии | М.М.Семаго | Анализ | Подготовительная группы |
|
Звуковые прятки | Н.И. Гуткина | Фонематический слух | Подготовительные группа |
|
Расскажи по картинке | Р.С. Немов | Связная речь | Старшая, подготовительная группы |
|
Тест «Круги» | Т.Д Марцинковская | Воображение | Старшая, подготовительная группы |
|
Тест «Узнай кто это»? | Р.С. Немов | Целостность восприятия | Старшие группы |
|
Тест «Разрезные картинки» | Н.Я.Семаго | Целостность восприятия, образное мышление | Старшая группа |
|
Тест «Равенна» | Т.Д.Марцинковская, Р.С. Немов | Схематическое мышление | Старшая группа |
|
Тест «Нахождение недостающих деталей» | Т.Д.Марцинковская | Образное мышление | Старшая группа |
|
Наблюдение в процессе диагностики | Эмоциональное состояние (тревожность, неуверенность, страх), развитие двигательных функций | Старшая, подготовительная группы |
2.5. Методические материалы
Тщательно продуманная и грамотно организованная работа способствует оптимизации и стабилизации общего тонуса тела детей дошкольного возраста, развитию высших психических функций, зрительно-моторной координации, способности точно направлять движение рук, пальцев. У ребенка формируется ощущение собственного тела и пространства вокруг себя, стабилизация межполушарного взаимодействия, формирование смыслообразующих функций психических процессов и произвольной саморегуляции.
Список литературы
- Басина Н. Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке… /. – М. : Фирма “ЛИНКА-пресс”, 1997.
- Барташников А.А Барташникова И.А. Учитесь мыслить.- Харьков: 2007
- Бондс Л. Магия цвета. Цветотерапия на каждый день.- С-П.: 2000
- Вачков И.В. Психология для малышей.- М.: 2007
- Галанов А.С., Корпилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. -М.:2000
- Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.,2011
- Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2009. – 216 с. – (Психологическая работа с детьми).
- Доценко, Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники. – Учитель, 2011. – 297 c.
- Дубровина И.В. Я работаю психологом…- М.: 2007
- Кравцова Е.А. Разбуди в себе волшебника. -М.: 2005
- Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста.- М.: 2003
- Лифиц Е.А., Лифиц И.В. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Дошкольное воспитание и развитие. – М.: Айрис-Пресс, 2010. – 160 c.
- Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. -М.: Апрель-пресс, 2001
- Хухлаева О. Работа психолога с родителями: концепция и технологии.- М.: 2008
- Хухлаева О. Тропинка к своему «Я».- М.: 2001.
Цифровые ресурсы
https://gigabaza.ru/doc/138133.html Росс Кэмпбелл «Как на самом деле любить детей»
https://урок.рф/library/igri_dlya_doshkolnikov_na_zanyatiyah_po_psihologii_132853.html
Л.Г. Куликова Игры для дошкольников на занятии по психологии.
https://alt.izh.one/files/blog/70/Эл.%20метод.кейс%20Диагностика%20готовности%20к%20школе.pdf Диагностика школьной готовности
https://infourok.ru/kartoteka-igr-dlya-obidchivih-i-agressivnih-detey-2305833.html «Картотека игр для обидчивых и агрессивных детей»