«Организация исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории для развития познавательной активности дошкольника»

ФИО: Тельянова С.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1768
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Интеграция цифровых технологий в образовательные процессы», в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Наименование конкурсной работы: «Организация исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории для развития познавательной активности дошкольника»
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



Паспорт проекта
«Организация исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории для развития познавательной активности дошкольника»
(наименование проекта)
  1. Сведения об образовательной организации, представляющей проект:
  1.  Полное и краткое наименование организации: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска              № 105 (МБДОУ г. Мурманска № 105)
  1. Цель, задачи и краткое описание проекта с обоснованием его актуальности и инновационности:

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.

С помощью цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в дошкольном образовательном учреждении будет создан мобильный образовательный центр, на базе которого можно в интересной, познавательной форме с использованием новейших интерактивных технологий проводить экспериментальную и исследовательскую деятельность детей.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

Задачи:

– формирование познавательного интереса к исследованию окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»;

– развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

– расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

Новизна:

Новизной данного проекта является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности, структуризация практического и диагностического материала для дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.

Актуальность, инновационная значимость проекта:

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.

Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.

Таким образом, актуальность реализации проекта обусловлена, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.

  1. Объем средств, привлекаемых для реализации проекта, в том числе:

– средства гранта из областного бюджета – 325 тыс. руб.

– привлекаемых внебюджетных средств (пожертвования) – 5 тыс. руб.

Итого: 330 тыс. рублей

  1. Информация о наличии у МБДОУ г. Мурманска № 105 необходимых ресурсов для реализации заявленного проекта

Проект планируется реализовывать с детьми старшего дошкольного возраста

Группа Направленность Количество обучающихся
Старшая группа Общеразвивающей направленности 19 человек
Подготовительная группа  Общеразвивающей направленности 24 человека
Старшая группа  Компенсирующей направленности для детей с ТНР* 10 человек
Подготовительная группа Компенсирующей направленности для детей с ТНР* 10 человек
Старшая группа  Компенсирующей направленности для детей с ЗПР* 10 человек
Подготовительная группа Компенсирующей направленности для детей с ЗПР* 10 человек
*Дети не имеют медицинских противопоказаний для участия в проекте

Проектной группой проведён анализ ресурсов учреждения, необходимых для реализации проекта:

1. Организационно-технологические ресурсы
Помещение Характеристика ресурсов
Кабинет дополнительного образования 1. Интерактивная доска

2. Проектор

3. Ноутбук 

4. Телевизор

5. Многофункциональное устройство

2. Методические ресурсы
Для групп детей общеразвивающей и компенсирующей направленностей 1. Одинцова Л. И. Экспериментальная деятельность в ДОУ, М.: Сфера, 2012 г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).

2. Савенков А. И., Методика исследовательского обучения дошкольников, М.: Издательство: Дом Федорова, 2010 г.

3. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. М.: Национальный книжный центр, 2017 г.

4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2004

5. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения / Управление ДОУ, № 4, 2004 

6. Куликовская И.Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003

7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под.ред.Л. Н. Прохорововй М., 2004

Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. — СПб., «Детство-пресс», 2006. 

8. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

Интернет-ресурс

Цифровые лаборатории.

https://docplayer.ru/60176681-Cifrovye-laboratorii.html

Роботы Образование Творчество.

http://www.xn--80axhid.xn--p1ai/news/meropriyatiya/2768-tselaya-laboratoriya-v-odnom-nabore-znakomimsya-s-sorevnovatelnym-komplektom-ikarjonok-2020

 Цифровая лаборатория в детском саду № 193 «Земляничка». 

http://pdlada.ru/news/view/649/

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии».

https://org.naurasha.ru/

Силина Екатерина Николаевна. Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях.

https://moluch.ru/archive/132/37099/

3. Кадровые условия
Управление проектом 

(общее руководство, координация деятельности участников проекта, работа  с поставщиками, подготовка отчётной финансовой документации, взаимодействие с партнёрами)

1. Заведующий Тельянова Светлана Александровна, высшее профессиональное образование, первая квалификационная категория.

2. Фишкова Татьяна Анатольевна, старший воспитатель, высшее профессиональное образование, высшая квалификационная категория

Исполнители (реализация проекта с обучающимися, разработка методических материалов) 1. Бухтиярова Кристина Александровна, воспитатель, высшее педагогическое образование, высшая квалификационная категория.

2. Корниенко Александра Сергеевна, воспитатель, высшее педагогическое образование, высшая квалификационная категория.

3. Кондрашкина Наталья Петровна, воспитатель, высшее педагогическое образование, высшая квалификационная категория.

4. Клан Марина Александровна, воспитатель, высшее педагогическое образование, высшая квалификационная категория.

5. Коростылева Арина Михайловна, воспитатель, высшее педагогическое образование, высшая квалификационная категория.

6. Шухат Наталья Владимировна, воспитатель, высшее педагогическое образование, высшая квалификационная категория.

100% участников проекта прошли курсы повышения квалификации по базе ГАУДПО МО ИРО, МБУ ДПО г. Мурманска ГИМЦ РО.

4. Техническое сопровождение
Техническое сопровождение проекта (фото-видеосъёмка, рекламная деятельность, монтаж учебных фильмов, связь с общественностью,  ведение раздела на  официальном сайте учреждения) Двойнишникова Ольга Васильевна, заместитель заведующего, высшее педагогическое образование
  1. Информация о привлекаемых к реализации проекта партнерах и их роли в реализации проекта
Название Местонахождение Роль в проекте
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский педагогический колледж» 

(ГАПОУ МО «Мурманский педагогический колледж»)

183038, г. Мурманск, 

ул. Володарского, 

д. 5 (корпус 1,2), 

ул. Карла Либкнехта, 

д. 29 (корпус 3)
Телефон/факс: 

(8152) 42-25-63
Электронная почта: mpc@mpc-murmansk.ru

– оказание консультативной помощи специалистов при разработке методических материалов и съёмке учебных фильмов;  

– сотрудничество на этапе апробации методических материалов (специалисты будут оценивать методическую составляющую проекта, давать (при необходимости) рекомендации по корректировке содержания и методики, студенты примут участие в проекте в период прохождения производственной  практики)

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центральная городская библиотека г. Мурманска»

Информационный интеллект-центр (ИИЦ)

филиал № 5

Адрес: 

ул. Чумбарова-Лучинского, 40/3

Тел./факс: 8(8152)41-33-00

e-mail: f5@murmanlib.ru

– оказание консультативной и практическая помощи воспитателям в подборе познавательной литературы, видеоматериалов  по экспериментированию
  1. Индикаторы и показатели эффективности реализации проекта

При условии грантовой поддержки проекта «Организация исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории для развития познавательной активности дошкольника», дошкольным образовательным учреждением будет приобретено необходимое оборудование, а также методические и практические рекомендации для педагогов.

Успешная реализация данного проекта поможет нам достичь положительного результата во всестороннем развитии личности воспитанников. Лаборатория станет хорошим пособием для экспериментально – исследовательской деятельности не только на занятиях по окружающему миру, но и в свободной деятельности детей. 

Результаты проекта:

– повышение значимости познавательно-экспериментальной деятельности в ходе познания окружающего мира;

– в результате данных экспериментов, бесед, изучения познавательной литературы у детей формируется интерес не просто получать информацию, но и подтверждать её практической деятельностью;

– познавательно-экспериментальная деятельность развивает у детей познавательную активность, стремление к познанию и самостоятельному умозаключению;

– дети, овладевшие этим видом деятельности, способны самостоятельно решать задачи, что необходимо для дальнейшего обучения в школе и успешной самореализации в социуме.

Кроме того, педагогами (участниками проекта) будет создана методическая база по тематической направленности проекта: методические рекомендации, календарно-тематическое планировании, конспекты занятий, сценарии досуга, семинара-практикума, мастер-класса и т.д.

Таким образом, с помощью цифровой лаборатории в дошкольном образовательном учреждении будет создан мобильный образовательный центр, на базе которого можно в интересной познавательной форме с использованием новейших интерактивных технологий проводить экспериментальную и исследовательскую деятельность детей.

Количественные показатели реализации проекта

Название целевого 

показателя эффективности

2023-2024 учебный год 2024-2025 учебный год
Доля воспитанников старшего дошкольного возраста, включенных в инновационный проект 54% 100%
Положительная динамика мониторинга усвоения детьми образовательных областей 84% 96%
Показатель степени удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством предоставляемой услуги 71% 98%
Показатель развития материально-технической базы ДОУ (100% исполнение сметы, приобретение материалов и оборудования в рамках проекта) 100% 100%

При реализации проекта мы планируем применять следующие методы оценки процесса и результата:

Оценка процесса Оценка результата
Поэтапная результативность (педагогический мониторинг) Педагогический мониторинг с целью оптимизации и индивидуализации образовательного процесса и анализ полученных результатов
Анкетирование родителей детей Оценка удовлетворенности предоставления образовательной услуги
Участие детей и взрослых в конкурсах различного уровня Призовые места в конкурсах различного уровня
Диссеминация опыта работы педагогов по проекту Выступления на педагогических конференциях различного уровня, педсоветах, методических объединениях

Публикация статей в профессиональных изданиях, на официальном сайте МБДОУ г. Мурманска № 105

В данном проекте можно выделить следующие возможные проблемы, риски и действия по минимизации неблагоприятных факторов.

Условия возникновения Методы устранения
На уровне организации:

– отсутствие опыта работы некоторых педагогов с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии»;

– недостаточность целевого финансирования

– участие в дистанционных вебинарах, мастер-классах по теме проекта;

– оснащение учреждения мобильным образовательном центром «Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»

На уровне содержания:

– недостаточное методическое обеспечение

– приобретение необходимых методических пособий по теме данного проекта
  1. Информация об устойчивости и траслируемости проекта после истечения сроков реализации проекта за счет средств гранта.
Мероприятия по трансляции проекта и опыта его реализации Сроки
1 Транслирование педагогами опыта реализации проекта на профессиональных конкурсах: «Лучший детский сад Мурманской области», «Лучшая инклюзивная школа» 2023 г.

2024 г.

2 Транслирование педагогами практического опыта                               и методических материалов, созданных в ходе реализации проекта, на семинарах (вебинарах) 2023 г.

2024 г.

3 Транслирование результатов проекта на интерактивном методическом ресурсе на сайте учреждения  Постоянно
4 Создание рекламно-информационных материалов по теме проекта и размещение их на сайте учреждения 2023 г.

2024 г.

Развитие проекта после истечения сроков реализации                       за счёт средств гранта Сроки
1 Участие воспитанниках в конкурсах по экспериментальной деятельности  Постоянно
2 Актуализация интерактивного методического ресурса                      на сайте учреждения Постоянно
3 Диссеминация педагогического опыта  2024 г.

2025 г.

План мероприятий (дорожная карта) проекта

№ п/п Срок реализации Мероприятие Ожидаемый результат и формат подтверждения результата Количественный показатель эффективности мероприятия Значение показателя
1 Август 2023 Утверждение должностного лица, ответственного за создание и реализацию                        проекта, команды проекта Приказ Экземпляр 1
2 Август 2023 Утверждение     медиаплана информационного сопровождения реализации проекта Медиаплан Экземпляр 1
3 Август 2023 Подготовка   материалов для презентации   проекта Презентация Экземпляр 1
4 до 31.01.2024 Закупка учебного оборудования Заключение договоров, исполнение договорных обязательств Штук 2
5 до 31.01.2024 Доставка, установка, наладка учебного оборудования в групповых комнатах Подписание акта выполненных работ Процент выполнения плана  100
6 до 31.01.2024 Создание предметно-пространственной среды для экспериментальной деятельности с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии».     

Приведение пространства в соответствие с фирменным стилем #Насевереучиться

Наличие элементов фирменного тиля Экземпляр 1
7 Август 2023  Разработка планов взаимодействия с организациями-партнёрами для реализации практической части проекта Планы Экземпляр 2
8 до 20.12.2023 Организация повышение квалификации команды проекта Свидетельства о курсовой подготовке Человек/

процентов

6/100
9 Сентябрь 2023 Информирование родителей о проекте, презентация проекта Презентация проекта Экземпляр 1 на сайт учреждения
10 Май-сентябрь 2023 Изучение и апробация педагогами специальных программ, предназначенные для работы с цифровой лабораторией Информация Процент 100
11 Сентябрь 2023 Открытие цифровой лаборатории. Знакомство с мальчиком исследователем – Наураша. Информация Да/нет Да
12 Сентябрь 2023 – май 2024 Проведение консультаций для родителей по вопросам обучения детей экспериментированию.

Обучение детей использованию цифровой лаборатории

Информация Да/нет Да
13 Май 2023 Создание на сайте учреждения интерактивного методического ресурса 

«Цифровая лаборатория».  Наполнение ресурса методическими материалами.

Скриншот страницы сайта Да/нет Да
14 Сентябрь 2023 –

июнь 2024

Обобщение опыта работы по теме проекта Фото Количество Не менее 3-х 
15 Сентябрь 2023 –

июнь 2024

Съёмка и показ видеоролика   Видео-материалы Единицы 6
16 Сентябрь 2023 –

май 2024

Привлечение                               к реализации плана взаимодействия организаций-партнёров Отчет о выполнении плана Экземпляр  2
17 Сентябрь 2023 -август 2024 Разработка воспитателями методических материалов.

На материале одной из разработок съемка учебного фильма

Методические материалы Экземпляр 3
18 Январь 2024 –

июнь 

2024

Трансляция проектной идеи                            и опыта реализации проектов: проведение  семинаров/вебинаров, выступление                          на методических мероприятиях муниципального и регионального уровней Программы семинаров (вебинаров) Мероприятие 3
19 до 10.10.

2023

до 15.12.

2024

Предоставление отчета об использовании средств гранта, отчет о достижении целевых показателей результата предоставления гранта Заполнение утверждённых форм отчётности

подготовка документов, подтверждающих расходы

(договор, счет, акт)

экземпляр

экземпляр

2

минимум 3 на каждую закупку

Бюджет проекта

№ п/п Направление расходов Связь с мероприятиями проекта (указать порядковый номер мероприятия в «дорожной карте») Расчет суммы расходов Источник финансирования
Средства гранта в форме субсидий из областного бюджета Внебюджетные средства
1 Закупка цифровых лабораторий «Наураша в стране Наурандии» 4,5,11 257 900 – лаборатория

3 500 – транспортные расходы

261 400 рублей
2 Закупка ноутбуков 4,5,11 2 * 34 300 68 600 рублей 5 000 рублей
Итого: 325 000 рублей 5 000 рублей