Авторские музыкальные игры в системе средств социализации детей дошкольного возраста

ФИО: Скребцова Е.С.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1791
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Авторские музыкальные игры в системе средств социализации детей дошкольного возраста
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)



Авторские музыкальные игры в системе средств социализации детей дошкольного возраста Скребцова Е.С.

 

«Авторские музыкальные игры в системе средств социализации 

детей дошкольного возраста»

Скребцова Елена Сергеевна

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МАДОУ города Мурманска № 135

                                                

СЛАЙД 2

    Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Этот период начальной социализации ребёнка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферам бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, старается учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.  

СЛАЙД 3

     Игра человека – продукт деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир. Игра – один из видов деятельности, значимость которой заключается, в самом процессе, а не в результатах.

 

СЛАЙД 4

     Согласно С. А. Шмакову (основателю игровой педагогики):

–  Игра – есть сильнейшее средство гармоничного включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру различных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».

–  Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.

–  игра реализует коммуникативную деятельность, позволяя ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра – «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

– Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

– Функция коррекции – предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

– Развлекательная – направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса.

      Выполняя эти функции, игра имеет большое значение для процесса социализации личности ребенка.

 

СЛАЙД 5

    Опыт наблюдения во время музыкальных занятий показал:

– что через игровую деятельность ребёнок воспроизводит систему социальных отношений в детском коллективе, которые и определяют магистральную линию социализации дошкольников, 

 –  Каждый вид музыкальной деятельности естественным образом способствуют приобретению детьми опыта социализации. 

  –  А музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Она универсальна.

 

СЛАЙД 6

     В настоящее время для педагогов актуальным является вопрос организации деятельности по созданию условий для позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Работая по методической теме: “Музицирование на музыкальных инструментах как средство музыкального развития дошкольников”,

 

СЛАЙД 7

     Я поставила перед собой цель помочь детям справиться с этим процессом, осознать свою индивидуальность и максимально комфортно социализироваться.

 

СЛАЙД 8

      Освоение ребенком музыкального инструмента и коллективное ансамблевое музицирование (оркестр) возможно эффективно только через игру. Поэтому я в постоянном процессе создания различных музыкальных игр, связанных с самыми различными задачами. Создавая музыкальные игры для реализации позитивной социализации дошкольников, я определила следующие задачи:

 

СЛАЙД 9

     Детский оркестр – один из видов коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

     Главная изюминка моей работы по организации детского оркестра – это игра в оркестр с использованием нетрадиционных видов оркестра, например:

– оркестр звучащих материалов (бумага, пластмасса, железо, дерево)

лесной оркестр «заколдованный лес» (шишечки, орешки) 

– просто шумовой оркестр для озвучивания сказок, природных явлений и времён года (простые шумовые инструменты: погремушки, маракасы, кастаньеты),

 

СЛАЙД 10

кухонный оркестр, который мы подготовили к маминому празднику (ложки, крышки от кастрюль, шумовки с колокольчиками или вилками, простые кастрюли с металлическими ложками, поварёшки, кухонные доски с деревянными лопатками, г и т.п.)

 

СЛАЙД 11

оркестр воды, который придумала к конкурсу «Музыкальная мозаика» (бутылочки с водой, стаканчики, трубочки, тазики, леечки)

 

СЛАЙД 12

     Опыт с нетрадиционными видами оркестра можно считать репродуктивно-творческим, так как нестандартные формы и методы организации детского оркестра способствуют развитию абстрактного мышления, фантазии и креативности, музыкально творческих способностей, аудиальной культуры, социализации детей.

     Возможности музицирования для развития ребенка удивительны и безграничны.

     Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.

     Данный опыт может быть использован заинтересованными родителями для создания вариантов домашних оркестров. Не важно, есть ли у вас специальное музыкальное образование или его нет. Важно нам самим увлечься этой занимательной областью, а потом и увлечь наших детей. Побудить и замотивировать детей слышать и слушать, формировать аудиальную культуру.

 

СЛАЙД 13

     Ансамблевое музицирование-оркестр – это важный момент социализации, это умение согласовывать свою деятельность и деятельность других детей, подавать и брать пример и возможность выражать себя как индивидуальность.

     Группа оркестрантов представляет собой уникальное микросообщество с собственной неповторимой субкультурой, интересами и увлечениями. 

 

СЛАЙД 14     

     Совместное творческое музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. 

     Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей: способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.

     Важно предоставлять детям выбор музыкального инструмента или различных материалов для музицирования,

– репертуара и содержания какую музыку и как играть, 

– партнерства – с кем играть, 

– места – где разместится оркестр 

– способа работы – порядок вступления, каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты, в том числе приобретая новые знания, умения.

 

СЛАЙД 15

     Уважаемые коллеги хочу представить вашему вниманию авторские музыкальные игры в системе средств социализации детей дошкольного возраста.

 

СЛАЙД 16                   

      Игры импровизации создаются совместно с детьми. Дети их обожают.  

      Это цикл игр-импровизаций, музыкальных историй: «Дождик», «На улице», «Весенняя фантазия», «Я композитор», «Волшебные музыкальные краски». 

      Это творческие музыкальные игры. Когда ребенок совместно с педагогом изобретает собственную музыку. Ребенок, играя в ансамбле, социализируясь, ярко проявляет свою индивидуальность, пробует себя и исследует возможности инструмента, а педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка, решая определенные задачи.

 

Слайд 17     

     Например, ребенок решил изобразить весеннюю капель, вот, что он сказал о своей музыке: «Это звонкие капельки, они блестят на солнце и быстро капают сверху (его партия), а внизу земля, там лужи (партия педагога)». Здесь ребенок попробовал себя не только в роли исполнителя, но и композитора. Он придумал сам! «Пришил свою пуговку на готовое платье».

 

СЛАЙД 18

   Далее представлю вашему вниманию авторские музыкальные игры, при создании которых использовала ИКТ.

     Меняется мир – меняются и дети.  Меняющийся ребенок требуют иных путей передачи знаний.

     Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. Ребенок в дошкольном возрасте начинает овладевать это различными символами, знаки, наглядными моделями.

     Стараюсь сделать музыкальные игры запоминающимися, увлекательными, с элементами необычного, удивительного, неожиданного, чтобы они вызывали у детей интерес, повышали мотивацию и облегчали усвоения нового материала различной направленности.  

 

    СЛАЙД 19 

     Актуально: Музыка является и эффективнейшим средством социализации детей-логопатов. Обладая скудным речевым запасом, они лишены полноценной возможности в словесной форме общаться со сверстниками. 

    Сознание своей неполноценности в попытках общения приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, эмоциональным срывам, или наоборот – апатии и равнодушию. 

 

СЛАЙД 20 

     Вот тут-то и следует обратиться к музыке. Ее роль в формировании поведения ребенка и регуляции его проявления в коллективе просто неоценима, ведь воздействие музыки обусловлено проникновением в эмоциональную сферу ребенка, способностью вызывать у него положительные эмоции. Поэтому у ребенка возникает желание включиться в деятельность и реализовывать себя в ней. Он начинает приобретать практические навыки, вследствие чего раскрепощается в процессе деятельности. 

    И как итог –  повышается самооценка ребенка, появляется мотивация к выступлениям перед аудиторией. Очень важна при этом позиция педагога. У детей разные возможности и способности. К каждому ребенку нужно подходить не с позиции, чего он не может, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения, признавая его достижения, а не недостатки, формируя тем самым у ребёнка чувство самодостаточности. 

    Неоценима для детей логопатов и игра в оркестре, благотворно сказывающая на коррекции эмоционально-волевой сферы, ведь требует от детей соблюдения ритмического, темпового и динамического ансамбля, что формирует умение, как контролировать себя, так и прислушиваться к игре других. 

 

СЛАЙД 21

     Важны так же и игры по развитию слухового опыта, дифференциации звуков. 

 

СЛАЙД 22

     Например, «Звуки леса», где дети отгадывают, чей голос звучит в лесу.

 

СЛАЙД 23

     В творческих играх-озвучках сказок «Колобок». «Заячья избушка» дети озвучивают, раскрашивают сказку по своему усмотрению, играя, исследуя и экспериментируя со звуками. Это волшебное действо, где все участники равно вовлечены и процесс, который важнее результата. 

     Так, в сказке «Красная Шапочка» дети с помощью музыкальных инструментов и, извлекая звуки из привычных предметов (камешек, мешочков, целлофановых пакетиков, пустых пластиковых бутылочек, леечек и стаканчиков с водой), иллюстрировали встречу Красной Шапочки с различными обитателями деревни и леса, звон спиц бабушки овечки, лязг зубов волка, стук копыт козлят, ветер в лесу, страх темного леса, бульканье болотца.

 

СЛАЙД 24 

     В процессе музицирования, играя, дети осваивают музыкальную грамоту.

 

СЛАЙД 25 

   Например, понятие паузы: «бубенчик звенит», «бубенчик спит».

 

СЛАЙД 26

      В новогоднем оркестре для старших дошкольников «Замела метелица» (авторский видеоролик для шумового оркестра на новогоднем утреннике) дети различают короткие и длинные звуки и воспроизводят их, играя в оркестре.

 

СЛАЙД 27     

     В результате применения авторских игр в музыкальной деятельности отмечается положительная динамика в успешной социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста. Дети стали больше проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Выросла эмоциональная отзывчивость на произведения народного, музыкального и театрального искусства.

     Успешно осваивались навыки овладения музыкальными инструментами и нотной грамотой, замкнутые дети стали более раскрепощенными. У детей сформировано положительное отношение к миру. К другим людям и самим себе. Дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх.   

      Дети способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам товарищей, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, умеют подчиняться разным правилам т социальным нормам. Все это помогает детям быстрее адаптироваться в школе.

 

          Анализируя результаты обобщения опыта, я наметила себе пути дальнейшей работы:

– в будущем продолжать работу по развитию социально-личностной уверенности у детей.

– продолжить научный поиск по изучению и внедрению эффективных технологий для развития детей в музыкальной деятельности.

– повысить эффективность образовательного процесса через использования ИКТ технологии.

– максимальное удовлетворение потребностей родителей, активное взаимодействие с ними и вовлечение их в образовательный процесс.