Содержание проекта в области психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Название проекта «Развиваемся играя».
- Актуальность проекта. Из всех существующих нарушений речи алалия, пожалуй, самое тяжелое из всех, так как в этом случае формирование речевых навыков невозможно без коррекционной деятельности логопеда. Проблема диагностики и организации коррекционно-воспитательной работы при алалии – одна из наиболее важных и основополагающих научно – педагогических проблем, системы дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений.
- Цель проекта: коррекция сенсомоторной алалии у детей старшего дошкольного возраста.
- Задачи проекта:
- Изучить причины возникновения и особенности проявления сенсомоторной алалии у детей старшего дошкольного возраста.
- Обозначить этапы работы по коррекции сенсомоторной алалии у старших дошкольников.
- Разработать 10-дневную программу работы логопеда-дефектолога по коррекции сенсомоторной алалии у старших дошкольников.
- Общий замысел проекта заключается во включении в детскую деятельность всех видов общения, в которых будут задействованы все каналы приема и передачи информации, а также обогатить восприятие ребенка новыми впечатлениями и эмоциями.
- Деятельность по реализации проекта представляет собой 10 занятий, продолжительностью по 20минут, где ставиться и реализуется краткосрочная цель коррекционной работы. Работа ведется индивидуально.
- Ресурсное обеспечение. Для реализации проекта не обходимы материально-техническое обеспечение и кадровое обеспечение проекта. Необходимое оборудование к каждому их десяти занятий будет указано далее. Что касается кадров: для реализации проекта необходим логопед-дефектолог, нейропсихолог и воспитатель детей дошкольного возраста. Занятие рекомендуется проводить в присутствии родителя ребенка, если это не мешает реализации программы занятия.
- Примерный календарный план. Проект рассчитан на 10 календарных дней, поэтому может быть реализован в любое время. Рекомендуется не делать перерывов между занятиями, а реализовать все 10 занятий последовательно.
- Программа проекта представлена в Таблице 1.
Таблица 1 – Программа проекта «Развиваемся играя»
Номер и название занятия | Задачи занятия | Краткое содержание |
Занятие 1 – Подготовительное | установить формальный контакт; вовлечь ребенка в учебный процесс; привлечь его внимание к предмету; научить понимать несложные инструкции: «Собирай, возьми, поставь, положи, дай, двигай, покажи». | Работа ведется на основе зрительной подражательности с минимальным использованием речи. |
Занятие 2. Слуховое восприятие | Развитие слухового восприятия; пробудить интерес к звукам окружающего мира, речевым звукам, желание и возможность подражать им. | Привлечение внимания к звучащему предмету; совершение действий в соответствии со звуковым сигналом; определение местонахождения и направленности звука; |
Занятие 3. Невербальные коммуникации | Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации. | развитие невербальных коммуникаций как функции языка для выражения коммуникативных потребностей |
Занятие 4. Импрессивная и экспрессивная речи | Развитие импрессивной и экспрессивной речи. | развитие понимания ситуативной и бытовой речи; формирование первичных коммуникативных навыков и лексики на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц и голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия |
Занятие 5. Артикуляционный праксис | Развитие артикуляционного праксиса | опираясь на спонтанные артикуляции ребенка, сформировать произвольное произнесение звуков речи. Приёмы: механическое формирование артикуляционных укладов; знакомство ребенка с символами, жестами и пиктограммами, обозначающими звук. |
Занятие 6. Глобальное чтение. | Формирование слухового восприятия речи | Глобальное чтение помогает выяснить, насколько неговорящий ребенок понимает обращенную речь, повышает его самооценку и уверенность в собственных силах. |
Занятие 7. Зрительно-моторная координация | Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики. | развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики рук, тактильной памяти; восприятие артикуляционных укладов звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений. |
Занятие 8. Сенсорно-перцептивная деятельность | Развитие сенсорно-перцептивной деятельности. | формирование сенсорного и тактильного гнозиса; восприятия цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов; дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм; формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса. Развитие действий с предметами. |
Занятие 9. Грамматический строй речи | Совершенствование грамматического строя речи. | Избирательная лексика должна отойти на второй план, т. к. дальнейшее ее использование также может привести к нарушению речевого развития ребенка. |
Занятие10. Самостоятельная речь | Способствование к появлению самостоятельной речи. | развитие грамматического строя речи и элементарной выразительности голоса; обучение ребенка внимательно слушать речь взрослого, выполнять словесные поручения, отвечать на его вопросы; расширение ориентировки в окружающем (учить различать и называть окружающие предметы и их основные свойства , их отличительные признаки). |