“Развиваемся играя”

ФИО: Ядовина В.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1801
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: "Развиваемся играя"
Итоговая оценка: 2 место,  62 баллов(-а)



Содержание проекта в области психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

  • Название проекта «Развиваемся играя».
  • Актуальность проекта. Из всех существующих нарушений речи алалия, пожалуй, самое тяжелое из всех, так как в этом случае формирование речевых навыков невозможно без коррекционной деятельности логопеда. Проблема диагностики и организации коррекционно-воспитательной  работы при алалии – одна из наиболее важных и основополагающих научно – педагогических проблем, системы дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений.
  • Цель проекта: коррекция сенсомоторной алалии у детей старшего дошкольного возраста.
  • Задачи проекта:
  1. Изучить причины возникновения  и особенности проявления сенсомоторной алалии у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Обозначить этапы работы по коррекции сенсомоторной алалии у старших дошкольников.
  3. Разработать 10-дневную программу работы логопеда-дефектолога по коррекции сенсомоторной алалии у старших дошкольников. 
  • Общий замысел проекта заключается во включении в детскую деятельность всех видов общения, в которых будут задействованы все каналы приема и передачи информации, а также обогатить восприятие ребенка новыми впечатлениями и эмоциями.
  • Деятельность по реализации проекта представляет собой 10 занятий, продолжительностью по 20минут, где ставиться и реализуется краткосрочная цель коррекционной работы. Работа ведется индивидуально. 
  • Ресурсное обеспечение. Для реализации проекта не обходимы материально-техническое обеспечение и кадровое обеспечение проекта. Необходимое оборудование к каждому их десяти занятий будет указано далее. Что касается кадров: для реализации проекта необходим логопед-дефектолог, нейропсихолог и воспитатель детей дошкольного возраста. Занятие рекомендуется проводить в присутствии родителя ребенка, если это не мешает реализации программы занятия. 
  • Примерный календарный план. Проект рассчитан на 10 календарных дней, поэтому может быть реализован в любое время. Рекомендуется не делать перерывов между занятиями, а реализовать все 10 занятий последовательно. 
  • Программа проекта представлена в Таблице 1.

 

Таблица 1 – Программа проекта «Развиваемся играя»

Номер и название занятия Задачи занятия  Краткое содержание
Занятие 1 – Подготовительное  установить формальный контакт; вовлечь ребенка в учебный процесс; привлечь его внимание к предмету; научить понимать несложные инструкции: «Собирай, возьми, поставь, положи, дай, двигай, покажи».  Работа ведется на основе зрительной подражательности с минимальным использованием речи.
Занятие 2. Слуховое восприятие Развитие слухового восприятия; пробудить интерес к звукам окружающего мира, речевым звукам, желание и возможность подражать им. Привлечение внимания к звучащему предмету; совершение действий в соответствии со звуковым сигналом; определение местонахождения и направленности звука;
Занятие 3. Невербальные коммуникации Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации. развитие невербальных коммуникаций как функции языка для выражения коммуникативных потребностей
Занятие 4. Импрессивная и экспрессивная речи Развитие импрессивной и экспрессивной речи. развитие понимания ситуативной и бытовой речи; формирование первичных коммуникативных навыков и лексики на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц и голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия
Занятие 5. Артикуляционный праксис Развитие артикуляционного праксиса опираясь на спонтанные артикуляции ребенка, сформировать произвольное произнесение звуков речи. Приёмы: механическое формирование артикуляционных укладов; знакомство ребенка с символами, жестами и пиктограммами, обозначающими звук.
Занятие 6. Глобальное чтение.  Формирование слухового восприятия речи  Глобальное чтение помогает выяснить, насколько неговорящий ребенок понимает обращенную речь, повышает его самооценку и уверенность в собственных силах.
Занятие 7. Зрительно-моторная координация Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики. развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики рук, тактильной памяти; восприятие артикуляционных укладов звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений.
Занятие 8. Сенсорно-перцептивная деятельность Развитие сенсорно-перцептивной деятельности. формирование сенсорного и тактильного гнозиса; восприятия цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов; дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм; формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса. Развитие действий с предметами.
Занятие 9. Грамматический строй речи Совершенствование грамматического строя речи.  Избирательная лексика должна отойти на второй план, т. к. дальнейшее ее использование также может привести к нарушению речевого развития ребенка.
Занятие10. Самостоятельная речь Способствование к появлению самостоятельной речи. развитие грамматического строя речи и элементарной выразительности голоса; обучение ребенка внимательно слушать речь взрослого, выполнять словесные поручения, отвечать на его вопросы; расширение ориентировки в окружающем (учить различать и называть окружающие предметы и их основные свойства , их отличительные признаки).