Внеурочное занятие “Семья и семейные традиции”

ФИО: Печёнкина В.Б.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1803
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Внеурочное занятие "Семья и семейные традиции"
Итоговая оценка: 2 место,  68 баллов(-а)



 

Занятие на тему

«Семья и семейные традиции»

 

Внеурочное занятие на тему «Семья и семейные традиции»

Цель:  Определить понятие «семья», «семейные традиции», формировать понятие «счастливая семья», формирование убеждения о важности роли семьи и сохранении семейных традиций.

Задачи:

  1. Раскрыть понятия «семья» и «семейные традиции»;
  2. Учить детей дорожить своими близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением;
  3. Объяснить детям суть терминов «традиция», «семейная традиция», «семья»  (слайд 2)

Формирование УУД:

Личностные:

  • развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • развитие осознания необходимости культуры общения в семье;
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  •    умение находить и формулировать проблему занятия вместе с учителем; 
  •    умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
  •    способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в справочной литературе и других источниках; 
  • добывать новые знания, используя словари и информацию, полученную на уроке;
  • владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
  • развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи;
  • совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Предметные:

  • отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия;
  • определять роль в жизни человека культуры семейного общения.

      Оборудование:

  1. Компьютер, мультимедиа проектор,  экран, магнитная доска.
  2. Толковый словарь С. И. Ожегова, Д.Н. Ушакова.
  3. Карандаши, ручки, листы.

.Организация деятельности учащихся. 

2.Введение в тему урока. 

Сегодня мы разговариваем о семье. Скажите, пожалуйста, где можно узнать значение слова семья? 

Ученики: Из словаря 

 «Семья – группа живущих вместе близких родственников».

–  Скажите, дети, какая семья называется дружной?

 (Дети называют признаки дружной семьи).

 (Мнения детей). 

О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них. 

Чтение учителем легенды « Счастливая семья».  (слайд 3)

В одном городе живут по соседству две семьи. Одни  супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и выясняя, кто из них прав. А другие дружно живут, ни ссор у них, ни скандалов.

Дивится сварливая хозяйка счастью соседке. Завидует. Говорит мужу

– Пойди, подсмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришёл тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает. Прислушивается.

А хозяйка как раз порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг зазвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадёт. Но тут её мужу что-то понадобилось  в комнате.

– Ох, что сейчас будет!- думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу: 

-Прости дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила.

– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большого несчастья.

Больно защемило сердце у соседа. Пришёл он домой расстроенный. Жена  к нему:

– Ну что ты так долго? Посмотрел?

-Да!

– Ну и как там у них?

– У них-то все виноваты. Вот поэтому и не ссорятся. А вот у нас все и всегда правы…

Чему  учит нас эта легенда? (ответы детей) 

– Запомните, ребята, эту легенду. Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.

А как вы понимаете понятие слова «традиция» и «семейная традиция?»

_ Давайте посмотрим в словаре С. И.  Ожегова,  что означают эти слова?(слайд 4)

Традиция – от латинского “передача”. Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. 

 -Какие традиции есть в вашей семье? ( варианты ответов детей)

                                       Основные семейные традиции)

  • Традиция празднование дней рождений. 
  • Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. 
  • Совместные игры с детьми. Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.
  • Празднование знаменательных событий в жизни семьи.
  • Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.
  •  Передача семейных реликвий подрастающему поколению. 
  • Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период.  Но традиции существовали ещё в древности. (слайд5) 

На Руси, когда семья собиралась за Новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой веревкой. Как вы думаете, что символизировал этот новогодний обычай? (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться).

Давайте поиграем : я вам зачитываю часть пословицы, а вы их продолжаете:

  • Семья в куче – не страшна и ….(туча).
  • Семейный горшок всегда … (кипит).
  • Согласную семью горе не берёт и волк …(не страшен).
  • Семья без ребёнка, что очаг без …(огня).
  • Семья счастлива, если муж и жена – …(друзья).(слайд 6)

А сейчас у вас на столах лежит лист бумаги и карандаши.

С помощью их вам предстоит изобразить  самую любимую традицию вашей семьи. (учащиеся выполняют рисунки и делают выставку из них)

На нашем занятии мы с вами узнали о семье и её традициях. Так какой можно сделать вывод? (что без семьи человек не может существовать и в семье должен царить лад) 

      Правила семейного счастья (слайд 7)

  • Уважайте мнение всех членов семьи.
  • Старайтесь понять каждого и, если надо, простить.
  • Никогда не смейтесь над кем-то.
  • Уважайте родственников.
  • Почитайте родителей.
  • Соблюдайте традиции своей семьи.

 

Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили всегда:
Какая хорошая Ваша семья! (слайд 8)