Проект “Моё внутреннее Я”

ФИО: Бычкова М.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1814
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Проект "Моё внутреннее Я"
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Долгосрочный проект

«Мое внутреннее Я»

 

Обоснование выбора темы проекта.

Дети с ОВЗ отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д. Поэтому эти дети нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Песочная терапия- это способ общения с миром и с самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно- символическом уровне, что повышает у него уверенность в себе и открывает новые пути раскрытия. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект. Создание мыслительных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия- всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного эффекта игры с песком для ребёнка. В игре с песком ребёнок учится концентрации внимания, умению релаксации, становится более любознательным. У детей активизируются как мыслительные, так и эмоциональные резервы.

Песочная терапия – невербальная терапия, при которой используется небольшой контейнер с песком, игрушечные фигурки, вода для создания сцен из миниатюр, отражающих внутренний мир ребенка.

В контексте коррекции речи перед песочной терапией стоят следующие задачи:

  • развитие психологических (внимание, восприятие, память) и когнитивных процессов;
  • развитие мелкой моторики;
  • автоматизация звуков;
  • обогащение словаря;
  • формирование лексико-грамматических категорий языка.

Кроме того, использование терапии песком способствует закреплению партнерских, доверительных отношений между ребенком и педагогом, между ребенком и сверстниками. Особенно этот метод будет эффективен для детей, которые по какой-либо причине не хотят, отказываются от традиционных занятий, не проявляют к ним интереса. Поэтому данная методика важна не только при коррекции непосредственно речевой функции, но и при развитии памяти, внимания, тактильных ощущений, позволяет справиться с различного рода травмами, проблемами во взаимодействии с обществом у детей разного возраста.

 

Тип проекта: творчески-развивающий.

 

Продолжительность: долгосрочный 

 

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатель, дефектолог, психолог, родители.

 

Актуальность проекта

Игра с песком – это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности, которая позволяет решить множество коррекционных и образовательных задач в обучающем процессе.

Актуальность заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние песочной терапии на речевое развитие ребенка, способствует развитию внимания, восприятия, памяти и мышления. Песок идеально подходит для формирования перцептивных ощущений, сенсорного воспитания, мелкой моторики. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, являются эффективным способом подачи материала. Кроме того, песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Современные условия дают толчок к поиску инновационных, развивающих методов и технологий в работе с такими детьми, поэтому важно знать, что организация проективных игр на песке открывает противоречия – между традиционными методами и приёмами образовательного процесса и необходимостью внедрения новой прогрессивной системы oбучения, реально необходимой для работы с детьми с ОВЗ;

Песочная терапия  помогает детям с ОВЗ, аутизмом, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, методика объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, на повышение концентрации внимания и усидчивости.

 

Цель: поиск своего Я через снижение психофизического напряжения у детей с ОВЗ используя песочную терапию

 

Задачи проекта

  1. Развивать тактильную «чувствительность» как основу развития «ручного» интеллекта ребенка.
  2. Формировать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).
  3. Развивать творческие способности детей; 
  4. Обогащать и активизировать словарь детей.
  5. Формировать представления об окружающем мире.

Задачи песочной терапии  ориентированы на то чтобы помочь ребенку с ОВЗ

  • развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • развитие способностей к социализации;
  • снимать мышечную напряжённость;
  • помочь ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
  • развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
  • стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию;
  • соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
  • преодолевать комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
  • совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствовать расширению словарного запаса;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развитие связной речи .
  • воспитывать  усидчивость, выносливость, умение начатое дело доводить до конца.

 

Условия реализации проекта:

  1. Элементы песочной терапии проводятся еженедельно в рамках коррекционно-развивающей деятельности.
  2. Подготовка оборудования, материалов (приобретение песочницы, коллекции мелких игрушек, карточек и игр с различными эмоциями.
  3. Игры и упражнения проводятся в обстановке эмоционального комфорта.
  4. Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с сухим и кинетическим песком.
  5. Игры с детьми проводятся стоя рядом со столом с песочницей, или сидя за столами с подносами для песка.

 

Первый этап – организационно-подготовительный

  1. Постановка проблемы, определение цели и задач.
  2. Разработка проекта.
  3. Подбор оборудования:

Песочница из дерева (размер в сантиметрах: 50х70х8см) окрашенная в синий цвет.

Тактильно-развивающая многогранная поверхность «Световой куб» (50х50см)

Песочные модули для индивидуальной работы. (50х40) окрашенные в синий цвет.

Чистый, просеянный песок (прокаленный в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”. Рядом – вода для смачивания песка.

“Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. 

Набор игрушек:

– человеческие персонажи: семья, отдельные фигурки людей.

– здания: дома, школы, замки.

– животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.

– растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.

– постройки: мосты, ограды, ворота.

– естественные предметы: ракушки, веточки, камни.

– символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.

– сказочные герои: злые и добрые.

– карточки с эмоциями.

– деревянный конструктор.

  1. Цветной песок.
  2. «Коллекция» миниатюрных фигурок. (для мальчиков – машинки, заборчик, деревья, мосты, дорожные знаки, для девочек – куклы, мебель и посуда детская, различные аксессуары).
  3. Бросовый и природный материал.

 

Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения: «Звуки природы», релаксационная и классическая музыка, рекомендованная для детей дошкольного возраста. 

 

Противопоказания

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания.

Не рекомендуется в случаях, когда:

  • уровень тревожности ребёнка очень высок;
  • есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;
  • есть кожные заболевания и порезы на руках.

 

Подбор программно-методического обеспечения.

За основу были приняты: программа Крюкова С. В. Слободяник Н. П «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.» ; Федосеева М. А. Практическое пособие «Занятия с детьми 3-7лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательных сфер средствами песочной терапии»

Данилова С. И. «Психологическое сопровождение дошкольников.»

 

Работа с родителями.

На собрании познакомить родителей с проектом, рассказать о песочной терапии и важности развития эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Показ родителям презентации, мастер-класса, где родители примут участие в играх в песочнице.

 

Второй  этап – практическая реализация проекта.

Развивающие (познавательные) игры на песке

Цель – расширение представлений ребенка об эмоциях, «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций.

Коррекционные игры

Цель – коррекция эмоционально-волевых нарушений (гиперреактивности, агрессивности, тревожности)

Психопрофилактические игры

Цель – снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.

Использование элементов песочной терапии на занятиях.

Использование элементов песочной терапии в других видах деятельности

Свободная деятельность детей

 

Система реализации проекта

Развивающие (познавательные) игры на песке. Разыгрывание сюжетов в песочнице.

Коррекционные игры.

Игры в песочнице на развитие тактильной чувствительности Психопрофилактические игры

Игры в песочнице на снятие психоэмоционального напряжения

 

Ноябрь – месяц – 2 занятия, дидактические игры.

Занятия №1, №2 «Здравствуй, песочек»

 

Задачи:

  • познакомить детей с песком, со свойствами песка; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Беседа «Мои ощущения»

Игра «Зарывание «секретиков»

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра-упражнение «Песочные прятки»

 

Декабрь-месяц-2занятия, дидактические игры

Занятия №3, №4 «Чудесный песок»

Задачи:

  • закрепить знания о свойствах песка; познакомить детей с правилами поведения в песочнице; способствовать снижению психоэмоционального напряжения, формированию чувства ответственности, коррекции познавательных процессов, развитию связной речи.

Игра «Следы на песке»

Игра «Зарывание секретиков»

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Беседа «Мои ощущения»

 

Январь – месяц – 2 занятия, дидактические игры

Занятия №5, №6 «Юные археологи»

Задачи: 

  • закрепить знания о правилах поведения в песочнице; формировать усидчивость, аккуратность; способствовать расширению активного и пассивного словаря; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Упражнение «Чего не стало?»

Подвижная игра «Песчинки»

Упражнение «Раскопки»

Упражнение «Правила города»

Познавательная игра «Собери картинку»

 

Февраль-месяц – занятия, дидактические игры.

Занятия №7, №8 «Мы строители»

Задачи: 

  • закрепить знания о правилах поведения в песочнице; формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность; способствовать расширению активного и пассивного словаря; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Упражнение «Мы такие хорошие»

Подвижная игра «Песчинки»

Игра «Угадай, что тебе попало в руки?»

Игра «Замок из песка»

Познавательная игра «Собери картинку»

 

Март-месяц – 2 занятия, дидактические игры

Занятия №9, №10 «Домашние животные»

Задачи: 

  • закрепить названия домашних животных; продолжать формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность, способствовать расширению активного и пассивного словаря; развивать навыки самоконтроля; развивать мелкую моторику; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Беседа «Ферма»

Игра «Кто в домике живет?»

Подвижная игра «Кошки-мышки»

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Игра «Следы на песке»

 

Апрель-месяц-2 занятия, дидактические игры

Занятия №11, №12 «Дикие животные»

Задачи: 

  • закрепить названия диких животных, повторить классификацию «дикие – домашние животные»; способствовать расширению активного и пассивного словаря; продолжать формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность, развивать навыки самоконтроля; развивать мелкую моторику; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Беседа «Лесные жители»

Игра «Наведи в песочнице порядок»

Подвижная игра «У медведя во бору»

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра «Следы на песке»

 

Апрель-месяц – 2 занятия, дидактические игры

Занятия №13, №14 «Пустыня»

Задачи:

  • способствовать расширению активного и пассивного словаря; формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность, развивать навыки самоконтроля; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Беседа «Кто живёт в пустыне»

Игра «В пустыне»

Игра малой подвижности «Черепашки»

Познавательная игра «Собери картинку»

 

Май-месяц-2 занятия, дидактические игры

Занятия №15, №16 «Морские обитатели»

Задачи:

  • закрепить названия морских обитателей; способствовать расширению активного и пассивного словаря; развивать мелкую моторику; способствовать эмоциональному восприятию окружающего мира, снижению психоэмоционального напряжения.

Пальчиковая гимнастика «Осьминог»

Игра «Песочные прятки»

Игра «Песочное море».

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра-импровизация «Море волнуется раз…», «Здравствуй шишка», «Апельсинчик» – дружба, «Песочные прятки», «Чуткие пальчики», “(цветной песок)

«Соленый чай» -отвращение, брезгливость «Песочная  радуга» (насып из цветного песка) «Порисуй пальчиками», «Пианино

 

Заключительный этап

 

Работа с родителями

  1. Наглядная информация в родительском уголке
  2. Тематические родительские собрания
  3. Мастер-классы
  4. Индивидуальные консультации
  5. Накопление и обобщение педагогического опыта
  6. Обновление уголков (информационных стендов) играми в песочнице на развитие коммуникации, эмоциональной сферы для детей с ОВЗ 
  7. Мастер-классы
  8. Самообразование
  9. Презентации.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

  • наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
  • достичь положительного эмоционального благополучия, т. к. затрагивает чувства, эмоции ребенка;
  • помочь выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка;
  • оказать положительное влияние на развитие речи, мышление, познавательные процессы, творческие способности ребенка;
  • вызвать положительные эмоции (радость, удивление, снизить негативные проявления (страх, агрессия, тревожность, уменьшить проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);
  • ребенок  начнет понимать себя, других людей, окружающий мир;
  • развить фантазию, понять свое внутренние я.

 

Приложение

«Ритуал Входа» в игру с песком

Дети встают во круг песочницы и чистые руки ставят на края бортика. Углу песочницы сидит «Волшебный мешочек». Педагог просит прислушаться ребят, раздается храп, «Волшебный мешочек» спит. Педагог предлагает его разбудить, так как в нем храниться волшебный песок, который нам нужен для занятия.

Все отходят на шаг назад и говорят, делая все движения:

Мы ногами топ, топ, топ

Мы руками хлоп, хлоп, хлоп

Мы чуть, чуть попрыгаем

Ножками подрыгаем

Очень сильно хлопать будем и мешочек наш разбудим.

В момент когда дети сильно хлопают, просыпается волшебный мешочек:

И мешочек вдруг проснулся

Всем ребятам улыбнулся!!!

(Мешочек начинает здороваться и знакомиться с ребятами). После этого он предлагает поделиться с каждым ребенком своим песком. Дети подставляют ручки и каждому из мешочка достается немного «волшебного» песка, который они потом высыпаю в песочницу и начинают пальчиками перемешивать. Весь песок в песочнице становиться волшебным! Можно приступать к занятию, но сначала с песком надо поздороваться:

Дети кладут обе ладошки в песочницу и говорят нажимая на песок:

Здравствуй, здравствуй, наш песок!

«Ритуал выхода»

Ребята по горсточке песка всыпают в «Волшебный мешочек», он завязывается, чтоб песок не просыпался, прощается со всеми ребятами, озвучивая при этом успехи ребят за данное занятие. Садиться в уголок песочницы.

Дети ставят раскрытые ладошки на песок и говорят:

Спасибо милый Наш песок

Ты всем нам подрасти помог

В ладоши наши посмотри

Мудрее стали ведь они!

Поднимают руки, и начинают разглаживать свои отпечатки, говоря : До свидания Песочек!

«Игры с песком»

Упражнение “Здравствуй, песочек”

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Дети различными способами дотрагиваются до песка.

Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий).

Давайте с ним поздороваемся: “Здравствуй, песочек!”.

Послушайте… Он с вами здороваемся. Вы все слышите? …Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он сговорит тихим голосом.

А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.

Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.

Вы слышите, как он смеется?…

 

Упражнение “Необыкновенные следы”

Цель: развитие тактильной чувствительности.

“Идут медвежата” – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. “Прыгают зайцы” – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

“Ползут змейки” – ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

“Бегут жучки-паучки” – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – “жучки здороваются”).

 

Упражнение ” Холодно – горячо”

Цель: учиться слушать другого, возможность выражения позитивных эмоций 

Задача: взаимодействие, четкое выполнение инструкции

Инструкция: сейчас ты отвернешься, а я в песочнице спрячу игрушку. Нужно найти ее, выполняя инструкцию. Если я говорю: «холодно», значит ты удаляешься от игрушки, а если «горячо» – находишься рядом.

Анализ: понравилась ли тебе игра? легко или трудно тебе было выполнять инструкцию? что для тебя было легче искать игрушку или помогать ее искать 

 

Упражнение “Секретик”

Цель: возможность выражения позитивных эмоций

Задача: выполнять задание точно по инструкции, развитие креативности

Инструкция: Под прозрачное стеклышко (без острых краев) кладется картинка и засыпается песком. Необходимо найти «секретик» и аккуратно раскопать его. Объяснить что увидел, придумать рассказ и т.д.

Анализ упражнения: что увидел? что хочешь рассказать? понравилось ли играть? .

 

Упражнение “Сказочная страна”

Цель: взаимодействие, обострить поиск конструктивных способов решения проблем

Задание: оценить собственные ощущения

Инструкция: возьми поднос, подойди к коллекции фигурок и выбери те, которые привлекают внимание. Подойди к ящику с песком. Представь себе, что ты волшебник. Ты долго путешествовал. Ты искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, ты пришел в пустыню.

Задумал волшебник превратить ее в сказочную с разными существами.

Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь.

Анализ игры: что это за мир сказочная страна? какие существа ее населяют, какой у них характер? что они умеют? откуда они пришли в эту страну? В каких взаимоотношениях они находятся между собой’.’ всем ли существам хорошо в этой стране? если нет, то, что можно изменить? какие события будут происходить в этой стране? что будут делать герои дальше?