Долгосрочный проект
«Мое внутреннее Я»
Обоснование выбора темы проекта.
Дети с ОВЗ отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д. Поэтому эти дети нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Песочная терапия- это способ общения с миром и с самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно- символическом уровне, что повышает у него уверенность в себе и открывает новые пути раскрытия. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект. Создание мыслительных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия- всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного эффекта игры с песком для ребёнка. В игре с песком ребёнок учится концентрации внимания, умению релаксации, становится более любознательным. У детей активизируются как мыслительные, так и эмоциональные резервы.
Песочная терапия – невербальная терапия, при которой используется небольшой контейнер с песком, игрушечные фигурки, вода для создания сцен из миниатюр, отражающих внутренний мир ребенка.
В контексте коррекции речи перед песочной терапией стоят следующие задачи:
- развитие психологических (внимание, восприятие, память) и когнитивных процессов;
- развитие мелкой моторики;
- автоматизация звуков;
- обогащение словаря;
- формирование лексико-грамматических категорий языка.
Кроме того, использование терапии песком способствует закреплению партнерских, доверительных отношений между ребенком и педагогом, между ребенком и сверстниками. Особенно этот метод будет эффективен для детей, которые по какой-либо причине не хотят, отказываются от традиционных занятий, не проявляют к ним интереса. Поэтому данная методика важна не только при коррекции непосредственно речевой функции, но и при развитии памяти, внимания, тактильных ощущений, позволяет справиться с различного рода травмами, проблемами во взаимодействии с обществом у детей разного возраста.
Тип проекта: творчески-развивающий.
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатель, дефектолог, психолог, родители.
Актуальность проекта
Игра с песком – это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности, которая позволяет решить множество коррекционных и образовательных задач в обучающем процессе.
Актуальность заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние песочной терапии на речевое развитие ребенка, способствует развитию внимания, восприятия, памяти и мышления. Песок идеально подходит для формирования перцептивных ощущений, сенсорного воспитания, мелкой моторики. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, являются эффективным способом подачи материала. Кроме того, песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Современные условия дают толчок к поиску инновационных, развивающих методов и технологий в работе с такими детьми, поэтому важно знать, что организация проективных игр на песке открывает противоречия – между традиционными методами и приёмами образовательного процесса и необходимостью внедрения новой прогрессивной системы oбучения, реально необходимой для работы с детьми с ОВЗ;
Песочная терапия помогает детям с ОВЗ, аутизмом, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, методика объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, на повышение концентрации внимания и усидчивости.
Цель: поиск своего Я через снижение психофизического напряжения у детей с ОВЗ используя песочную терапию
Задачи проекта
- Развивать тактильную «чувствительность» как основу развития «ручного» интеллекта ребенка.
- Формировать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).
- Развивать творческие способности детей;
- Обогащать и активизировать словарь детей.
- Формировать представления об окружающем мире.
Задачи песочной терапии ориентированы на то чтобы помочь ребенку с ОВЗ
- развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- развитие способностей к социализации;
- снимать мышечную напряжённость;
- помочь ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
- развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
- стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию;
- соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
- преодолевать комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
- совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- способствовать расширению словарного запаса;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развитие связной речи .
- воспитывать усидчивость, выносливость, умение начатое дело доводить до конца.
Условия реализации проекта:
- Элементы песочной терапии проводятся еженедельно в рамках коррекционно-развивающей деятельности.
- Подготовка оборудования, материалов (приобретение песочницы, коллекции мелких игрушек, карточек и игр с различными эмоциями.
- Игры и упражнения проводятся в обстановке эмоционального комфорта.
- Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с сухим и кинетическим песком.
- Игры с детьми проводятся стоя рядом со столом с песочницей, или сидя за столами с подносами для песка.
Первый этап – организационно-подготовительный
- Постановка проблемы, определение цели и задач.
- Разработка проекта.
- Подбор оборудования:
Песочница из дерева (размер в сантиметрах: 50х70х8см) окрашенная в синий цвет.
Тактильно-развивающая многогранная поверхность «Световой куб» (50х50см)
Песочные модули для индивидуальной работы. (50х40) окрашенные в синий цвет.
Чистый, просеянный песок (прокаленный в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”. Рядом – вода для смачивания песка.
“Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров.
Набор игрушек:
– человеческие персонажи: семья, отдельные фигурки людей.
– здания: дома, школы, замки.
– животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.
– растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.
– постройки: мосты, ограды, ворота.
– естественные предметы: ракушки, веточки, камни.
– символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.
– сказочные герои: злые и добрые.
– карточки с эмоциями.
– деревянный конструктор.
- Цветной песок.
- «Коллекция» миниатюрных фигурок. (для мальчиков – машинки, заборчик, деревья, мосты, дорожные знаки, для девочек – куклы, мебель и посуда детская, различные аксессуары).
- Бросовый и природный материал.
Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения: «Звуки природы», релаксационная и классическая музыка, рекомендованная для детей дошкольного возраста.
Противопоказания
Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания.
Не рекомендуется в случаях, когда:
- уровень тревожности ребёнка очень высок;
- есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;
- есть кожные заболевания и порезы на руках.
Подбор программно-методического обеспечения.
За основу были приняты: программа Крюкова С. В. Слободяник Н. П «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.» ; Федосеева М. А. Практическое пособие «Занятия с детьми 3-7лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательных сфер средствами песочной терапии»
Данилова С. И. «Психологическое сопровождение дошкольников.»
Работа с родителями.
На собрании познакомить родителей с проектом, рассказать о песочной терапии и важности развития эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Показ родителям презентации, мастер-класса, где родители примут участие в играх в песочнице.
Второй этап – практическая реализация проекта.
Развивающие (познавательные) игры на песке
Цель – расширение представлений ребенка об эмоциях, «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций.
Коррекционные игры
Цель – коррекция эмоционально-волевых нарушений (гиперреактивности, агрессивности, тревожности)
Психопрофилактические игры
Цель – снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.
Использование элементов песочной терапии на занятиях.
Использование элементов песочной терапии в других видах деятельности
Свободная деятельность детей
Система реализации проекта
Развивающие (познавательные) игры на песке. Разыгрывание сюжетов в песочнице.
Коррекционные игры.
Игры в песочнице на развитие тактильной чувствительности Психопрофилактические игры
Игры в песочнице на снятие психоэмоционального напряжения
Ноябрь – месяц – 2 занятия, дидактические игры.
Занятия №1, №2 «Здравствуй, песочек»
Задачи:
- познакомить детей с песком, со свойствами песка; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.
Беседа «Мои ощущения»
Игра «Зарывание «секретиков»
Познавательная игра «Собери картинку»
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Декабрь-месяц-2занятия, дидактические игры
Занятия №3, №4 «Чудесный песок»
Задачи:
- закрепить знания о свойствах песка; познакомить детей с правилами поведения в песочнице; способствовать снижению психоэмоционального напряжения, формированию чувства ответственности, коррекции познавательных процессов, развитию связной речи.
Игра «Следы на песке»
Игра «Зарывание секретиков»
Познавательная игра «Собери картинку»
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Беседа «Мои ощущения»
Январь – месяц – 2 занятия, дидактические игры
Занятия №5, №6 «Юные археологи»
Задачи:
- закрепить знания о правилах поведения в песочнице; формировать усидчивость, аккуратность; способствовать расширению активного и пассивного словаря; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.
Упражнение «Чего не стало?»
Подвижная игра «Песчинки»
Упражнение «Раскопки»
Упражнение «Правила города»
Познавательная игра «Собери картинку»
Февраль-месяц – занятия, дидактические игры.
Занятия №7, №8 «Мы строители»
Задачи:
- закрепить знания о правилах поведения в песочнице; формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность; способствовать расширению активного и пассивного словаря; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.
Упражнение «Мы такие хорошие»
Подвижная игра «Песчинки»
Игра «Угадай, что тебе попало в руки?»
Игра «Замок из песка»
Познавательная игра «Собери картинку»
Март-месяц – 2 занятия, дидактические игры
Занятия №9, №10 «Домашние животные»
Задачи:
- закрепить названия домашних животных; продолжать формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность, способствовать расширению активного и пассивного словаря; развивать навыки самоконтроля; развивать мелкую моторику; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.
Беседа «Ферма»
Игра «Кто в домике живет?»
Подвижная игра «Кошки-мышки»
Познавательная игра «Собери картинку»
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Игра «Следы на песке»
Апрель-месяц-2 занятия, дидактические игры
Занятия №11, №12 «Дикие животные»
Задачи:
- закрепить названия диких животных, повторить классификацию «дикие – домашние животные»; способствовать расширению активного и пассивного словаря; продолжать формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность, развивать навыки самоконтроля; развивать мелкую моторику; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.
Беседа «Лесные жители»
Игра «Наведи в песочнице порядок»
Подвижная игра «У медведя во бору»
Познавательная игра «Собери картинку»
Игра «Следы на песке»
Апрель-месяц – 2 занятия, дидактические игры
Занятия №13, №14 «Пустыня»
Задачи:
- способствовать расширению активного и пассивного словаря; формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность, развивать навыки самоконтроля; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.
Беседа «Кто живёт в пустыне»
Игра «В пустыне»
Игра малой подвижности «Черепашки»
Познавательная игра «Собери картинку»
Май-месяц-2 занятия, дидактические игры
Занятия №15, №16 «Морские обитатели»
Задачи:
- закрепить названия морских обитателей; способствовать расширению активного и пассивного словаря; развивать мелкую моторику; способствовать эмоциональному восприятию окружающего мира, снижению психоэмоционального напряжения.
Пальчиковая гимнастика «Осьминог»
Игра «Песочные прятки»
Игра «Песочное море».
Познавательная игра «Собери картинку»
Игра-импровизация «Море волнуется раз…», «Здравствуй шишка», «Апельсинчик» – дружба, «Песочные прятки», «Чуткие пальчики», “(цветной песок)
«Соленый чай» -отвращение, брезгливость «Песочная радуга» (насып из цветного песка) «Порисуй пальчиками», «Пианино
Заключительный этап
Работа с родителями
- Наглядная информация в родительском уголке
- Тематические родительские собрания
- Мастер-классы
- Индивидуальные консультации
- Накопление и обобщение педагогического опыта
- Обновление уголков (информационных стендов) играми в песочнице на развитие коммуникации, эмоциональной сферы для детей с ОВЗ
- Мастер-классы
- Самообразование
- Презентации.
Ожидаемые результаты и социальный эффект
- наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
- достичь положительного эмоционального благополучия, т. к. затрагивает чувства, эмоции ребенка;
- помочь выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка;
- оказать положительное влияние на развитие речи, мышление, познавательные процессы, творческие способности ребенка;
- вызвать положительные эмоции (радость, удивление, снизить негативные проявления (страх, агрессия, тревожность, уменьшить проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);
- ребенок начнет понимать себя, других людей, окружающий мир;
- развить фантазию, понять свое внутренние я.
Приложение
«Ритуал Входа» в игру с песком
Дети встают во круг песочницы и чистые руки ставят на края бортика. Углу песочницы сидит «Волшебный мешочек». Педагог просит прислушаться ребят, раздается храп, «Волшебный мешочек» спит. Педагог предлагает его разбудить, так как в нем храниться волшебный песок, который нам нужен для занятия.
Все отходят на шаг назад и говорят, делая все движения:
Мы ногами топ, топ, топ
Мы руками хлоп, хлоп, хлоп
Мы чуть, чуть попрыгаем
Ножками подрыгаем
Очень сильно хлопать будем и мешочек наш разбудим.
В момент когда дети сильно хлопают, просыпается волшебный мешочек:
И мешочек вдруг проснулся
Всем ребятам улыбнулся!!!
(Мешочек начинает здороваться и знакомиться с ребятами). После этого он предлагает поделиться с каждым ребенком своим песком. Дети подставляют ручки и каждому из мешочка достается немного «волшебного» песка, который они потом высыпаю в песочницу и начинают пальчиками перемешивать. Весь песок в песочнице становиться волшебным! Можно приступать к занятию, но сначала с песком надо поздороваться:
Дети кладут обе ладошки в песочницу и говорят нажимая на песок:
Здравствуй, здравствуй, наш песок!
«Ритуал выхода»
Ребята по горсточке песка всыпают в «Волшебный мешочек», он завязывается, чтоб песок не просыпался, прощается со всеми ребятами, озвучивая при этом успехи ребят за данное занятие. Садиться в уголок песочницы.
Дети ставят раскрытые ладошки на песок и говорят:
Спасибо милый Наш песок
Ты всем нам подрасти помог
В ладоши наши посмотри
Мудрее стали ведь они!
Поднимают руки, и начинают разглаживать свои отпечатки, говоря : До свидания Песочек!
«Игры с песком»
Упражнение “Здравствуй, песочек”
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Дети различными способами дотрагиваются до песка.
Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий).
Давайте с ним поздороваемся: “Здравствуй, песочек!”.
Послушайте… Он с вами здороваемся. Вы все слышите? …Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он сговорит тихим голосом.
А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.
Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.
Вы слышите, как он смеется?…
Упражнение “Необыкновенные следы”
Цель: развитие тактильной чувствительности.
“Идут медвежата” – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. “Прыгают зайцы” – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
“Ползут змейки” – ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
“Бегут жучки-паучки” – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – “жучки здороваются”).
Упражнение ” Холодно – горячо”
Цель: учиться слушать другого, возможность выражения позитивных эмоций
Задача: взаимодействие, четкое выполнение инструкции
Инструкция: сейчас ты отвернешься, а я в песочнице спрячу игрушку. Нужно найти ее, выполняя инструкцию. Если я говорю: «холодно», значит ты удаляешься от игрушки, а если «горячо» – находишься рядом.
Анализ: понравилась ли тебе игра? легко или трудно тебе было выполнять инструкцию? что для тебя было легче искать игрушку или помогать ее искать
Упражнение “Секретик”
Цель: возможность выражения позитивных эмоций
Задача: выполнять задание точно по инструкции, развитие креативности
Инструкция: Под прозрачное стеклышко (без острых краев) кладется картинка и засыпается песком. Необходимо найти «секретик» и аккуратно раскопать его. Объяснить что увидел, придумать рассказ и т.д.
Анализ упражнения: что увидел? что хочешь рассказать? понравилось ли играть? .
Упражнение “Сказочная страна”
Цель: взаимодействие, обострить поиск конструктивных способов решения проблем
Задание: оценить собственные ощущения
Инструкция: возьми поднос, подойди к коллекции фигурок и выбери те, которые привлекают внимание. Подойди к ящику с песком. Представь себе, что ты волшебник. Ты долго путешествовал. Ты искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, ты пришел в пустыню.
Задумал волшебник превратить ее в сказочную с разными существами.
Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь.
Анализ игры: что это за мир сказочная страна? какие существа ее населяют, какой у них характер? что они умеют? откуда они пришли в эту страну? В каких взаимоотношениях они находятся между собой’.’ всем ли существам хорошо в этой стране? если нет, то, что можно изменить? какие события будут происходить в этой стране? что будут делать герои дальше?